Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Практические задания. Задание 1. Выскажите свое мнение по поводу следующих высказываний:






Задание 1. Выскажите свое мнение по поводу следующих высказываний:

А) Иоанн Павел II: «Права человека – это неделимые права всех».

Б) «Если международное право представляет собой предел права, то право войны представляет собой предел международного права». (Современные войны. Гуманитарные проблемы. М., 1990).

В) А.И. Ковлер: «Если требуется привести пример неразрывной связи правовой системы с образом жизни отдельного человека, то ислам – самый наглядный пример».

В) Р. Давид: «Мир стал един. Мы не можем отгородиться от людей, которые живут в других государствах, других частях земного шара… Необходимое международное взаимодействие или, во всяком случае, простое сосуществование требуют, чтобы мы открыли наши окна и посмотрели на зарубежное право».

Задание 2. Используя учебную литературу и нормативные источники, определите, каким будет режим семейного имущества, если при вступлении в брак супруги не заключили брачного контракта:

В соответствии с законодательством ФРГ;

В соответствии с законодательством Франции;

В соответствии с законодательством Великобритании;

В соответствии с законодательством США.

Задание 3. Используя учебную литературу и нормативные источники, определите, могут ли быть рассмотрены с участием суда присяжных в Великобритании, США, ФРГ, Франции, Японии следующие дела в отношении:

Преступления, караемого 7 месяцами лишения свободы;

Преступления, караемого 2 годами лишения свободы;

Преступления, караемого 5 годами лишения свободы;

Возмещения причиненного вреда в сумме 10 долларов или 10 евро;

Возмещения причиненного вреда в сумме 1000 долларов или 1000 евро.

Задание 4. Какой принцип наказания закреплен в описываемой норме права? О чем свидетельствует сохранение данной нормы и принципа до нашего времени?

«Американец Саймон Лексингтон из Рой-Айленда подал в суд на зубного врача, который вместо больного зуба вырвал ему здоровый (1991 г.). Лексингтон потребовал применить к врачу действующий до сих пор закон 1859 г. По нему нерадивому дантисту удаляют такой же зуб, который потерял пострадавший».

Задание 5. Проанализируйте содержание Уголовного кодекса штата Нью-Йорк 1967 г. и ответьте на следующие вопросы:

1. Кто является субъектом уголовной ответственности?

2. Какие требования предъявляются к субъекту уголовной ответственности?

3. Что такое «вина», и какие формы вины предусмотрены законом?

4. Кто считается соучастником преступления?

Задание 6. Проанализируйте содержание Уголовного кодекса ФРГ 1971 г. и ответьте на следующие вопросы:

1. Что такое «преступление» и «проступок»?

2. Кто является субъектом уголовной ответственности?

3. Основания привлечения субъекта к уголовной ответственности?

4. Что такое «вина», и какие формы вины предусмотрены законом?

5. Кто считается соучастником преступления, и какие виды соучастия выделяет закон?

Задание 7. Проанализируйте содержание Уголовного кодекса Франции 1994 г. и ответьте на следующие вопросы:

1. Кто является субъектом уголовной ответственности?

2. Какие виды преступлений выделены в УК?

3. Какие виды преступлений можно считать новеллами? Почему?

4. Какие меры уголовных наказаний в отношении физических лиц предусмотрены в УК?

5. Какие меры уголовных наказаний в отношении юридических лиц предусмотрены в УК?

Задание 8. Во Франции в 1945–1951 гг. были учреждены особые суды по делам несовершеннолетних. Ознакомьтесь с предлагаемым текстом и ответьте на следующие вопросы:

1. Каким образом формируются специализированные суды по делам несовершеннолетних?

2. По какому принципу дела несовершеннолетних распределяются между обычными судами и судами для несовершеннолетних?

3. Как вы можете объяснить, почему судья по делам несовершеннолетних является в отношении некоторых деяний одновременно и следователем и судьей?

4. Как вы можете охарактеризовать полномочия судьи по делам несовершеннолетних?

5. Каковы особенности процедуры рассмотрения дел о несовершеннолетних? Чем эти особенности можно объяснить?

6. Почему приговоры подлежат немедленному исполнению?

В.А. Туманов «Судебные системы западных государств» (Извлечения)

«Согласно ст. 531-1 Кодекса судоустройства 1978 г., в каждом суде большой инстанции должны быть созданы трибуналы по делам несовершеннолетних, в составе которых присутствуют один или несколько судей по делам несовершеннолетних, назначаемых сроком на три года первым председателем трибунала большой инстанции по предложению генерального прокурора. В каждом апелляционном суде имеется советник по проблемам охраны несовершеннолетних.

Судья по делам несовершеннолетних в соответствии с законом сам решает, может ли он рассматривать дело по существу, то есть единолично в закрытом заседании, или должен отослать дело в трибунал для несовершеннолетних. При этом критерием служит не тяжесть противоправного деяния, а мера, которая может быть применена в отношении правонарушителя.

В отличие от одного из основных принципов судопроизводства – разделение следственных и судебных органов – судья по делам несовершеннолетних является в отношении некоторых деяний одновременно и следователем и судьей?

Полномочия судьи по делам несовершеннолетних весьма ограничены. Он применяет в отношении подростка «меры защиты, помощи, надзора и воспитания». И только при необходимости направить несовершеннолетнего в интернат выносит приговор.

Судья по делам несовершеннолетних компетентен принимать все меры по защите неблагополучных детей, предусмотренные Гражданским кодексом (ст. 375 и сл.), когда под угрозой оказались их здоровье, безопасность или нравственность.

Процедура рассмотрения дел о несовершеннолетних, хотя и следует основным принципам общего права, характеризуется определенными особенностями. Считается необходимым заслушивание в суде родственников несовершеннолетнего. На заседании имеет право присутствовать лишь ограниченное число лиц, а именно свидетели, близкие родственники, адвокаты и некоторые другие лица. Гласность рассмотрения дела или его решения с использованием средств массовой информации запрещена. Все приговоры в отношении несовершеннолетних подлежат немедленному исполнению, несмотря на процедуру обжалования».

 

Рекомендуемая дополнительная литература

1.Давид Р., Спинози Ж.-К. Основные правовые системы современности. М., 2009.

2. Защита прав человека в современном мире / Под ред. Е.А. Лукашевой. М., 1993.

3. Ливанцев К.Е. История буржуазного государства и права. М., 1991.

4. Марченко М.Н. Сравнительное правоведение: Учебник для вузов. Общая часть. М.: Зерцало, 2006.

5. Осакве К. Введение в сравнительное правоведение. М., 2003.

6. Решетников Ф.М. Правовые системы стран мира: Справочник. М., 2001.

7. Топорнин Б.Н. Право европейских сообществ. М., 1998.

8. Цвайгерт К., Кётц Х. Введение в сравнительное правоведение в сфере частного права. М., 1998.

9. Чиркин В.Е. Сравнительное конституционное право. М., 2011.

10. Языков Е.Ф. История стран Европы и Америки в новейшее время (1918-1945 гг.). М., 2001.

Тема 25. Развитие буржуазного государства в Японии

Семинарское занятие

Вопросы для подготовки к семинарскому занятию:

1. Японское государство после первой мировой войны. Механизм власти японского фашизма.

2. Японское государство после Второй мировой войны.

3. Японское право в XX веке.

Основные понятия: конституция, парламентская монархия, пацифизм, «гири».

Рекомендации по подготовке к семинарскому занятию

Целью изучения данной темы является формирование целостного системного представления о специфике процессов формирования и функционирования государства и права в Японии, выработка навыков самостоятельного исследования проблемных вопросов государственно-правовой истории, навыков поиска и анализа информации, умений оперировать юридическими понятиями и категориями; использовать метод сравнительного анализа в сочетании с конкретно-историческим подходом в изучении государственно-правовых явлений.

Изучение первого вопроса следует начать с анализа изменений в экономике Японии, выявления причин обострение социальных противоречий, анализа форм политической борьбы. Проанализируйте содержание избирательных реформ 1919 и 1925 годов и сделайте выводы о значении и последствиях для политической системы Японии.

Анализ механизма власти японского фашизма начните с определения причин поворота к монархо-фашистской диктатуре. Выявите последствия мирового экономического кризиса 1929-1933 годов для Японии. Ознакомьтесь с содержанием Закона 1925 года (с изменениями в 1928 года) «Об охране общественного спокойствия». Объясните причины роста численности фашистских организаций, установления государственного контроля за экономикой. В чем проявлялась милитаризация общества и государства? Объясните появление Закона 1938 года «О всеобщей мобилизации нации». Выявите особенности японского фашизма и механизма фашистской диктатуры, сравните их с режимом Гитлера и Муссолини. Что означали понятия: «Новая политическая структура» и «Новая экономическая структура»? Какие карательные органы были созданы в довоенной Японии? Объясните причины агрессивной внешней политики Японии, роль в развязывании Второй мировой войны.

Рассмотрение второго вопроса начните с итогов Второй мировой войны в целом, и для Японии в частности. Каким образом решалась судьба Японии в Потсдамской декларации? Какие мероприятия проводили оккупационные власти по демократизации и демилитаризации страны.

Особое внимание уделите анализу Конституции Японии 1947 года. Конституция Японии 1947г. относится к буржуазным конституциям, так называемой новой волны, созданным по окончании II мировой войны. В ней нашли отражение прогрессивные демократические положения, институты и нормы, на содержание которых оказали большое влияние требования демократических сил страны. На примере Конституции Японии 1947г. можно выявить характерные черты этих конституций, отметить особенности, которые предопределены недавним монархическим прошлым этой азиатской страны. Принятие основного закона 1947г. означало поворот Японии от одной конституционной модели к другой, в основу которой легли американские и европейские конституционные институты. Следует рассмотреть те внешнеполитические и внутренние социально-политические условия, в которых принималась конституция, предшествующие ей демократические реформы, демилитаризация страны и т.д. При исследовании Конституции Японии 1947г. необходимо сравнить ее с предшествующей Конституцией страны 1889г.

Конституция 1947г. закрепляет парламентарную монархию как форму правления послевоенной Японии. При рассмотрении государственного строя Японии следует проанализировать полномочия японского императора, выяснить его роль в системе высших органов, взаимоотношения с парламентом и кабинетом и др. Выявите структуру, принципы деятельности и формирования каждой из палат парламента, их взаимоотношения, возможность их досрочного роспуска, порядок рассмотрения законопроектов и т.д. Проанализируйте механизм формирования кабинета – правительства Японии, его компетенцию и формы ответственности за свою деятельность. При анализе судебной власти по Конституции 1947г. нужно обратить внимание на закрепление за судами права конституционного надзора

Конституция Японии 1947г. декларирует довольно широкий перечень прав и свобод. Среди них – равенство перед законом, свобода совести, собраний, уголовно-процессуальные права, гарантии личной свободы и неприкосновенности личности и др. Ряд положений направлен против пережитков феодализма – отмена пэрства и других аристократических институтов, отказ государства от какой-либо религиозной деятельности и покровительства религии и пр. Одна из отличительных черт японской конституции – ее антимилитаристская направленность, явившаяся отражением подъема борьбы антивоенных сил после поражения Японии во II мировой войне. Необходимо проанализировать соответствующие положения преамбулы конституции, содержащие принципы антивоенной политики и их нормативное закрепление в статьях основного закона (ст. 9, 66). Следует отметить, как впоследствии обходились эти антивоенные положения Японской империи (за счет создания так называемых сил национальной обороны и др.).

Изучение третьего вопроса начните с анализа системы источников японского права, определите место традиции, норм «гири». Охарактеризуйте основные отрасли японского права, трудовое право, уголовное право и уголовный процесс, семейное право. Основное внимание уделите отрасли трудового права. Раскройте природу и правовые формы социального реформизма. Выявите влияние социально-политической обстановки на трудовое законодательство, особенности регулирования таких институтов как заработная плата; рабочее время; охрана труда; юридическое признание профсоюзов, включая их право на заключение коллективных договоров, право на забастовку и порядок разрешения трудовых споров.

Раскройте содержание правовой концепции «государства всеобщего благоденствия» (социального государства).

 

При изучении темы рекомендуется составить следующие схемы:

– «Система государственного управления по Конституции 1947 года»

– «Система источников японского права в XX веке»

Рекомендуемая дополнительная литература

1. Давид Р., Спинози Ж.-К. Правовые системы современности. М., 2009.

2. Инако Цуэно. Современное право Японии. М., 1981.

3. История буржуазного конституционализма. XIX век. М., 1986.

4. История Японии / Отв. ред. А.Е. Жуков. Т.2. М.. 1999.

5. Норман Г. Возникновение современного государства в Японии. М., 1961.

6. Овчинников В.В. Ветка сакуры: Рассказ о том, что за люди японцы. М., 1988.

7. Овчинников В.В. Ветка сакуры. Корни дуба. Горячий пепел. М., 2012.

8. Чиркин В.Е. Сравнительное конституционное право. М., 2011.

Тема 26. Развитие государства в Китае в XX веке






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.