Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Практическое занятие. Вопросы для подготовки к практическому занятию:






Вопросы для подготовки к практическому занятию:

1.Эволюция общественного и государственного строя Византии.

2.Общая характеристика права Византии. Источники права Византии в IV – VIII вв., свод гражданского права Юстиниана. Основные памятники византийского права VIII – XIV вв.

3.Эклога: общая характеристика, источники, система, правовое положение населения, брачно-семейное право, преступления и наказания.

Основные понятия: апоры, басилевс, дигесты, динат, диоцезы, император, интерполяция, квестор, колон, куриалы, логофет, мортиты, новелла, номоканон, парики, пандекты, претор, префектура, прония, протовестиарий, секрет, синклит, стратиг, фема, элевтер, эмфитевзис.

Рекомендации по подготовке к практическому занятию

Целью практического занятия является формирование умений применять основные приемы и способы познания историко-правовых явлений, осуществлять поиск и систематизацию информации по изучаемой теме, навыков работы с юридической терминологией, применения сравнительно-правового метода при анализе нормативных источников, умений аргументировать собственную точку зрения, а также формирование целостных представлений о значении византийского права для развития современных правовых систем, влиянии Византии на дальнейшее развитие европейских государственности, закрепление общетеоретических знаний об основных этапах развития государственности Византии, об основных источниках византийского права.

При подготовке к первому вопросу нужно выделить причины и условия образования Византийской империи. Определить степень религиозного влияния на формирование нового государственного образования. Необходимо выявить характерные особенности Византийской империи, факторы обуславливающие, в определенной степени, преемственность институтов государственной власти от Западной Римской империи. Объясните, почему Восточная Римская империя не испытала кризиса, аналогичного краху Западной Римской империи. Обрисуйте государственные успехи при Юстиниане I. Опишите ведущие органы и особенности государственной власти. Охарактеризуйте фемную систему. Определите, каким было отношение государства к закрепощению крестьянства? Сделайте выводы, о внутренних и внешних причинах окончательного краха Византии в середине XV в.?

Рассматривая вопрос о государственной системе Византии, обратите внимание на положение и статус императора, взаимоотношения с подданными. Анализируя государственный строй Византии, особое внимание следует обратить на статус православной христианской церкви, а также на такие органы государства и должностные лица, как константинопольский сенат, дины, государственный совет, патриарх, предмет претория, магистр, квестор. Необходимо также выявить специфику центрального и местного управления в империи. Стоит также выяснить принципы, положенные в основу формирования государственного аппарата, порядок формирования государственных органов, особенности статуса чиновников. Проанализируйте положение различных социальных категорий населения Византии, их структуру, характерные особенности, определить систему взаимоотношений. Необходимо определить различия в правовом положении полноправных и неполноправных свободных граждан, рабов.

При изучении второго вопроса надлежит обратиться к источникам формирования византийского права, определить его особенности и причины, которые воздействовали на создание и функционирование византийской правовой системы. Выявите основные этапы в развитии византийского права. Проанализируйте основные источники права IV-VIII веков: кодекс Феодосия и Свод Юстиниана. Охарактеризуйте особенности кодификационной деятельности Юстиниана и его преемников. Ознакомьтесь со структурой Свода Юстиниана, раскройте смысл понятий «институции», «дигесты», «кодекс», «новеллы». Объясните причины переработки Свода Юстиниана в VIII веке. Охарактеризуйте основные памятники византийского права VIII – XIV вв., такие как Эклога, Земледельческий Закон, Морской закон, Военный закон, Моисеев закон, номоканоны, Прохирон, Эпанагога, Василики. Необходимо установить типологическое сходство и различия источников юридических кодексов, соотношение норм обычного права, судебной практики и религиозных традиций. Следует выявить внутреннюю логику изложения правовых сборников, казуистичность норм, формализм, связь с религией, моралью, символические процедуры и другие особенности.

Рассмотрение третьего вопроса начните спричин создания и структуры Эклоги. Для этого, прежде всего, необходимо подробно проанализировать обширный Пролог, открывающий документ и представляющий собой своеобразную программу широкомасштабной правовой реформы, итогом которой и стало принятие Эклоги. После выявления причин, приведших к принятию Эклоги, необходимо перейти к технико-юридическому анализу документа: показать особенности его структуры, обозначить круг регулируемых в нем отношений и др. Завершая ответ вопрос, следует сказать о судьбе Эклоги, о ее влиянии на развитие как собственно византийского права, так и права других государств.

Рассмотрите правовой статус отдельных физических лиц, выявите его качественные изменения по сравнению с правом Древнего Рима, изменения, коснувшиеся института рабовладения (его «гуманизацию»), снижение роли социального статуса преступника и потерпевшего при определении меры ответственности. В тоже время важно подчеркнуть возросшую дифференциацию внутри свободного населения, о чем свидетельствует содержание XIV титула «О свидетелях».

Темы рефератов, докладов

1. Проявления влияния христианского учения на содержание права (на примере Эклоги).

2. Своеобразие общественно-политического устройства Византии.

3. Кодификация Византийских императоров: Исаврийской (Сирийской) и Македонской династий

4. Понятие власти Византийского Императора. Его статус и компетенция

5. Аппарат центрального государственного управления Византийской Империи. Административное деление Империи

6. Чиновничья бюрократия и ее роль в Византии.

7. Местное и военное управление в Византии.

8. Государство и церковь в Византии.

9. Сословный строй. Зависимое население в Византии.

10. Крестьянская община. «Земледельческий закон». Государственный феодализм.

11. Право Византийской Империи: общая характеристика институтов публичного и частного права

12. Суд, его органы и процесс (либеллярный) в Византийской Империи

13. Сравнительный анализ норм брачно-семейного права (Эклога, Институции Гая, Институции и Дигесты Юстиниана).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.