Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






V для кого я пишу




Не для миллионов, не для единственного, не для себя. Я пишу для самойвещи. Вещь, путем меня, сама себя пишет. До других ли и до себя ли? Здесьнужно различать два момента момент созидательный и момент по-создании.Первый без: зачем? весь - в как. Второй бы я назвала моментом бытовым, прикладным. Вещь написана, что с ней будет? кому придется? кому продам? О, не скрываю, что, по свершении вещи, последний вопрос для меня -наиважнейший. Так, дважды, духовно и житейски вещь дана, кто ее возьмет? Два слова о деньгах и о славе. Писать из-за денег - низость, писатьради славы - доблесть. Просторечье и простомыслие ошибаются и здесь. Писатьиз-за чего бы то ни было, кроме самой вещи - обречение вещи на ровно - день.Так пишутся, и может быть и должны писаться, только передовицы. Слава ли, деньги ли, торжество ли той или иной идеи, всякая посторонняя цель для вещи- гибель. Вещь, пока пишется, - самоцель. Зачем я пишу? Я пишу, потому что не могу не писать. На вопрос о цели -ответ о причине, и другого быть не может. За 1917-1922 г. у меня получилась целая книга так называемыхгражданских (добровольческих) стихов. Писала ли я книгу? Нет. Получиласькнига. Для торжества белой идеи? Нет. Но белая идея, в них, торжествует.Вдохновленная идеей добровольчества, я о ней забывала с первой строки -помнила только строку - и встречалась с ней лишь по проставлении последнейточки, с живым, помимо воли моей воплощенным добровольчеством. Залогдейственности так называемых гражданских стихов именно в отсутствиигражданского момента в процессе писания, в единоличности моментачисто-стихотворного. То же, что об идеологии - о моменте прикладном. Понаписании стихов, я могу прочесть их с эстрады и обрести себе либо славу, либо смерть. Но если я об этом думаю, приступая к ним, я их не напишу илинапишу так - что не заслужат ни славы, ни смерти. Момент до-свершения и момент по-свершении. Об этом говорил Пушкин встроках о вдохновении и рукописи, и этого никогда не поймет простомыслие. Слава и деньги. Слава - как широко - просторно - достойно - плавно.Какое величие. Какой покой. Деньги - как мелко - жалко - бесславно - суетно. Какая мелочь. Какаятщета. Чего же я хочу, когда, по свершении вещи, сдаю вещь в те или иные руки? Денег, друзья, и возможно больше. Деньги - моя возможность писать дальше. Деньги - мои завтрашние стихи.Деньги - мой откуп от издателей, редакции, квартирных хозяек, лавочников, меценатов - моя свобода и мой письменный стол. Деньги, кроме письменногостола, еще и ландшафт моих стихов, та Греция, которую я так хотела, когдаписала Тезея, и та Палестина, которой я так захочу, когда буду писать Саула, - пароходы и поезда, везущие во все страны, на все и за все моря! Деньги - моя возможность писать не только дальше, но лучше, не братьавансов, не торопить событий, не затыкать стихотворных брешей случайнымисловами, не сидеть с Х или У в надежде, что издаст или " пристроит", - мойвыбор, мой отбор. Деньги, наконец, - пункт третий и важнейший - моя возможность писатьменьше. Не 3 страницы в день, а 30 строк*. _________________________ *Пункт, меньше всего относящийся ко мне: 1) если я " и жить торопится ичувствовать спешит" - то, во всяком случае, не печатать: так, с 1912 г по1922 г не напечатала ни одной книги; 2) спешка души еще не означает спешкипера: " Молодца", якобы написанного " в один присест", я писала, не отрываясь, день за днем, три месяца. " Крысолова" (6 глав) - полгода: 3) под каждой моейстрокой - " все, что могу в пределах данного часа". О " легкости" же моегописьма пусть скажут черновики (примеч. М. Цветаевой). Мои деньги - это, прежде всего, твой выигрыш, читатель! Слава? " Etre salue' d'un tas gens que voos ne connaissez pas*" (словопокойного Скрябина, не знаю, собственное или присвоенное). Житейски -увеличенный бытовой груз. Слава - следствие, а не цель. Все великиеславолюбцы - не славолюбцы, а властолюбцы. Будь Наполеон славолюбцем, он быне томился на Св. Елене, сем совершеннейшем из постаментов. Наполеону на Св.Елене не хватило не славы, а власти. Отсюда - терзания и подзорная труба.Слава - пассивна, властолюбие - действенно. Слава - лежача, " почиет налаврах". Властолюбие - конно, и эти лавры добывает. " Ради славы Франции исвоей власти", - вот, в чистоте сердца, девиз Наполеона. Чтобы мир слушалсяФранции, а Франция - меня. Имя наполеоновской gloire- poivour.** О личнойславе (чистейшей словесности) он, как прежде всего - человек действия, непомышлял. Жечь себя с двух концов ради рокота толп и лепета поэтов, дляэтого он слишком презирал и толпу и поэтов. Цель Наполеона - власть, последствия добытой власти - слава. __________________________ * " Когда васприветствуют толпы людей, с которыми вы незнакомы" (фр.). ** Славе - власть(фр.) Славу, у поэта, я допускаю как рекламу - в денежных целях. Так, личнорекламой брезгуя, рукоплещу - внемерному и здесь - масштабу Маяковского.Когда у Маяковского нет денег, он устраивает очередную сенсацию (" чисткапоэтов, резка поэтесс", Америки, пр.). Идут на скандал и несут деньги.Маяковскому, как большому поэту, ни до хвалы ни до хулы. Цену себе он знаетсам. Но до денег - весьма. И его самореклама, именно грубостью своей, кудачище попугаев, мартышек и гарема Лорда Байрона, как известно - в деньгах ненуждавшегося. Необходимая отмета: ни Байрон, ни Маяковский, для славы не пускают вход - лиры, оба - личную жизнь, отброс. Байрон желает славы? Заводитзверинец, селится в доме Рафаэля, может быть - едет в Грецию... Маяковскийжелает славы? Надевает желтую кофту и берет себе фоном - забор. Скандальность личной жизни доброй половины поэтов - только очищение тойжизни, чтобы там было чисто. В жизни - сорно, в тетради чисто*. В жизни - громко, в тетради - тихо.(Океан и в бурю дает впечатление тишины. Океан и в покой дает впечатлениеработы. Первое - созерцать в действии. Второе - работник на отдыхе. В каждойсиле непрестанное соприсутствие тишины и работы. Покой, идущий на нас откаждой силы, есть наш покой за нее. Таков океан. Таков лес. Таков поэт.Каждый поэт - тихий океан.) __________________________ * Чисто, читай: черно. Чистота тетради именно чернота ее.(примеч. М. Цветаевой) Так, воочию, опрокидывается общее место: в стихах все позволено. Нет, именно в стихах - ничего. В частной жизни - все. Паразитизм славы. Так, в царстве растительном: власть- дуб, слава-плющ.В царстве животном: слава - куртизанка, почиющая на лаврах воина.Бесплатное, хоть и приятное, приложение. Слава - некое Дионисиево ухо, наставленное на мир, гомерическое: qu'endira-t-on*? Оглядка, ослышка маниака. (Смесь маний: величия ипреследования.) ______________________ * Что об этом скажут (фр.) Два примера беспримесного славолюбия: Нерон и Герострат. Оба - маниаки. Сопоставление с поэтом. Герострат, чтобы прославить свое имя, сжигаетхрам. Поэт, чтобы прославить храм, сжигает себя. Высшая слава (эпос), то есть высшая сила - безымянна. Есть у Гете изречение: " Не нужно было бы писать ни единой строки, нерассчитывающей на миллионы читателей". Да, но не нужно торопить этих миллионов, приурочивать их именно к этомудесятилетию или веку. " Не нужно было бы..." Но, очевидно, нужно (было). Скорее похоже нарецепт для других, чем для себя. Блистательный пример того же Фауста, непонятого современниками и разгадываемого вот уже сто лет. " Ich derJahrtausenden lebe..." * Гете. Эккерман. ______________________ *" Я, живущийв тысячелетьях" (нем.). Что прекрасного в славе? Слово.

Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.