Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социальная психология. New York ST. Louis San Francisco Auckland Bogota

FIFTH EDITION

Social Psychology

David G. Myers

McGRAW-HILL, INC.

New York St. Louis San Francisco Auckland Bogota

Caracas Lisbon London Madrid Mexim

NewDe, hi Paris San Juan Singapore SyXy Tokyo ToronTo

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Рекомендовано в качестве учебного пособия для студентов

и аспирантов психологических факультетов,

а также слушателей курсов психологических

дисциплин на гуманитарных факультетах

ВУЗов РФ

Санкт-Петербург

Москва • Харьков • Минск 1997

Дэвид Майерс

Давид Майерс Социальная психология

Перевели с английского В. Гаврилов, С. Шпак, С. Меленевская, Д. Викторова

Главный редактор В. Усманов

Заведующий редакцией М. Чураков

Научный редактор А. Свенцицкий

Литературные редакторы М. Шахтарина,

В. Рыжков, В. Попов

Художественные редакторы П. Кудряшов, С. Лебедев

Художник А. Суворов

Корректоры Л. Конорова, Е. Рогозина

Оригинал-макет подготовила М. Шахтарина

ББК 88.5 УДК 159.9: 301 Майерс Д.

М14 Социальная психология/Перев. с англ. — СПб.: Питер, 1997. — 688 с: ил. ISBN 5-88782-141-8

Учебник Дэвида Майерса «Социальная психология» воспитал не одно поколение американских студентов. Пятое издание этого фундаментального труда появилось в США в 1996 году. Живой язык автора, обзор широкого спектра теорий и гипотез, разнообразие экспериментов — все это привлечет внимание не только студентов гуманитарных факультетов, но, безусловно, заинтересует психологов, социологов, философов.

© 1996, 1993, 1990, 1987, 1983 by The McGraw-Hill Companies, Inc. All rights reserved.

© Перевод на русский язык С. Меленевская, В. Гаврилов, Д. Викторова,

С. Шпак, 1996.

© Обложка, издательство «Питер Пресс», 1997.

Published by arrangement with the original publisher, McGraw-Hill, U.S.A.

Подготовлено к печати издательством «Питер Пресс» по лщензионному договору с McGraw-Hill, США.

Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было срздствами без письменного разрешения владельцев авторских прав.

ISBN 5-88782-141-8

ISBN 0-07-044377-7 (англ.)

Все упомянутые в данном издании товарные знаки и зарегистрированные товарные знаки принадлежат своим законным владельцам.

Издательство «Питер Пресс». 194044, С.-Петербург, Выборгская наб., 27. Лицензия ЛР № 063798 от 26.12.94.

Подписано в печать 20.10.97. Формат 70Х1О0'/16. Усл. п. л. 55, 9. Доп. тираж 10 000 экз. Заказ № 960.

Отпечатано с диапозитивов в ГПП «Печатный Двор» Государственного комитета РФ по печати.

197110, С.-Петербург, Чкаловский пр., 15.

СОДЕРЖАНИЕ

ГЛАВА 1. ВВЕДЕНИЕ В СОЦИАЛЬНУЮ ПСИХОЛОГИЮ..............................27

в Социальная психология и смежные науки.................................................30

Социальная психология и социология................................................30

Социальная психология и психология личности..................................31

Уровни объяснения...........................................................................31

Резюме............................................................................................33

■ Социальная психология и человеческие ценности...................................33

Очевидное влияние ценностей............................................................34

Завуалированное влияние ценностей..................................................34

Субъективные аспекты науки.........................................................34

Завуалированные ценности в психологических концепциях.............36

Нельзя соединить «есть» и «должно быть»....................................38

Резюме............................................................................................38

■ «Я знал это!»: не является ли социальная психология

аналогом здравого смысла?.........................................................................40

Резюме............................................................................................46

■ Социальная психология: как это делается.................................................46

Корреляционное исследование: нахождение естественных связей..........46

Противостояние: взаимосвязь — причинность................................47

Опрос..........................................................................................49

Нерепрезентативные выборки....................................................50

Последовательность вопросов....................................................51

Право выбора ответа.................................................................52

Формулировка.........................................................................52

Экспериментальное исследование: поиск причины и следствия.............53

Контроль: манипулирование переменными.....................................53

Случайное распределение: великий уравнитель...............................55

Этика экспериментального исследования........................................56

Объяснение и прогноз: использование теорий.....................................58

Из лаборатории — в жизнь...............................................................60

Резюме............................................................................................60

ЧАСТЬ 1. СОЦИАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ________________________62

ГЛАВА 2. «Я» В СОЦИАЛЬНОМ МИРЕ...........................................................64

■ Я-концепция....................................................................................................64

Самопознание...................................................................................67

■ Социальная психология

Объяснение нашего поведения.......................................................67

Прогноз нашего поведения............................................................68

Мудрость и заблуждения самоанализа...........................................69

Я и культура....................................................................................71

Резюме............................................................................................73

■ Самоэффективность.......................................................................................74

Локус коргтроля................................................................................74

Приобретенная беспомощность — самоопределение............................75

Коллективная эффективность............................................................77

Резюме............................................................................................79

■ Предрасположение в пользу своего Я.........................................................79

Объяснения позитивных и негативных событий..................................79

Можем ли мы все быть выше среднего?..............................................82

Нереалистичный оптимизм................................................................83

Ложный консенсус и уникальность....................................................85

Другие тенденции в пользу своего Я..............................................86

Мотивация самоуважения..................................................................88

Размышления о самоэффективности и предрасположении в пользу

своего Я...........................................................................................89

Предрасположение в пользу своего Я как адаптация.......................90

Предрасположение в пользу своего Я как плохая адаптация...........91

Резюме............................................................................................93

■ Самопрезентация............................................................................................94

Ложная скромность..........................................................................94

Препятствия, которые мы создаем себе сами........................................95

Управление впечатлениями...............................................................96

Резюме............................................................................................98

ГЛАВА 3. СОЦИАЛЬНЫЕ УБЕЖДЕНИЯ И СУЖДЕНИЯ.......................,........99

■ Интерпретация других..................................................................................100

Кому приписать причину: человеку или ситуации............................. 100

Предполагаемые черты................................................................ 102

Атрибуции здравого смысла........................................................ 103

Интеграция информации............................................................. 104

Почему мы изучаем ошибки атрибуции............................................. 104

Фундаментальная ошибка атрибуции............................................... 105

Фундаментальная ошибка атрибуции в повседневной жизни..........107

Почему мы совершаем ошибку атрибуции?...................................109

Перспектива и ситуационное осознание.................................... 109

Культурные различия.................................................... \\2

Насколько фундаментальной является фундаментальная ошибка атри­буции?..............................'............................................................. \\2

Резюме................................................................. \ •] 5

■ Наши суждения о других............................................................................U5

Интуиция: наш потенциал внутреннего знания.................................115

Сила интуиции............................................................. j j g

Содержание ш

Границы интуиции...................................................................... 117

Конструирование интерпретаций и воспоминаний..............................118

Восприятие и интерпретация событий..........................................119

Стойкость убеждений................................................................. 122

Конструирование воспоминаний..................................................123

Реконструирование прошлых установок................................... 124

Реконструирование прошлого поведения...................................126

Реконструкция прежнего опыта............................................... 127

Самонадеянность в суждениях.........................................................128

Лекарство от самонадеянности.................................................... 131

Эвристика...................................................................................... 132

Эвристика репрезентативности.................................................... 132

Игнорирование базовой оценочной информации...........................133

Доступность эвристики............................................................... 134

Иллюзорное мышление................................................................... 136

Иллюзорная взаимосвязь............................................................ 136

Иллюзия контроля..................................................................... 138

Азартные игры....................................................................... 138

Возврат к среднему................................................................. 138

Настроение и суждения................................................................... 140

Резюме.......................................................................................... 142

■ Убеждения самореализации........................................................................143

Ожидания преподавателя и поведение студента................................144

Что мы ждем от других, то и получаем............................................. 145

Резюме.......................................................................................... 147

■ Выводы...........................................................................................................148

Резюме..........................................................................................152

ГЛАВА 4. ПОВЕДЕНИЕ И УСТАНОВКИ.........................................................153

■ Определяют ли установки поведение?...................................................... 155

Неужели мы все лицемеры?............................................................. 155

Когда на самом деле установки предсказывают поведение?................ 157

Уменьшение социальных влияний на выраженные установки......... 157

Уменьшение других влияний на поведение...................................158

Изучение установок, характерных для поведения.......................... 159

Повышение силы установки......................................................... 160

Довести установки до сознания................................................ 160

Сила установок, закрепленных опытом..................................... 161

Некоторые выводы.....................................................................162

Резюме.......................................................................................... 162

■ Определяет ли поведение установки?.......................................................163

Наши роли.....................................................................................164

Утверждение становится убеждением............................................... 166

Феномен «нога в дверях»................................................................ 168

Дурные поступки и установки......................................................... 171

Межрасовое поведение и расовые установки..................................... 173

Социальные движения.................................................................... 174

■ Социальная психология

Размышления над данными исследований......................................... 175

Резюме.......................................................................................... 176

■ Почему поступки влияют на установки?...................................................176

Самопрезентация: управление впечатлением..................................... 177

Оправдание самого себя: когнитивный диссонанс.............................. 178

Недостаточное оправдание.......................................................... 179

Диссонанс после принятия решений.............................................182

Самовосприятие............................................................................. 183

Сверхоправдание и внутренняя мотивация................................... 186

Сравнение теорий........................................................................... 189

Диссонанс как активирующий фактор.......................................... 191

Самовосприятие при отсутствии противоречия самому себе............ 193

Резюме..........................................................................................194

ГЛАВА 5. СОЦИАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ И ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА..............195

■ Построение суждений клиническими психологами.................................196

Иллюзорные взаимосвязи................................................................197

Хиндсайт и самонадеянность........................................................... 198

Самоподтверждающиеся диагнозы...................................................199

Противостояние: клинический прогноз — статистический прогноз......201

Скрытый смысл..............................................................................203

Резюме..........................................................................................205

■ Социальное познание при проблемном поведении.................................205

Социальное познание и депрессия....................................................205

Искажение или реализм?............................................................205

Негативные мысли: причина или результат депрессии?.................207

Депрессивное настроение является причиной негативного

мышления..............................................................................207

Негативное мышление является причиной депрессивного настрое­ния...........................................................................................208

Социальное познание и одиночество................................................210

Социальное познание и социальная тревога......................................211

Социальное познание и соматические заболевания............................213

Психология здоровья..................................................................213

Оптимизм и здоровье............'......................................................215

Стресс и болезнь.....................................................................216

Пессимистический стиль объяснений и болезнь..........................216

Резюме..........................................................................................218

■ Социально-психологические подходы к лечению....................................218

К внутренним изменениям через внешние поведенческие проявления.. 218

Разорвать порочный круг........................................................... 219

Тренинг социальных умений.......................................................220

Психотерапия стилем объяснения................................ 221

Изменение сохраняется, если успех мы приписываем себе...................221

Резюме..........................................................................................222

Содержание ■ 9

ЧАСТЬ II. СОЦИАЛЬНЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ 224

ГЛАВА б. ПОЛ, ГЕНЫ И КУЛЬТУРА...............................................................225

■ Различие и сходство полов.........................................................................228

Противостояние: независимость — привязанность.............................229

Социальное доминирование.............................................................232

Агрессия........................................................................................234

Сексуальность................................................................................234

Резюме..........................................................................................236

■ Эволюция и поведение.................................................................................236

Универсальные нормы....................................................................237

Эволюция полов: делать то, что естественно......................................239

Пол и выбор партнера...............................................................240

Пол и гормоны...........................................................................243

Обсуждение эволюционистского направления в психологии...........244

Резюме..........................................................................................247

■ Культура и поведение...................................................................................247

Противостояние: индивидуализм — коллективизм............................249

Я-концепция..............................................................................250

Воспитание детей.......................................................................251

Социальные взаимоотношения.....................................................251

Коммунитарианизм.................................................................253

Социальные роли...........................................................................256

Роли с высоким и низким статусом..............................................257

Инверсия ролей......................................................................258

Тендерные роли......................................................................259

Тендерные роли зависят от культуры.......................................260

Тендерные роли зависят от эпохи.............................................262

Резюме..........................................................................................262

■ Заключение....................................................................................................263

Биология плюс культура.................................................................263

Главный урок социальной психологии..............................................264

Резюме..........................................................................................267

ГЛАВА 7. КОНФОРМИЗМ................................................................................268

■ Классические эксперименты.......................................................................271

Эксперименты Шерифа: формирование норм....................................271

Эксперименты Аша: исследования давления группы..........................275

Эксперименты Милграма: подчинение..............................................278

Чем вызвано подчинение?...............................................................281

Эмоциональное удаление от жертвы............................................282

Близость и легитимность авторитета............................................283

Институциональный авторитет....................................................284

Освобождающее воздействие группы (лнбератнвный эффект)........285

Обсуждение классических экспериментов.........................................285

Поведение и установки...............................................................286

■ Социальная психология

Сила воздействия ситуации.........................................................288

Фундаментальная ошибка атрибуции...........................................290

Резюме..........................................................................................292

■ Когда проявляется конформизм?...............................................................292

Размер группы...............................................................................293

Единомыслие.................................................................................294

Сплоченность.................................................................................295

Статус...........................................................................................295

Публичный ответ............................................................................296

Отсутствие предварительных заявлений...........................................296

Резюме..........................................................................................297

■ Почему проявляется конформизм?............................................................298

Резюме..........................................................................................299

■ Кто проявляет конформизм?.......................................................................299

Тендер........................................................................................... 300

Личность.......................................................................................301

Культура.......................................................................................303

Резюме..........................................................................................304

■ Сопротивление социальному давлению....................................................305

Реактивное сопротивление...............................................................305

Борьба за свою уникальность..........................................................307

Резюме..........................................................................................309

ГЛАВА 8. УБЕЖДЕНИЕ....................................................................................310

■ Два способа убеждения...............................................................................313

Резюме..........................................................................................314

■ Слагаемые убеждения..................................................................................315

Кто излагает сообщение? Влияние «коммуникатора».........................315

Кредитность...............................................................................315

Восприятие компетентности.....................................................316

Восприятие надежности «коммуникатора»................................317

Привлекательность.....................................................................319

Что излагается? Содержание сообщения...........................................320

Рассудок против эмоций.............................................................320

Эффект хорошего настроения..................................................321

Эффект активации страха.......................................................322

Степень расхождения мнений......................................................323

Противостояние обращений: аппелирующие к контраргументам

и нет.........................................................................................325

Первичность против вторнчности.................................................326

Как передается сообщение? Канал коммуникации.............................328

Активно пережитое или пассивно воспринятое..............................328

Противостояние: личное влияние — воздействие средств массовой

коммуникации............................................................................330

Кому адресовано сообщение? Аудитория..........................................333

Сколько им лет?...........................................

Содержание ■ 11

О чем они думают......................................................................335

Кто предупрежден, тот вооружен — если вы достаточно заинтере­сованы, чтобы спорить.............................................................335

Отвлечение внимания разоружает............................................336

Незаинтересованная аудитория использует косвенные намеки....336 Резюме..........................................................................................338

■ Примеры исследований убеждения...........................................................339

Втягивание в секты.........................................................................340

Установки следуют за поведением...............................................341

Уступки приводят к одобрению...............................................341

Феномен «нога в дверях»........................................................341

Слагаемые убедительности..........................................................343

Коммуникатор.......................................................................343

Сообщение.............................................................................344

Аудитория..............................................................................344

Групповые эффекты...................................................................344

Убеждение при психологическом консультировании и в психотерапии 346 Резюме..........................................................................................348

■ Сопротивление убеждению: прививка установок....................................348

Усиление личной определенности.....................................................348

Атакующее убеждение................................................................349

Развитие контраргументации.......................................................349

Примеры исследований: широкомасштабные программы вакцинации... 350 Прививки детям против курения, которое они начинают под вли­янием сверстников......................................................................350

Прививки детям против воздействия рекламы...............................351

Следствия......................................................................................352

Резюме..........................................................................................353

ГЛАВА 9. ВЛИЯНИЕ ГРУППЫ.........................................................................354

■ Что такое группа?.........................................................................................355

■ Социальная фасилитация.............................................................................356

Присутствие других........................................................................356

Массовидность: присутствие большого числа других людей...............360

Почему нас возбуждает присутствие других?....................................361

Боязнь оценки...........................................................................361

Перегрузка из-за рассеивания внимания.......................................362

Присутствие других как таковое..................................................362

Резюме..........................................................................................363

■ Социальная леность......................................................................................364

Когда рук много — работа спорится?..............................................364

Социальная леность в повседневной жизни.......................................367

Резюме..........................................................................................368

■ Деиндивидуализация....................................................................................369

Вместе мы делаем то, чего не стали бы делать в одиночку...................369

Р 370

■ Социальная психология

Физическая анонимность............................................................370

Возбуждающие и отвлекающие занятия.......................................373

Ослабленное самоосознание............................................................ 373

Резюме..........................................................................................374

т Групповая поляризация................................................................................374

Дело о «сдвиге к риску».................................................................375

Интенсифицируются ли мнения в группе?........................................377

Эксперименты по групповой поляризации.....................................377

Естественно возникающая групповая поляризация........................378

Объяснение поляризации................................................................379

Информационное влияние...........................................................379

Нормативное влияние.................................................................381

Резюме..........................................................................................383

■ Огруппление мышления...............................................................................383

Симптомы огруппления мышления...................................................384

Огруппление мышления в действии.................................................387

Предотвращение огруппления мышления..........................................388

Процесс огруппления мышления иллюстрирует принципы влияния

группы..........................................................................................390

Резюме..........................................................................................390

■ Влияние меньшинства..................................................................................391

Последовательность........................................................................392

Уверенность в себе.........................................................................393

Отступники со стороны большинства................................................393

Является ли лидерство частным случаем влияния меньшинства?........394

Резюме.................................................................................,........397

ГЛАВА 10. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПРАВОСУДИЕ.......................398

■ Что влияет на суждения?.............................................................................401

Показания свидетелей.....................................................................401

Насколько убедительны показания свидетелей?............................401

Насколько точны свидетели?.......................................................403

Источники ошибок: как конструируются воспоминания.............404

Эффект дезинформации..........................................................404

Пересказ событий...................................................................407

Борьба с ошибками....................................................................408

Подготовка полицейских интервьюеров....................................408

Борьба с ложными опознаниями..............................................409

Обучение присяжных..............................................................410

Характеристики обвиняемого...........................................................412

Физическая привлекательность...................................................413

Сходство с присяжными.............................................................415

Указания судьи..............................................................................416

Другие проблемы...........................................................................419

Резюме..........................................................................................419

■ Присяжные как индивидуальности............................................................420

Способность присяжных разобраться в существе дела....... л*н\

Содержание ■ 13

Отбор присяжных..........................................................................422

Присяжные, полномочные выносить решение о смертной казни..........424

Присяжные как группа.................................................................................425

Влияние меньшинства.....................................................................426

Групповая поляризация.................................................................. 426

Милосердие...................................................................................427

Действительно ли 12 голов лучше, чем одна?....................................427

Действительно ли 6 голов так же хороши, как 12?.............................428

i Из лаборатории — в жизнь: имитированный и реальный суд присяж­ных.................................................................................................................429

Резюме..........................................................................................430

ЧАСТЬ III. СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ______________________432

ГЛАВА 11. ПРЕДРАССУДКИ: НЕПРИЯЗНЬ К ДРУГИМ...............................433

■ Природа и власть предрассудков...............................................................434

Что такое предрассудки?.................................................................434

Насколько распространены предрассудки?.......................................437

Расовые предрассудки................................................................437

Исчезают ли расовые предрассудки?........................................437

Скрытые формы предрассудков................................................439

Тендерные предрассудки..............,..............................................442

Тендерные стереотипы.............................................................442

Тендерные установки...............................................................444

Резюме..........................................................................................447

■ Социальные источники предрассудков.....................................................448

Социальное неравенство..................................................................448

Неравный статус и предрассудок.................................................448

Религия и предрассудки..............................................................449

Воздействие дискриминации: самодостаточное пророчество...........450

«Мы» и «они»................................................................................452

Конформизм..................................................................................456

Институциональная поддержка........................................................457

Резюме..........................................................................................459

■ Эмоциональные источники предрассудков...............................................459

Фрустрация и агрессия: теория «козла отпущения»..........................459

Личностная динамика.....................................................................460

Потребность в статусе и принадлежности.....................................460

Авторитарная личность...............................................................462

Резюме..........................................................................................463

■ Когнитивные источники предрассудков....................................................464

Категоризация................................................................................464

Воспринимаемые сходства и различия.........................................465

Различительные стимулы................................................................468

.468

ТТ____

■ Социальная психология

Особые случаи...........................................................................469

Яркие события...........................................................................470

Атрибуция: справедлив ли этот мир?...............................................472

Пристрастия в пользу группы.....................................................472

Феномен справедливого мира......................................................473

Когнитивные последствия стереотипов.............................................475

Являются ли стереотипы самосохраняющимися?...........................475

Влияют ли стереотипы на суждения индивидуумов?......................478

Можем ли мы ослабить предрассудки?........................................481

Резюме..........................................................................................482

ГЛАВА 12. АГРЕССИЯ: ПРИЧИНЕНИЕ ВРЕДА ДРУГИМ.............................483

■ Что такое агрессия?......................................................................................484

■ Теории агрессии............................................................................................486

Является ли агрессия врожденной?..................................................486

Теория инстинктивной агрессин...................................................486

Биологические факторы..............................................................487

Влияние нервной системы........................................................487

Генетические влияния..............................................................488

Биохимические факторы.........................................................488

Является ли агрессия реакцией на фрустрацию?...............................490

Пересмотр теории фрустрации — агрессии....................................491

Фрустрация и депривация — одно и то же?.................................492

Уменьшают ли фрустрацию деньги?............................................494

Феномен уровня адаптации.....................................................495

Относительная депривация......................................................496

Некоторые выводы.................................................................498

Является ли агрессия приобретенным социальным навыком?.............499

Плоды агрессии..........................................................................499

Научение посредством наблюдения..............................................500

Семья....................................................................................501

Субкультура и средства массовой информации..........................501

Резюме..........................................................................................502

■ Что влияет на агрессию...............................................................................503

Аверсивные случаи.........................................................................503

Боль.........................................................................................503

Жара........................................................................................505

Атакующее поведение.................................................................506

Теснота......................................................................................507

Возбуждение..............................................................................507

Массовая культура.........................................................................509

Порнография и сексуальное насилие................................................510

Искаженное восприятие сексуальной реальности..........................510

Женщина как объект агрессии.....................................................511

Массовое сознание.....................................................................516

Телевидение............................................................ 517

Влияние телевидения на поведение..................... ^ 1 я

Содержание ■ 15

Взаимосвязь между просмотром телевизионных программ и по­ведением................................................................................518

Эксперименты с просмотром телевизионных передач.................521

Почему просмотр телевизионных передач влияет на поведение? 522

Влияние телевидения на мышление.............................................523

Групповые влияния.........................................................................525

Резюме..........................................................................................526

■ Ослабление агрессии...................................................................................527

Катарсис........................................................................................527

Подход с позиций социального научения..........................................529

Резюме..........................................................................................531

ГЛАВА 13. ВЛЕЧЕНИЕ И БЛИЗОСТЬ.............................................................532

■ Присоединенное™ и благополучие............................................................ 533

Связь со здоровьем.........................................................................534

Связь с ощущением счастья.............................................................535

Резюме..........................................................................................536

■ Дружба............................................................................................................537

Близость........................................................................................537

Взаимодействие..........................................................................538

Аи гпципация взаимодействия......................................................539

Простое нахождение в поле зрения..............................................539

Физическая привлекательность........................................................542

Привлекательность и успех у противоположного пола..................543

Феномен «ровни».......................................................................544

Стереотип физической привлекательности.....................................544

Кто привлекателен?....................................................................547

Противостояние: сходство — взаимодополнительность......................550

Ворон — к ворону, голубь — к голубю?......................................551

Сходство рождает приязнь......................................................551

Отсутствие сходства рождает неприязнь...................................552

Притягиваются ли противоположности?.......................................553

Нам нравятся те, кому мы нравимся..................................................555

Атрибуция.................................................................................556

Самоуважение и привлекательность.............................................557

Завоевание уважения у других....................................................557

Резюме..........................................................................................559

■ Любовь............................................................................................................559

Любовь-страсть..............................................................................560

Теория любви-страсти.................................................................561

Вариации любви........................................................................563

Самоконтроль.........................................................................564

Тендер....................................................................................565

Любовь-дружба..............................................................................565

Резюме......................................................................................568

■ Поддержание тесных взаимоотношений...................................................568

Привязанность:..............................................................................568

16 ■ Социальная психология

Типы привязанности...................................................................570

Супружеская привязанность и счастье.........................................571

Вознаграждаемые отношения...........................................................572

Равное участие (соответствие).........................................................574

Самораскрытие...............................................................................577

■ Завершение отношений...............................................................................579

Кто разводится?.............................................................................580

Процесс разъединения....................................................................581

Резюме..........................................................................................584

ГЛАВА 14. АЛЬТРУИЗМ: ПОМОЩЬ ДРУГИМ...............................................585

■ Почему мы оказываем помощь?.................................................................588

Социальный обмен..........................................................................588

Оказание помощи как замаскированный эгоизм............................588

Эмпатия как источник подлинного альтруизма.............................590

Социальные нормы.........................................................................594

Норма взаимности......................................................................595

Норма социальной ответственности..............................................595

Эволюционная психология..............................................................597

Защита рода..............................................................................597

Взаимность................................................................................598

Сравнение и оценка теорий альтруизма............................................599

Резюме..........................................................................................600

■ Когда мы оказываем помощь?....................................................................601

Ситуационные влияния: число очевидцев.........................................601

Необходимость обратить внимание..............................................602

Интерпретация...........................................................................603

Принятие на себя ответственности...............................................605

Ситуационные влияния: оказание помощи, когда это делают и другие. 607

Ситуационные влияния: давление времени.......................................608

Личностные влияния: чувства..........................................................609

Сознание вины...........................................................................609

Плохое настроение.....................................................................611

Исключения из сценария: «Плохое настроение — хорошие по­ступки».....................................................................................612

Хорошее настроение — хорошие поступки...................................613

Личностные влияния: черты личности..............................................614

Личностные влияния: религиозность................................................616

Резюме..........................................................................................618

■ Кому мы оказываем помощь?.....................................................................618

Тендер...........................................................................................619

Сходство........................................................................................619

Резюме..........................................................................................521

■ Каким образом мы можем усилить оказание помощи?..........................521

Устранение факторов, сдерживающих оказание помощи.................. 622

Уменьшение неопределенности, возрастание ответственности 622

Чувство пины и -чябптя п Я-пбпяяр................ с^п

Содержание ■ Yt

Социализация альтруизма...............................................................625

Обучение моральному включению (инклюзии).............................625

Моделирование альтруизма.........................................................626

Приписывание оказания помощи альтруистическим мотивам.........627

Знание об альтруизме.................................................................628

Резюме..........................................................................................630

ГЛАВА 15. КОНФЛИКТ И ПРИМИРЕНИЕ......................................................631

■ Конфликт........................................................................................................632

Социальные дилеммы..................................................................... 632

Дилемма заключенного...............................................................633

Трагедия общинных выгонов.......................................................635

Решение социальных дилемм......................................................638

Регулирование........................................................................638

Чем меньше, тем лучше............................................................639

Коммуникация........................................................................639

Изменение выигрышей............................................................640

Апелляция к альтруистическим нормам....................................640

Конкуренция..................................................................................641

Восприятие несправедливости..........................................................643

Искаженное восприятие..................................................................645

Зеркальное восприятие...............................................................646

Изменение восприятия................................................................650

Резюме..........................................................................................651

■ Примирение...................................................................................................652

Контакт.........................................................................................652

Улучшает ли десегрегация расовые установки?.............................652

Когда десегрегация улучшает расовые установки?........................654

Сотрудничество..............................................................................654

Общая внешняя угроза...............................................................655

Экстраординатные цели..............................................................657

Кооперация в обучении.............................................................. 658

Коммуникация............................................................................... 662

Переговоры...............................................................................662

Посредничество..........................................................................663

Превращаем «я выиграл — ты проиграл» в «я выиграл — ты вы­играл»...................................................................................663

Исправление искаженного восприятия с помощью контролиру­емых коммуникаций................................................................664

Арбитраж..................................................................................668

Умиротворение...............................................................................669

ПОИР.......................................................................................669

Применение в реальной жизни....................................................671

Резюме..........................................................................................672

■ Глоссарий.......................................................................................................673

ОБ АВТОРЕ

Профессор психологии Дэвид Дж. Майерс (David G. Myers) вот уже 28 лет преподает психологию в Хоуп-колледже (Мичиган). Студенты называют его «выдающимся профессором». Манере любит преподавать психологию — этой любовью проникнуты все его работы, написанные для широкой аудито­рии. Он писал для многих журналов, включая «Scientific American» и «To­day's Education», и является автором и соавтором десяти книг, последние из которых ««The Pursuit of Happiness: Who is Happy — and Why» (Avon Books, 1993) и «Exploring Social Psychology» (McGrow-Hill, 1994).

Исследовательская деятельность доктора Майерса получила высокую оцен­ку: он является лауреатом Премии Гордона Оллпорта девятого сектора Аме­риканской психологической ассоциации за свой труд по групповой поля­ризации. Его научные статьи печатались более чем в 20 журналах, включая «Science», «American Scientist», «Psychological Bulletin» и «Psychological Scien­ce». Он является редактором-консультантом в «Journal of Experimental Social Psychology» и в «Journal of Personality and Social Psychology».

В свободное от службы время он возглавлял в своем родном городе Комис­сию по гуманитарным связям, с его помощью был основан городской Центр общественного содействия, который оказывает поддержку бедным семьям, его лекции звучали в многочисленных университетских и религиозных аудитори­ях. У Дэвида и Кэрол Майерс трое детей: два взрослых сына и дочь, студентка колледжа.

г

ПРЕДИСЛОВИЕ

Все исторические документы, свидетельствующие о появлении научной дис­циплины, предметом которой является социальное поведение человека, отно­сятся к одному веку — веку нынешнему. И за этот короткий срок нашей совсем еще молодой науке удалось добиться весьма обнадеживающих резуль­татов. Нам удалось проникнуть в глубинную сущность таких сложных явле­ний, как человеческие убеждения и иллюзии, любовь и ненависть, конформизм и независимость. Многое в поведении человека по-прежнему остается загад­кой, но уже и сейчас социальная психология может предложить достаточно вразумительные ответы на далеко не простые вопросы: «Изменятся ли поступ­ки человека, если нам удастся убедить его принять новые установки? Если да, то какой способ убеждения будет наилучшим? Что побуждает людей то при­чинять вред, то помогать друг другу? Отчего вспыхивают социальные конф­ликты и каким образом сжатый кулак может быть превращен в руку помо­щи?» Ответы на эти вопросы углубляют наше представление о самих себе и делают нас более чуткими к социальным влияниям.

Когда меня впервые попросили написать такой учебник, мне захотелось сочинить текст, в котором научная добросовестность сочеталась бы с челове­ческой теплотой и живостью изложения, фактологическая строгость с интел­лектуальной задорностью. Текст, который представлял бы социальную психоло­гию как бы с точки зрения пытливого журналиста, ведущего сжатый, но предельно информативный репортаж о важнейших социальных явлениях и о том, как их обнаруживают и описывают современные ученые. Текст должен был быть достаточно исчерпывающим и в то же время обладать способностью стимулировать студентов к самостоятельному мышлению — к готовности узна­вать, анализировать, находить глубинные взаимосвязи повседневных явлений.

Каким же образом должен быть отобран материал, чтобы введение в нашу дисциплину получилось «достаточно исчерпывающим»? Я стремился, с одной стороны, к тому, чтобы представляемые здесь теории и данные исследований не казались бы окутанными тайной рядовому студенту, еще не определившемуся относительно своей специализации, а с другой стороны, я старался не загро­мождать текст информацией, достаточно подробно рассматриваемой в других учебных курсах, таких как возрастная психология и психология личности. Вместо этого я решил особо выделить материал, который увязывает соци­альную психологию с гуманитарной интеллектуальной традицией. Гуманитар­ное образование, основанное на изучении великих образцов классической ли­тературы, науки и философии, имеет своей целью вывести наше мышление и сознание из тесных рамок сиюминутных интересов. И здесь социальная пси­хология может быть хорошим подспорьем. Далеко не все студенты, изучаю­щие социальную психологию в рамках университетской программы, выбирают

ПСИХОГТПГМ1П П IfnuPfTTJP ПППРТЯ nnvr

20 ■ Социальная психология

посвятите себя совсем другой профессии. Благодаря такого рода концентра­ции на общечеловеческой проблематике эта книга может быть полезной каж­дому студенту, и в том числе изучающему психологию в качестве общеобразо­вательной дисциплины.

Книга открывается отдельной главой, задача которой — ознакомить читате­ля с исследовательскими методиками, используемыми в нашей дисциплине. Кроме того, здесь содержится предупреждение о том, что многие научные фак­ты — едва вы успеете с ними ознакомиться — могут показаться вам чем-то самоочевидным и что социальная психология буквально пронизана личными пристрастиями самих социальных психологов. Цель главы — подготовить сту­дентов к восприятию следующих частей книги.

Все последующее изложение представляет собой последовательное раз­вертывание даваемого нами определения социальной психологи как научной дисциплины, предметом которой является то, как люди думают друг о друге (часть первая), как они влияют друг на друга (часть вторая) и как они друг к другу относятся (часть третья).

В первой части, тема которой — социальное мышление, речь идет о нашем самовосприятии и восприятии нами других людей, о том, насколько точно ухватывают реальность человеческие впечатления, интуиция и рациональные объяснения.

Тема второй части — социальное влияние. Уделив должное внимание выяв­лению культурных источников

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Прежде всего нужно очистить лицо.




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.