Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Кафедра психологии

 

 

Общий психологический практикум

 

Итоговая работа:

Психологический портрет личности.

 

 

Выполнила:

студентка группы ПХ - 09

Сухоруких Г. В.

 

Проверила:

Бунькова И. П.

 

Липецк, 2010.

Введение.

 

 

Целью данной работы является составление психологического портрета личности. Личность (personality; от лат. persona – маска актера; роль, положение; лицо) – особое качество индивида, приобретаемое им в социокультурной среде в процессе совместной деятельности и общения. В понятие «личность» обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки.

 

 

Отсюда следует, что составление психологического портрета должно включать в себя описание способностей, темперамента, характера, волевых качеств, эмоций, мотивации, социальных установок.

 

 

Некоторые исследователи (Кудряшова С.В., Юнина Е.А.) предлагают несколько иное представление о психологическом портрете личности.
Они включают в него:
1) социально-демографические признаки (пол, возраст, образование, род деятельности);
2) социально-психологические признаки (потребности, мотивы, отношения к окружающим, уровни понимания);
3) индивидуально-личностные (внимание, память, тип мышления, психосоматический тип или темперамент).

 

Цель написания психологического портрета: создание целостного представления о личности испытуемого на основе результатов проведенных в процессе исследования методик.

 

 

Для составления портрета личности использовались следующие методики: на исследование самооценки личности, уровня притязаний, самоотношения (В. Столин), метод личностного дифференциала, ДДО Е. Климова, Карта интересов А. Голомштока, метод ТЮФ, методика для диагностики межличностных отношений Т.Лири, биографический метод, Карта личности К. Платонова. Поэтому данный психологический портрет является результатом длительного исследования личности в течение 4-х месяцев.

 

 

За основу описания характеристик личности была взята методика «Исследование личности биографическим методом».

 

Информация об испытуемом:

Имя Рязанцев А. Н.

Пол мужской

Возраст 26 лет

Семейное положение не женат

Образование высшее

Профессия учитель русского языка и

литературы

 

Психологический портрет.

 

Для написания портрета личности необходимо учитывать не только состояния личности в определенный момент времени, но и факты из истории становления и развития личности в процессе социализации.

 

В период детства испытуемый не испытывал сильных потрясений или переживаний, круг его общения ограничивается самыми близкими людьми: родители и бабушка (см. приложение №1 с. 11). Даный период развития прошел, не оставив положительных или отрицательных воспоминаний.

 

Во время обучения в школе испытуемый принимал участие в различных спортивных конкурсах, олимпиадах, кружках, секциях, у него появились определенные интересы, например интерес к литературе, немецкому языку(см. приложение №1, с. 11), то есть он проявлял интерес к гуманитарным дисциплинам. Также он начинает интересоваться техникой. Несмотря на возникновение новых интересов, появление новых знакомых, испытуемый не выделяет близких ему людей, не вспоминает о родителях, о своем классе он говорит как о чем – то отдельном, не включающем его, то есть психический склад испытуемого направлен на свой внутренний мир, он обращен на самого себя. Возможно, данное обстоятельство обусловлено сложными взаимоотношениями с родителями, поскольку он склонен к подчинению в семье, хотя и чувствует себя здесь уверенно (см. приложение №2, с. 12). К тому же, им выделяется несчастливый период, связанный с работой во время летних каникул, в связи с этим испытуемый выражает свою обиду на родителей за «испорченное детство». Таким образом, наблюдается одиночество испытуемого, которого он, возможно, не замечал благодаря активной школьной жизни: участию в различных мероприятиях, конкурсах. В это же время испытуемый увлекается художественной литературой. Любимыми книгами испытуемого являются «Мастер и Маргарита», «Тихий Дон», «Евгений Онегин» (см. приложение №1, с. 11), в главных героях которых он выделяет наличие чувства справедливости, доброты, чистоты. Также он вспоминает, что спасением для Григория была семья, то есть в нем начинают закладываться такие ценности как семья, доброта, справедливость.

 

Интересы испытуемого в области литературы, русского, а также немецкого языков остаются прежними, поэтому он поступает на филологический факультет Бунинского университета. В данный период у него появляется небольшое количество друзей или людей, которые ему помогают, что говорит о незначительном расширении его близкого окружения. Но испытуемый ничего не рассказывает о своей новой студенческой группе, видимо, она ему безынтересна, и в его глазах она не сложилась как дружный коллектив (см. приложение №1, с. 11). Эмоциональные переживания испытуемым выделяются как отрицательные (его мысли и идеи не всегда совпадают с окружающими, ему скучно). Отсутствие близких друзей, несовпадение взглядов и интересов испытуемого со взглядами и интересами окружающих свидетельствуют о наличии у испытуемого интровертированности. Он не отмечает свой переезд в чужой город, что говорит о некотором безразличии к своему дому, родителям.

Сейчас испытуемый работает учителем в школе. Но данная работа не приносит ему полного удовлетворения, так как его интересы несколько изменились. У испытуемого выявились следующие (см. приложение №3, с. 12) направленности: «человек – техника», «человек – природа» и «человек – художественный образ», также у него (см. приложение №4, с. 13) ярко выражены следующие виды деятельности: химия, сельское хозяйство, рабочие специальности, то есть обе методики выявили одни и те же направленности – «человек – природа», «человек – техника». Однако не все виды деятельности, связанные с данной направленностью в достаточной степени интересны испытуемому, например, техника, электротехника и транспорт оценены им достаточно низко, но тем не менее, к ним у испытуемого также выражен интерес. Испытуемому не интересна журналистика и искуство (он не посещает театр), что говорит о том, что направленность «человек – художественный образ» испытуемому либо не подходит, либо стоит искать другие подтипы этой направленности. А вот направленность «человек – человек» не подходит по обеим методикам, поскольку и в первой методике баллы низкие. Вид деятельности математика также испытуемому не интересен, что подтверждает результат первой методики – направленность «человек – знаковая система» не подходит испытуемому.

Таким образом, получилось, что для испытуемого наиболее подходящей является направленность «человек – природа», то есть такие профессии как, например, микробиолог, агрохимик, ветеринар и многие другие, но также его интересует направленность «человек – техника», то есть испытуемому подойдут специальности, связанные с техникой, именно в данных специальностях он сможет реализовать свой внутренний потенциал и получить удовольствие от осуществляемой им деятельности. Уровень направленности испытуемого отличается преобладанием высоких убеждений, но имеют место и отдельные склонности, противоречащие им. У испытуемого присутствуют помимо профессиональных ещё и одна – две четко выраженные линии интересов. В целом, направленность испытуемого менялась один раз в жизни, осуществляется большая часть его стремлений. Профессиональная направленность испытуемого отличается недостаточной степенью устойчивости его профессиональных интересов, также недостаточным удовлетворением своей профессией (см. приложение №9, с. 15).

Необходимо отметить, что на изменение интересов испытуемого могли повлиять взаимоотношения в рабочей группе. Значения (см. приложение №5, с. 14) списков «мы» (рабочая группа, членом которой является испытуемый) и «они» (рабочая группа без испытуемого) - низкие, это говорит об отвержении, неудовлетворённости испытуемым данными группами. Причём значение списка «мы» ниже значения списка «они», то есть, по мнению испытуемого, группа без него принимает другие качества, нежели с ним, причём новые качества делают данную группу хуже, чем во время того, когда испытуемый находится в ней. Но обе эти группы воспринимаются им отрицательно.

 

Однако испытуемый считает, что ведет себя в рабочей группе вполне уверенно, хотя и не является лидером, но склонен к соперничеству, он достаточно энергичен и упрям, но в то же время отличается мягкостью, доверчивостью, вежливостью, кротостью и дружелюбием (см. приложение №2, с. 12). Испытуемый стремится удовлетворить требования всех, в том числе микрогрупп (рабочая группа), хотя и старается не забывать о своих интересах и целях.

То есть отношение испытуемого к рабочей группе носит сложный, противоречивый характер: с одной стороны он старается угодить всем, с другой – не забывать о своих личных интересах. Возможно, проблема его отчуждения от группы заключается в том, что он пытается постоянно удовлетворить все требования окружающих, при этом ему приходится забывать о своих целях. Отсюда вытекает внутриличностный конфликт. Отношение к труду (см. приложение №9, с. 15) испытуемого характеризуется трудолюбием, добросовестностью, дисциплинированностью. Он достаточно активен, инициативен, собран.

 

Отношение к семье (см. приложение №6, с. 14) испытуемый считает частично похожими на отношение к рабочей группе. Здесь он также считает себя гибким, мягким, уступчивым, способным к состраданию. Он постоянно стремится быть в согласии и в хороших отношениях со своими близкими, ради этого способен пренебречь собственными интересами, он достаточно доброжелателен, однако он может быть упорным, настойчивым, энергичным.

 

По мнению испытуемого (см. приложение №6, с. 14), по отношению к обществу он уверен в себе, энергичен, общителен, доверчив, дружелюбен и отзывчив, но ему присущи эгоистичные черты, склонность к соперничеству. По отношению к обществу у испытуемого заметно выражены, но непостоянно проявляются патриотизм, чувство долга, оптимизм (см. приложение №9, с. 15). Отношение к людям у испытуемого включает в себя, как гуманистические черты: человеколюбие, альтруизм, благородство, честность, так и коммуникативные черты: общительность, коллективизм, вежливость, воспитанность, уступчивость, терпимость.

 

Испытуемый выделяет следующие качества по отношению ко всем группам: мягкость, кротость, доброжелательность.

 

Испытуемый отчетливо переживает собственное «Я» как внутренний стержень (см. приложение №6, с. 14), интегрирующий и организующий его личность и жизнедеятельность, считает, что его судьба находится в его собственных руках; чувствует обоснованность и последовательность своих внутренних побуждений и целей, осознает свои трудности, адекватно представляет свой образ «Я», однако в нем присутствует некоторая неуверенность в себе, что подтвердили результаты методики исследования самооценки. Испытуемый оценивает себя адекватно с тенденцией к занижению (приложение № 10, с. 17) по положительным качествам личности, следовательно, он не считает себя идеальным человеком. С самооценкой по отрицательным качествам личности ситуация обратная – неадекватная завышенная самооценка – означает, что испытуемый приписывает себе некоторое число отрицательных качеств. Как известно, уровень притязаний напрямую связан с самооценкой личности, если самооценка личности низкая, то обычно и уровень притязаний – низкий.

Тем не менее, уровень притязаний (см. приложение №7, с. 14) у данной личности адекватный и устойчивый, поскольку он выбирает сначала простые, затем сложные задания и несмотря на ситуации «неуспеха» (дачу неверного ответа), он не понижает степень сложности заданий. Но тем не менее даже переживание неуспеха не способствует выбору более легких заданий у испытуемого, он продолжает выбирать задания более сложного или того же уровня.

 

Тип темперемента (приложение №10, с. 17) у испытуемого сангвинистический. То есть испытуемый отличается уравновешенностью, подвижностью.

 

В целом испытуемый обладает обычным набором способностей, не выделяющих его из окружающих. Эмоционально – моторная устойчивость у испытуемого отличается быстро проходящей напряженностью при каждой деятельности. Настроение у него обычно ровное, угнетение и растерянность отмечаются крайне редко. Внимание испытуемого чаще приковывается к чему – либо одному, помехи отвлекают, но ненадолго, память у него также хорошая, но бывают случаи забывания лиц, имен, дат, формул. Его сообразительность характеризуется хорошим пониманием ставящихся перед ним вопросов, он находчив при ответах, достаточно быстро ориентируется в новой тактической обстановке. Воображение у испытуемого развито, но чаще проявляется в одном виде деятельности, который наиболее привычен. Испытуемый в некоторых случаях способен к потере самообладания, совершения поступков, в которых потом приходится раскаиваться. Здоровье испытуемого в норме, но для него характерны редкие, быстро проходящие заболевания. За своим здоровьем испытуемый не следит, но с удовольствием занимается спортом, правда это происходит не регулярно (см. приложение №9, с. 15).

 

У испытуемого есть любимая девушка, относительно которой он имеет планы на будущее. Испытуемый хочет создать семью.

 

Заключение.

Таким образом, подводя итоги следует сказать, что испытуемый является достаточно одинокой и замкнутой личностью. Он не имеет близких друзей, у него сложные и неопределенные отношения с рабочей группой и семьей, возможно, это обусловлено стремлением испытуемого удовлетворить стремления всех, но при этом он старается не забывать о своих интересах. Причем ради хороших отношений с родственниками, благополучия семьи, он способен пренебречь собственными интересами. Видимо на данной почве у испытуемого возникает внутриличностный конфликт. Его не устраивает работа, он не может здесь полностью реализовать свой внутренний потенциал, к тому же его интересы с момента получения образования изменились, поэтому ему следует получить другую специальность, от которой он мог бы получать удовольствие и достичь карьерного роста.

Настроение у испытуемого обычно ровное, растерянность и угнетение отмечаются крайне редко. В основном он всегда доброжелателен, вежлив, общителен, но при этом в нем присутствует интровертированность. Главной ценностью для испытуемого является семья. Поэтому в его планы на будущее входит создание семьи.

Таким образом, испытуемому есть смысл меняться и изменять свою жизнь, ему есть к чему стремится и чего достигать, остается только пожелать ему в этом удачи.

 

Приложение.

 

 

Приложение №1. «Хронологическая таблица методики Исследование личности биографическим методом».

Основные даты События Переживания, отношение к событию
8.02.1984 г.     1988 или 1989 год   8 февраля где – то 1989 или чуть раньше   1997 год   1997 – 1998 годы     1997 – 2001 годы   1998 – 2000 годы   1999 год   2000 год   2004 год Ноябрь 2010 года   30 октября 2008 года после 9 часов День рождения испытуемого   Всей семьёй переехали в дом бабушки.   Минутное событие, на день рождения подарили велосипед.   Месяц лежал в больнице (3 с половиной недели).   Различные районные соревнования, например, «Быстрая лыжня».     Участие в районных олимпиадах.   Ежегодно ходили классом в поход в лес.   Кружок астрономии.   Заняли первое место на волейбольных соревнованиях.   Поездка в Бунинский музей от школы.     Встреча с любимой девушкой. -     Недовольства.     Радости, восторга.   Горя, скуки.   Радости.   Гордости и радости за свои достижения.   -     Восторга.   Радости и гордости.   -   Радости и счастья.    

 

Приложение №2. «Таблица результатов методики Диагностика межличностных отношений».

Типы отношения к окружающим Семья Рабочая группа Общество
I (авторитарный)      
II (эгоистичный)      
III (агрессивный)      
IV (подозрительный)      
V (подчиняемый)      
VI (зависимый)      
VII (дружелюбный)      
VIII (альтруистический)      

 

Приложение №3. «Таблица с результатами методики Исследование профессиональной направленности личности (ДДО)».

Ч - П Ч – Т Ч - Ч Ч - З Ч - Х
1б+ 2а+
3б+ 4а+ 5б+
6а+    
  7б+   8б+
  9а+    
10а+     10б  
11а+ 11б 12а 12б+ 13а+
13б 14а 14б+ 15а 15б+
16а   16б+   17а
  17б+ 18а   18б+
  19а+   19б  
20а+     20б  
5 баллов 6 баллов 3 балла 1 балл 5 баллов

 

Приложение №4. «Таблица результатов методики Карта интересов А. Е. Голомштока».

№ вида деятельности Количество плюсов Количество минусов Итого
      - 2
      - 7
       
       
       
      - 6
       
       
       
       
       
      - 3
       
       
      - 6
      - 2
       
       
       
      - 2
      - 4
      - 5
       
       

 

Ключ

1. Физика 2. Математика 3. Химия 4. Астрономия 5. Биология 6. Медицина 7. Сельское хозяйство 8. Лесное хозяйство 9. Филология 10. Журналистика 11. История 12. Искусство 13. Геология 14. География 15. Общественная работа 16. Право 17. Транспорт 18. Педагогика 19. Рабочие специальности 20. Сфера обслуживания 21. Строительство 22. Легкая промышленность 23. Техника 24. Электротехника

 

1. Приложение №5. «Расстояния между группами: я – они, они – мы, я – мы» (методика Личностный дифференциал).

 

D1=(1.7 +1.7)^2+(1 – 0.86)^2+(1+0.71)^2=8.35+0.0196+2.92=11.29=3.35

D1 – расстояние между группами «я» и «они».

 

D2=(- 1.14+1.7)^2+(0.86 – 0.29)^2+(- 0.71 –0.43)^2=0.31+0.3+1.3=1.93=0.96

D2 – расстояние между группами «они» и «мы».

 

D3=(1.7+1.14)^2+(1 – 0.29)^2+(1 – 0.43)^2=8.07+0.5+0.57=9.14=3.02

D3 – расстояние между группами «я» и «мы».

 

 

Приложение №6. «Таблица с результатами методики Исследование самоотношения личности».

Название шкалы Количество стен
Внутренняя честность  
Самоуверенность  
Саморуководство  
Зеркальное «я»  
Самоценность  
Самопринятие  
Самопривязанность  
Внутренняя конфликтность  
Самообвинение  

 

Приложение №7. «Таблица с результатами методики Исследование уровня притязыний личности».

№ выбираемой задачи Выполнение (+ или -) Высказывания испытуемого Время решения задания
                        + +   + -   -   - +   + -   +   + + + - + - + - - - - Эт легко! Тоже ничего сложного.   Не понимаю, что нужно сделать! Аналогично с предыдущим! Не помню! Это я не могу не знать!   Очень знакомо, но не могу вспомнить! Тут нет особых сложностей!   Ведь когда – то знал!   Не знаю!   Мне всё равно!   Надоело! 5 секунд 7 секунд 4 секунды 27 секунд   30 секунд   25 секунд 7 секунд 10 секунд 20 секунд   15 секунд   12 секунд 13 секунд 15 секунд 23 секунды 10 секунд 24 секунды 9 секунд 14 секунд 10 секунд 7 секунд 15 секунд  

 

Приложение №8. «Таблица с результатами методики Исследование мотивационной сферы личности».

Название группы Количество баллов
агрессия – самозащита  
взаимоотношения полов  
пагубные пристрастия (пьянство)  
деньги  
мода  
карьера  
семейные неурядицы  
социальные неурядицы  
человеческая глупость  
бездарность в искусстве  

 

Приложение №9. «Таблица с результатами методики Карта личности Платонова».

  №№ Наименование показателей Баллы   Испытуемый Экспертные оценки (баллы) Средний балл экспертных оценок
Эксп. 1 Эксп. 2 Эксп. 3
1. Фоновые показатели   Состояние здоровья         3.5
  Отношение к здоровью         3.25
  Условия работы         2.75
  Условия в семье         3.25
  Физкультурная активность          
2. Способности   Психомоторные          
  Художественные         3, 5
  Технические         4.25
  Научные         2.75
  Организаторско-педагогические         3.5
  Нравственно-правовые          
3. Характер   Отношение к обществу          
  Отношение к труду         4.5
  Отношение к людям         4.5
  Действенность         3.5
  Отношение к собственности         3.5
4. Направленность   Уровень         3.75
  Широта          
  Устойчивость         3.75
  Настойчивость         3.25
  Действенность         3.75
  Профессиональная направленность          
  Религиозная направленность          
5. Опыт   Профессиональная подготовка          
  Профессиональный опыт          
  Уровень культуры в области литературы и искусства          
  Уровень интеллекта         4.25
  Культура поведения          
  Психомоторная культура         3.5
6. Индивидуальные особенности психических процессов   Эмоциональная возбудимость         3.5
  Эмоционально-моторная устойчивость         3.5
  Стеничность эмоций         4.25
  Внимательность          
  Память          
  Сообразительность         3.75
  Воображение          
  Воля: самообладание         3.5
  Целеустремлённость         3.75
7. Темперамент   Сила-слабость          
  Уравновешенность-неуравновешенность         3.75
  Подвижность-инертность          

 

Приложение № 10. «Самооценка».

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Особенности жанра | Диагностика




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.