Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности жанра

Говорящие фамилии;

Необычное представление героев в афише, определяющее конфликт, который будет развиваться в пьесе;

Специфические авторские ремарки;

Роль декораций, представленных автором, в определении пространства драмы и времени действия;

Своеобразие названий (часто из русских пословиц и поговорок);

Фольклорные моменты;

Параллельное рассмотрение сопоставляемых героев;

Значимость первой реплики героя;

9. " подготовленное появление", главные герои появляются не сразу, о них вначале говорят другие;

Своеобразие речевой характеристики героев.

СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ

Особенности жанра

Определения В пьесе " Гроза"
В трагедии ".особо напряженный, непримиримый конфликт, оканчивающийся чаще всего гибелью героя. Герой оказывается перед превосходящим его силы препятствием". " Литературоведческий словарь" под ред. Л. И. Тимофеева Напряженный, трагически острый конфликт приводит к гибели героини
" Только человек высшей природы может быть героем или жертвою трагедий" (В. Белинский). " Она нуждается в благородных характерах" (Аристотель) Сильный, страстный характер Катерины позволяет считать ее жертвою трагедии
Конфликт трагедии " исключительный по своей значимости, отражающий в наиболее заостренной форме ведущие, прогрессивные тенденции общественно-исторического развития". " Литературоведческий словарь" Катерина вступает в борьбу не частного характера, а общественного: " темное царство" - пробуждающаяся личность
Изменение исходной позиции в конце трагедии Гроза пронеслась над городом и в конце пьесы все стало иным

Сильный, протестующий характер Катерины, ее оканчивающаяся гибелью непримиримая борьба поднимают " Грозу" до уровня народной трагедии. Но сам Островский называет ее драмой, так как героиня пьесы происходит из патриархальной мещанской среды и большое внимание уделено в пьесе бытовой стороне жизни.

В России именно пьесы Островского остаются актуальными во все времена, помогая в поисках ответа на жизненный вызов. Островский привнес на сцену поэзию русской жизни, без него не было бы ни Малого театра, ни МХАТа как национальных театров страны. Иван Гончаров писал драматургу, подводя итоги его большой творческой судьбы: «Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь». Необходимо отметить обобщающий смысл произведения, не случайно Островский назвал свой вымышленный, но удивительно реальный город несуществующим именем Калинов. Этот город Калинов появится вновь в пьесе " Лес". Кроме того, в основу пьесы легли впечатления от поездки по Волге в составе этнографической экспедиции по изучению быта жителей Поволжья. Драматург посетил много больших и маленьких городов на Волге. Катерина, вспоминая о детстве, говорит о шитье по бархату золотом. Этот промысел писатель мог видеть в городе Торжке Тверской губернии.

Изучая список действующих лиц, следует отметить говорящие фамилии, распределение героев по возрасту (молодые - старые), родственные связи (указаны Дикой и Кабанова, а большинство остальных героев по родственной связи с ними), образование (его имеют только Кулигин - механик-самоучка и Борис). "

" Хозяева жизни" " Жертвы"
Дикой. Ты червяк. Захочу - помилую, захочу - раздавлю. Кабаниха. Давно вижу, что вам воли хочется. Вот куда воля-то ведет. Кудряш. Ну, значит, я его и не боюсь, а пущай же он меня боится. Феклуша. И купечество все народ благочестивый, добродетелями многими украшенный. Кулигин. Лучше уж стерпеть. Варвара. И я не обманщицей была, да выучилась... А по-моему, делай, что хочешь, только бы шито да крыто было. Тихон. Да я, маменька, и не хочу своей волей жить. Где уж мне своей волей жить! Борис. Не по своей воле еду: дядя посылает.

Задание 1. ВПИСАТЬ: Речевая характеристика (индивидуальная речь, характеризующая героя):

1. Катерина______________________________________________

2. Кулигин ______________________________________________

3. Дикой ________________________________________________

4. Кабаниха______________________________________________

5. Феклуша ______________________________________________

Задание 2. Роль первой реплики, которая сразу раскрывает характер героя (выписать):

· Кулигин_________________________________________________

· Кудряш_________________________________________________

· Дикой__________________________________________________

· Борис __________________________________________________

· Феклуша________________________________________________

· Кабанова________________________________________________

· Тихон___________________________________________________

· Варвара_________________________________________________

· Катерина________________________________________________

Задавние 3. Использование приема контраста и сопоставления (какие вы увидели противопоставления) ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Основной конфликт пьесы раскрывается в названии, системе действующих лиц, которых можно разделить на две группы - " хозяева жизни" и " жертвы", в своеобразной позиции Катерины, которая не входит ни в одну из названных групп, в речи персонажей, соответствующей их позиции, и даже в приеме контраста, определяющем противостояние героев.

Задание 4. Как раскрываются характеры Дикого и Кабанихи в их речевых характеристиках (привести примеры)?

Дикой Кабаниха
О нем:     О ней:  
Он сам:     Она сама:  
Вывод Вывод

Общий вывод. Кабаниха страшнее Дикого, так как ее поведение лицемерно. Дикой - ругатель, самодур, но все его действия открыты. Кабаниха, прикрываясь религией и заботой о других, подавляет волю. Она больше всего боится, что кто-то станет жить по-своему, своей волей.

 

Результаты действий этих героев:

талантливый Кулигин считается чудаком и говорит: " Нечего делать, надо покориться! ";

добрый, но безвольный Тихон пьет и мечтает вырваться из дома: ". а с этакой-то неволи от какой хочешь красавицы жены убежишь"; он полностью подчинен матери;

Варвара приспособилась к этому миру и стала обманывать: " И я раньше не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало";

образованный Борис вынужден приспосабливаться к самодурству Дикого, чтобы получить наследство.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
V. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины | Кафедра психологии




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.