Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Позднеримская правовая традиция. Византийское право






Византийское, или греко-римское, право — совокупность законодательных памятников, представляющих собою переработку римского права применительно к новым условиям жизни в Империи (греко-римское право). Так называется римское право в той переработке, которой оно подверглось в Византийской империи. Исключительным деятелем этой переработки является воля законодателя, соответственно чему изменяется характер науки права. Византийский юрист не знает права, он знает только закон. Это не юристы собственно, а законники (ν ο μ ι κ ο ί). Вместо свободного исследования находим компиляции законодательного материала, вместо ясности понятий и точности выражения — многословие и напыщенность.

Историю византийского права можно разделить на три периода. Первый период — от Константина Великого до воцарения Исавров; второй период (717—867) — эпоха иконоборцев; третий открывается воцарением Македонской династии и заканчивается падением империи (1453).

Первый сборник, изданный Феодосием II, заключает в себе все законы, начиная от Константина В. (Codex Theodosianus). Юстиниан предпринял обширную кодификацию как права римских юристов (Институции и Дигесты или Пандекты), так и законодательство императоров (Кодекс императорск. конституции), Юстиниан издал 168 новых узаконений (новеллы).

В VI в. появляются и сборники церковных канонов (Номоканон 50 и 14 титулов), издана «Эклога» импер. Льва Исавра и соправителя его Константина Копронима, сокращенная переработка юстиниановых сборников. При Василии Македонянине обнародованы: «Прохирон» и «Эпанагога», два руководства к изучению законов (878 и 886), а при Льве Философе — «Базилики», исправленный свод юстинианова права (889).

Частные сборники законов: «Эпитоме» (X в.), «Большой синопсис Базилик» (сокращение Баз., XI в.), сборник мнений и решений юриста (Евстафия XI в.), руководство к законам Михаила Атталиата (XI в.), «Малый Синопсис» (XIII в.) и «Шестокнижие», Гарменопула (XIV в.). Номоканоны в IX—X вв. пополняются канонами позднейших соборов; в XII в. появляются комментарии к ним канонистов: Иоанна Зонары, Алексея Аристина и Феодора Вальсамона. Сборники канонов были составлены Гарменопулом и Властарем («Алфавитная Синтагма»). Визант. право было усвоено (рецепция) и действовало в Армении, Молдавии и Валахии; оно проникло также в Болгарию и Сербию. В древн. Руси с первых времен христианства были известны Номоканоны 50 и 14 титулов в славян. переводе. Одновременно были занесены и «Эклога» (под загл. «Главизны премудрых и верных царей Леона и Константина») и «Прохирон» (под загл. «Градского закона»); вместе с Номоканоном они входили в состав «Кормчей книги». Были известны и другие визант. законодат. сборники: «Закон судный» (X в.), «Книги законные» (XII в.), компиляции частн. лиц.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.