Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мусульманское государство и право






 

Первым мусульманским государством был созданный Мухаммедом в начале 7 в. в Западной Аравии арабский халифат, в основе своей имевший мусульманскую общину (умма). Мухаммед (около 570, Мекка – 632, Медина) был религиозным проповедником и политическим деятелем. Выходец из знатного, но обедневшего рода Бану-хашим из племени курейшитов, он рано остался сиротой. Вначале пастух, затем приказчик, Мухаммед в Аравии и за её пределами ознакомился с иудейско-христианским монотеизмом и некоторыми др. религиозными и политическими учениями. Женитьба на богатой мекканской купчихе Хадидже дала ему возможность посвятить себя исключительно религиозно-этическим проблемам. По преданию, около 609г. М., нередко проводившему многие часы в аскетических бдениях на горе Хира (близ Мекки), в одну из ночей месяца Рамадан явился архангел Гавриил (Джебраил) и начал открывать ему части хранящейся на небе под престолом аллаха книги (арабский «Коран»), от имени аллаха возложив на М. обязанность сообщать своим соотечественникам повеления всевышнего. Проповедь строгого монотеизма, тесно связанная с ним универсальность новой веры, провозглашавшей равенство всех своих последователей независимо от их происхождения и родоплеменной принадлежности, незаурядные политические и организаторские способности самого М. – всё это нашло благоприятный отклик у тех представителей мекканского общества, которые стремились к централизации и возвышению Аравии. Встретив вначале сопротивление своему учению со стороны мекканской купеческой олигархии, М. вынужден был вместе со своими приверженцами переселиться в Ясриб (позднее – Медина); день переселения М. и его сподвижников называется хиджра (обычно ею считается 22 сентября 622). В 630-631 гг. мусульмане под руководством М. подчинили Мекку, а затем и значительную часть др. районов Аравии. М., совмещая в своём лице функции религиозного и политического лидера, стал главой нового исламского теократического государства - халифата. Халиф – духовный и светский глава мусульманской общины и теократического государства, считавшийся заместителем посланника аллаха – Мухаммеда, а начиная с Омейядов – заместителем самого аллаха на земле.

В результате арабских завоеваний халифат превратился в огромное государство, включавшее Аравийский полуостров, Ирак, Иран, большей частью Закавказья, Среднюю Азию, Сирию, Палестину, Египет, Северную Африку, большей частью Пиренейского полуострова, Синд. При Омейядах (661-750) и Аббасидах (750-1258) Х. представлял собой государство, в котором господствовали феодальные отношения при сохранении сильных рабовладельческого и патриархального укладов. В 9 в. действие таких факторов, как различный уровень экономического развития входивших в состав халифата стран, слабость хозяйственных связей между областями, концентрация земельной собственности в руках военной и местной землевладельческой феодальной знати, борьба феодалов, обусловило возникновение фактически самостоятельных феодальных государств. В 1258 г., после взятия Багдада монгольскими войсками, халифат как государство перестал существовать.

Основные понятия мусульманского права: Шариат (араб. правильный путь, образ действия) – свод религиозно-этических и правовых предписаний ислама, опирающихся на Коран, сунну и фикх. Разработан в 7-12 вв. в Арабском халифате. Помимо предписаний об основных религиозных обязанностях мусульман, включает нормы государственного, гражданского, уголовного и процессуального права.

Сунна (араб. образ действий, поведение, обыкновение) – мусульманское священное предание, изложенное в рассказах (хадисах) о поступках и изречениях Мухаммеда.

Фикх (араб. разумение) – мусульманское правоведение. Основами Ф. признаются Коран, иджма (согласное мнение знатоков шариата по отдельным религиозно-правовым и бытовым вопросам, решение которых не может быть основано на Коране и сунне) и кийас (логико-аналогическое толкование Корана). К середине 9 в. сложились суннитские школы или толки фикха (мазхабы); параллельно складывался и шиитский фикх.

Мазхаб (араб. путь, образ действия), религиозно-юридический толк (доктрина, школа) мусульманского суннитского права. М. возникли в 8-9 веках. Из многочисленных М. сохранилось 4 — ханифитский, маликитский, шафиитский и ханбалитский (названы по имени их основателей), которые признаются непререкаемыми и последними авторитетами в толковании мусульманского права. Расходясь по множеству деталей, иногда существенных (так, ханифизм более терпим к возможности пользования отдельными компонентами обычного права – адата, признаёт административную регламентацию государственной власти; маликизм более ревностно придерживается буквы священного предания — сунны; шафиизм — это компромисс между ханифизмом и маликизмом; ханбализм ещё более, чем маликизм, нетерпим к новому, акцентирует максимальную строгость в соблюдении всех норм шариата), все эти толки едины в верности принципиальным положениям суннизма.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.