Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Византийское право: традиции и новации






 

Основные этапы развития византийского права:

1. Кодификация Юстиниана, систематическое изложение византийского права 6 в., предпринятое по приказу императора Юстиниана. Известна под названием Свода цивильного права – Corpus juris civilis. Впервые К. Ю. была напечатана под этим названием в 1583 г. Цель К. Ю. заключалась в стремлении примирить старое римское право, послужившее для неё основным источником, с потребностями медленно совершающейся феодализации Византийской империи, в необходимости учесть некоторые правовые институты, сложившиеся в её восточных провинциях, устранить архаизмы, включить в правовой оборот Византии законодательство императоров, последовавшее за изданием кодекса Феодосия, судебную практику и пр. Кодификационные работы велись в 529-534 гг. немногочисленной комиссией во главе с известным юристом Трибонианом.

К. Ю. состоит из трёх частей: Институций, Дигест и Кодекса Юстиниана. Последний состоит из 12 книг, излагающих: церковное право и обязанности государственных служащих (книга 1-я); частное право – имущественные и прочие отношения (книги 2-8); уголовное право (книга 9); административное и финансовое право (книги 10-12). Дополнения и изменения, внесённые в К. Ю. в 535-565 гг. императорскими конституциями, получили названия новелл, которые дают толкование обнаруженным неясностям, дополняют или изменяют действующее право. От новелл следует отличать интерполяции – всякие неоговорённые изменения текста, внесённые в Дигесты.

2. Эклога, краткий свод византийского законодательства, изданный императором Львом III Исаврийским в 726 г. Представлял собой обработку извлечений из Кодификации Юстиниана и последующих актов византийских императоров (устава о земледелии и т.д.) с целью сделать законодательство менее громоздким и более доступным для населения Византии. В Э. включены главным образом нормы обязательственного, семейного, наследственного, уголовного и процессуального права. Хотя Э. по-прежнему закрепляла рабство, в ней отражена более высокая ступень развития феодальных отношений, в частности упрощалась процедура отпуска рабов на волю. Э. оказала влияние на некоторые законодательные памятники славянских народов.

3. Прохирон (от греч. pró cheiros — находящийся под рукой), кодификация некоторых основных институтов византийского гражданского, уголовного и отчасти судебного и церковного права, осуществленная в 879 г. по приказу императора Василия I. П. не был официальным сводом законов, а служил обязательным руководством для судей. Источник П. – кодификация Юстиниана. Он оказал определённое влияние на последующее византийское законодательство (в т. ч. и Василики). Является (наряду с Эпанагогой) одним из источников православного церковного права.

4. Эпанагога – сборник византийского права конца 9 в. (после 879 г.), составленный от имени императора Василия I и его сыновей Льва и Александра. Большая часть Э. носила компилятивный характер, включала многие нормы Прохирона и Эклоги, которые восходили еще к римскому и восточному праву. Был сформулирован и ряд новых положений (например, о патриаршей власти, дополняющей императорскую, о правах духовенства), которые определяли взаимоотношения феодального государства и церкви и были широко использованы впоследствии в церковном праве.

5. Василики, базилики – последняя кодификация византийского права, законченная в 890 г. н. э. при императоре Льве VI («Мудром»). Состоит из 60 книг. В основе В. лежит законодательство Юстиниана (см. Кодификация Юстиниана), однако некоторые нормы этого законодательства (устаревшие или отмененные) не были включены в В.: кроме того, в В. каждый правовой институт рассматривается только в одном месте, а не в разных книгах, как в своде законов Юстиниана. При составлении В. был также использован Прохирон. В позднейших списках В. приводятся отрывки из сочинений византийских юристов 11-12 вв. В. отразили процесс узаконения крепостничества, они отменили ограничения по укрупнению частного землевладения и т.п.

Наиболее существенные черты: развитие церковного права, эволюция теории естественного права (равенство людей по природе), разработка норм международного права, закрепление принципа частной собственности.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.