Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сословно-представительная монархия в странах Западной Европы (предпосылки возникновения и характерные черты)






Период сословно-представительной монархии в Западной Ев­ропе охватывает XIII—XV века. Для нее характерно усиление го­сударственной (королевской) власти, сокращение феодальных прав. Экономические предпосылки ее возникновения были связа­ны с ростом городов, развитием товарного производства и торго­вых связей. Разрушается натуральный характер феодального хозяй­ства: натуральные повинности вытесняются денежной рентой. В ходе коммунального движения X—XIII вв. города добиваются ос­вобождения от феодальных повинностей, обретают городское са­моуправление.

Социальные предпосылки возникновения сословно-представи­тельной монархии были связаны с консолидацией сословий (со­циальных групп с наследственным правовым статусом).

Первое сословие — духовенство — обладало налоговым и судеб­ным иммунитетом, освобождалось от государственной службы и повинностей, имело собственные финансовые источники (церков­ная десятина, пожертвования).

Второе сословие — дворянство — обладало монополией на пра­во земельной собственности, судебными привилегиями, освобож­далось от государственных налогов. Единственная обязанность — военная служба (вначале сюзерену, затем государству).

Третье сословие — горожане, свободные крестьяне — податное население, не обладавшее особыми личными и имущественными правами.

Таким образом, складываются экономические и социальные предпосылки для централизации государства, возвышения коро­левской власти.

Характерные черты:

1. Сеньориальное законодательство вытесняется общегосудар­ственным (королевским) законодательством. Так, во Франции обосновывается положение, согласно которому король может со­здавать законодательство по своей воле, не прибегая к согласию вассалов или королевской курии.

2. Королевская власть приобретает право верховного суда. В 1260 г. Людовик IX создает специальный судебный орган — пар­ламент — высший суд Франции (собирался 4 раза в год, состоял из назначаемых королем духовников, легистов, рыцарей). В Анг­лии Генрих II вводит в практику деятельность выездных сессий королевских судей. Судьи наделялись чрезвычайными полномочи­ями (судебными, административными, финансовыми). Право на подачу иска в королевский суд имело все свободное население. В королевском суде не применялись ордалии и судебные поединки, судьи и шерифы проводили расследование. Приговор выносился при участии 12 присяжных заседателей.

3. Ограничивается феодальный иммунитет: феодалы лишают­ся своих армий, права чеканить монету и собирать налоги, уста­навливается единая денежная единица, государственные налоги.

4. Королевская власть перестает зависеть от феодального опол­чения и использует отряды наемников.

5. Королевская власть опиралась на сословно-представительные учреждения.

В процессе централизации государственная власть сталкивалась с мощной феодальной оппозицией. Поэтому королевская власть находит социальную опору среди сословий, оформляется полити­ческий компромисс между королем и сословиями. В XIV в. возни­кают соответствующие сословно-представительные учреждения (Генеральные штаты во Франции, парламент в Англии, ландтаги в германских княжествах). Для них характерно:

— сословное представительство (крупные церковные и светс­кие феодалы назначались королем, дворянство и горожане выбирали своих представителей);

— совещательные функции в законодательной и финансовой сферах (высказывали свое мнение по важным законопроек­там, давали согласие на введение дополнительных налогов, обсуждали важнейшие внешнеполитические и внутренние проблемы);

— право обращения к королю с просьбами, жалобами на коро­левскую администрацию, протестами;

— голосование проводилось по сословиям (одно сословие — один голос).

Наибольшие полномочия приобрел английский парламент:

— право на участие в принятии законов (закон — статут — акт, исходящий от короля и палат парламента);

— финансовые полномочия (недопустимость взимать прямые и косвенные налоги без согласия парламента, который ука­зывал назначение предоставляемых субсидий);

— контроль над должностными лицами (импичмент — право палаты общин возбуждать дело о злоупотреблениях должно­стного лица перед палатой лордов — высшим судом страны, «билль об опале» утверждал король).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.