Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Роль претора в развитии римского права






Преторы в Древнем Риме наделялись высшей властью (imperium) с правом издавать общеобязательные постановления (эдикты), руководить судопроизводством и назначать наказания. Выделя­лись городские преторы (рассматривали дела римских граждан) и преторы перегринов (рассматривали дела с участием иностранцев). Правотворчество преторов привело к формированию наряду с квиритским правом двух новых правовых систем — преторского пра­ва и права народов. Со временем все эти правовые системы стали частью римского гражданского права (цивильного права).

Основанием для появления преторского права послужила арха­ичность квиритского права. Формализм правовых норм, отличав­ший Законы XII таблиц, игнорировал новые правовые ситуации. Поэтому возникла необходимость приспосабливать римское право к изменяющимся экономическим и социальным условиям.

Преторы в юридической практике исходили из принципов пра­вовой справедливости в противовес юридическому формализму, равенства сторон, требований разума, доброй совести. Поэтому преторское право выработало институт юридического владения, которое предполагало фактическое обладание вещью. Преторские интердикты (запрещающие приказы) защищали интересы фак­тического обладателя имущества до судебного разбирательства пра­вомерности притязаний других лиц на это имущество. Если владе­ние было добросовестным, т.е. вещь не была украдена или насиль­ственно отнята у законного собственника, то вещь становилась собственностью на основании Давности владения.

Преторское право разработало новый вид собственности, полу­чившей название преторской, или бонитарной. Квиритская соб­ственность, требовавшая для ее приобретения строгого соблюдения формальностей, являлась наследием замкнутой римской об­щины и не принимала во внимание новые правоотношения. Пре­тор выступил защитником интересов добросовестного приобрета­теля собственности. Бонитарная собственность была неполной и не могла отчуждаться в законных формах квиритского права. По­этому для защиты бонитарной собственности использовался ин­ститут давностного владения, который позволял по истечении сро­ка приобретательной давности признавать бонитарную собствен­ность квиритской. По мере слияния цивильного права и права народов различия между квиритской и бонитарной собственнос­тью стирались и стало складываться единое право собственности.

Для защиты прав частного собственника преторское право разработало новые формулы вещных исков, не предусмотренных квиритским правом.

Преторское право утвердило новую форму гражданского про­цесса — формулярный процесс. Претор стал активным участником судопроизводства. Он выражал юридическую суть спора в форму­ле, которая предписывала судье как следует разрешить данное дело. Претор мог включить в процесс судоговорения эксцепцию — возражение ответчика с признанием, что был обманут или заблуж­дался.

Правотворчество претора перегринов создало право народов — внутригосударственную правовую систему, регулировавшую отно­шения между римскими гражданами и иностранцами (перегринами). Преторы перегринов не были связаны квиритским правом, так как оно не распространялось на жителей римских провинций, и обладали большой свободой в выборе юридических конструкций. Поэтому преторы перегринов использовали правовые обычаи, су­дебную практику других народов. Они обеспечивали правовую за­щиту собственности перегринов и провинциальной собственнос­ти римских граждан.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.