Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Аскат и Басаргин






* * *

«И среди этого могучего заколдованного царства, среди величественной природы, среди громадных голубых гор, среди тёмных лесов, по нежным, благоухающим долинам, по золотому дну Алтая течёт изумрудная река – красавица Катунь. Глубоко врезалась она в самое сердце Алтая и между ущелий извилась голубой лентой.

Бурная, неугомонная, крепко прижалась она к груди великана и стремительно, с шумом, течёт вперёд… И нет, кажется, никакой силы, могущей остановить её течение, нет преград её могучему бегу…

Вся она полна волшебной силы, вся – движение и жизнь. Столпились к берегам пахучие сосны и протягивают к ней кудрявые ветви. А с высоты скалы и горы смотрят на её кристальные воды. Она есть счастье и украшение Алтая. Её боготворит кочевник, слагает в её честь песни…»

Эти строки взяты из книги алтайского искусствоведа Владимира Ивановича Эдокова «Мастер из Аноса» и принадлежат они первому профессиональному алтайскому художнику, многогранно талантливому человеку, внёсшему значительный вклад в развитие изобразительного искусства Сибири, Григорию Ивановичу Гуркину.

Я не могла не вспомнить о нём. Ведь Анос, в котором с 1903 г. по 1937 г., до своей трагической гибели, жил Г. И. Гуркин, расположен всего лишь в шести километрах от Аската. Не однажды ходила я в его усадьбу, которая притягивала к себе своим особым состоянием, навечно запечатлённом в каждом метре земли, в каждом камне, старом дереве. Запечатлённой ту атмосферу, что царила в ней при жизни художника. Атмосферу творческих поисков, замыслов, планов, атмосферу встреч людей, составивших гордость сибирской науки, культуры.

Но с уходом Гуркина время в усадьбе словно задремало, и в этой дрёме скользили тенями сны прошлого.

Анос, Аскат, Гуркин, Басаргин… Два совершенно разных художника и одинаковых в своей одухотворённой, глубинной привязанности к Горному Алтаю, определившему творческий жизненный путь каждого из них.

 

Краткая библиографическая справка

Басаргин Кузьма Исакович родился 3 мая 1937 года посёлке Чепош Шебалинского района Горно-Алтайской автономной области.

Во время его учёбы в школе, родители часто переезжали, и аттестат о среднем образовании он получил в Новоалтайске, перейдя из дневной школы в вечернюю и устроившись на работу на вагоно-строительный завод. В этот период времени его родители жили в Казахстане, и по окончании учёбы он уехал к ним.

В 1957 году. Басаргин поступил учиться в Алма-Атинское художественное училище на художественно-педагогическое отделение. Здесь он начал заниматься скульптурой поначалу корешковой.

Но на последнем, 5-ом курсе в училище произошли студенческие волнения, о которых сообщила не только местная, но и центральная пресса, и Басаргин в числе непосредственных участников был отчислен из училища. Он закончил его позднее, в 1963-64 годах.

В перерыве между учёбой и по окончании училища Кузьма Басаргин работал художником-декоратором на телевидении в городе Балхаш, художником оформителем в ряде городов, в частности, в Новокузнецке, Барнауле, Бийске. Затем уехал в Подмосковье, в Покров и, наконец, в Москву, где ему была предложена интересная и перспективная работа.

Но Алтай, знакомый с детства, тянул его к себе, словно магнит. И в один из своих приездов, навестив родственников в Аскате, он, всецело покорённый красотой Горного Алтая, принял одно из важнейших в своей жизни решений – не возвращаться в Москву и поселиться в полюбившихся местах.

И он остался. Как показало время навсегда. Он устроился работать в школу учителем рисования и черчения, работал там в течение двух лет. В эти годы он встретил Веру Беликову, которая вскоре стала его женой и переехала к нему в Аскат.

В 1967 году Кузьма Басаргин ушёл из школы и уже полностью посвятил себя творчеству и нелёгким будням сельской жизни.

И в том же, 1967 году, в Горно-Алтайске прошла выставка молодых художников Горного Алтая. Басаргин впервые выставил на ней круглую скульптуру – «Демон», «Нестор летописец», «Думы», «Алтайские сказания». Выставка, в целом, имела большой успех. Высоко на ней были оценены и самобытные работы талантливого скульптора Басаргина.

С этого времени началось его постоянное участие в областных, краевых, зональных и республиканских выставках. В прессе появились публикации о его творчестве, Новосибирское, Барнаульское, Кемеровское телевидение начали снимать фильмы о нём; студент режиссёрского факультета ВГИКа снял дипломный фильм «Творчество алтайского скульптора К. И. Басаргина», и он был отмечен как лучший дипломный фильм курса.

В 1982 году К. И. Басаргин был принят в члены Союза Художников СССР.

Последняя прижизненная персональная выставка Кузьмы Исааковича Басаргина прошла в Горно-Алтайском музее в 2001 году.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.