Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ГЛАВА 81: Господь Кришна благословляет брахмана Судаму






 

Господь Кришна, Верховная Личность Бога и Сверхдуша всех живущих, знает сердце каждого. Он особенно благоволит к преданным Ему брахманам. Господа Кришну также называют брахманья-дева - " Тот, кому поклоняются брахманы". Из этого следует, что преданный, который целиком вверился Верховной Личности Бога, уже обрел статус брахмана. Не став брахманом, нельзя приблизиться к Верховному Брахману, Господу Кришне. Господь особенно заботится о том, чтобы избавить Своих преданных от невзгод. Он - единственное прибежище для всех чистых преданных.

 

Господь Кришна долго беседовал с Судамой Випрой об их прошлой дружбе. Потом, чтобы сделать общение со старым другом еще более приятным, Господь Кришна улыбнулся и спросил: " Дорогой друг, что ты принес Мне? Может быть, твоя жена передала для Меня что-нибудь вкусное? " Спрашивая об этом, Господь Кришна улыбался и смотрел на Своего друга с большой любовью. " Дорогой друг, - продолжал Он, - ты, должно быть, принес Мне из дому какой-нибудь подарок? "

 

Господь Кришна знал, что Судама не осмеливается поднести Ему жалкие горстки риса, совсем не подобающие для Него. Понимая чувства Судамы Випры, Господь сказал: " Дорогой друг, Я конечно ни в чем не нуждаюсь, но если Мой преданный подносит Мне в знак любви даже что-нибудь незначительное, Я с большой радостью принимаю его дар. Однако Я ничего не приму от непреданного, каким бы ценным и дорогим не был его подарок. Я принимаю только то, что Мне дарят с любовью и преданностью. Иначе Я не возьму даже самого дорогого дара. Чистый преданный может преподнести Мне что-нибудь совсем незначащее - цветок, листок или немного воды, но его дары всегда пронизаны любовью и преданностью. Я не только с радостью принимаю такие подношения, но и с удовольствием съедаю их".

 

Господь Кришна уверял Судаму Випру, что будет очень рад принять рис, который тот принес из дому, но, охваченный робостью, Судама Випра не решался отдать его Господу. Он подумал: " Как я могу поднести Господу Кришне такой ничтожный дар? " - и опустил голову.

 

Господь Кришна - Сверхдуша, и Он знает обо всем, что происходит в сердце каждого. Ему известны устремления и нужды всех. Он знал, почему Судама Випра пришел к Нему. Он знал, что Судама задавлен нуждой и отправился к Нему, поддавшись уговорам жены. Помня о том, что Судама еще со школьных лет был Его близким другом, Кришна знал, что любовь брахмана к Нему не осквернена желанием материальной выгоды. Кришна подумал: " Судама пришел сюда не для того, чтобы просить Меня о чем-либо. Его жена настаивала на этом, и, чтобы угодить ей, он пришел ко Мне". Поэтому Господь Кришна решил одарить Судаму Випру богатствами, которые не снились даже царю небес.

 

Тут Он заметил узелок с рисом, спрятанный под накидкой, которая покрывала плечи бедного брахмана. Схватив его, Кришна воскликнул: " Что это? Мой дорогой друг, ты принес Мне чудесный дробленый рис! " Чтобы ободрить Судаму Випру, Кришна добавил: " Думаю, этого риса хватит для того, чтобы накормить не только Меня, но и весь мир". Из слов Кришны явствует, что, Он, будучи источником всего сущего, дает начало мирозданию. Поливая корни дерева, мы питаем водой его ветви и листья. Точно так же любое подношение Кришне или любой поступок, совершенный ради Него, несет величайшее благо всем, ибо плоды таких деяний распространяются по всему миру. Любовь к Кришне передается всем живым существам.

 

Разговаривая с Судамой Випрой, Кришна съел несколько зерен риса из его узелка, а когда захотел попробовать еще немного, Рукминидеви, богиня процветания, удержала Его. Взяв Кришну за руку, Рукмини сказала: " Мой Господин, этой горстки рисовых зерен достаточно, чтобы тот, кто поднес ее, разбогател в этой жизни и остался богатым в следующей. О Господь, Ты так добр к Своему преданному, что даже горстки рисовых зерен хватит для того, чтобы доставить Тебе ни с чем не сравнимое удовольствие. Преданный, который сумел угодить Тебе, будет процветать и в этой жизни, и в следующей". Это значит, что когда угощение предложено Господу Кришне с любовью и преданностью, Он с радостью принимает его от преданного. Тогда Рукминидеви, богиня процветания, чувствует себя настолько обязанной преданному, что сама приходит в его дом и превращает его в самый богатый дом в мире. Если кто-то угощает Нараяну вкусными яствами, Лакшми, богиня процветания, становится частой гостьей в его доме, и вместе с ней в дом приходит богатство. Ученый брахман Судама провел ночь во дворце Господа Кришны и чувствовал себя как на планете Вайкунтха. Он и был на Вайкунтхе, ибо то место, где живет Господь Кришна, источник Нараяны, и богиня процветания, Рукминидеви, неотлично от духовных планет Вайкунтхалоки.

 

Ученый брахман Судама как будто не получил ничего значительного от Господа Кришны, пока находился в Его дворце, но он и не просил ничего у Господа. На следующее утро он отправился домой. По дороге он все время вспоминал о том, с каким радушием принял его Кришна, и эти мысли приносили ему ни с чем несравнимое духовное блаженство. Он не переставая думал о том, как обходителен Господь Кришна, и был очень счастлив, что повидал Господа.

 

Брахман думал: " Какая радость встретиться с Господом Кришной, который так предан брахманам и так почитает брахманическую культуру. Он Сам - Верховный Брахман, и тем не менее Он всегда чтит брахманов. Он так благоволит к брахманам, что прижал к Своей груди такого бедняка- брахмана, как я, хотя Он не обнимает никого, кроме богини процветания. Какое может быть сравнение между мной, бедным, грешным брахманом, и Верховным Господом Кришной, единственным прибежищем богини процветания? Тем не менее, зная, что я брахман, Он сердечно обнял меня Своими божественными руками. Господь Кришна был так добр ко мне, что позволил мне сидеть на ложе богини процветания. Он отнесся ко мне как к родному брату. Как могу я оценить, скольким сколь обязан Ему? Когда меня одолела усталость, богиня процветания, Шримати Рукминидеви, своей рукой стала обмахивать меня опахалом, забыв о своем высоком положении - первой царицы Господа Кришны. Верховный Господь служил Мне потому, что Он высоко чтит брахманов. Он растирал мне ноги и кормил меня из Своих рук. Можно сказать, что Он поклонялся мне! Все обитатели вселенной поклоняются лотосоподобным стопам Господа Кришны, чтобы вознестись на райские планеты, получить освобождение, обрести всевозможные материальные блага или достичь совершенства в мистической йоге. Однако Господь был так добр ко мне, что не дал мне ни гроша. Он знал, что я беден и, получив деньги, могу возгордиться и тогда, опьяненный материальным богатством, я забуду Его".

 

Брахман Судама был прав. Обычно человек, который очень беден, молит Господа о достатке. Но стоит ему немного разбогатеть, и он тут же забывает, скольким обязан Господу. Поэтому Господь не дарует богатства преданному, пока как следует не испытает его. Если преданный-неофит искренне служит Господу и в то же время жаждет материальных благ, Господь не дает их ему.

 

Размышляя таким образом, ученый брахман наконец добрался до дома и был поражен тем, как чудесно все там переменилось. Вместо своей хижины он увидел великолепные дворцы из драгоценных камней, сияющих как солнце, луна или отблески огня. Между дворцами были разбиты прекрасные парки, где гуляли нарядно одетые женщины и мужчины. В парках было много озер, покрытых лотосами и лилиями, всюду летали стаи птиц с ярким разноцветным оперением. Увидев эти чудесные перемены, брахман подумал: " Неужели все это происходит наяву? Мой это дом или чей-то другой? Если это мой дом, как случилось, что он так удивительно переменился? "

 

Пока брахман таким образом размышлял, к нему в сопровождении музыкантов подошли несколько мужчин и женщин, прекрасных как полубоги, чтобы приветствовать его. Все они пели радостные песни. Жена брахмана была очень счастлива, услышав о возвращении мужа, и поспешила выйти из дворца. Она была так красива, что казалось, сама богиня процветания вышла ему навстречу. Когда она увидела мужа, из ее глаз полились слезы радости, к горлу подступил комок и она не могла выговорить ни слова. В упоении она только закрыла глаза. Переполняемая любовью и нежностью, жена брахмана низко склонилась перед мужем и мысленно обняла его. На ней было золотое ожерелье и много других украшений. Окруженная прислужницами, она была похожа на жену одного из полубогов, только что сошедшую с воздушного корабля. Пораженный красотой жены, брахман преисполнился радости и, не говоря ни слова, вступил вместе с ней во дворец.

 

Когда брахман вошел в свой дом, превратившийся в чудесный дворец, то увидел что он похож на обитель царя небес. Во дворце было множество колонн, усыпанных самоцветами. Кровати из слоновой кости были отделаны золотом и украшены драгоценными камнями, постельное белье было белым, как молочная пена, и мягким, как лепестки лотоса. На стенах висели многочисленные опахала с золотыми шнурами, повсюду стояли золотые троны с мягкими, как лотосы, подушками. Во дворцовых покоях висели бархатные и шелковые балдахины, украшенные нитями жемчуга. Полы во дворце были сделаны из первосортного прозрачного мрамора и инкрустированы изумрудами. Обитательницы дворца держали в руках светильники из драгоценных камней. Их свет и блеск камней создавали чудесное сияние. Увидев все эти богатства и не понимая причины столь неожиданной перемены, брахман серьезно задумался над тем, что произошло. " С самого рождения, - размышлял он, - я жил в бедности, откуда же появилось это богатство? Я не вижу другой причины, кроме всемилостивейшего взгляда Господа Кришны, моего друга и главы династии Яду. Несомненно, всем этим меня одарил Господь Кришна в Его неизъяснимой милости. Господь самодостаточен, Он - супруг богини процветания и всегда в полной мере обладает всеми шестью достояниями. Он знает помыслы Своих преданных и щедро дарит им то, чего они желают. Таковы деяния моего друга, Господа Кришны. Мой прекрасный, темноликий друг Кришна щедрее тучи, которая льет воду в океан. Чтобы не тревожить земледельца в дневное время, туча ночью приносит ему обильный дождь. И все же, когда земледелец утром просыпается, он думает, что дождя выпало слишком мало. Точно так же Господь Кришна исполняет желания каждого в соответствии с его положением, но человек, не обладающий сознанием Кришны, всегда думает, что Господь дал ему меньше, чем он хотел получить. Когда же преданный с любовью подносит Господу даже что-нибудь незначительное, Господь считает это дорогим и великим даром. Все происшедшее со мной - замечательный тому пример. Я дал Господу лишь горстку дробленого риса, а Он в ответ наградил меня богатствами, которые превосходят богатства царя небес".

 

В сущности, Господь, будучи самодостаточным, не нуждается в том, что дает Ему преданный. Когда преданный предлагает что-нибудь Господу, он делает это для своей же пользы, ибо его дар возвращается к нему, многократно умноженный. Отдавая что-либо Господу, мы ничего не теряем, но приобретаем в миллион раз больше.

 

Чувствуя огромную благодарность к Кришне, брахман подумал: " Я молю о том, чтобы Господь навсегда остался моим другом, о том, чтобы я мог безраздельно предаться Господу и жизнь за жизнью служить Ему с любовью и преданностью. Мне не нужно никакого богатства. Единственное, чего я хочу - никогда не забывать о служении Господу и оставаться в обществе Его чистых преданных. Пусть все мои мысли и деяния будут посвящены служению Господу. Нерожденный Верховный Господь, Кришна, знает, как часто великие люди, опьяненные чрезмерным богатством, лишались всех своих достояний.

 

Поэтому, даже когда преданный просит у Господа материальных благ, Господь нередко отказывает ему. Он очень осторожен, когда дело касается Его преданных. Если преданный еще не стал достаточно зрелым, он, разбогатев, может поддаться соблазнам материального мира и прекратить служение. Поэтому Господь не дает ему богатства. Это еще одно проявление неизъяснимой милости Господа к Своим преданным. Для Господа самое главное, чтобы человек не сошел с пути преданного служения. Он поступает в точности как отец, желающий добра сыну, - пока сын недостаточно зрел, отец не дает сыну богатства, но когда сын становится взрослым и понимает, как нужно расходовать деньги, отец предоставляет в его распоряжение все, чем владеет.

 

Поэтому ученый брахман решил, что богатства, которые он получил от Господа, нужно использовать не для того, чтобы удовлетворять потребности своих чувств, а для того, чтобы служить Господу. Брахман принял дарованное ему богатство, но сделал это в духе отречения, по-прежнему не желая наслаждаться ничем материальным. Он мирно жил со своей женой, пользуясь полученными благами как милостью Господа. Он предлагал Господу всевозможные яства, а затем вкушал их как прасадам. Точно так же, если по милости Господа мы обрели матриальные блага: богатство, славу, могущество, ученость или красоту - мы должны считать их дарами Господа и использовать для того, чтобы служить Ему, а не для того, чтобы удовлетворять потребности наших чувств. Ученый брахман всегда поступал таким образом, поэтому его любовь и привязанность к Господу Кришне с каждым днем становились сильнее - они не уменьшились из-за того, что он обладал огромным богатством. Материальные богатства могут либо погубить человека, либо возвысить его, все зависит от того, для чего он их использует: чтобы наслаждаться жизнью или служить Господу.

 

Из рассказа о встрече Господа Кришны с Судамой Випрой явствует, что Верховный Господь всегда благоволит к тому, кто обладает истинно брахманическими качествами. Истинный брахман, подобный Судаме Випре, непоколебимо предан Господу Кришне. Поэтому в писаниях сказано: брахмано вайшнавах, то есть брахман - это вайшнав. Иногда говорят: брахманах пандитах. Пандитом называют того, кто очень учен. Брахман не может быть глупцом или невеждой. Поэтому существует два типа брахманов - вайшнавы и пандиты. Брахманы, обладающие одной только ученостью - это пандиты, такие брахманы еще не стали преданными Господа, или вайшнавами. Господь Кришна не очень благоволит к ним. Быть ученым брахманом еще недостаточно для того, чтобы заслужить благосклонность Верховной Личности Бога. Брахман должен не только обладать качествами, перечисленными в священных писаниях - " Шримад Бхагавад-гите" и " Шримад-Бхагаватам", но и быть преданным Господу Кришне. Судама Випра - замечательный пример такого брахмана. Он был истинным брахманом, который не стремится к материальным удовольствиям, и в то же время он был великим преданным Господа. Господь Кришна, наслаждающийся плодами всех жертвоприношений и аскетических подвигов, очень любит брахманов, подобных Судаме Випре - об этом можно судить по тому, как Господь Кришна вел Себя с ним. Таким образом, достичь совершенства значит стать брахманом-вайшнавом, каким был Судама Випра.

 

Судама Випра понял, что, хотя Господь Кришна непобедим, Он покоряется Своим преданным. Он сознавал, как добр был к нему Господь Кришна, и, беспрестанно думая о Кришне, пребывал в духовном экстазе. Так, постоянно общаясь с Господом Кришной, Судама Випра освободился от остатков материальной скверы в сердце и очень скоро перенесся в духовное царство. Это цель всех святых, достигших совершенства.

 

Шукадева Госвами сказал, что все, кто услышит рассказ о том, как Судама Випра встретился с Господом Кришной, поймут, с какой любовью Господь относится к преданным Ему брахманам, подобным Судаме. Каждый, кто услышит эту историю, постепенно станет таким же добродетельным, как Судама Випра, и перенесется в духовное царство - обитель Господа Кришны.

 

На этом в изложении Бхактиведанты заканчивается восемьдесят первая глава книги " Кришна - источник вечной радости" под названием " Господь Кришна благословляет брахмана Судаму".

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.