Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пояснительная записка. Учебно-методический комплекс






История кино

Учебно-методический комплекс

 

Тюмень


 

Рецензент: Т. И. Борко, доктор философских наук, профессор ТюмГУ.

 

История кино: учебно-методический комплекс / автор-составитель Н. П. Соколова; Тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий,

кафедра истории, искусствоведения и музейного дела


Оглавление

Пояснительная записка 5

Тематический план курса «История кино» 7

Тематический план курса «История кино» 8

Содержание курса 9

Конспект лекций 13

Введение. Основы киноискусства 13

Часть I. Основы теории кино 17

Тема 1. Особенности языка киноискусства. Организационная структура кинопроцесса 17

1.1. Особенности языка киноискусства 17

Тема 2. Виды и жанры современного киноискусства 28

Часть II. История кино 33

Тема 1. 1895–1919 гг.: Поиски киноязыка 33

Раздел 1. Первые шаги европейского кино 33

Раздел 2. Кинематограф США: 1895–1919 гг. 35

Раздел 3. Начало кинематографа в России 37

Тема 2. 1920-е: Время, вперед! 40

Раздел 1. Рождение и взлет советского кино 40

Раздел 2. Экспериментаторство в Европе 44

Раздел 3. Американское кино 20-х годов 50

Тема 3. 1930-е: Опасная игра 57

Раздел 1. Золотой век Голливуда 57

Раздел 2. Европейское кино 73

Раздел 3. Веселые дни советского кино 87

Тема 4. 1940-е: Глубина резкости. 1950-е: Конец невинности 97

Раздел 1. Европа: Новые реалии и старые традиции 97

Раздел 2. Голливуд: «Охота на ведьм» и широкий экран 110

Раздел 3. СССР: период «малокартинья». Мировой дебют японского кино 119

Тема 5. 1960-е: Прекрасный бунт 125

Тема 6. 1970-е: Ночи в стиле буги. 1980-е: Роскошь из пластмассы 148

Тема 7. 1990-е: Возможно все 158

Тема 8. 2000-е: Игра по правилам. Кино XXI века 172

Библиографический список 180

Справочная литература 180

Основная литература 181

Контрольные вопросы 184

Темы рефератов 186

Приложения 188

Периоды (этапы) истории киноискусства 188

Основные этапы развития киноязыка 188

Лучшие фильмы всех времен и народов 189

Список 100 лучших фильмов 190

Лучшие фильмы по Сьюзен Зонтаг 191

Лучшие мюзиклы 193

Лучшие романтические комедии 193

Российские фильмы в Премии Академии кинематографических искусств и

наук 193 (англ. Academy Awards) «Оскар» (США) 194

Лучшие российские фильмы 1908–1957 гг. 195

Кино в Интернете 198

Журналы о кино. Кино в журналах 200

Выдающиеся историки и теоретики кино 201

 


Пояснительная записка

Возникновение кинематографа явилось закономерным этапом в истории художественной культуры человечества. Обладая свойствами «зримой литературы», «движущейся живописи», «цветомузыки», кинематограф отвечал потребности в синтетической форме творчества, расширяющей потенциал образной выразительности. Кино – это не только искусство, но и средство информации, документатор, фиксатор событий, своеобразный архив. А также средство массовой коммуникации, являющееся важнейшим фактором социальной жизни. Эти функции кинематографа, проявившиеся с самого раннего периода, стали особенно очевидны в современной культуре ХХI века. Кино остается лидирующим видом искусства.

Педагоги, социологи, психологи, культурологи России единодушно отмечают тот факт, что на рубеже XXI века произошла окончательная переориентация молодежной аудитории от печатного текста к аудиовизуальному. Исследователи сравнивают ситуацию, в которую попала современная российская молодежь, с «девятым информационным валом», последствия которого трудно предугадать. Поэтому столь актуальным является решение внедрения в образовательную практику российских школ, колледжей и вузов системы медиаобразования. Под медиаобразованием понимается процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей индивида, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники.

Повсеместное распространение медиа и появление новых информационных технологий, по мнению теоретиков и практиков медиаобразования, позволяют в современных условиях успешно применять и развивать практически все существующие отечественные модели медиаобразования, интегрировать и синтезировать их. Примером подобной интеграции указанных моделей может служить данный курс «История кино».

В 2005 г. произошел настоящий прорыв в отечественном киноведении. Впервые одновременно вышло два учебника: «История зарубежного кино (1945–2000)» и «История отечественного кино». Основательные учебники, написанные ведущими российскими киноведами, в первую очередь адресованы студентам кинематографических вузов, изучающим подобный курс в течение нескольких учебных семестров.

Данный учебно-методический комплекс предназначен для более широкой студенческой аудитории. Более того, в комплексе дана попытка культурологического подхода к истории и теории кино, при котором эволюция кинематографа рассматривается в многообразном культурном контексте. Представленный материал организован исходя из хронологически-исторического принципа. Границы этапов кинопроцесса совпадают с социальными рубежами. Вертикальное хронологическое построение курса дополняется горизонтальными срезами, рассматривающими историю различных национальных кинематографий.

При подготовке комплекса учитывался государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования в области культуры и искусства.

Особое внимание уделено не только специфике кино, но и межпредметным связям – с культурологией, эстетикой, историей театра, изобразительным искусством, музыкой, историей танца.

Курс предусматривает чтение лекций, просмотр видеоматериалов, выполнение творческих работ, подготовку докладов, самостоятельную работу над источниками и литературой. Для студентов специальности «Народная художественная культура» и «Хореографическое искусство» курс рассчитан на 34 аудиторных часа, для студентов специальностей «Актерское искусство» и «Социально-культурная деятельность». Курс завершается зачетом.

История кино многослойна. Она включает в себя историю развития кинотехники и системы кинопроизводства, становления киноязыка, теории кино и самой концепции искусства экрана. Вряд ли возможно написать абсолютно полную историю кино, поэтому автор-составитель оставляет за собой право отбора материала. Это относится и к отдельным страницам истории кино, и к персоналиям художников кино.

 


Тематический план курса «История кино»

 

  Количество часов
Наименование разделов и тем курса Всего В том числе
    Лекции Семинары
       
Введение. Основы киноискусства    
Часть I. Основы теории кино Тема 1. Особенности языка киноискусства. Организационная структура кинопроцесса       –  
Тема 2. Виды и жанры современного киноискусства    
Часть II. История кино Тема 1. 1895–1919 гг.: Поиски киноязыка    
Тема 2. 1920-е: Время, вперед! Раздел 1. Рождение и взлет советского кино Раздел 2. Экспериментаторство в Европе Раздел 3. Американское кино 20-х гг.     – – – –
Тема 3. 1930-е: Опасная игра Раздел 1. Золотой век Голливуда Раздел 2. Европейское кино Раздел 3. Веселые дни советского кино     – – – –
Тема 4. 1940-е: Глубина резкости. 1950-е: Конец невинности Раздел 1. Европа: Новые реалии и старые традиции Раздел 2. Голливуд: «Охота на ведьм» и широкий экран Раздел 3. СССР: период «малокартинья». Мировой дебют японского кино         –   – –   –
Тема 5. 1960-е: Прекрасный бунт    
Тема 6. 1970-е: Ночи в стиле буги. 1980-е: Роскошь из пластмассы    
Тема 7. 1990-е: Возможно все    
Тема 8. 2000-е: Игра по правилам. Кино XXI века    
Всего по курсу:    

 

 


Тематический план курса «История кино»

 

  Количество часов
Наименование разделов и тем курса Всего В том числе
    Лекции Семинары
       
Введение. Основы киноискусства    
Часть I. Основы теории кино Тема 1. Особенности языка киноискусства. Организационная структура кинопроцесса        
Тема 2. Виды и жанры современного киноискусства      
Часть II. История кино Тема 1. 1895–1919 гг.: Поиски киноязыка      
Тема 2. 1920-е: Время, вперед! Раздел 1. Рождение и взлет советского кино Раздел 2. Экспериментаторство в Европе Раздел 3. Американское кино 20-х гг.      
Тема 3. 1930-е: Опасная игра Раздел 1. Золотой век Голливуда Раздел 2. Европейское кино Раздел 3. Веселые дни советского кино      
Тема 4. 1940-е: Глубина резкости. 1950-е: Конец невинности Раздел 1. Европа: Новые реалии и старые традиции Раздел 2. Голливуд: «Охота на ведьм» и широкий экран Раздел 3. СССР: период «малокартинья». Мировой дебют японского кино          
Тема 5. 1960-е: Прекрасный бунт      
Тема 6. 1970-е: Ночи в стиле буги. 1980-е: Роскошь из пластмассы      
Тема 7. 1990-е: Возможно все      
Тема 8. 2000-е: Игра по правилам. Кино XXI века    
Всего по курсу:      

 

 


Содержание курса






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.