Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Творческая интеллигенция в социальной сети.

 

Социальные сети – это важный и актуальный на сегодняшний день вопрос. Последнее время именно этот тип сайтов получил наибольшее распространение, как на западе, так и в России. Результаты многочисленных исследований свидетельствуют, что социальными сетями уже охвачено более половины всех пользователей Интернета. В России этот показатель пока меньше мирового, но он стремительно растёт.

Социальная сеть направлена на построение сообществ в Интернете из людей со схожими интересами или деятельностью. Связь осуществляется посредством сервиса внутренней почты или мгновенного обмена сообщениями.

Самыми популярными социальными сетями в России являются: В Контакте, Мой Мир, Мой Круг, ЖЖ, Одноклассники.

В Контакте — социальная сеть, российский аналог сервиса Facebook по данным Alexa Internet третий по посещаемости сайт России, второй по популярности на Украине и в Белоруссии, четвёртый в Казахстане, 38-й в мире. Сайт изначально позиционировал себя в качестве социальной сети студентов и выпускников российских высших учебных заведений, позднее — как универсальный способ связи для всех социальных групп и возрастов.

Социальные сети поддаются условной классификации [10]. Н.А. Семенов предложил классификацию социальных сетей по типу:

1. Для поиска людей (Одноклассники.ру)

2. Для развлечения (ВКонтакте)

3. Для работы и бизнеса (МойКруг)

4. Для сбора новостей (news2.ru)

5. Для сбора закладок (БобрДобр)

6. Для видео (YouTube)

7. Для аудио (Last.fm)

8. Для фото (FiXX.RU)

9. Нишевые социальные сети (Хабрахабр, drugme, geni и другие)

На наш взгляд, данная классификация представляется не совсем полной. В ней не учитываются узкоспециализированные социальные сети, в том числе и для творческой интеллигенции.

Творческая интеллигенция является активным участником различных интернет сообществ. На сегодняшний день существует ряд социальных сетей, ориентированных сугубо на творческую интеллигенцию.

Самыми известными сайтами российской творческой интеллигенции являются «Богема» и Totti community people. Данные социальные сети представляют из себя объединения творческой интеллигенции в рамках интернета. В данных объединениях четко прописаны устав и цели сообществ. «Богема» позиционирует себя, как место встречи людей, которые «творцы в душе или на деле». Основная аудитория сайта представлена творческой интеллигенцией разных направлений. «У нас есть музыканты и певцы, художники и скульпторы, фотографы и видеооператоры, писатели и поэты. Мы не ограничиваем список проявлений творческой составляющей нашей аудитории. Если вы прекрасно лепите из пластилина, вырезаете по дереву, творите оригами, или используете «нестандартные» строительные материалы, создавая при этом произведения от которых люди не могут равнодушно отвернуться — здесь вы найдёте единомышленников» [7]. Чрезвычайно интересна в «Богеме» описана и процедура вступления в общество: «Регистрация в Богеме проста, как удар по клавишам, словно строка из-под пера поэта, словно мазок кисти по холсту. Вам достаточно лишь заполнить анкету, указав те данные, которые сочтёте нужными…»[7].

В этом случае уместно провести аналогию с объединениями художественной интеллигенции в начале ХХ века. Если тогда формирование союзов творческой интеллигенции было чрезвычайно сложным и уникальным явлением, которое могло происходить десятилетиями, то в начале XXI века, достаточно лишь зайти в интернет и стать членом того или иного объединения. Ярким примером был «Кружок «СРЕДА» [2, 289]. Он был основан в 1887 г. и только после 25-летнего юбилея общества в 1912 г. Московская городская управа настояла на получении кружком официального статуса. В 2011 г., чтобы стать официальным членом объединения Totti community people достаточно пройти регистрацию в течение нескольких минут.

В.И.Вернадский писал, что «человек и его деяния - общество существуют во времени» [1, 230]. Электронные средства массовой информации, спутниковая связь, передовая телематика, обеспечивая практически мгновенную передачу информации во все уголки земного шара, создают состояние или ощущение одновременности и вездесущности. С развертыванием технологической и промышленной революций, индустриализации и урбанизации, а затем научно-технической революции второй половины ХХ в. началось беспрецедентное убыстрение исторического времени.

В России эти процессы произошли в наиболее болезненных и чрезвычайно быстрых формах. С начала 1990-х гг. в России складывалась очень тяжелая экономическая и социальная ситуация. В 1991 г. распался Советский Союз. Это повлекло за собой анархию и разброд во всех сферах жизнедеятельности. Советские люди в новой ситуации пережили сильный духовный кризис и полностью потеряли прежние ориентиры. Возникновение рыночных отношений вызвало коммерциализацию сознания. Развитие всемирной компьютерной сети коренным образом начало влиять на всю жизнь общества. В этих условиях творческая интеллигенция стала претендовать на свое место в электронном пространстве. В силу смещения социальных и духовных приоритетов изменились эстетические ориентиры самой интеллигенции. Творчество утратило роль «учителя жизни» и превратилось в один из видов развлечения и бизнес.

Помимо специализированных сайтов, творческая интеллигенция достаточно широко представлена и на просторах общепризнанных лидеров среди социальных сетей. Сайт «В Контакте» позволяет создавать специальные группы, ориентированные на конкретную целевую аудиторию. На сегодняшний момент групп, где только в названии фигурирует понятие творческая интеллигенция, насчитывается несколько десятков. Данные объединения изначально ориентированы на функционирование в рамках интернета. Интересным примером является группа «Творческая интеллигенция (да-да, не вшивая, а именно творческая!)» [8]. Она была создана в Ростове - на - Дону и в качестве цели декламирует «объединить здесь думающих и творческих людей, которых, по нашему убеждению, больше, чем принято сегодня считать».

Появление таких групп в интернете зачастую встречает очень жесткую критику среди враждебно настроенных по отношению к интеллигенции лиц. Сайт «Луркоморье», позиционирующий себя в качестве «энциклопедии современной культуры, фольклора и субкультур с точки зрения интеллектуального меньшинства» даже опубликовал статью «Интеллигент. Ненависть». В ней приводится яркое и эмоциональное определение феномену творческой интеллигенции в интернете: «Интеллигенцией в Рунете считается та часть любого сообщества, которая объективно уверена в том, что Россия прогнила изнутри, что в стране все взяточники, воры, что мораль прогнила насквозь, а «нравы уже не те» — и при этом ничего не делают, кроме изливания тонны соплей в свои днявки и бложики (дневники и блоги – прим. автора)» [11].

Такая явно отрицательная оценка феномена интеллигенции пришла в интернет не случайно. Даже в современной художественной литературе проблема творческой интеллигенции часто преподносится, как весьма противоречивое явление. Виктор Пелевин в своем романе «Чапаев и Пустота» так описывал классического русского интеллигента: «Интеллигент не боится топтать святыни. Интеллигент боится лишь одного — касаться темы зла и его корней, потому что справедливо полагает, что здесь его могут сразу отлюбить телеграфным столбом. Вот откуда берется огромная армия добровольных подлецов…»[4, 68].

Весь спектр оценок социального статуса интеллигенции, ее функций распределяется между двумя полюсами. На первом - отношение к интеллигенции как некоему черновому наброску человеческого идеала, «должного», как к выразителю «всечеловечности». На другом - низведение интеллигенции до уровня социального «ничто». Это объясняется тем, что сам «культурный тип интеллигенции может существовать только в определенной культурной среде, не выходя за ее рамки» [3, 31]. Социальная сеть лишь подтверждает это правило.

В совершенно особую группу объединений творческой интеллигенции в социальной сети следует выделить реальные творческие объединения, для которых материализация в интернете служит виртуальным продолжением жизни общества. Ярким примером является творческое объединение «ЫМ».

Группа «ЫМ» была образована в мае 2006 г. в Твери представителями творческой молодежи Ю. Князевым, А. Верховцевом и И. Маскальцовом. «ЫМ» - это перевернутое наоборот слово мы. Своим названием общество изначально противопоставило себя популярному тогда лозунгу «Мы вместе», который декламировался официальным прокремлевским движением «Идущие вместе». Это российское молодёжное движение было создано в 2000 году. Возглавлялось оно Василием Якеменко и явилось предшественником многих современных молодёжных организаций, таких как «Наши», «Молодая гвардия» и «Местные».

Главным своим лозунгом «ЫМ» объявил следующие принципы: «Не надо думать, надо творить» и «Жизнь – это игра». С 2006 по 2009 гг. членами объединения было записано два музыкальных альбома в рамках проекта «КонцептуалЫзМ» и сделан фото проект «Тверь – грязный город», как ответ муниципальной программе «Тверь – чистый город».

С 2008 г. между основателями общества начались разногласия и в реальности «ЫМ» прекратил свое существование. В 2009 г. основателями «ЫМ» было принято решение возродить группу уже в рамках сайта «ВКонтакте» [9]. В интернете было выложено основное творчество группы. При этом материал в группе и сегодня пополняется за счет самостоятельных проектов участников, зарегистрированных в «ЫМ» в социальной сети.

Сама специфика художественного творчества, предполагающего индивидуальный характер, как правило, способствует распаду многих творческих объединений. В силу особенностей творческого процесса, труд художника индивидуален, поэтому для него характерны обостренный индивидуализм и эгоцентризм. История группы «ЫМ» показывает, что социальные сети могут являться сдерживающим фактором при распаде художественных объединений, но внутренних противоречий между живыми людьми, интернет все равно решить не в силах.

Индивидуальный характер в поведении творческой интеллигенции подтверждается и тем, что ее многие представители ведут в интернете свои личные блоги и зачастую очень болезненно реагируют на критику в свой адрес, озвученную в социальной сети. Самым ярким примером является Андрей Макаревич. А.В. Макаревич – известный советский и российский певец, поэт, композитор и продюсер, лидер рок-группы «Машина времени».

11 октября 2010 г. президент России Д.А. Медведев приехал в кафе «Ритм & блюз» по приглашению Андрея Макаревича. Помимо него на встрече были первый замруководителя администрации президента Владислав Сурков, с другой стороны на встрече присутствовали представители творческой интеллигенции: Борис Гребенщиков, Вадим Самойлов, Владимир Шахрин, Сергей Галанин, Александр Уман, Алексей Кортнев и Илья Кнабенгоф (Черт).

На следующий день после этой встречи, в блоге Андрея Макаревича появилась запись, посвященная этому событию. Музыкант написал, в частности: «По моим ощущениям, Медведев абсолютно адекватный, совершенно замечательно общающийся человек. У меня и раньше было хорошее впечатление от него, и теперь я в нем укрепился. Я, конечно, давно живу, и мне не хочется гадать, насколько Медведев либерален, но последние его действия я, например, поддерживаю обеими руками. Так что все может пойти по правильному руслу» [13].

Положительная оценка персоны президента была в штыки воспринята многими посетителями сайта, прокомментировавшими слова Макаревича. Он был неоднократно обвинен в предвзятости, ангажированности и попытке польстить властям. В качестве главной критики, блогеры привели название песни самого А. Макаревича «Не стоит прогибаться под изменчивый мир».

Макаревич ответил критикам на своем официальном сайте: «Всем, кто пытается мне нахамить или научить жить: Господа! Вы мне неинтересны. Всем остальным поясняю: не музыканты ходили в Кремль к президенту, а президент пришел в гости к музыкантам - по своему желанию» [13].

Сама эта история не случайно получила такой широкий резонанс в интернете. Визит Д. Медведева в кафе «Ритм & блюз» следует рассматривать, как попытку государства реабилитироваться за провальную встречу премьер - министра В. Путина с представителями творческой интеллигенции весной того же года. 29 мая 2010 г. он встретился с участниками и организаторами благотворительного литературно-музыкального вечера «Маленький принц».

В ходе беседы лидер музыкальной группы ДДТ Юрий Шевчук задал «несколько вопросов» премьеру о состоянии свободы в России, сравнив население страны с «тягловым народом», а чиновников «с князьями и боярами с мигалками». После этого он поинтересовался у Путина, будет ли разгоняться властями намеченный на 31 мая «Марш несогласных». В ответ на это председатель правительства в очень жесткой форме на повышенных тонах заявил музыканту: «Вы хотите провести его (марш – прим. автора) там, где люди хотят в пятницу поехать на дачу, к примеру... Или в воскресенье вечером вернуться с дачи. Да они вас там такими матюгами покроют. И местные власти заодно…. И правильно сделают» [12]. После этого диалога тема беседы была изменена.

Народная артистка России Лия Ахеджакова, участвовавшая в данной встрече, в прямом эфире на радио «Русская служба новостей» впоследствии заявила: «Я обязана была поддержать Юру Шевчука... Он был собран, он был предельно вежлив, он абсолютно не был агрессивен. Но он не все вопросы успел задать, премьер-министр ему не давал договорить» [12]. При этом Л. Ахеджакова обвинила и представителей самой творческой интеллигенции, в том числе и себя в безропотном молчании о проблемах современного общества: «Почему-то все, кроме Шевчука, Хаматовой и, конечно, Басилашвили, который тут же поддержал Шевчука, говорили о чем-то таком неважном... И мне был дан шанс, я могла рассказать о том, что творится на суде над Ходорковским, об этих прокурорах, о Лахтине, об этом беспределе» [12].

Проблема «интеллигенция и власть» относится по праву к числу вечных. Вопрос о роли творческой интеллигенции, одновременно выступающей и просветителем, воспитателем масс, с одной стороны, и острым критиком власти посягающей на свободу и демократию, - с другой, всегда с особой остротой стоял для российского общества. В силу своей значимости для общества интеллигенция имеет непреходящую ценность, выступает ведущей силой современной цивилизации, главным проводником культуры, образования и науки. Вместе с тем, власть, общественный строй, политический режим и идеология в значительной степени детерминируют духовную сферу общества, главным действующим лицом в котором являются - интеллигенция. Бурное развитие интернета в России и массовое вовлечение творческой интеллигенции в социальные сети в очередной раз актуализировало данную проблему.

В особую группу представителей творческой интеллигенции следует выделить тех, кто принципиально не регистрируется в социальной сети.

Поэт, композитор и радикал Глеб Самойлов, лидер группы «Глеб Самойлоff & The Matrixx», а в прошлом — один из лидеров «Агаты Кристи» в одном из интервью на вопрос «Сидите ли Вы с какого-нибудь профиля «ВКонтакте» или других социальных сетях?», ответил следующее: «Нет, не сижу. Меня там не было и не будет. Что пишут про творчество группы, периодически рассказывают друзья» [5]. При этом сама тематика социальных сетей стала одной из главных в новом альбоме музыканта «Прекрасное жестоко». Г. Самойлов выразил протест против социальной сети, как явления современной культуры.

Поводом послужило самоубийство 21 летней поклонницы творчества Самойлова Марии Чесноковой в декабре 2008 г. О своем желании свести счеты с жизнью, Мария открыто написала на официальном форуме «Агаты Кристи». Естественно, что никто не поверил не совсем вменяемой поклоннице музыканта. За некоторое время до трагедии, М. Чеснокова в состоянии алкогольного опьянения звонила Самойлову и признавалась в своих чувствах. Все нападки поклонницы остались без ответа. После самоубийства Марии, друзья девушки писали ей письма на сайт «ВКонтакте», даже не подозревая, что девушки уже нет в живых. Таким образом, сложилась парадоксальная ситуация, когда человек умер, но его виртуальный образ в интернете остался жить.

Эта трагическая история сильно впечатлила Г. Самойлова и памяти Марии, он написал песню «Жить всегда». Но, даже в этой песне, музыкант с радикальными взглядами, дал крайне политизированную оценку такому глубоко личностному сюжету. В тексте песни Самойлова чрезвычайно интересной представляется строчка: «Мы будем жить всегда на сайте ФСБ». Г. Самойлов, по – сути, открыто обвинил российские социальные сети в том, что они выдают личную информацию своих пользователей спецслужбам.

Один из лидеров российской оппозиции Владимир Рыжков вообще заявил, что ФСБ имеет секретное подразделение численностью до 300 специалистов, задача которого мониторинг Интернета и контроль над ним. Эти сведения косвенно подтверждают и сами представители спецслужбы. 8 апреля 2011 г. заместитель руководителя научно-технической службы - начальник Центра защиты информации и специальной связи ФСБ Александр Андреечкин в рамках заседания правительственной комиссии по федеральной связи и технологическим вопросам информатизации официально сообщил, что ФСБ хочет запретить gmail, hotmail и Skype в России. По его словам, данные, зашифрованные таким образом, сложно контролировать оперативно. «Бесконтрольное использование таких средств шифрования в сетях общего пользования может привести к масштабной угрозе безопасности в РФ» [14], - сказал А. Андреечкин.

Андрей Солдатов, главный редактор сайта Agentura.ru, автор книги о ФСБ, также видит в этом попытку установить контроль над Интернетом. Он заявил, что такое поведение спецслужб «прямое следствие событий на Ближнем Востоке и в Северной Африке, в Тунисе, в Египте. И сейчас многим экспертам и политикам кажется, что социальные сети играют решающую роль» [6].

В самом начале 2011 г. произошли революции в Тунисе и Египте. Это особые революции, в которых не было явных лидеров. Ими не руководили политические партии. По одной из обсуждаемых версий, организующей силой революции выступили именно социальные сети Facebook и Twitter. Благодаря языковой общности и английскому восставшие в Египте могли общаться с коллегами в Тунисе и других странах, перенимая их опыт.

Вполне понятно, что российские спецслужбы пытаются контролировать социальные сети, как один из инструментов нового типа революций. Это революции без официальных политиков, но с политической волей, использующей технологии прямого информационного воздействия в обход официальных СМИ. Вполне понятно и то, что творческая интеллигенция не может не реагировать на такое бесцеремонное вмешательство в свое личное пространство. Многие музыканты и писатели изначально публикуют свое творчество в интернете, обсуждая его на закрытых сайтах. Свободный же доступ спецслужб к этим сайтам представители творческой интеллигенции вправе расценивать, как чрезвычайно жесткое проявление цензуры.

Современная интеллигенция — явление многогранное и многоликое, с трудом поддающееся исследованию. Важнейшая черта творческой интеллигенции состоит в том, что она в большей степени, чем другие социально-профессиональные группы включена в современную реальность, современное общество. Она, как никто другой, реагирует на малейшие изменения, будь они экономическими, политическими, социальными или духовными. Массовое вовлечение представителей творческой интеллигенции в социальные сети доказывает это особенно остро.

 

Использованные источники:

1. Вернадский В.И. Проблема Времени, Пространства и Симметрии //Пространство и время в неживой и живой природе. М. 1988.

2. Золотой век художественных объединений в России и СССР (1820-1932). Справочник по русскому искусству. Составители: Северюхин Д.Я.; Лейкинд, О.Л. – СПб: Издательство Чернышева, 1992.

3. Купцова И.В. Художественная интеллигенция в России в годы Первой мировой войны. М. 2007.

4. Пелевин В.О. Чапаев и Пустота. М. 2009.

5. https://www.agatawar.ru/questionsanswered/otvety-gleba-samoilova-na-voprosy-poklonnikov-gruppy-gleb-samoiloff-the-matrixx-27

6. https://www.agentura.ru/

7. https://bogema.ru/about_us.php

8. https://vkontakte.ru/club20774424

9. https://vkontakte.ru/club9637739

10. https://vseseti.wordpress.com/2008/05/28/большой-доклад-о-социальных-сетях/

11. https://lurkmore.ru/Интеллигенция

12. https://www.rb.ru/news/society/2010/05/31/181657.html

13. https://www.snob.ru/profile/blog/5134/25442

14. https://ubp.com.ua/news/2011/04/08/42060/

 

 

ФИО: Веселов Александр Александрович
Организация: Государственный университет управления
Кафедра: истории и политологии
Должность: аспирант
Телефон: раб. 8-495-371-81-63;

моб. 8-967-069-93-69

E-mail: ostash@yandex.ru; ostash_intelligent@mail.ru

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Оформление библиографического описания | Александр Блок Интеллигенция и Революция




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.