Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 27 Франция






 

1. Третья республика после Первой мировой войны

Основные черты развития.

Франция завершила Первую

мировую войну в числе стран-победительниц. По Версаль-

скому договору (1919г.) ей были возвращены Эльзас и Ло-

тарингия, передана часть колоний Германии, получено

право на большую часть германских репараций. Высокими

темпами развивались отрасли промышленности, связанные с

обороной. Вместе с тем важную роль в экономике продол-

жало играть сельское хозяйство. В 1930г., т.е. спустя

12 лет после окончания войны, доля сельскохозяйственной

продукции в общем объеме производства страны составила

44%. В послевоенный период значительно усилилось разви-

тие крупных корпораций и трестов, занявших, по сущест-

ву, монопольное положение в отдельных отраслях нацио-

нальной экономики. Франция продолжала оставаться круп-

нейшей колониальной державой. Вместе с тем Первая миро-

вая война подорвала позиции французского финансового

капитала на мировом рынке. Из страны-кредитора, какой

она была до войны, Франция превратилась в страну-долж-

ника. За время войны она задолжала США более 4 млрд.

долл. (значительная сумма в то время). И хотя после

войны экспорт французских капиталов возобновился, она

не смогла восстановить прежнее положение. Послевоенное

развитие Франции проходило в условиях общего кризиса,

поразившего в первую очередь экономику США и Западной

Европы. Все это оказало существенное влияние на соци-

альные отношения в стране, которые характеризовались

крайней нестабильностью. В 1920г. на съезде социалисти-

ческой партии произошел ее раскол на коммунистов и со-

циалистов, оставшихся в той или иной мере при-

верженцами идей " поссибилизма". Была создана коммунис-

тическая партия. Социалисты сохранили старое название

своей партии - социалистическая партия. Однако несмотря

на сложное, подчас критическое внутриполитическое поло-

жение в стране, продолжала действовать конституция 1875

г. Она оказалась самой долговечной конституцией из всех

принятых ранее. Причин тому было немало. Объективно

этому способствовала и особенность ее содержания. Конс-

титуция обходила молчанием многие вопросы, связанные со

структурой правительства, избирательным правом и т.д.

То, что ранее ставилось ей в упрек, ныне оказалось бла-

гом. Конституция открывала простор для маневрирования,

позволяла учитывать конкретно сложившуюся политическую

обстановку. Избирательные реформы. В 1919 г. было час-

тично удовлетворено требование левых политических груп-

пировок о введении пропорциональной избирательной сис-

темы. Избирательный закон 1919г. предусматривал сочета-

ние принципов мажоритарной и пропорциональной систем,

т.е. каждый департамент выбирал одного депутата от 75

тыс. жителей, а число депутатов, выбиравшихся в депар-

таменте, зависело от численности населения, проживающе-

го в нем. Каждая партия или объединение партий выступа-

ли с отдельным списком кандидатов. Однако избиратели

голосовали не за список в целом, а за каждого отдельно-

го кандидата. При этом они имели право отдать свои го-

лоса за кандидатов из разных списков. Избранным считал-

ся кандидат, собравший абсолютное большинство голосов.

Принципы пропорциональной системы применялись лишь в

том случае, если не все мандаты были распределены ука-

занным выше путем. Тогда проводились довольно сложные

расчеты. Число голосовавших по департаменту в целом де-

лилось на общее количество мандатов, а общая сумма го-

лосов, поданных за кандидатов, входящих в один список,

делилась на количество кандидатов, в нем указанных.

Первое частное называлось " избирательным метром", вто-

рое- " средней списка". Каждый список получал столько

мандатов, сколько раз " избирательный метр" содержался в

" средней списка". Приходящиеся на определенный список

депутатские мандаты вручались тем кандидатам, которые

входили в этот список и получили в его рамках наиболь-

шее количество голосов. Вместе с тем вопреки новому за-

кону были сохранены старые избирательные округа с не-

равномерным распределением населения, что приравнивало

на практике голос одного избирателя из консерватив-

ных, в основном сельских, департаментов к двум-трем го-

лосам из густонаселенных промышленных районов. Так,

сельский департамент Нижние Альпы, где проживало 90

тыс. человек и числилось 32 тыс. избирателей, имел пра-

во избирать 5 депутатов, т.е. по одному депутату на

каждые 6 тыс. избирателей и 18 тыс. жителей. В то же

время промышленный департамент Нор имел на 1788 тыс.

жителей и 522 тыс. избирателей всего 23 депутатских

мандата, т.е. по одному депутату от каждых 22 тыс. из-

бирателей и 77 тыс. жителей. В 1927 г., когда прави-

тельство возглавлял Р. Пуанкаре - политический деятель

крайне консервативного толка, - была восстановлена ма-

жоритарная система выборов в полном ее объеме. В соот-

ветствии с законом 1927 г. Франция и ее заморские вла-

дения делились на 612 избирательных округов (из них де-

вять были в Алжире и 10 в остальных колониях; голосова-

ли французские граждане, проживавшие там, коренные жи-

тели колоний по-прежнему не имели избирательных прав).

Восстановление мажоритарной системы не привело, однако,

к стабилизации внутриполитического положения в стране в

направлении, приемлемом для консервативных кругов. Па-

дение роли парламента. Экономический кризис 30-х гг.,

последовавшая затем относительная стагнация промышлен-

ного производства были глубинной основой дальнейшего

обострения социальных противоречий, оказавших решающее

влияние на состояние государства. Это проявилось прежде

всего в начавшемся умалении роли парламента. Стремление

переложить на исполнительную власть, неподконтрольную

общественности, реализацию заведомо непопулярных в на-

роде мер сыграло далеко не последнюю роль в росте деле-

гированного законодательства. Начиная с середины 30-х

гг. парламент почти ежегодно наделял правительство

чрезвычайными полномочиями. Вследствие недолговечности

самих кабинетов эти полномочия оказывались в руках выс-

шей бюрократии. В итоге парламентскому законодательству

в его важнейшей части было противопоставлено законода-

тельство, осуществлявшееся в административном порядке.

Одновременно наметилось и ослабление роли парламента

как органа, стоящего над правительством. Судьба кабине-

тов все чаще стала решаться не столько непосредственно

парламентариями, сколько различными внепартийными орга-

низациями, партиями, группировками предпринимателей,

профсоюзами. Депутаты парламента нередко лишь выполняли

их указания.

Одним из наиболее ярких свидетельств падения роли пар-

ламента Третьей республики было неконституционное, без

его санкции, объявление войны Германии в сентябре 1939

г. Как бы оно ни оправдывалось внешнеполитическими ус-

ловиями, но в соответствии со ст. 9 конституционного

закона от 19 июля 1875 г. объявление войны возможно

лишь с предварительного согласия обеих палат. Конец

Третьей республики. В мае 1940 г. немецко-фашистские

войска перешли в наступление на Западном фронте. Фран-

цузская армия потерпела поражение. Правительство Фран-

ции было вынуждено принять решение о прекращении воен-

ных действий. К этому времени значительную часть страны

оккупировала фашистская Германия. В соответствии с ус-

ловиями, продиктованными Германией, страна была разде-

лена на две неравные части. Первая, большая часть, куда

вошли наиболее развитые в промышленном отношении и име-

ющие стратегическое значение департаменты востока, се-

веро-востока, севера и атлантического побережья Фран-

ции, была оккупирована Германией. В части юго-восточных

и южных районов страны были сохранены институты фран-

цузской государственности, получившие по имени города

Виши, где обосновалось правительство, название " госу-

дарство Виши". Какой-либо самостоятельной роли режим

" правительства Виши" не играл. По замыслам гитлеровцев,

видимость " независимого" французского правительства,

вступившего в " соглашение" с Германией, должна была

нейтрализовать французский флот и колониальные войска.

Когда гитлеровцы убедились, что режим Виши не в состоя-

нии выполнить поставленные перед ним задачи, они ввели

в ноябре 1942 г. свои войска и в южную зону, тем самым

фактически ликвидировав остатки " вишийской государс-

твенности".  2. Четвертая республика Комитеты и прави-

тельство Национального сопротивления. С первых дней ок-

купации страны французские патриоты вели борьбу с не-

мецкими захватчиками. Генерал Ш. де Голль, находившийся

в июне 1940 г. в Англии, основал движение " Свободная

Франция" (с 1942 г. " Сражающаяся Франция"), имевшее

целью объединить " возможно большие французские силы"

для борьбы за освобождение Франции. Вскоре де Голль был

признан английским правительством как " глава всех сво-

бодных французов". Внутри страны патриотические силы

первоначально объединялись по партийному признаку. По

инициативе Коммунистической партии на предприятиях, а

также в отдельных районах страны были созданы народные

комитеты и комитеты дей-

стия. В борьбе с оккупантами коммунисты понесли наи-

большие потери среди других боровшихся политических

партий. В ходе дальнейшей борьбы происходило объедине-

ние национально-освободительных сил и развитие их орга-

низационной структуры. Летом 1943 г. был создан единый

Французский комитет национального освобождения, позже

реорганизованный во временное правительство Франции во

главе с де Голлем. В это же время была сформирована

Консультативная ассамблея, состоящая из представителей

всех политических партий и групп, борющихся или высту-

пающих за освобождение Франции. Летом 1944 г. анг-

ло-американские войска высадились во Франции. К концу

1944 г. Франция была в основном освобождена. Первое Уч-

редительное собрание. Важнейшим вопросом внутриполити-

ческой жизни страны после ее освобождения являлось бу-

дущее государственного строя, проблема новой конститу-

ции. В августе 1945 г. временное правительство Франции

утвердило положения, согласно которым одновременно с

проведением выборов в Учредительное собрание, призван-

ное составить новую конституцию, должен был состояться

референдум. Избирателям предлагалось ответить на два

вопроса: 1) хотят ли они, чтобы была принята новая

конституция или остались в силе конституционные законы

1875 г.; 2) будет ли проект конституции, принятый Учре-

дительным собранием, окончательным или он должен быть

утвержден последующим референдумом. Выборы в Учреди-

тельное собрание дали следующие результаты: Коммунисти-

ческая партия собрала наибольшее количество голосов -

5004 тыс. голосов и получила 152 мандата. Социалисти-

ческая партия- 4491 тыс. голосов и 139 мандатов, МРП -

4580 тыс. голосов и 145 мандатов (МРП - Народно-респуб-

ликанское движение, было создано в 1944 г.; в его сос-

тав вошло значительное число членов довоенных, по преи-

муществу католических организаций и партий, ее поддер-

живали Ватикан и крупные банковско-промышленные корпо-

рации). В ходе референдума 96, 4% голосовавших высказа-

лись за принятие новой конституции, 66, 3% - за последу-

ющее утверждение конституции народным голосованием. В

апреле 1946 г. Учредительное собрание завершило состав-

ление проекта конституции, согласно которому предпола-

галось создание однопалатного суверенного парламента,

президент лишался ряда своих прерогатив (права отлага-

тельного вето, права роспуска парламента, права помило-

вания и т.д.); закреплялась национализация отдельных

отраслей промышленности. В ходе референдума этот проект

был отклонен (за - 9300 тыс. избирателей, против -

10600 тыс.). Второе учредительное собрание. Результаты

референдума потребовали выборов нового состава Учреди-

тельного собрания. В ходе новых выборов Коммунистичес-

кая партия собрала почти 5204 тыс. голосов. Социалисти-

ческая партия - 4190 тыс., МРП - 5596 тыс. Был состав-

лен новый проект конституции, который в октябре 1946 г.

был утвержден референдумом. Конституция 1946 г. В пре-

амбуле конституции торжественно подтверждались права и

свободы человека и гражданина, провозглашенные Деклара-

цией прав человека и гражданина 1789 г. Кроме того,

провозглашались: равные права всех граждан вне зависи-

мости от пола; право политического убежища для лиц, бо-

рющихся за свободу; обязанность работать и право на по-

лучение должности вне зависимости от происхождения,

взглядов, вероисповедания; право на организацию профсо-

юзов и проведение стачек, но "...в рамках законов, ко-

торые его регламентируют"; право на заключение коллек-

тивных договоров. Декларировалась социальная помощь де-

тям, матерям, " престарелым труженикам", инвалидам; обя-

зательство республики не вести завоевательных войн:

"...не употреблять силы против свободы какого-либо на-

рода". Объявлялось, что "...всякое предприятие, эксплу-

атация которого имеет или приобретает национальное или

общественное значение или характер фактической монопо-

лии, должно стать собственностью общества". Конституция

предусматривала учреждение парламентской республики.

Парламент должен был состоять из двух палат: Националь-

ного собрания и Совета республики. Национальное собра-

ние избирается на пять лет па основе всеобщего и прямо-

го избирательного права. Только Национальное собрание

имело право принятия законов. Законодательной инициати-

вой наделялись члены парламента и председатель Совета

министров. Совет республики избирался коммунами и де-

партаментами на основе всеобщего и косвенного избира-

тельного права. В соответствии со ст. 20 Конституции

Совет республики получил право рассматривать законопро-

екты, принятые Национальным собранием. Свое заключение

по законопроектам Совет республики должен представлять

в двухмесячный срок. Если заключение не соответствует

тексту законопроекта, принятого Национальным собранием,

последнее рассматривает проект или предложение закона

во втором чтении и выносит

окончательное решение только по поводу предложенных Со-

ветом республики поправок, принимая или отклоняя их

полностью или частично. В случае полного или частичного

отклонения поправок голосование закона во втором чтении

происходит открытой подачей голосов, причем для его

принятия требуется абсолютное большинство голосов сос-

тава депутатов Национального собрания, но при условии,

что в Совете республики голосование закона в целом было

проведено при этих же условиях Высшим представителем

государственной власти конституция объявила президента

республики. Он избирается парламентом сроком на семь

лет и может быть переизбран еще на один срок. Президент

информируется относительно международных переговоров,

подписывает и ратифицирует договоры с иностранными го-

сударствами, осуществляет обнародование законов. Вместе

с тем президент может потребовать от обеих палат нового

обсуждения принятого парламентом закона (но повторное

решение парламента является окончательным). Он утверж-

дает также важнейшие правительственные декреты. Но каж-

дый из актов президента должен быть скреплен подписью

председателя Совета министров и одним из министров, по

ведомству которого осуществляется соответствующий нор-

мативный акт. Органом, возглавляющим непосредственное

государственное управление страной, является Совет ми-

нистров во главе с председателем. Последний намечается

президентом после консультаций с лидерами политических

фракций в парламенте. Кандидат на пост председателя

представляет на рассмотрение Национального собрания

программу будущего кабинета. Если он получает вотум до-

верия при открытом голосовании абсолютным большинством

голосов, то декретом президента проводится назначение

его и министров. Председатель совета министров обеспе-

чивает исполнение законов, непосредственно руководит

всем государственным аппаратом, осуществляет общее ру-

ководство вооруженными силами. Конституция возлагает на

министров коллективную ответственность перед Националь-

ным собранием за общую политику кабинета и индивидуаль-

ную ответственность за их личную деятельность. Прави-

тельством в лице председателя Совета министров может

быть поставлен вопрос о доверии перед Национальным соб-

ранием. Отказать кабинету в доверии может только абсо-

лютное большинство депутатов Национального собрания.

Такой отказ влечет за собой коллективную отставку каби-

нета. Принятие Национальным собранием резолюции порица-

ния кабинета также влечет его коллективную отставку.

Вместе с тем конституция предусматривает систему проти-

водействия возможному злоупотреблению правом порицания

со стороны Национального собрания: если в течение 18

месяцев произойдет два министерских кризиса, Совет ми-

нистров может принять решение о роспуске Национального

собрания. В соответствии с этим решением роспуск объяв-

ляется декретом президента. Не ранее 20 и не позднее 30

дней после этого должны быть проведены новые выборы в

Национальное собрание. Конституция фактически сохранила

прежнюю систему местного управления, как и прежний по-

рядок контроля правительства за деятельностью органов

местного самоуправления. Глава VIII конституции посвя-

щалась Французскому союзу. Провозглашалось равенство

всех частей французской колониальной империи, которые

вместе с метрополией отныне составляли Французский со-

юз. Вопросы, общие для всего Союза, должны рассматри-

ваться в учреждаемой Ассамблее Французского союза. Та-

кая " реорганизация" не предусматривала каких-либо конк-

ретных мер, обеспечивающих радикальное изменение поло-

жения во французских колониях. Более того, вскоре пра-

вящие круги страны развязали войну против народов коло-

ний, борющихся за свою свободу и независимость. Таким

образом, конституция 1946 г. сохранила основные тради-

ции французских республиканских конституций XIX в.

Вместе с тем ей были присущи и некоторые специфические

черты, во многом обусловленные подъемом демократическо-

го движения в стране и одновременно необходимостью

компромисса между левыми и правыми (консервативными)

политическими силами: 1. Была сохранена двухпалатная

система парламента. Это придавало стабильность законо-

дательству: законопроект, подвергшийся двухкратному об-

суждению в независимых друг от друга палатах, должен

быть более совершенным. Вместе с тем Конституция, учи-

тывая опыт Сената Третьей республики, тормозившего при-

нятие демократического законодательства, существенно

ограничила права верхней палаты. 2. Право принимать за-

коны было предоставлено только одной палате - Нацио-

нальному собранию, которому конституция запрещала его

делегирование. 3. Конституция не предусматривала силь-

ную и независимую от парламента президентскую власть.

4. Вводился режим с зависимой от Национального собрания

правительственной властью. Конституционные реформы. В

1948 г. вводится мажоритарная система выборов в Совет

республики, а спустя несколько лет и для выборов в На-

циональное собрание. В соответствии с законом от 8 мая

1951 г. партия или блок партий, набравший в каком-либо

округе более 50% голосов, получал все депутатские ман-

даты от этого округа. Это дало партиям возможность бло-

кирования. В случае если ни одна из партий или блок

партии, выступающих на выборах едином списком, не полу-

чали абсолютного большинства, предусматривалось пропор-

циональное представительство. Таким образом, был отме-

нен закон от 5 октября 1946 г., предусматривавший избр

же членов Национального собрания исключительно по сис-

теме пропорционального представительства. Новый закон

позволил многочисленным консервативным и центристским

партиям, соединявшим голоса своих избирателей, потес-

нить левых кандидатов, хотя последние получали прибли-

зительно столько же голосов, сколько и на предыдущих

выборах. Существенно изменился и статус Совета респуб-

лики. Ему постепенно предоставляются почти все права и

полномочия довоенного Сената. Его членам было возвраще-

но звание сенаторов. Важной вехой в этом процессе явил-

ся нормативный акт от 7 декабря 1954 г., согласно кото-

рому устанавливалось почти полное равноправие палат в

области законодательства. Усиливается власть правитель-

ства, прежде всего за счет увеличения его независимости

от парламента. Упрощался процесс формирования прави-

тельства и усложнялась процедура его отставки. Этому в

немалой степени способствовало восстановление сессион-

ного режима работы Национального собрания. Раньше, сог-

ласно ст. 9 конституции, оно было постоянно действующим

органом, что, разумеется, усиливало его контроль и со-

ответственно подчиненность ему правительства. Актом от

7 декабря 1954 г. определялись периоды, в течение кото-

рых Национальное собрание считалось правомочным или

неправомочным осуществлять свои функции.

3. Пятая республика.Конституция 1958 г.

Приведенные

преобразования в известной мере возвращали созданный в

1946 г. конституционный строй к режиму Третьей респуб-

лики. Но многие политические группировки уже не были

удовлетворены этим. В условиях новой волны социальнопо-

литических противоречий 50-х гг., обусловленных начав-

шейся

структурной модернизацией национальной экономики, во

многом проводимой за счет трудящихся, поражениями в ко-

лониальных войнах и крахом колониальной империи, они

хотели не только дальнейшего усиления исполнительной

власти, возвышения главы государства, но и придания ему

особых правомочий некоего надпартийного арбитра. Осо-

бенно последовательно эти установки, равно как и идеи

социального мира, социального партнерства, пропаганди-

ровала созданная в 1947 г. сторонниками генерала Ш. де

Голля партия Объединение французского народа. Непос-

редственной причиной отмены конституции 1946г. явились

события в Алжире. В апреле- мае 1958 г. там резко акти-

визировались правые силы, требовавшие решительного по-

давления национально-освободительного движения. Нача-

лись открытые проколониалистские выступления французс-

ких военных, считавших, что правительство не достаточно

энергично ведет войну. Угроза гражданской войны назре-

вала и в самой Франции. Правые и центристские партии в

парламенте потребовали и добились передачи всей полноты

государственной власти де Голлю как деятелю, имеющему

наибольший авторитет в стране. По требованию де Голля

ему были предоставлены чрезвычайные полномочия для сос-

тавления новой конституции. Парламент, ограничившись

общими пожеланиями относительно будущей конституции, по

существу устранился от участия в ее составлении. Вскоре

проект конституции, минуя парламент, был передан на об-

щенациональный референдум и одобрен большинством рядо-

вых избирателей. Принятие Конституции 1958 г. знамено-

вало рождение Пятой республики. Основу конституции сос-

тавили идеи де Голля относительно современного фран-

цузского государства. В своих " Военных мемуарах" он пи-

сал: " Я вижу в нем не сумму противоречивых частных ин-

тересов, итогом которой могут быть лишь гнилые компро-

миссы, как это было вчера и восстановления чего желали

бы партии, а инструмент решительных, честолюбивых дейс-

твий, инструмент, выражающий только интересы нации и

поставленный на службу только им. Чтобы планировать и

принимать решения, государство нуждается в органах

власти, во главе которых стоит компетентный арбитр".

Идея главенства президентской власти нашла в конститу-

ции свое воплощение. Президент "...обеспечивает своим

арбитражем нормальное функционирование государственных

органов..." (ст. 5). Его компетенции, исключающей необ-

ходимость контрассигнации пре-

мьер-министра или министров, подлежит право распустить

Национальное собрание (новые выборы должны проводиться

не более чем через сорок дней после роспуска), по су-

ществу вводить чрезвычайное положение, по предложению

правительства или совместному предложению палат парла-

мента передать на референдум любой законопроект, а так-

же ряд других правомочий. В области нормотворческого

процесса президент наделен правом законодательной ини-

циативы. Он подписывает и обнародует законы, может пот-

ребовать от парламента нового обсуждения закона или его

частей, созывает парламент на чрезвычайные сессии, мо-

жет передать принятый парламентом закон в Конституцион-

ный совет для выяснения степени его соответствия конс-

титуции. Велики правомочия президента и в области ис-

полнительно-распорядительной деятельности. Он назначает

премьер-министра, а по его предложению - министров,

председательствует в Совете министров; проводит назна-

чения на высшие гражданские и военные государственные

должности. Являясь главой вооруженных сил, председа-

тельствует в советах и высших комитетах национальной

обороны. Президент представляет страну в международных

отношениях. Особое значение имеет ст. 16: " Когда инсти-

туты Республики, независимость нации, целостность ее

территории пли выполнение ее международных обязательств

оказываются под серьезной и непосредственной угрозой, а

нормальное функционирование органов государственной

власти... нарушено, президент Республики принимает ме-

ры, которые диктуются обстоятельствами, после официаль-

ной консультации с премьер-министром, председателями

палат парламента, а также Конституционным советом".

Констатация этих условий, которые передают президенту

фактически всю полноту государственной власти, может

толковаться весьма расширительно, поскольку это целиком

зависит от него самого. Вместе с тем сохраняются неко-

торые формы парламентского контроля (парламент собира-

ется по праву, т.е. автоматически, он может учредить

Верховный суд для разбора дела по обвинению президента

в государственной измене). Вторым лицом в государстве

конституция считает премьер-министра. который руководит

деятельностью правительства, обеспечивает исполнение

законов. По определенному поручению президента и с оп-

ределенной повесткой дня он может председательствовать

вместо президента на заседании Совета министров. Он

скрепляет своей подписью акты президента и несет за них

политическую ответственность

перед парламентом (исключение составляют акты президен-

та, относящиеся к его исключительной компетенции). Пар-

ламент республики состоит из двух палат: Национального

собрания и Сената. Депутаты Национального собрания из-

бираются прямым голосованием граждан, а члены Сената -

косвенным голосованием. Парламент собирается на две

очередные сессии в году, общая продолжительность кото-

рых не может превышать 170 дней. Внеочередные сессии

открываются и закрываются декретом президента. Предус-

матривается парламентская неприкосновенность депутатов.

Императивные мандаты объявляются недействительными.

Особое внимание конституция уделяет отношениям между

парламентом и правительством. Парламент законодательст-

вует лишь в строго очерченных ст. 34 пределах (граж-

данские права, уголовное право, суды и судопроизводс-

тво, налоги, трудовое право, принципы организации госу-

дарственного аппарата и др.). Вопросы, не входящие в

область законодательства, решаются в административном

порядке. т.е. прежде всего путем декретов кабинета. До-

пускается возможность делегирования парламентом своих

законодательных правомочий правительству. Предусматри-

вается приоритет правительственных законопроектов при

обсуждении их в палатах парламента. Если парламент не

принял решения по финансовым законопроектам в течение

70 дней, они могут быть введены в действие на основе

правительственного акта. Устанавливается ответствен-

ность правительства перед парламентом (ст. 49). Однако

" резолюция порицания" - наиболее действенный инструмент

современного парламентского контроля в отношении прави-

тельственной власти - может быть применена в ограничен-

ных пределах. Наделение Сената почти равными правомочи-

ями с Национальным собранием воссоздает систему внутри

парламентских противовесов. Среди новых органов, учреж-

денных на основе конституции, особое место принадлежит

Конституционному совету, который состоит из девяти чле-

нов, полномочия которых длятся девять лет и не подлежат

возобновлению. Они назначаются поровну председателями

палат и президентом, причем председатель Конституцион-

ного совета назначается президентом и его голос являет-

ся решающим в случае, если голоса разделились поровну.

В состав Совета пожизненно входят бывшие президенты.

Конституционный совет решает вопросы правильности выбо-

ров президента, депутатов и сенаторов, проведения рефе-

рендумов, а также соответствия конституции нормативных

актов, принятых парламентом. Контроль за нормативными

актами исполни-

тельной власти осуществляет Государственный совет, зна-

чение которого после 1958 г. несколько возросло. В ито-

ге. Конституция 1958 г. установила форму правления, со-

четающую черты как парламентской, так и президентской

республики при очевидном доминировании элементов пос-

ледней. Развитие Пятой республики. В 1962 г. был изме-

нен порядок выборов президента. Он стал избираться не

выборщиками, а непосредственно избирателями. Эта конс-

титуционная реформа имела принципиальное значение: еще

более укреплялась независимость президента- теперь не-

посредственного избранника народа- от остальных консти-

туционных учреждений. Среди других преобразований наи-

более важным явилось усиление ответственности прави-

тельства перед главой государства. Вместе с тем факти-

чески перестали действовать разделы ХП, и ХП1 конститу-

ции, посвященные сообществу автономных государств -

бывших французских колоний (они стали юридически неза-

висимыми). В последующие годы правящим кругам удалось

обеспечить преемственность власти, особенно в критичес-

кий момент ухода де Голля с поста президента (апрель

1969 г.). Режим, который вначале многими воспринимался

как временный, созданный под определенную личность,

оказался достаточно устойчивым, способным адаптировать-

ся к новым, современным условиям. С его помощью были в

той или иной мере решены многие острые проблемы, стояв-

шие перед страной: структурная перестройка экономики в

соответствии с требованиями общего рынка, стабилизация

национальной валюты, перестройка отношении с юридически

независимыми государствами - бывшими колониями, упроче-

ние международного положения страны. Хотя глубокие со-

циальные антагонизмы в обществе сохранились.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.