Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 26 Великобритания






 

1. Итоги Первой мировой войны.Основные черты развития.

Великобритания принадлежала к

числу держав - победительниц в Первой мировой войне,

однако война серьезно ослабила ее финансово-экономичес-

кие позиции. Так, промышленное производство сократилось

на 20%; страна потеряла треть своего национального бо-

гатства. За годы войны получили развитие новые отрасли

промышленности, выпускавшие продукцию военного назначе-

ния, но производство в старых отраслях значительно сок-

ратилось. Ухудшилось материальное положение рабочего

класса и, как следствие этого, возросла его политичес-

кая активность. За годы войны численность профсоюзов

выросла вдвое. Активизации рабочего движения способс-

твовала победа Октябрьской революции в России. В воен-

ные и послевоенные годы усилился процесс капиталисти-

ческой монополизации. В 1916г. возникло крупнейшее объ-

единение монополистов - Федерация британской промышлен-

ности. К 1920г. в нее входили фирмы, на которых работа-

ла треть рабочих страны, с капиталом, превышавшим капи-

тал всех английских компаний до войны. Одной из главных

целей Федерации было дальнейшее подчинение правительст-

ва и государственного аппарата монополистическому капи-

талу. В результате мировой войны Великобритания получи-

ла новые колониальные владения. В старых колониях уве-

личилось промышленное производство, численно вырос про-

летариат, окрепла местная буржуазия. Широкие народные

массы Индии, Египта и других стран поднялись на борьбу

за свободу и национальную независимость. Усиление наци-

онально-освободительного движения вызвало кризис Бри-

танской империи. Политические партии. С 1916 г. у влас-

ти в Великобритании находилось коалиционное правитель-

ство Д. Ллойда Джорджа, состоявшее из либералов, кон-

серваторов и лейбористов. На очередных выборах 8 декаб-

ря 1918 г. консерваторы и либералы вновь составили еди-

ный блок. Лейбористские лидеры за несколько дней до вы-

боров вышли из правительственной коалиции и выступили

со своей программой, в которой содержались заверения,

что в случае прихода к власти лейбористы добьются не-

медленного вывода интервенционистских войск из России,

национализации земли, ведущих отраслей промыш-

ленности, свободы для Ирландии и Индии и т.д. Выборы с

подавляющим перевесом выиграла консервативно-либераль-

ная коалиция. Ведущее место в парламенте заняли консер-

ваторы, получившие большинство мандатов. Лейбористы

провели в парламент 60 депутатов. Выборы показали, что

либеральная партия, стоявшая у власти почти сто лет,

находится в состоянии упадка. На выборах 1918 г. она

потеряла около сотни депутатских мест. Партия заметно

поредела. Часть либералов перешла к консерваторам,

часть- к лейбористам, влияние которых возросло. Отныне

либералы перестали быть одной из основных партий стра-

ны, уступив это место лейбористам. В 1924 г. лидер лей-

бористов Р. Макдональд сформировал первое лейбористское

правительство, в которое вошли представители правового

крыла партии. Поскольку лейбористы не имели большинства

в парламенте, кабинет Макдональда зависел от поддержки

либеральной партии. Либералы обещали оказать поддержку

при условии, что лейбористы будут осуществлять только

ту часть программы, которая не расходилась с требовани-

ями Либеральной партии. Правительство Макдональда про-

вело некоторые прогрессивные мероприятия, однако боль-

шую часть своих обещаний не выполнило. Второе лейбо-

ристское правительство было сформировано в 1929 г.

Итак, в XX в. в Англии сохраняется двухпартийная систе-

ма, сущность которой заключается в господстве на выбо-

рах двух основных партий. До 1923 г. это были консерва-

торы и либералы, с 1923 г. - консерваторы и лейбористы.

Двухпартийная система не исключает существования других

политических партий (так, в 1920 г. была создана комму-

нистическая партия), однако выработанная в основных

чертах парламентом, контролируемым двумя партиями, эта

система, естественно, направлена на укрепление господс-

тва именно этих двух партий. Последнее оказало такое

значительное влияние на развитие английской конститу-

ции, что двухпартийная система может считаться одним из

неписаных конституционных обычаев. При этом лидеры обе-

их основных политических партий безоговорочно приемлют

основы существующего общественного строя и, сменяя друг

друга у власти, не ставят цели кардинальных изменений.

Основным средством сохранения существования двухпартий-

ной системы является избирательная система, в основе

которой лежит принцип избрания одного депутата от каж-

дого избирательного округа. В результате представители

малых партий оказываются в невыгодном положении, им

трудно получить место в парламенте.

Избирательные реформы. В XX в. было принято несколько

избирательных законов, демократизировавших избиратель-

ное право. Первая избирательная реформа была проведена

непосредственно после Первой мировой войны, в 1918-1919

гг. Согласно этому закону, право голоса получили все

лица мужского пола, достигшие 21 года и удовлетворяющие

требованиям ценза оседлости (6 месяцев) либо владеющие

помещением для деловых занятий. Женщины имели право го-

лоса, если достигали возраста 30 лет и владели недвижи-

мостью с годовым доходом не менее пяти фунтов стерлин-

гов либо состояли в супружестве с лицом, удовлетворяю-

щим последнему условию. Таким образом, новый избира-

тельный закон вводил всеобщее мужское и частичное женс-

кое избирательное право. Накануне парламентских выборов

1929 г. консервативное правительство осуществило еще

одну реформу избирательного права, предоставив женщинам

равные с мужчинами избирательные права. Новый этап в

демократизации избирательного права отмечен после Вто-

рой мировой войны. Акт о народном представительстве

1948г.. принятый лейбористским правительством, внес из-

менение в распределение избирательных округов и, что

более важно, отменил двойной вотум. Отныне никто не мог

голосовать более чем в одном округе. Наконец, в 1969 г.

лейбористское правительство приняло Акт о народном

представительстве, которым возрастной ценз был снижен с

21 года до 18 лет.

2. Изменения в государственном строе

Централизация государственной власти и возраста-

ние контроля центральной власти над местным управлени-

ем. Развитие государственного строя Великобритании в XX

в. сводится к усилению исполнительной власти. Основные

предпосылки этого были заложены в конце XIX в., а собы-

тия XX в. способствовали ее реализации. В этом плане к

числу важнейших последствий Первой мировой войны отно-

сится новое расширение законодательных полномочий и

фактической власти правительства. В 1914 г. был приос-

тановлен Хабеас корпус акт и принят Акт о защите госу-

дарства, законно передававший правительству на время

войны всю полноту власти. По окончании войны этот акт

был отменен, однако некоторые права, врученные прави-

тельству в качестве временных и экстраординарных, про-

должали применяться и после их официальной отмены. Кро-

ме того было положено начало практике издания актов,

предоставляющих правительству чрезвычай-

ные полномочия. Так, в 1920г. был принят закон о чрез-

вычайных полномочиях, который носил уже не временный

характер, а являлся постоянно действующим. Этот закон

предусматривал возможность издания правительством от

имени короля указа о введении в стране чрезвычайного

положения, если оно сочтет, что какое-либо лицо или

группа лиц своими действиями нарушают нормальную жизнь

общества (мешают снабжению продовольствием, водой, топ-

ливом, электроэнергией). В условиях чрезвычайного поло-

жения правительство может применять любые меры, необхо-

димые для поддержания общественной безопасности и нор-

мальной жизни общества. Содержание Акта позволяло при-

менять его против забастовок, что на практике делалось

неоднократно. Накануне Второй мировой войны, в 1939г.,

парламентом был принят новый акт о чрезвычайных полно-

мочиях, предоставляющий исполнительной власти полномо-

чия на издание таких предписаний, какие правительство

считает необходимыми для обеспечения общественной безо-

пасности, защиты государства, поддержания общественного

порядка. Предоставляя правительству чрезвычайные полно-

мочия, парламент не только способствовал усилению его

исполнительной власти, но и передал ему власть законо-

дательную. Получило распространение так называемое де-

легированное законодательство - акты, издаваемые прави-

тельством формально по поручению парламента. " Делегиру-

ющий акт" наделял исполнительную власть правом издавать

нормы в " развитие закона". Это зачастую сопровождалось

разрешением в случае необходимости изменять сам делеги-

рующий статут. Формы делегированного законодательства

были самыми разнообразными: распоряжения, приказы, ука-

зания, инструкции министров и т.д. Делегированное зако-

нодательство- одно из проявлений всемогущества кабинета

министров. Парламент практически лишился возможности

контролировать деятельность органов управления. Палата

общин утратила ведущую роль в осуществлении политичес-

кой власти, наоборот, правительство контролирует палату

общин при помощи партийной системы. Право премьер-ми-

нистра в любое время добиться роспуска парламента спо-

собствует еще большему усилению власти кабинета. В ре-

зультате возникает буквально диктатура кабинета, кото-

рый может сначала действовать, а уже потом ожидать

одобрения своих действий со стороны парламента. Акт

1949 г. об изменении Акта 1911 г. о парламенте. В 1949

г. лейбористским правительством была проведена новая

реформа пар-

ламента, касающаяся палаты лордов. Состав этой палаты

был следующим: меньшинство составляли потомки старинной

земельной аристократии; примерно половина членов пала-

ты- пэры, имеющие титулы, пожалованные в XX в.; треть

членов палаты лордов - директора компаний. Закон 1949

г. об изменении акта о парламенте 1911 г., сокративший

до одного года срок возможного вето палаты лордов в от-

ношении нефинансовых биллей, имел целью ограничить ее

власть. Но эта цель не была достигнута, и, например, в

1956 г. лорды провалили законопроект об отмене смертной

казни. Попытка консерваторов в 1958г. расширить полно-

мочия палаты лордов потерпела неудачу. Однако верхняя

палата и сейчас достаточно сильна, чтобы выполнять свое

изначальное предназначение - тормозить начинания изби-

раемой нижней палаты. Палата лордов остается высшей

апелляционной инстанцией в отношении всех судов Вели-

кобритании. Обладая большим влиянием, она способнаока-

зывать и сильное политическое давление. Своеобразное

место в политической системе Великобритании занимает

корона. Формально сохраняются многие королевские преро-

гативы и важнейшая из них - право назначения премь-

ер-министра. Как правило, назначаемый премьер-министр

должен располагать доверием большинства палаты общин и

суметь сформировать кабинет министров. Однако в тех

случаях, когда лидер партии большинства не занимает

достаточно прочного положения, слово правящего монарха

имеет решающее значение. Так, в 1931 г. лейбористский

кабинет принял решение об отставке. Предполагалось, что

король поручит С. Болдунну сформировать консервативное

правительство, однако Георг V предложил Р. Макдональду

остаться во главе нового коалиционного правительства.

Сохраняются и другие полномочия монарха: ни один зако-

нопроект не может стать законом без королевской санк-

ции, только монарх может созвать или распустить парла-

мент, только монарх может пожаловать титул пэра. Все

эти полномочия считаются простой формальностью, пос-

кольку, согласно английской конституционной доктрине,

глава государства должен действовать по совету своих

министров, но в то же время установлено, что монарх не

обязан следовать всем рекомендациям советников: он име-

ет право отказать в своем согласии на такую политику,

которая, по его мнению, разрушает " базис английской

конституции". В связи с этим корона может удалить каби-

нет министров в отставку, распустить парламент, отка-

зать в утверждении билля и т.д. Правда, многие свои

полномочия монархи не реализовывали в течение столетий.

Таким образом, власть короны носит скрытый характер, и

благодаря своим конституционным правам, в случае необ-

ходимости, монархия может стать серьезной резервной си-

лой господствующего класса. Усиление исполнительной

власти в лице кабинета министров сопровождалось бюрок-

ратизацией государственного аппарата. Правила комплек-

тования чиновничьего корпуса были сформулированы в кон-

це XIX в. Во всех правительственных ведомствах, кроме

министерства иностранных дел и колоний, вводилась экза-

менационная система занятия должностей. Высшие чинов-

ничьи должности (коронные) замещались по конкурсу. В

начале XX в. был образован ряд министерств и ведомств:

министерство земледелия и рыболовства, труда, транспор-

та, пенсий, общественных работ. В руки государства пе-

решли телеграф и телефон. Расширение вмешательства го-

сударства во все сферы жизни общества повлекло за собой

увеличение числа чиновников. К середине 60-х гг. су-

ществовало более 100 министерств. В 1999 г. восстанав-

ливается парламент в Шотландии, жестко ограниченный,

однако, проблематикой исключительно внутренних дел. Ар-

мия. Полиция. Суд. До Первой мировой войны армия Вели-

кобритании строилась на добровольческих началах. В мае

1916 г. парламент принял закон об обязательной воинской

повинности. По окончании войны этот закон был отменен,

и армия, как и прежде, формировалась путем добровольно-

го набора. Накануне начала Второй мировой войны, в ап-

реле 1939 г., был издан закон, вводивший всеобщую воин-

скую повинность, которая сохранилась и в послевоенный

период. Полицейские силы Великобритании состоят из

местных формирований. Специальный " постоянный комитет",

в который входят представители суда четвертных сессий и

представители совета графства, назначает главного конс-

тебля графства, который набирает полицейский персонал и

управляет им, находясь под контролем " постоянного коми-

тета". В городах имеется собственная полиция, начальни-

ка которой назначает городской совет. Самой многочис-

ленной является полиция Лондона. Общее управление поли-

цейскими силами страны осуществляет министерство внут-

ренних дел. Кроме регулярной полиции, существуют особые

резервные подразделения, призываемые в случае чрезвы-

чайных обстоятельств. Высшая судебная инстанция в Вели-

кобритании - палата лордов. Она является апелляционной

инстанцией и судом первой инстанции для пэров, обвиняе-

мых в уголовных преступлениях. Верховный суд состоит из

трех палат: высокого суда (рассматривающего гражданские

споры), суда короны (специализирующегося по уголовным

делам) и апелляционного суда. На местах правосудие осу-

ществляют мировые судьи. Местное управление. В Великоб-

ритании длительное время сохранялась система местных

органов управления, сложившаяся в конце XIX в. Закон

1972 г. внес изменения в эту систему, установив двухс-

тупенчатую систему органов: в графствах и округах. В

1985 г. были упразднены муниципалитеты крупных промыш-

ленных городов. В целом основное направление развития

местного управления выражается в усилении контроля со

стороны центральных органов власти, в том, что ряд

функций от местных органов перешел к центральным. Дейс-

твующих источников дохода местных органов явно не хва-

тает, и центральная власть, отказывая в установлении

дополнительных источниках финансирования, осуществляет

дотацию, контролируя при этом расходование всех денеж-

ных средств на местах. Государственно-монополистический

капитализм. Первые попытки государственного регулирова-

ния экономики Великобритании были предприняты в конце

XIX в. После Первой мировой войны, когда финансово-эко-

номические позиции страны ослабли, этот процесс стал

более активным. В ходе войны руководство промышлен-

ностью, работающей на военные нужды, перешло к минис-

терству вооружения. В 1917 г. был введен правительст-

венный контроль над всей угольной промышленностью и су-

доходством. Эти меры носили временный характер и после

окончания войны были отменены. К вопросу о национализа-

ции правительство Великобритании вернулось после Второй

мировой войны, когда столкнулось с серьезными полити-

ческими, экономическими, финансовыми трудностями. При-

шедшие к власти в 1945 г. лейбористы приняли закон о

национализации Английского банка; впервые в истории

страны был создан государственный банк. Национализация

угольной промышленности в 1946 г. охватила 880 компа-

ний. Позднее была проведена национализация газовой про-

мышленности, части сталелитейных заводов, электростан-

ций, внутреннего транспорта, гражданской авиации, те-

леграфной и радиосвязи. Наряду с национализацией осу-

ществлялись и другие меры по усилению государствен-

но-монополистического регулирования: укрупнение корпо-

раций, финансирование программ научных исследований,

военные заказы монополиям, регулирование экспорта-им-

порта, введение программирования экономики, регулирова-

ние занятости и т.п.

Вмешательство государства распространялось и на сферу

трудовых отношений. Первым мероприятием лейбористского

правительства в социальной области была отмена закона о

профсоюзах 1927г., принятого после подавления в 1926 г.

всеобщей забастовки в Великобритании и ограничивающего

права профсоюзов. В 1948 г. вступили в силу законы о

государственном страховании, государственном здравоох-

ранении и ряд других. Новая система социального страхо-

вания предусматривала выплату пособий и пенсий ряду ка-

тегорий населения. Лейбористы и впоследствии, находясь

у власти, использовали национализацию промышленности

как одно из средств усиления государственно-монополис-

тического капитала. Консерваторы в отличие от лейборис-

тов привлекали с этой целью другие способы. Они предос-

тавляли огромные субсидии крупным частным монополиям,

помогали им снижать издержки производства, прибегали к

методам капиталистического программирования экономики.

При этом консерваторы, находясь у власти, осуществляли

денационализацию ряда предприятий. Этот процесс получил

особенно широкое развитие в 80-е гг., когда правитель-

ство консерваторов взяло ориентир на сокращение вмеша-

тельства государства в экономику, проповедуя идеи сво-

бодного рыночного хозяйства и личной инициативы. За

последние годы доля государственного сектора в промыш-

ленности Великобритании значительно сократилась, и в

результате продажи акций государственных предприятий

увеличилось число мелких акционеров.

3.Британская колониальная империя.

Упрочение статуса доминионов.

В годы Первой мировой войны доминионы Британской империи

были важной опорой страны, являясь поставщиками сырья и

людских ресурсов. За это время значительно усилилась

экономика доминионов, окрепла национальная буржуазия,

которая стала все решительнее добиваться предоставления

доминионам большей самостоятельности. В 1917 г. на оче-

редной имперской конференции за доминионами был признан

статут автономных государств Британской империи. В пе-

риод после Первой мировой войны доминионы расширили

свою автономию. Нередко они вели вполне независимую от

метрополии политику, хотя взаимные экономические финан-

совые связи побуждали и буржуазию доминионов, и буржуа-

зию метрополии к компромиссам с целью сохранения сло-

жившихся форм отношений.

В наиболее развитом из британских доминионов - Канаде

после войны развернулось мощное рабочее и фермерское

движение. Окрепшие экономические позиции канадской бур-

жуазии и усилившиеся связи канадских монополий с моно-

полиями Соединенных Штатов получили отражение в полити-

ке канадского правительства. Участвуя в работе Парижс-

кой мирной конференции (1919-1920 гг.),, делегация Ка-

нады добилась для доминиона права самостоятельно подпи-

сывать мирные договоры, иметь отдельное от Великобрита-

нии представительство в Лиге Наций. На состоявшейся в

1923 г. очередной имперской конференции Великобритания

была вынуждена признать за доминионами право самостоя-

тельно заключать договоры с иностранными государствами,

а также определять в каждом отдельном случае свое учас-

тие или неучастие в международных договорах, заключен-

ных Великобританией. После Первой мировой войны большой

остроты достигла борьба ирландского народа за освобож-

дение. Результатом этой борьбы стал англо-ирландский

договор, заключенный б декабря 1921 г. Он предусматри-

вал создание доминиона Британской империи " Ирландское

свободное государство". Но шесть северо-восточных

графств (Ольстер), составляющих наиболее развитую в

промышленном отношении часть Ирландии, отторгались от

нее и оставались в пределах Великобритании. Английское

правительство сохраняло в новом доминионе свои военные

и военно-морские базы. Ирландские крестьяне попрежнему

вносили в английскую казну выкупные платежи за землю.

Таким образом, национально-освободительная война ир-

ландского народа хотя и заставила Великобританию пойти

на создание Ирландского свободного государства, не дос-

тигла всех своих целей. Ирландия была расчленена, ир-

ландское государство осталось в рамках Британской импе-

рии, и английская буржуазия в значительной степени сох-

ранила там свои экономические позиции. Кризис Британс-

кой колониальной империи. Вестминстерский статут 1931

г. В 30-е гг. обострились экономические и политические

противоречия с доминионами, усилилось национальноосво-

бодительное движение в колониальных и зависимых стра-

нах. Основы Британской империи становились все более

шаткими. Пытаясь сохранить империю, английское прави-

тельство пошло на новые уступки зависимым странам. В

1931 г. был принят Вестминстерский статут, закрепивший

объединение английских доминионов в Британское содру-

жество наций и определивший взаимоотношения его членов.

Статут предоставил до-

минионам право самостоятельно решать вопросы внутренней

и внешней политики, обмениваться дипломатическими

представителями с другими странами, участвовать в меж-

дународных соглашениях, самостоятельно создавать зако-

ны. Согласно Статуту, ни один акт парламента Соединен-

ного Королевства не является обязательным для доминио-

на, если только доминион сам просит об утверждении та-

кового и согласится на таковой. В то же время закон,

принятый парламентом доминиона, является действительным

независимо от того, противоречит он праву Великобрита-

нии или нет. Расширение прав доминионов выразилось и в

том, что после принятия Вестминстерского статута гене-

рал-губернатор назначался по рекомендации правительства

доминиона. Распад Британской колониальной империи после

Второй мировой войны. " Содружество наций". После Второй

мировой войны в результате активизации национально-ос-

вободительного движения статус доминиона получили неко-

торые британские колонии, в частности Индия. Движение

за независимость парализовало действия англоиндийской

администрации, и в марте 1946 г. правительство Соеди-

ненного Королевства признало право Индии на независи-

мость, но попыталось сохранить свое господство иным пу-

тем. Индия была расчленена по религиозному признаку на

два государства, которые остались в составе Британской

империи в качестве доминионов. Тем не менее Индийский

Союз и Пакистан перестали быть колониями и получили,

хотя и ограниченную, государственную независимость. Не-

зависимость и статус доминиона получил также Цейлон.

Чтобы открыть возможность вступления в Содружество для

тех колоний, которые, приняв статус доминиона, устано-

вили у себя республиканскую форму правления, конферен-

ция премьер-министров стран Содружества в апреле 1949г.

пришла к решению отменить формулу Вестминстерского ста-

тута 1931 г., гласившую, что " члены Содружества объеди-

нены общей верностью короне", и считать монарха только

" символом свободной ассоциации независимых нацийчленов

Содружества и в качестве такового главой Содружества".

В 1948 г. Великобритания вынуждена была признать реше-

ние Ирландии о выходе из состава Британского содружест-

ва и провозглашении Ирландской Республики. В 50-х годах

наблюдается усиление центробежных тенденций, происходит

ослабление экономической, политической и военной зави-

симости стран - членов Содружества от Великобритании,

обострение противоречий в сфере внешней политики.

Еще сложнее становилась обстановка в колониях Британс-

кой империи. В результате колониальных войн в 1957 г.

добились независимости колонии Золотой Берег (Гана) и

Малайская Федерация. В 1959- 1960 гг. стали независимы-

ми Кипр и Нигерия. Однако колониальная империя Великоб-

ритании, особенно ее владения в Африке, все еще сохра-

няла значительные размеры, и процесс ее крушения раз-

вернулся со всей силой в последующие годы.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.