Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 20 Япония






 

1. Революция Мэйдзи Основные изменения в социльно-

политическом строе.

В середине XIX в. Япония находилась в состо-

янии глубокого социальнополитического кризиса, обуслов-

ленного в конечном итоге разложением господствовавшего

феодального строя, сдерживавшего дальнейшее развитие

страны. Основные сельскохозяйственные земли вместе с

крестьянами находились в собственности крупных феодалов

- князей (дайме), которые с помощью вассалов управляли

своими владениями. Крестьяне отдавали князьям более по-

ловины урожая, не считая других поборов и повинностей.

Дальнейшее усиление эксплуатации в условиях низкого

уровня сельскохозяйственной техники вело к разорению

большинства крестьянства. В стране почти непрерывно

происходили крестьянские волнения и восстания. В первой

половине XIX в. появилась капиталистическая мануфакту-

ра. Однако феодальная регламентация, большие налоги,

узость внутреннего рынка (крестьянство - основная часть

населения страны - почти не покупало промышленных това-

ров) тормозили ее дальнейшее развитие. Ухудшилось и

внешнеполитическое положение страны. В 1853 г. у бере-

гов Японии появилась американская эскадра. Ее командую-

щий - адмирал Перри ультимативно потребовал заключения

торгового договора на американских условиях, фактически

лишавших Японию таможенной автономии. Под угрозой при-

менения силы японское правительство было вынуждено под-

чиниться. Вскоре почти аналогичные договоры были подпи-

саны с европейскими державами. Появи-

лась реальная угроза превращения страны в полуколонию.

Это привело к слиянию антифеодальной борьбы и нацио-

нально-освободительного движения. Против существующего

порядка выступили основные социальные слои японского

общества: крестьянство, рабочие, ремесленники, торго-

во-промышленная буржуазия, самураи - военное сословие

мелких дворян и даже многие князья, главным образом

юго-западных княжеств, наиболее развитых в экономичес-

ком отношении. Участие в этом движении дворянства, осо-

бенно мелкого, обусловливалось его отрицательным отно-

шением к внешнеполитическому курсу правительства и в

еще большей степени ухудшением его социальноэкономичес-

кого положения. Самураи, являясь вассалами князей,

обычно не имели своей земли, а получали от князей жало-

ванье рисом; жалованье вассалов уменьшалось, их число

сокращалось, и многие из них пополняли ряды других со-

циальных групп. Дворянство, включая князей-оппозиционе-

ров, благодаря своей относительной сплоченности, нали-

чию военной организации, экономическим возможностям за-

няло руководящую роль в движении. Они признавали необ-

ходимость реформ, учитывающих иностранный опыт, но по-

лагали, что проведение их следовало осуществлять свер-

ху, с помощью государства. В этот период главой госу-

дарства номинально считался император, но реально

власть находилась в руках сёгуна (полководца)- высшего

должностного лица, являвшегося главнокомандующим и на-

чальником всего аппарата государственного управления,

безконтрольно осуществлявшего исполнительно-распоряди-

тельные, фискальные и законодательные функции. Начиная

с XVII в. пост сёгуна занимали представители дома Току-

гава- самого богатого феодального клана страны, проти-

вившегося любым прогрессивным реформам. В таких услови-

ях были сформулированы конкретные задачи княжеско-саму-

райского движения: свергнуть сёгунат, восстановить

власть) императора и от его имени провести необходимые

реформы. В октябре 1867 г. руководители движения потре-

бовали у сёгуна Кэйки немедленной передача верховной

власти императору (15- летнему Муцухито) и объявили

сбор военных сил, поддерживающих императора. Сёгун дви-

нул против них верные ему войска, но они потерпели)

жестокое поражение (январь 1868 г.). Через несколько

месяцев сёгун капитулировал. Власть перешла в руки кня-

зей и самураевсторонников императора. Было официально

объявлено о восстановлении императорской власти. В

японской официальной историографии этот период обычно

называют ((реставрация Мэйдзю) (Мэйдзи - название вре-

мени правле-

ния императора Муцухито). По своему подлинному содержа-

нию это была антифеодальная революция, руководство ко-

торой принадлежало умеренно радикальным кругам дворянс-

тва, связанным с императорским двором. Раздробленность

и недостаточная организованность крестьянского движе-

ния, относительная слабость буржуазии во многом обусло-

вили незавершенный характер этой революции. Тем не ме-

нее страна вступила на путь буржуазного развития. Об

этом свидетельствовали начавшиеся экономические и поли-

тические реформы, хотя и не всегда последовательные, но

объективно призванные модернизировать японское общест-

во, приобщить его к более высокому техническому и госу-

дарственно-правовому уровню. Реформы конца 60-80-х гг.

XIX в. Руководство страны, осуществляя преобразования,

которые охватили важнейшие сферы жизни, стремилось мак-

симально использовать опыт европейцев и североамерикан-

цев. В сфере социально-экономических отношений было

устранено все, что ограничивало личную свободу, включая

выбор местожительства и профессии, и введено формальное

равенство всех граждан перед законом. В 1872 г. уста-

новлено право частной собственности на землю, введен

единый поземельный налог. Отныне все фактические вла-

дельцы земли становились ее собственниками. Соответс-

твенно разрешалась свободная купля-продажа земли. В

итоге наиболее одиозные институты феодального земле-

пользования были упразднены. Но радикального перерасп-

ределения земли не произошло. Она осталась у дворянства

и состоятельных крестьян, но уже на правах частной

собственности. Значительная часть крестьян по-прежнему

была безземельной или малоземельной. В городе были уп-

разднены цеха и гильдии, а также связанная с ними рег-

ламентация ремесла и торговли. Закрылись все внутренние

таможни. Вводились единые для всей страны единицы изме-

рения. В 1872 г. принят закон о всеобщем начальном об-

разовании. В конечном итоге были аннулированы неравноп-

равные международные договоры. Важные преобразования

претерпело государство. Армия реорганизовалась по гер-

манскому образцу, а флот - по английскому, была введена

всеобщая воинская повинность, причем самураи сохранили

привилегированное право на занятие офицерских должнос-

тей. Были учреждены министерства по отдельным отраслям

управления, а в качестве высшего органа исполнитель-

но-распорядительной власти создан кабинет министров при

императоре. При этом назначения на чиновничьи должности

проводились по конкурсной системе. Вместо

старых границ феодальных княжеств было установлено ад-

министративно-территориальное деление по губерниям с

приблизительно одинаковой численностью населения. Гу-

бернией управлял губернатор, назначаемый правительством

и ответственный перед ним, а также выборное совещатель-

ное собрание (1871-1878). Владетельные князья оконча-

тельно лишились политической власти на местах. Еще одна

волна активизации общественных движений пришлась на

80-е гг. XIX в. Одним из проявлений некоторого усиления

влияния буржуазии и интеллигенции явилось образование

политических партий. В 1881 г. была создана либеральная

партия, а год спустя - партия конституционных реформ.

Их принципиальные программные установки были схожи:

введение парламентского строя при сохранении монархии,

независимый внешнеполитический курс и некоторые другие

положения. Различия просматривались в относительно вто-

ростепенных вопросах, связанных с уровнем налогообложе-

ния, степенью независимости самоуправления и пр. В ре-

зультате этого партии имели почти одинаковую социальную

базу (состоятельные слои населения города и деревни,

причем многие неоднократно меняли свои партийные симпа-

тии в зависимости от конкретных программ, выдвинутых на

очередных выборах). Партии изначально не играли решаю-

щей роли в политической жизни страны, но они рассматри-

вались правящими кругами как важный элемент создаваемой

конституционной монархии. В силу этого их учреждение

проходило при активном, покровительственном участии

властей.

2.Конституция 1889 г.Введение конституционной монархии.

Завершением реформ явилось принятие

конституции. Ее создатели провели большую подготови-

тельную работу, тщательно изучив конституционный опыт

многих стран. Они не стремились сконструировать что-ли-

бо принципиально новое. Признавалось целесообразным ис-

пользовать конституционные нормы других стран, апроби-

рованные на практике и наиболее адекватно отвечающие

целям правящих кругов Японии. Будущая конституция долж-

на была юридически закрепить статус императора как гла-

вы государства, наделенного чрезвычайно широкими полно-

мочиями, особенно в области военной и исполнительной

власти при разделении законодательной власти между ним

и парламентом. Объективно конституции предстояло закре-

пить компромисс между доминирующим в государстве дво-

рянством во главе с императором, контролировавшим ис-

полнительную власть и вооруженные силы, и буржуазией,

допускаемой к участию в законодательстве и частично

контролю за бюджетом. Наиболее подходящими для решения

этих задач

были признаны прусская конституция 1850г. и германская

конституция 1871 г. Они и послужили образцом. В 1889 г.

работа над первой в истории Японии конституцией была

завершена. Особа императора объявлялась священной и

неприкосновенной. Как глава государства он наделялся

верховной властью - объявлять войну и мир; заключать

международные договоры; вводить осадное положение, сос-

редоточивая в своих руках чрезвычайные правомочия; в

качестве верховного главнокомандующего - устанавливать

структуру и численный состав вооруженных сил, включая

оклады личного состава; в сфере государственного граж-

данского управления - определять структуру министерств,

назначать, увольнять, определять оклады всех должност-

ных лиц. Император назначал министра-президента (главу

исполнительной власти), а по его представлению - ос-

тальных министров, которые фактически не зависели от

парламента, так как конституцией не предусматривалось

право вынесения вотума недоверия. Он осуществлял зако-

нодательную власть совместно с парламентом. Император

созывал парламент и закрывал его, отсрочивал парламент-

ские заседания, распускал нижнюю палату- палату депута-

тов. Законы, принятые парламентом, не могли быть обна-

родованы и приняты к исполнению без его утверждения и

подписи. В промежутках между сессиями парламента импе-

ратор мог издавать указы, имеющие силу закона (эти ука-

зы представлялись парламенту на ближайшей сессии; если

они не получали его одобрения, то объявлялись недейс-

твительными на будущее время). Он имел право амнистии,

помилования, смягчения наказания и восстановления в

правах. Парламент должен был состоять из двух палат -

палаты пэров и палаты депутатов. В палату пэров входи-

ли: члены императорской фамилии, титулованная знать (во

многом для этого несколько ранее были введены европейс-

кие титулы: князь, маркиз, граф, виконт, барон), а так-

же лица, назначенные императором. Палата депутатов сос-

тавлялась из лиц, победивших на выборах. Законом 1890

г. право участия в выборах в нижнюю палату предоставля-

лось японским подданным, мужчинам, не военнослужащим,

достигшим 25 лет, уплачивающим не менее 15 иен прямого

налога и проживающим в определенной местности не менее

полутора лет. Обе палаты и правительство наделялись

правом законодательной инициативы. Законопроекты обсуж-

дались палатами раздельно и утверждались абсолютным

большинством. Введение нового налога было возможно

только на основании закона. Согласие парламента требо-

валось на заключение государственного займа или приня-

тие какихлибо иных финансовых обязательств, если это

дополнительно обре-

меняло государственный бюджет. Парламент утверждал еже-

годный бюджет; но если он отказывался его утверждать,

то правительство могло применить бюджет предшествующего

года. Депутаты получали право парламентской неприкосно-

венности, но только за мнение, высказанное в палате. В

остальном на них распространялось действие законов. До-

пускался и арест депутатов в случае "...задержания на

месте преступления или наказуемого деяния, связанного с

внутренними или внешними волнениями". Непосредственное

государственное управление осуществлял кабинет минист-

ров, возглавляемый министром-президентом. Его фактичес-

кое положение, определенное конституцией, было зависи-

мым от императора и его приближенных. Конституция пре-

дусматривала учреждение так называемого тайного совета,

призванного но указанию императора обсуждать важнейшие

государственные дела. Отдельная глава конституции была

посвящена правам и обязанностям подданных. Объявлялись

неприкосновенность собственности, свобода слова, печа-

ти, собрания и союзов, равный доступ к гражданским и

военным должностям, тайна переписки и т.д. Однако уста-

новленные конституцией ограничения фактически сводили

эти права на нет (например, тайна переписки могла быть

нарушена в определенных законом случаях (ст. 26), и та-

кие ограничения сопровождали каждое провозглашенное

право или свободу). Послеконституционное развитие Япо-

нии. С принятием конституции была окончательно юриди-

чески закреплена победа революции Мэйдзи, заложены го-

сударственно-правовые основы дальнейшего развития стра-

ны и, как показала последующая история, превращения

Японии в агрессивное, милитаристское, империалистичес-

кое государство. Военные получали постоянную поддержку

дворянства, а вскоре и окрепшей монополистической бур-

жуазии. Особенно сильны были их позиции в учреждениях,

являющихся оплотом знати, находившихся вне контроля об-

щественности, но оказывавших большое влияние на форми-

рование политики: тайном совете и генро (не предусмот-

ренном конституцией совещательном органе при императо-

ре, состоявшем в основном из знати, поддержавшей борьбу

против сёгуната). В 1895 г. был законодательно подт-

вержден порядок, по которому на посты военного и воен-

но-морского министров назначались только чины высшего

военного и военно-морского командования. Таким образом,

военные круги получили дополнительную возможность дав-

ления на правительство и парламент. С 70-х гг. XIX в.

Япония стала на путь агрессивных войн и колониальных

захватов.

В области внутригосударственных нововведений наиболее

заметным явлением была реорганизация судебной системы

на европейских началах. Важной вехой в этом процессе,

начавшемся еще в 70-е гг. явился закон 1890 г., в соот-

ветствии с которым учреждались единые для всей страны

суды. Территория страны была поделена на приблизительно

равные по численности населения округа, в каждом из ко-

торых создавался местный суд. Им предстояло решать

большинство уголовных и гражданских дел. Следующими

инстанциями стали губернские суды, семь апелляционных

судов и Высокий имперский суд, в компетенцию которого

входило: рассмотрение установленных законом наиболее

важных дел, высшая апелляция, а также разъяснение зако-

нов. Судьями могли быть лица, имеющие юридическое обра-

зование и соответствующий практический опыт. Устанавли-

валась несменяемость судей, не предусматривались раз-

личные финансово-административные меры воздействия на

них. Одновременно конкретизировался статус прокуратуры,

расширялись ее правомочия. На нее возлагалось: руко-

водство предварительным расследованием, поддержание об-

винения в суде, опротестовывание приговоров и осущест-

вление надзора за судами. Несколько позже было уточнено

правовое положение адвокатуры. В 1890 г. получил новую

редакцию уголовно-процессуальный кодекс. Судебное

следствие должно было основываться на принципах глас-

ности, устности, состязательности. Но позитивное значе-

ние судебной реформы минимизировалось расширением пра-

вомочий жандармско-полицейского аппарата, получившего

право контролировать всю гражданскую жизнь страны.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.