Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 16 соединенные штаты Северной Америки






 

1. Образование США Американские колонии Англии.

Первая английская колония

на атлантическом побережье Северной Америки была осно-

вана в начале XVII в. В последующее время (XVII-XVIH

вв.). было создано еще 12 колоний, вытянувшихся вдоль

средней части побережья Северной Америки. Колонисты

захватывали земли индейцев, которых оттесняли в глубь

материка или беспощадно уничтожали. В колониях исполь-

зовался труд рабов-африканцев, насильственно вывезенных

с их родины. Рабство особенно широко было распростране-

но в южной группе колоний, где выращивались сахарный

тростник, хлопок, табак. Иной характер приобретала эко-

номика северной группы колоний, так называемой Новой

Англии, где начали развиваться фермерские хозяйства,

мануфактуры. Несколько колоний, оказавшихся между севе-

ром и югом, в социально-экономическом плане заняли про-

межуточное положение. Направления развития экономики

северных и южных колоний во многом определялись неоди-

наковым составом господствующих слоев населения. На юге

доминировали плантаторы-рабовладельцы - потомки анг-

лийской аристократии. Многие из них переселились в Аме-

рику во время английской революции. На севере руководя-

щее положение занимали купцы, мануфактуристы, а основ-

ную часть населения составляли фермеры и ремесленники.

Немалое их число покинуло Англию в послереволюционный

период, спасаясь от гонений реставраторов монархии. К

70-м гг. XVIII в. население колоний достигло 3, 5 млн.

человек, включая 500 тыс. рабов. Политика Великобрита-

нии в отношении ее американских колоний. Неодинаковым

было управление в колониях. Некоторые из них считались

частными владениями (Пенсильвания, Мэриленд). Были ко-

лонии с " народным управлением" (Коннектикут, Род-Ай-

ленд), а также " королевские колонии", где управление

осуществлялось губернаторами, назначавшимися правитель-

ством метрополии. Но почти во всех колониях действовали

выборные законодательные собрания,

составленные из представителей наиболее состоятельных

слоев населения. Колонисты считали себя свободными под-

данными английской короны, на которых распространялось

действие права метрополии: Великая хартия вольностей,

Билль о правах, " общее право", " право

справедливости" и т.д. Жалованные колониям королевские

хартии, казалось, подтверждают это. Однако правительст-

во рассматривало колонии как сырьевой придаток метропо-

лии и рынок сбыта английских товаров и проводило поли-

тику ограбления колоний, сдерживания их промышленного

развития. Противоречия между метрополией и ее амери-

канскими колониями достигли особой остроты к середине

XVIII в. Революционная война за независимость. Деклара-

ция независимости. Начались открытые массовые антипра-

вительственные выступления американцев. Для координации

борьбы были созданы специальные органы - " комитеты кор-

респонденции, безопасности, наблюдения". В 1774 г. в

городе Филадельфия прошел Первый континентальный конг-

ресс представителей колоний в составе 55 делегатов. Он

утвердил Декларацию прав, которая выражала протест про-

тив таможенной и налоговой политики метрополии. Однов-

ременно была составлена петиция к королю, где в самой

почтительной форме колонисты просили прекратить притес-

нения и не давать повода к окончательному разрыву с ко-

роной. В ответ английское правительство открыло военные

действия. Тогда в мае 1775 г. собрался Второй континен-

тальный конгресс. Он констатировал состояние войны с

Англией и принял решение о создании американской армии.

Ее главнокомандующим был назначен Дж. Вашингтон'. Нача-

лась война за независимость. Каждая колония объявила

себя независимой республикойштатом. К этому времени

американское общество, несмотря на все препоны, чинимые

метрополией, значительно подвинулось вперед в своем со-

циально-экономическом развитии. Промышленность и сель-

ское хозяйство в основном удовлетворяли потребности

страны. Создавался единый национальный рынок, формиро-

валась нация североамериканцев. Во многом благодаря Д.

Адамсу, Т. Джефферсону, А. Гамильтону и другим руково-

дителям и идеологам национально-освободительной борьбы

были сформулированы основные принципы идейно-теорети-

ческого обоснования войны за независимость. Убедившись

в безуспешности попыток защитить права американцев -

подданных короны, ссылаясь на свободы английской конс-

титуции, они обратились к идеям естественного права.

Признание ими прав и свобод человека прирожденными и

неотъемлемыми, вытекающими из самой " природы" и поэтому

неотчуждаемыми, создавало теоретическую базу для ут-

верждения о том, что государство не может нарушать пра-

ва и свободы ' Родился в семье плантатора-рабовладель-

ца, участвовал в качестве офицера в колониальных вой-

нах, но придерживался в основном прогрессивных взгля-

дов.

человека, более того, оно обязано их защищать. В про-

тивном случае, оправданной была борьба с государствен-

ной властью, попирающей права человека. Эти идеи легли

в основу важнейших программных документов американской

революции, таких, как Декларация прав штата Вирджиния и

особенно принятая 4 июля 1776 г. вновь созванным Конти-

нентальным конгрессом и соответственно общая для всей

страны Декларация независимости. В этом документе, сос-

тавленном в основном Джефферсоном, объявлялось об окон-

чательном прекращении государственной зависимости от

метрополии и образовании независимых Соединенных Штатов

Америки. Разрыв мотивировался тем, что английское пра-

вительство нарушало " естественные" права американцев.

" Все люди, - говорилось в Декларации, - сотворены рав-

ными, и все они одарены своим Создателем некоторыми не-

отчуждаемыми правами, к числу которых принадлежит:

жизнь, свобода и стремление к счастью. Для обеспечения

этих прав учреждены среди людей правительства, заимс-

твующие свою справедливую власть из согласия управляе-

мых. Если же данная форма правительства становится ги-

бельной для этой цели, то народ имеет право изменить

или уничтожить ее и учредить новое правительство, осно-

ванное на таких принципах и с такой организацией влас-

ти, какие, по мнению этого народа, более всего могут

способствовать его безопасности и счастью". Далее сле-

довал перечень злоупотреблений и нарушений прав, совер-

шенных английским правительством. Так на основании ес-

тественно правовой теории провозглашался принцип нацио-

нального суверенитета, т.е. полновластия нации, включая

обладание ею реальной возможностью отделения и образо-

вания самостоятельного государства. За народом призна-

валось право на революцию. Декларация независимости,

составленная в демократическом духе. явилась выдающимся

прогрессивным документом эпохи. Вместе с тем ей была

присуща определенная историческая ограниченность. Под

давлением плантаторов-южан из проекта Декларации был

исключен пункт, осуждавший рабство. Ничего не говори-

лось об индейцах, за которыми, как и за рабами, не

признавались права человека. Образование конфедерации.

Декларация независимости стимулировала законодательный

процесс в штатах, включая принятие ими республиканских

конституций, в качестве вводной части имевших Деклара-

цию или Билль о правах и свободах граждан. К этому вре-

мени стала особенно очевидной необходимость консолида-

ции штатов: война, шедшая с переменным успехом, требо-

вала дальнейшего объединения сил. Однако этот процесс

шел не всегда гладко: некоторые штаты не хотели ограни-

чивать свою только что завоеванную независимость. Тем

не менее на основе компромисса все же удалось составить

проект

союза штатов, который в 1781 г. был утвержден конгрес-

сом из представителей штатов и явился первым конститу-

ционным документом, ставшим известным как " Статьи кон-

федерации". Штаты вступали в " вечный союз" - конфедера-

цию, именуемую Соединенными Штатами Америки. Каждый

штат сохранял свою независимость, равно как и все пра-

ва, за исключением тех, которые передавались конфедера-

ции в лице ее органов. Штаты брали на себя обязательст-

ва взаимной помощи и невмешательства в дела друг друга.

Их граждане наделялись всеми торговыми и промышленными

привилегиями и льготами в равной степени во всех шта-

тах, правом свободного выезда и въезда. " В каждом из

штатов должно быть оказываемо полное доверие к поста-

новлениям и распоряжениям судов и должностных лиц каж-

дого другого штата". Но каждый штат мог вводить свои

налоги и собирать их. Для ведения общих дел Соединенных

Штатов учреждался Конгресс, формируемый из делегатов,

ежегодно избираемых в каждом штате числом 2-7 человек.

При этом при решении вопросов в Конгрессе каждый штат

должен был иметь один голос. Предусматривались свобода

слова и прений в Конгрессе, а также неприкосновенность

депутатов. Конгрессу предоставлялось право заключать

международные договоры, решать вопросы войны и мира,

распоряжаться средствами, собранными штатами, для воен-

ных расходов, утверждать назначения основной части ко-

мандного состава армии. Ему поручалось рассматривать

возможные конфликты между штатами. Но большинство реше-

ний по этим вопросам приобретало законную силу только

после одобрения их не менее чем девятью штатами. Вне

рамок указанной компетенции Конгресс не мог рассматри-

вать внутренние дела штатов. В период между сессиями

Конгресса, которые не могли превышать 6 месяцев, выпол-

нение некоторых из его правомочий возлагалось на Коми-

тет штатов, составленный из делегатов (по одному от

каждого штата). Постановления Конгресса должны были вы-

полнять исполнительные власти штатов. Таким образом,

предусматривалось не создание единого государства, а

государственно-правовое упорядочение союза государств -

конфедерация. Учреждение конфедерации содействовало

дальнейшему объединению сил страны в войне за независи-

мость и в немалой степени обеспечило ее победоносное

завершение. В 1783 г. был подписан мирный договор, по

которому признавалась полная независимость США. Образо-

вание федерации. После окончания войны государственная

власть в штатах оказалась в руках политических группи-

ровок, которые в конечном итоге выражали интересы ману-

фактуристов, купцов

в северных штатах и рабовладельцев-плантаторов в южных.

Между тем бедствия прошедшей войны основной своей тя-

жестью легли на плечи рядовых граждан. Многие ветераны

войны нашли свои семьи бедствующими, опутанными долга-

ми. В стране не прекращались волнения, нередко перерас-

тавшие в вооруженные выступления. Особенно значительным

было вооруженное выступление под руководством отставно-

го капитана Д. Шейса. И хотя это восстание, как и мно-

гие другие, было подавлено, оно тем не менее в немалой

степени способствовало изменению умонастроений правящих

кругов относительно будущего государственного устройс-

тва США. Осознавалась необходимость создания более

прочного государственного единства, чем конфедерация.

Этому способствовали и другие обстоятельства, каждое из

которых было равнозначно важным: упрочение экономичес-

ких связей, усиление военной мощи государства, необхо-

димой для обороны, равно как и захвата новых земель,

окончательного порабощения индейцев. Конституция 1787

г. В 1787 г. в Филадельфии собрался Конституционный

конвент, на который 12 штатов (кроме штата Род-Айленд)

прислали 55 делегатов. Почти все делегаты имели большой

опыт государственно-правовой работы или предпринима-

тельской деятельности. Видную роль среди них играли по-

литические деятели и юристы: А. Гамильтон, Дж. Вашинг-

тон, Д. Мэдисон, Э. Рандольф, Д. Уилсон и некоторые

другие. Результаты работы, выполненной учредителями,

свидетельствуют о высоком уровне их теоретической под-

готовки, творческом подходе к трудам выдающихся евро-

пейских ученыхконституционалистов, умении рационально

применять общетеоретические установки к конкретным ис-

торическим условиям. Итогом четырех месяцев тщательной

и всесторонней работы стала Конституция 1787 г., кото-

рая в своих главных положениях функционирует и ныне.

Одним из определяющих начал, положенных в основу этого

документа, явилось разделение властей на законодатель-

ную, исполнительную и судебную. Учение о разделении

властей было разработано в своих первоначальных очерта-

ниях еще античными и средневековыми учеными (Аристо-

тель, Марсилий Падуанский и др.) и наиболее развернуто

сформулировано в середине XVIII в. французским ученым

Ш. Монтескье. Он считал, что разделение властей- это то

средство, которое может предотвратить авторитаризацию

государственной власти путем учреждения относительно

независимых (функционально и организационно) друг от

друга, взаимоуравновешивающих и взаимоконтролирующих

государственных властей. Законодательная власть вруча-

лась Конгрессу, состоящему из двух палат: сената и па-

латы представителей. Его важнейшей прерога-

тивой было законодательство, прежде всего финансовое

(бюджет, налоги и т.д.). В этой области обе палаты на-

делялись равными правами за некоторым исключением: за-

конопроекты относительно налогов должны были исходить

от палаты представителей, сенат мог предлагать поправ-

ки. Законопроект, принятый обеими палатами, приобретал

силу закона после подписания его президентом в течение

10 дней (по истечении этого срока законопроект считался

принятым). Если президент отклонял законопроект. Конг-

ресс мог добиться его утверждения, повторно одобрив 2/3

голосов в обеих палатах, т.е. предусматривалось отлага-

тельное вето президента. Исполнительную власть возглав-

лял президент, который наделялся правомочиями главы го-

сударства и главы правительства. Как глава государства

он был главнокомандующим, имел право помилования и отс-

рочки исполнения приговоров, " по согласию и совету" се-

ната назначал послов и других высших должностных лиц,

созывал палаты Конгресса в экстренных случаях, а также

осуществлял некоторые другие полномочия. Как глава пра-

вительства президент руководил текущим управлением

страной с помощью подчиненного ему государственного ап-

парата, издавал административные распоряжения, которые

не должны, однако, выходить за рамки законов. Третья

власть была представлена судом. Общефедеральную судеб-

ную систему возглавлял Верховный суд США. По наиболее

важным делам вводился суд присяжных. Таким образом,

предусматривалась конституционная система " сдержек и

противовесов". Конгресс мог отклонить законопроекты,

внесенные президентом, сенат- не согласиться с предло-

женной президентом кандидатурой на важный должностной

пост. Конгресс получил право привлечь президента к от-

ветственности в порядке импичмента. В этом случае пала-

той представителей возбуждалось дело и формулировалось

обвинение, а сенат рассматривал дело под председатель-

ством главного судьи Верховного суда США. Для признания

подсудимого виновным требуется 213, голосов присутству-

ющих сенаторов. При этом осуждение должно ограничивать-

ся "...удалением от должности, запрещением занимать в

США какую-либо должность, с которой соединяется почет,

доверие и выгода". В свою очередь президент, используя

право отлагательного вето, мог замедлить принятие зако-

на, а при поддержке части конгрессменов добиться снятия

его с обсуждения. Введение двухпалатной системы (бика-

мерализм), обусловленное многими причинами, предполага-

ло вместе с тем известную конкуренцию палат, предотвра-

щало возможность узурпации законодательной власти одной

палатой.

Конституция предусматривала правила формирования госу-

дарственных властей. Депутаты палаты представителей вы-

бирались по штатам (один депутат от 30 тыс. граждан,

удовлетворяющих множеству цензов). Сенат состоял из вы-

борных законодательными собраниями штатов (два сенатора

от штата). Президент избирался в ходе двухстепенных вы-

боров (население по штатам избирало " выборщиков", а те

- президента, впоследствии выборы президента из косвен-

ных превратились в фактически прямые). Члены Верховного

суда назначались президентом " по совету и с одобрения"

сената. Для предотвращения возможности временного безв-

ластия в период выборов были установлены различные сро-

ки правомочий властей. Палата представителей выбиралась

на 2 года, сенаторы- на 6 лет, причем каждые 2 года об-

новлялась 1/з членов сената. Президент избирался на 4

года. Должность членов Верховного суда объявлялась по-

жизненной "...пока будут вести себя безукоризненно".

Конституция вводила федеративное устройство. Соответс-

твенно разграничивались правомочия между общефедераль-

ными властями и властями отдельных штатов. Федерация

наделялась правом: объявлять войну и заключать мирные

договоры (в более широком плане- ведение внешней поли-

тики), регулировать торговлю с иностранными государс-

твами и между штатами, чеканить монету (регулировать

денежную систему страны), устанавливать единую норму

мер и весов, набирать, содержать и управлять армией и

флотом. Подчеркивалось верховенство федерального права

по отношению к праву отдельных штатов. Фиксируя основы

федерации, конституция вводила " смешанную" форму прав-

ления, при которой представительство корпуса избирате-

лей страны в целом стало совмещаться с равным предста-

вительством штатов в сенате вне зависимости от числен-

ности населения каждого из них. Таким образом, верхняя

палата неизбежно становилась более последовательным вы-

разителем интересов штатов (особенно малонаселенных).

Билль о правах 1791 г. Введение Конституции, которая

ограничивалась только изложением государственного строя

и обходила молчанием провозглашенные в декларациях пра-

ва человека, проходило с большим трудом. В законода-

тельных собраниях штатов она была принята незначитель-

ным большинство голосов и главным образом при условии

включения в Конституцию дополнений о демократических

правах и свободах граждан. Законодатели понимали, что

большинство американцев хотят видеть в Конституции

прежде всего гарантию от любых посягательств государс-

твенных властей на их права и свободы. Из этого исходил

и Д. Мэдисон, он внес решающий вклад

в подготовку конституционных поправок, ставших извест-

ными как Билль о правах. Его содержание составило пер-

вые 10 поправок к конституции. Они были предложены за-

конодательным собранием штатов в 1789 г. и утверждены в

1789-1791 гг. Принципиальной идеей, положенной в их ос-

нову, являлось признание недопустимости принятия ка-

ких-либо законов, нарушающих свободы граждан: свободы

вероисповедания, свободы слова и прессы, мирных собра-

ний, права обращения к правительству с просьбой о прек-

ращении злоупотреблений (ст. 1). Провозглашалось право

иметь и носить оружие (ст. 2). В мирное время запрещал-

ся постой солдат в частных домах без согласия их вла-

дельцев (ст. 3). Признавалось недопустимым задержание

лиц, обыски, выемки вещей, бумаг без выдаваемых соот-

ветствующим должностным лицам законно-обоснованных раз-

решений (ст. 4). Никто не мог быть привлечен к уголов-

ной ответственности иначе, как по решению суда присяж-

ных, за исключением дел, возникших в армии. Никто не

мог быть подвергнут повторному наказанию за одно и то

же преступление, быть принуждаем в каком-либо уголовном

деле свидетельствовать против самого себя, быть лишен-

ным жизни, свободы, собственности без законного судеб-

ного разбирательства (ст. 5). Уголовные дела рассматри-

вал суд присяжных. Обвиняемый имеет право на очную

ставку со свидетелями, показывающими не в его пользу,

ему разрешалось вызвать свидетелей со своей стороны и

прибегнуть к советам адвоката (ст. 6). Запрещались жес-

токие и необычные наказания (ст. 8). В качестве общего

принципа устанавливалось, что названные в Конституции

права, включая Билль 1791 г., не должны умалять все

другие права и свободы, " оставшиеся принадлежностью на-

рода" (ст. 5), и неразрывно связанное с этим, другое не

менее важное: " права, не представленные конституцией

Соединенных Штатов и не отнятые ею у штатов, принадле-

жат штатам или народу" (ст. 10). В сочетании с этими

положениями Конституция США приобрела еще большую прог-

рессивную направленность. Был создан, как показала пос-

ледующая история, наиболее оптимальный вариант госу-

дарственного строя для США. Основной закон 1787 г.,

принятый, как тогда считалось, на окраине цивилизован-

ного мира, оказал большое влияние на развитие конститу-

ционализма в других странах и прежде всего в части идей

республиканского правового федеративного государства,

основанного на разделении властей, при котором законо-

дательная власть строилась на базе " смешанной" системы

бикамерализма; исполнительная - как единоличная, выбор-

ная, срочная магистратура с правом отлагательного вето;

судебная - с пожизненно назначаемыми судьями и судом

присяжных.

Вместе с тем прогрессивное, демократическое значение

Конституции во многом умалялось сохранением старой из-

бирательной системы, отягченной множеством цензов, ли-

шавших значительную, наименее состоятельную часть насе-

ления права участвовать в легальной политической жизни:

выбирать и быть избранными в органы власти и управле-

ния. В южных штатах сохранялось рабство. В итоге вве-

денная демократия во многом носила элитарный характер.

2. Государство США в конце XVIII - начале XX в.

Госу-

дарственное строительство и судебная реформа. Первым

президентом США стал Дж. Вашингтон. Под его руководс-

твом был создан аппарат центральной общефедеральной ис-

полнительной власти (учреждены первые департаменты (ми-

нистерства): военный, финансовый, иностранных дел). В

основном произошла унификация структуры органов власти

и управления в штатах: законодательное собрание и гу-

бернатор как выборный глава исполнительной власти (но в

некоторых штатах его правомочия были весьма обширны,

тогда как в других более чем ограничены). Суды были ре-

организованы в классическую федеральную систему, состо-

ящую из двух параллельно функционирующих структур: от-

дельных штатов и федерации. Это соответствовало Консти-

туции, которая закрепила право каждого штата устанавли-

вать собственную судебную систему. В результате судоус-

тройство штатов оказалось неодинаковым, хотя различия

были и не столь существенными. Основными звеньями явля-

лись: 1) местные суды (рассматривавшие мелкие гражданс-

кие и малозначительные уголовные дела); 2) суды первой

инстанции (более серьезные уголовные и гражданские дела

в границах законодательства штата); 3) верховный суд

штата как апелляционная инстанция на решения и пригово-

ры судов первой инстанции данного штата. Законом Конг-

ресса 1789 г. на судебную систему штатов как бы накла-

дывалась общефедеральная судебная система. Вся страна

была разделена на судебные округа: 1) в каждом округе

учреждался окружной суд по гражданским и уголовным де-

лам, рассматриваемым на основе федерального законода-

тельства (контрабанда, ограбление почты, государствен-

ная измена, шпионаж, гражданские споры, сторонами в ко-

торых являлись граждане разных штатов, и т.д.; 2) сле-

дующей инстанцией становился апелляционный суд по реше-

ниям и приговорам окружных судов (один на несколько ок-

ружных судов; соответственно несколько округов объеди-

нялись вокруг апелляционного суда); 3) Верховный суд

США - высший судебный орган, занимающий особое место в

системе высших государственных органов страны. В ка-

честве суда первой инстанции он рассматривал дела о

преступлениях высших должностных лиц, а также дела, где

одна из сторон - какойлибо штат. Вместе с этим он стал

высшей апелляционной инстанцией по отношению к другим

общефедеральным судам. Но он неправомочен пересматри-

вать дела, рассмотренные судами штатов. Исключение сос-

тавляют те из них, которые, как признает Верховный суд

США, затрагивают федеральное законодательство по прин-

ципиальным вопросам. Конституционный надзор. С именем

второго председателя Верховного суда США Д. Маршалла

(начало XIX в.) связано чрезвычайно важное, но не пре-

дусмотренное Конституцией расширение правомочий этого

суда. При рассмотрении конкретного дела, связанного с

принятым Конгрессом актом об упразднении. ряда создан-

ных федеральных судов, Маршалл объявил этот акт наруше-

нием Конституции. Хотя Конгресс и президент не подчини-

лись этому решению, а Верховный суд не стал на нем нас-

таивать, тем не менее впоследствии Верховный суд вер-

нулся к практике проверки законов, а также указов пре-

зидента на предмет их соответствия Конституции, ссыла-

ясь на решение Маршалла как прецедент. После некоторых

колебаний эта практика была признана правящими кругами

целесообразной, и Верховный суд приобрел исключительное

по значению право проверки законов и указов на их соот-

ветствие Конституции. При этом Верховный суд при расс-

мотрении каждого дела мог проверить конституционность

относящихся к нему законов. И если он сочтет их проти-

воречащими Конституции, то такие нормативные акты приз-

наются утратившими юридическую силу по данному конкрет-

ному делу. Однако решение Верховного суда как высшей

судебной инстанции в силу прецедента является обязываю-

щим, и другие суды при решении аналогичных дел должны

отнестись к данному нормативному акту подобным образом.

По существу это означало наделение Верховного суда пра-

вом конституционного надзора. Верховному суду также

принадлежит право толкования законов посредством дачи

разъяснения должностным лицам и рядовым гражданам. Вер-

ховные суды штатов приобрели аналогичное право по отно-

шению к законодательству своего штата. В итоге доста-

точно отчетливо определился один из основных критериев

в разграничении компетенции общефедеральных судов и су-

дов штатов - первые функционируют в пределах общефеде-

рального законодательства, вторые- в главном на основе

законодательства своего штата. Увеличение числа штатов.

Условия их интеграции в США. Быстрый и значительный

территориальный рост США происходил за счет прямых зах-

ватов земель коренного населения - индейцев; в ходе

" индейских войн" была физически уничтожена большая

часть индейских племен, а незначительное меньшинство

поселено в резервациях. Большие территории были захва-

чены у Мексики, а у европейских государств куплены их

североамериканские владения. Нарастающий поток эмигран-

тов-переселенцев (главным образом из Европы) позволял

довольно быстро заселять новые земли. Порядок создания

новых штатов в основном определялся ордонансом 1787 г.

Когда население вновь осваиваемой территории достигало

определенной численности. Конгресс США объявлял ее ав-

тономной с местным выборным законодательным собранием.

Губернатора назначал президент страны с согласия сена-

та. При этом сохранялся достаточно жесткий контроль со

стороны центра: губернатор был наделен правом вето в

отношении решений законодательного собрания, а Конгресс

США мог не только отменить местные законы, но и изме-

нить статус самой территории, лишив ее автономии. Через

некоторое время, иногда весьма продолжительное, автоно-

мия получала право на реорганизацию в штат при условии

введения республиканской формы правления, признания

Конституции и других конституционных законов США. Выби-

рался конвент, который составлял конституцию штата, ут-

верждавшуюся голосованием. Создавались соответствующие

органы власти и управления. Конгресс США принимал пос-

тановление о приеме в союз нового штата. Как исключение

были и другие пути возникновения новых штатов (путем

самоопределения, отделения от другого штата и т.д.). К

началу XX в. число штатов достигло 48. Создание партий.

Новым существенным фактором политической жизни страны

стало образование политических партий - организаций,

формально не являвшихся частью государственного меха-

низма, но фактически начавших оказывать на него все бо-

лее возрастающее влияние, особенно в области комплекто-

вания его кадрового состава (проведение избирательных

кампаний и т.д.). Начало положили политические группи-

ровки, возглавляемые А. Гамильтоном и Т. Джефферсоном

(80-е гг. XVIII в.). Сторонники Гамильтона - главным

образом крупные собственники - выступали за конституцию

в ее первоначальном виде, т.е. без Билля о правах. Сто-

ронники Джефферсона - в основном мелкие предпринимате-

ли, фермеры - боролись за Билль о правах, облегчение

получения земли. Победа сторонников Билля положила ко-

нец этому противостоянию, но опыт и наработанные тради-

ции не пропали даром. В 1828 г. была создана партия,

вскоре ставшая известной как демократическая. Она опи-

ралась на блок весьма разнородных социальных сил. К се-

редине 50-х гг. XIX в. в партии стали задавать тон ра-

бовладельцы-южане.В 1854 г.образовалась республиканская

партия. Столь же неоднородная в социальном плане, она

тем не менее тяготела к северянам. В ней вскоре намети-

лось два течения: правое (крупная городская и сельская

буржуазия) и либерально-демократическое (фермеры, мел-

кие предприниматели, радикальная часть промышленной

буржуазии). Начало демократизации избирательной системы

(первый этап). Борьба партий за голоса избирателей во

многом стимулировала демократизацию избирательного пра-

ва. Она была весьма успешна, поскольку за нее выступали

рядовые американцы. Почти во всех новых западных штатах

вводится всеобщее мужское избирательное право. В

40-50-е гг. XIX в. расширяется избирательное право для

мужчин и в старых восточных штатах. Во всех штатах от-

меняется значительная часть имущественных цензов для

занятия должностей. Гражданская война. Упрочение феде-

рации. К середине XIX в. обострились отношения между

промышленными северными штатами и рабовладельческими

южными. На захваченные у индейцев территории направля-

лось по существу два потока переселенцев. Из северных

штатов двигались переселенцы-фермеры. Приобретение ими

земли облегчил закон 1841 г., предоставивший право на

покупку участка в рассрочку тем, кто уже обрабатывал

его в течение определенного количества лет. Из южных

штатов на запад продвигались и плантаторы со своими ра-

бами. Столкновение интересов на западе еще более углу-

било противоречия между северными и южными штатами. От-

ношение северной буржуазии к рабству не сразу стало од-

нозначно отрицательным. Текстильные фабриканты были

экономически связаны с хлопковым плантационным хозяйс-

твом юга. Во многом благодаря их усилиям в 1820 г. был

достигнут так называемый Миссурийский компромисс: в фе-

дерацию был принят один рабовладельческий штат (Миссу-

ри) и один свободный (Мэн), но отныне рабовладельческие

штаты не могли создаваться к северу от 36ш 30' северной

широты. По существу, это был последний серьезный комп-

ромисс. Противоречия между севером и югом приобретали

все более острый характер. Политика Президента А. Лин-

кольна. Освобоэвдение рабов. Акт о гомстедах. В 1860 г.

президентом США был избран представитель либерально-де-

мократического крыла республиканской партии А. Линкольн

- выходец из простой фермерской семьи, решительный бо-

рец за отмену рабства. В ответ рабовладельцы южных шта-

тов объявили сецессию (рассечение), т.е. отделение юж-

ных штатов и образование самостоятельного государства-

Конфедерации южных штатов. В 1861 г. начались военные

действия. Первоначально успех сопутствовал южанам, но в

конечном итоге перевес оказался на стороне более

многонаселенных и экономически развитых северных шта-

тов. Немалая заслуга в умелой мобилизации ресурсов се-

вера принадлежала правительству Линкольна, проявившего

твердость и предприимчивость в борьбе. В мае 1862 г.

Линкольн подписал " Гомстед-акт" - закон, предоставляв-

ший каждому, желающему заняться сельским хозяйством на

западе, право на участок земли в 160 акров (1 акр =

4047 м2). В сентябре 1862 г. была обнародована Прокла-

мация о ликвидации рабства. С 1 января 1863 г. негры на

территории мятежных штатов объявлялись свободными, хотя

при этом не получали ни земли, ни политических прав.

Эти меры при всей их ограниченности укрепили позиции

северян и их армии, в которой отныне не было недостатка

в добровольцах. В феврале 1865 г. Конгресс принял XIII

поправку к Конституции, отменявшую рабство по всей

стране. К весне 1865 г. войска южан были разгромлены и

Конфедерация южных штатов прекратила существование. 14

апреля 1865 г. во время торжества по случаю победы пре-

зидент Линкольн был предательски убит заговорщиками.

" Реконструкция Юга". По плану, принятому Конгрессом,

бывший мятежный юг был разделен на пять военных округов

(1867г.) В них вводилось военное управление. Руководс-

твом для военной администрации служила XIV поправка к

Конституции (1868 г.) о равенстве перед законом всех

граждан США (исключение составляли индейцы и, кроме то-

го, были временно ограничены в правах участники мяте-

жа). Большое значение имела вступившая несколько позже

в законную силу (в 1870 г.) XV поправка к Конституции о

предоставлении избирательных прав всем лицам мужского

пола вне зависимости от цвета кожи. Военное управление

могло быть упразднено в том или ином южном штате только

после принятия им XV поправки. Усилиями прогрессивно

настроенной части военной администрации из радикальных

республиканцев было немало сделано для улучшения поло-

жения негров. Однако полного коренного изменения их

участи не произошло. Земли мятежников-плантаторов в ос-

новном не были конфискованы. В результате расисты сох-

ранили экономическую власть. Им удалось ввести в южных

штатах так называемые черные кодексы, обязывающие быв-

ших рабов поступать в " обучение" к своим бывшим хозяе-

вам, что, по существу, означало сохранение режима жес-

точайшей эксплуатации. Большинство негров было превра-

щено в арендаторов-издольщиков. Ставились почти непрео-

долимые препоны для приобретения неграми земли, занятия

интеллектуальной деятельностью и т.д. Лишившись госу-

дарственной власти, бывшие рабовладельцы широко исполь-

зовали внесудебную расправу (суды Линча, нелегальные

террористические организации типа ку-клукс-клана и

т.п.). Тем не менее, начиная с 1872г., военная адми-

нистрация на юге начала посте-

пенно упраздняться, а в 1877 г. из южных штатов были

выведены общефедеральные войска. Это развязало руки ра-

систам. В 1881 г. в штате Теннеси был принят норматив-

ный акт, известный как закон Джима Кроу, согласно кото-

рому негры должны были пользоваться отдельными от белых

вагонами. Подобные же унизительные для человеческого

достоинства законы о расовой сегрегации вводились и в

других южных штатах. В частности, предусматривалось

раздельное обучение белых и цветных детей. Во многих

южных штатах были приняты поправки к избирательным за-

конам, вводившие новые цензы грамотности, проверки на

понимание смысла конституции, оседлости, вводились спе-

циальные избирательные налоги и т.д. Верховный суд

признал соответствующими Конституции законы, устанавли-

вающие, как утверждалось, " раздельные, но равные воз-

можности для белых и цветных". И все же, несмотря на

сохранение расовой дискриминации, огромно значение дос-

тигнутой победы. Рабство было ликвидировано. Сложились

благоприятные условия для дальнейшего, еще более интен-

сивного развития экономики. Государственный строй, ус-

тановленный Конституцией 1787 г., выдержал испытание на

прочность. Укрепление федерации в свою очередь способс-

твовало превращению США в мощную индустриально-аграрную

державу.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.