Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 15 Великобритания






 

1. Английс-

кая буржуазная революция и возникновение буржуазного

государства в Англии Экономические предпосылки буржуаз-

ной революции. Англия раньше других государств Европы

встала на капиталистический путь развития. Здесь осу-

ществился классический вариант утверждения буржуазных

отношений, позволивший Англии уже в конце XV1IXVIII ве-

ков захватить мировое экономическое лидерство. Главную

роль в этом сыграло то, что полем развития английского

капитализма был не только город, но и деревня. Деревня

в других странах являлась оплотом феодализма и традици-

онализма, а в Англии, наоборот, стала базой развития

важнейшей отрасли промышленности XV1I-XVIII веков -

сукноделия.

Капиталистические производственные отношения стали про-

никать в английскую деревню еще в XVI веке. Они проя-

вившись в том, что, во-первых, большая часть дворянства

стала заниматься предпринимательской деятельностью,

создавая овцеводческие фермы и превращаясь в новое

обуржуазившееся дворянство - джентри. Вовторых, стре-

мясь к увеличению доходов феодалы превращали пахотные

земли в доходные пастбища для скота. Они сгоняли с них

держателей - крестьян (огораживали) и создавали тем са-

мым армию пауперов - людей, которым не оставалось ниче-

го иного, как стать вольнонаемными рабочими. Развитие в

Англии капиталистического уклада привело к обострению

классовых противоречий и разделению страны на сторонни-

ков и противников феодально-абсолютистского строя. Про-

тивниками абсолютизма выступали все буржуазные элемен-

ты: новое дворянство (джентри), стремившиеся стать пол-

ными собственниками земли, упразднив рыцарское держание

и ускорив процесс огораживания; собственно буржуазия

(торговцы, финансисты, купцыпромышленники и др.), же-

лавшая ограничить королевскую власть и заставить ее

служить интересам капиталистического развития страны.

Но главную силу оппозиция черпала в недовольстве своим

положением широких слоев населения и, прежде всего, де-

ревенской и городской бедноты. Защитниками же феодаль-

ных устоев оставались значительная часть дворян (старое

дворянство) и высшая аристократия, получавшие свои до-

ходы от взимания старых феодальных рент, а гарантом их

сохранения - королевская власть и англиканская церковь.

Идеологические предпосылки революции и социально-поли-

тические стремления оппозиции. Идеологической предпо-

сылкой первых буржуазных революций в Европе стала Ре-

формация, которая породила новую модель сознания, осно-

ванного на индивидуализме, практицизме и предприимчи-

вости. В середине XVI века Англия, пережив Реформацию,

стала протестантской страной'. Причем протестантизм в

Англии был весьма своеобразным. Англиканская церковь

представляла собой смесь католичества и протестантизма.

От католичества были удержаны 7 таинств, обряды, поря-

док богослужения и все 3 степени священства; от протес-

тантизма взято учение о церковном главенстве государс-

твенной власти, об оправдании верой, о значении Священ-

ного Писания как единственной основы вероучения, богос-

лужении на родном языке, отмена монашества. Главой

церкви был объявлен король, поэтому ' Англиканиская

церковь возникла в период правления Генриха VIII, ут-

вердившего англиканский катехизис (" 42 статьи веры" и

особый служебник)

выступления против церкви означали выступления против

королевской власти. Идеологической оппозицией абсолю-

тизму и англиканской церкви стал все тот же протестан-

тизм, но более крайний. Наиболее последовательные сто-

ронники Реформации - английские кальвинисты- пуритане

(по латыни " purus" - чистый) требовали перемен как в

церкви (очищение ее от остатков католицизма), так и в

государстве. В пуританизме выделялось несколько тече-

ний, находившихся в оппозиции к абсолютизму и англи-

канской церкви. В ходе революции они разделились на са-

мостоятельные политические группировки. Умеренное тече-

ние пуритан представляли просвитериане, выражавшие ин-

тересы верхушки нового дворянства и богатого купечест-

ва. Они считали, что церковью должен управлять не ко-

роль, а собрание священников - пресвитеров (как в Шот-

ландии). В государственной сфере они добивались и под-

чинения королевской власти парламенту. Более левым было

течение индепендентов (" независимых"), представлявших

интересы средней буржуазии и нового дворянства. В рели-

гиозной сфере они выступали за независимость каждой ре-

лигиозной общины, а в государственной - желали установ-

ления конституционной монархии и требовали перераспре-

деления избирательных прав с целью увеличения числа

своих избирателей в палате общин. Наиболее радикальной

религиозно-политической группировкой явились левелчеры

(уравнители)', объединявшие в своих рядах ремесленников

и свободных крестьян. Левеллеры выступали за провозгла-

шение республики и введение всеобщего избирательного

права для мужчин. Еще дальше шли диггеры (копате-

ли)", выражавшие интересы городской и деревенской бедно-

ты. Они требовали ликвидации частной собственности и

имущественного неравенства. Политические предпосылки

революции. После смерти Елизаветы I английский престол

перешел ее родственнику - шотландскому королю, короно-

вавшемуся в 1603 году под именем Якова! Стюарта, короля

английского. Оставив за собой и шотландскую корону,

Яков I переехал в Лондон. Лидером левеллеров был Джон

Лильберн. Левеллеры считали, что если перед богом все

равны, то значит и в жизни различия между людьми надо

ликвидировать, установив равенство прав. 2 Свое назва-

ние диггеры получили оттого, что в апреле 1649 года они

начали совместную обработку земли на пустоши холма в 30

милях от Лондона. Их лидер Джеральд Уинстенли говорил:

" Земля создана для того, чтобы все сыны и дочери рода

человеческого свободно пользовались ею", " Земля сотво-

рена для того, чтобы быть общим достоянием всех живущих

на ней".

Первый представитель династии Стюартов был одержим иде-

ей божественного происхождения королевской власти и не-

обходимости полного упразднения власти парламента. Курс

на укрепление абсолютизма был продолжен в период прав-

ления его сына - Карла I. Первые Стюарты без санкции

парламента регулярно вводили новые налоги, что не уст-

раивало большинство населения. В стране продолжали

действовать 2 комиссии: " Звездная палата", которая за-

нималась вопросами государственной безопасности, а фак-

тически преследованиями тех, кто осмеливался высказать-

ся против творившихся беззаконий, и " Высокая комиссия",

выполнявшая функции придворной инквизиции над пуритана-

ми. В 1628 г. парламент предъявил королю " Петицию о

правах", которая содержала ряд требований: - не взимать

налогов без общего согласия данного актом парламента

(ст. 10); - не производить арестов, противных обычаям

королевства (ст.2); - прекратить практику военных пос-

тоев у населения и др. (ст.6). После некоторых колеба-

ний король подписал петицию. Однако ожидаемого примире-

ния не наступило. В 1629 отказ парламента утвердить но-

вые королевские поборы вызвал гнев Карла I и роспуск

парламента. Беспарламентское правление продолжалось до

1640 г., когда в результате неудачной войны с Шотланди-

ей в стране наступил финансовый кризис. В поисках выхо-

да Карл I созвал парламент, получивший название " Корот-

кого". Отказавшись сразу обсуждать вопрос о финансовых

субсидиях, он был распущен, не проработав даже месяца.

Разгон парламента дал решающий толчок для борьбы народ-

ных масс, буржуазии и нового дворянства против абсолю-

тизма. Таким образом, в Англии к середине XVII в. сло-

жились экономические, идеологические и политические

предпосылки буржуазной революции. Социально-экономичес-

кое развитие страны вступило в противоречие с более

косной политической системой. Положение усугубилось тя-

желым финансовым кризисом, вызвавшим в начале 40-х го-

дов XVII в. революционную ситуацию в стране. В ходе

Английской буржуазной революции 1640-1660 годов можно

выделить несколько основных этапов: - 1640-1642 - конс-

титуционный этап, результатом которого стало установле-

ние конституционной монархии при сильной власти парла-

мента; - 1642-1649 - период гражданских войн (1642-1646

- 1 гражданская война между сторонниками короля с одной

стороны и парламентом с другой; 1648-1649 - 2 гражданс-

кая война между индепендент-

ской армией О. Кромвеля и пресвитерианскими силами пар-

ламента). Результатом II этапа стало формально-юриди-

ческое превращение Англии в республику; - 1649-1653 -

индепендентская республика, период борьбы с левой оппо-

зицией левеллеров и диггеров, завершившийся установле-

нием личной власти О. Кромвеля; - 1653-1660 - период

военной диктатуры, приведший к реставрации монархии.

Конституционный этап революции (1640-1642). После раз-

гона Короткого парламента политическая ситуация в Анг-

лии еще более осложнилась. В Лондоне один за одним

вспыхивали народные волнения. Отсутствие денег, недо-

вольство не только в низах, но и среди финансистов, ку-

печества и нового дворянства сделали положение Карла 1

безвыходным. Осознав, что без помощи парламента ему не

удастся вывести страну из кризиса, король в ноябре 1640

созывает новый парламент. За непрерывность работы до

1653 г. он получил название " Долгого".

Практически сразу парламент предложил королю ряд актов,

направленных на ограничение королевской власти и уста-

новление конституционной монархии. 15 февраля 1641 г.

король подписал " трехгодичный акт", в котором регламен-

тировался созыв парламента (1 раз в три года) независи-

мо от воли короля. Актами от 5 июня были уничтожены

важные органы английского абсолютизма - " Звездная пала-

та" и " Высокая комиссия", а также предусмотрено ограни-

чение полномочий Тайного совета короля. 1 декабря 1641

г. парламент принял " Великую ремонстрацию", в которой

подтверждались основные положения " трехгодичного акта",

констатировался факт уничтожения произвола во взимании

налогов со стороны королевской власти; говорилось о не-

обходимости упорядочения работы судов; вводился порядок

назначения чиновников с ведома парламента. Этим актом

было запрещено преследование инакомыслящих. Принятие

данных конституционных актов привело к обострению отно-

шений между парламентом и королем. В январе 1642г.

Карл! уехал на север Англии и, опираясь на земельных

аристократов, приступил к созданию армии для борьбы с

парламентом. Уже в августе 1642 г. он объявил ему вой-

ну. Период гражданских войн (1642-1649). На стороне ко-

роля выступил отсталый, феодальный северо-восток. Коро-

левское войско состояло преимущественно из аристократов

и рыцарства, которых называли кавалерами (кавалер - ры-

царь). Для борьбы с королем парламент собрал армию из

жителей экономически более передового юго-востока, где

были сосредоточены Лондон и другие большие города.

Войско парламента состояло из буржуазии, нового дво-

рянства, ремесленников, большинство которых были убеж-

денными пуританами. Их прозвали " круглоголовыми" - изза

принятой у пуритан стрижки " в кружок". В начале войны

преимущество было на стороне королевской армии. Неудачи

парламента вынудили осуществить реорганизацию армии по

плану О. Кромвеля. Основу реформы составили 2 докумен-

та: " Акт о новой модели" (1645) и " Билль о самоопреде-

лении" (1645). Суть ее сводилась к следующему: - вво-

дился новый порядок комплектования армии - из свободных

крестьян и ремесленников; - изменялся подход к формиро-

ванию командного состава, основу которого составило не

происхождение, а способности; -устанавливалось подчине-

ние армии единому командованию;

- запрещалось занятие командных должностей в армии чле-

нам парламента. Реорганизация парламентской армии поз-

волила ей превратиться в дисциплинированную боеспособ-

ную силу и одержать ряд побед над королем. К марту 1646

г. Первая гражданская война была в основном окончена.

Карл I убежал в Шотландию, но в 1647 г. был выдан пар-

ламенту. К этому времени парламент, где было сосредо-

точено пресвитерианское большинство, все более явствен-

но начинает расходиться с индепендентской армией в воп-

росах политики по отношению к королевской власти и

дальнейшим реформам. Просвитериане считали необходимым

провести церковную реформу, примириться с королем и ос-

тановиться на конституционной монархии. Индепенденты

совместно с левеллерами требовали более радикальных ре-

форм. Противоречия между пресвитерианцами и индепенден-

тами вызвали новую гражданскую войну, начавшуюся весной

1648 г. В ходе войны революционной армии индепендентов

и левеллеров удалось одержать победу над объединенной

армией короля и парламента. 4 декабря король был взят

под стражу. Армия заняла Лондон и окончательно очистила

Долгий парламент от пресвитерианского большинства

(Прайдова чистка, 6 дек. 1648) По требованию народных

масс против короля было возбуждено уголовное дело по

обвинению в государственной измене. По приговору Вер-

ховного суда, учрежденного 6 января 1649 г. для расс-

мотрения данного дела. Карл I Стюарт был присужден к

смертной казни и 30 января 1649 - обезглавлен. Индепен-

дентская республика (1649-1653). После казни короля в

Англии началось оформление республиканской формы прав-

ления. Первым шагом в этом направлении стал специальный

акт от 4 января 1649 провозгласивший палату общин вер-

ховной властью английского государства. Следующим актом

от 17 марта 1649 г. королевская власть отменялась " как

бесполезная, тягостная и опасная для свободы, безопас-

ности и интересов английской нации". 19 марта был при-

нят закон о ликвидации палаты лордов, а в мае 1649 г.

специальным постановлением парламента Англия была про-

возглашена республикой. Место упраздненной монархии за-

няли новые органы. Законодательная власть сосредотачи-

валась в однопалатном парламенте - палате общин. Высшим

органом исполнительной власти стал Государственный со-

вет, избираемый палатой общин на 1 год и подотчетный

ей. После учреждения республики классовая борьба в Анг-

лии не прекратилась. Обеспечив себе большинство в пар-

ламенте и Государ-

ственном совете, индепенденты во главе с О. Кромвелем

были удовлетворены существующим положением и не спешили

реализовывать конституционные проекты левеллеров. В

связи с этим в стране возникает новая оппозиция - дви-

жение левеллеров и диггеров. После подавления выступле-

ний левеллеров и диггеров, а также попытки отвлечь на-

родные массы от жизненно важных проблем войной против

ирландского народа, Кромвель совершает государственный

переворот. Протекторат Кромвеля. В апреле 1653, исполь-

зуя всеобщее недовольство ситуацией в стране, генерал

Кромвель разгоняет так называемые " охвостье" Долгого

парламента. Образованный Малый парламент, состоявший

исключительно из индепендентов, просуществовал недолго.

12 декабря 1653 г. он был распущен, что стало началом

установления военной диктатуры Кромвеля. Новый госу-

дарственный строй был юридически закреплен конституцией

от 16 декабря 1653, разработанной советом офицеров и

получивший название " Орудие управления". Законодатель-

ная власть согласно данной конституции сосредоточива-

лась в руках лорда-протектора и парламента (ст.1).

Должность лорда-протектора была пожизненной, но выбор-

ной. Выборы осуществлялись Государственным советом (ст.

XXXII). Однопалатный парламент избирался на 3 года. При

этом избирательное право было ограничено высоким иму-

щественным цензом (200 ф. стерлингов годового дохода),

превышающим дореволюционный в 100 раз (ст. XVIII). За-

коны принимались парламентом и представлялись лор-

ду-протектору на одобрение. Закон считался вступившим в

силу без одобрения лорда-протектора лишь в том случае,

если он в течении 20 дней с момента поступления проекта

не дал парламенту удовлетворительных объяснений своего

отказа (ст. XXIV). Окончательно принятые законы не мог-

ли быть изменены, приостановлены, выведены из употреб-

ления или отменены без согласия парламента (ст. VI).

Исполнительная власть вверялась лорду-протектору и Го-

сударственному совету. Лорд-протектор наделялся чрезвы-

чайно широкими полномочиями: - назначал всех должност-

ных лиц (ст. III); - издавал указы и распоряжения во

исполнение законов (ст. III); -осуществлял руководство

милицией и вооруженными силами (ст. IV);

- представлял свое государство в международных отноше-

ниях, с согласия большинства членов Государственного

совета имел право вести войну и заключать мир и др.

(ст. V). Государственный совет состоял из пожизненно

назначаемых членов, число которых " не должно превышать

21 и не быть ниже 13" (ст. II). Первоначально имена

членов Совета определялись самой конституцией. В случае

смерти члена Совета парламент избирал 6 кандидатов на

место каждого выбывшего. Из числа этих мест Совет боль-

шинством голосов выбирал двух и представлял лорду-про-

тектору, который затем утверждал в звании члена Совета

одно из них (ст. XXV). Государственный совет играл роль

правительства. Лорд протектор осуществлял все вверенное

ему управление при содействии Совета (ст. III). В слу-

чае смерти главы государства Государственный совет дол-

жен был выбрать нового лорда-протектора (ст. XXXII). 16

декабря 1653 г. О. Кромвель, объявленный пожизненным

лордом-протектором " Англии, Шотландии и Ирландии и вла-

дений им принадлежащих" (ст. XXXIII), принес присягу на

верность конституции. 3 сентября 1654 г. начал работу

парламент, избранный на основе новой конституции. Одна-

ко его попытки несколько ограничить власть лорда-про-

тектора вновь привели к роспуску парламента. Завершени-

ем оформления режима диктатуры стало учреждение системы

управления с помощью генерал-майоров. К осени 1655 г.

Англия и Уэльс были разделены на 12 округов, во главе

каждого был поставлен генерал-майор, наделенный чрезвы-

чайно широкими полномочиями. Таким образом, конституция

1653 г. и последующие события привели в конечном итоге

к установлению режима военной диктатуры.

2. Реставрация Стюартов и образование конституционной

монархии. Реставрация Стюартов.

К концу 50-х годов XVII в. режим

военной диктатуры стал встречать оппозицию как справа,

так и слева. Роялисты мечтали о восстановлении монар-

хии. Республиканцев тоже не устраивала новая форма

правления, мало похожая на республиканскую. Смерть

Кромвеля в 1658 г. ускорила политический кризис. На не-

которое время власть перешла в руки сына Кромвеля - Ри-

чарда, но будучи слабой политической фигурой в условиях

нарастающего кризиса он не сумел ее удержать. В 1659 г.

остаток Долгого парламента объявил себя учредительной

властью. В 1660 г. он восстановил палату лордов и ста-

рую конституционную монархию, провозгласив Карла II

Стюарта английским

королем. Реставрация монархии повлекла за собой восста-

новление прежней избирательной системы, структуры пар-

ламента, некоторых государственных органов. С целью

сохранения собственной безопасности и результатов рево-

люции новое дворянство добилось от Карла II подписания

" Бредской декларации", в которой король обещал ряд по-

литических гарантий: - амнистию участникам революции; -

предоставление свободы вероисповедания (за исключением

католического); - сохранение за новыми собственниками

конфискованных во время революции земель роялистов, ко-

роны и церкви. Утвердившись на престоле Карл II забыл о

данных обещаниях. Участники революции стали преследо-

ваться. Труппы Кромвеля и других участников революции

были выброшены из могил и вздернуты на виселицу. Госу-

дарственной религией была объявлена англиканская цер-

ковь, а пуритане вновь подверглись гонению. Стюарты

предприняли попытку вернуть феодальному дворянину и

церкви земли конфискованные во время революции. Но

встретив открытое сопротивление новых владельцев - бур-

жуазии и джентри, попытка не увенчалась успехом. Это

свидетельствовало о том, что основные социальные сдви-

ги, произведенные революцией не подверглись изменению.

Страна шла по капиталистическому пути развития и монар-

хия должна была приспосабливается к этому. Разногласия

среди правящих классов снова сделали парламент центром

политической борьбы. В 70-х XVII в. в английском парла-

менте постепенно оформились 2 политические партии: тори

и виги'. Тори являлись сторонниками усиления королевс-

кой власти и англиканской церкви. Социальную базу пар-

тии составила землевладельческая аристократия - старое

феодальное дворянство. Виги, опиравшиеся на новое дво-

рянство и буржуазию, выступали за сохранение конститу-

ционной монархии при сильной власти парламента. В пери-

од правления Карла II тори занимали доминирующую роль в

английском парламенте. Виги, находясь в оппозиции и бу-

дучи преследуемыми, боролись за признание прав личнос-

ти. В 1679 г., используя свое кратковременное большинс-

тво в палате общин, им удается провести знаменитый Ha-

beas corpus act (Акт о лучшем обеспечении свободы под-

данного и о предупреждении заточении за морями). Основ-

ное его значение заключалось в гарантиях, которые он

давал против неправосудных арестов. Суть закона своди-

лась к следующему: ' " Тори" и " Виги" первоначально

бранные клички (whig - на шотландском - простокваша;

tory - уличный вор в Ирландии).

1) Всякое арестованное лицо имело право лично или через

своих представителей обратиться в один из высших судов

Англии (верховный суд канцлера, суд казначейства, суд

королевской скамьи и др.) с требованием выдачи предпи-

сания - Habeas corpus. Отказ в выдаче приказа влек за

собой штраф в размере 500 ф.с. в пользу потерпевшего

(ст. ПI, Х). 2) По получению приказа Habeas corpus долж-

ностное лицо (шериф, тюремщик или надзиратель), в веде-

нии которого находился арестованный, было обязано в

трехдневный срок доставить его к судьям выдавшим пред-

писание (ст. II). В противном случае должностное лицо

каралось на 1 раз крупным штрафом (100 ф.с.), на второй

отстранением от должности, штрафом 200 ф.с.. 3) В тече-

нии двух последующих дней суд, к которому доставлялся

заключенный проверял основание ареста и выносил решение

о целесообразности задержание до суда, который рассмат-

ривал дело по существу. Судья мог освободить арестован-

ного под поручительство и денежный залог до вынесения

приговора (ст. III). 4) Лицо, освобожденное по приказу

Habeas corpus, нельзя было вновь арестовывать до суда

за то же преступление (ст. VI). Действие чкта не расп-

ространялось на лиц, арестованных " за государственную

измену или тяжкое уголовное преступление" (ст.Ш). Кроме

этого парламент сохранил за собой право приостанавли-

вать действие данного закона. В целом, несмотря на ог-

раничения, " Habaes corpus act" давал ряд юридических

гарантий неприкосновенности личности. " Славная револю-

ция" и ее последствия. После смерти Карла II в 1685 г.

английский престол занял его брат Яков II (1685-1688).

Стремление Якова II восстановить абсолютизм и вернуть

Англию в лоно католицизма вызвали недовольство не толь-

ко вигов, но и тори. Обе политические группировки объ-

единились и в 1688г. совершили государственный перево-

рот. На престол " для защиты протестантизма и свободы"

был возведен Вильгельм Оранский (муж дочери Якова II -

Марии). Этот переворот получил в истории название

" Славной революции" ввиду его относительно мирного и

бескровного характера. После переворота парламент при-

нял ряд законодательных актов, оформивших в Англии

конституционную монархию. Первым конституционным зако-

ном Англии рассматриваемого периода явился " Билль о

правах" 1689 г., который существенно огра-

ничивал королевскую власть в пользу парламента. Его ос-

новные положения состояли в следующем: 1) Провозглашал-

ся принцип верховенства парламента. Королю без согласия

парламента запрещалось приостанавливать действие зако-

нов и делать изъятия из них (ст. 1-2). 2) Вводился зап-

рет на взимание сборов в пользу короны без согласия

парламента (ст.З). 3) Запрещался набор и содержание ар-

мии в мирное время без разрешения парламента (ст.6). 4)

Выборы членов парламента объявлялись свободными (ст.8),

а созыв парламента достаточно частым (ст. 13). 5) Про-

возглашалась свобода слова и прений в парламенте, прес-

ледование за выступления запрещалось (ст.9). Другим

важным конституционным законом стал " Акт об устроении"

1701 г., положивший начало установлению новых принципов

буржуазного государственного права. Прежде всего это:

1) Принцип контрассигнатуры, согласно которому недейс-

твительным считался акт, изданный королем, если он не

был скреплен подписью соответствующего министра (члена

Тайного совета) (ст. II). В связи с этим возрастала по-

литическая роль министров, которые могли быть привлече-

ны парламентом к ответственности, это положило начало

формировавшего принципа " ответственного правительства".

2) Принцип несменяемости судей. Устанавливалось, что

судьи могли исполнять свои обязанности до тех пор " пока

они будут вести себя хорошо" '. Отстранение их от долж-

ности могло происходить только по представлению обеих

палат парламента (ст. II). Кроме того, " Акт об устрое-

нии" определял порядок престолонаследия, по которому

английский престол могло занять лицо только англиканс-

кого вероисповедания. Таким образом, в Англии в резуль-

тате революции 1640-1660 и дворцового переворота 1688

г., был окончательно похоронен абсолютизм и твердо ус-

тановилась конституционная монархия. " Билль о правах" и

" Акт об устроении" положили начало формированию ряда

важных институтов буржуазного конституционного права: -

принципу верховенства парламента в законодательной сфе-

ре; - принципу " ответственности правительства"; - прин-

ципу " несменяемости судей". ' Эта формула означала от-

мену старой формулы, согласно которой судьи исполняли

обязанности " пока будет угодно королю".

Изменение в политической сфере дали толчок развитию ка-

питализма, обеспечив свободу действий класса буржуазии

и проложив дорогу промышленному перевороту XV1I1 в.

3. Эволюция английского государственного строя в XVIII

веке

Основной линией развития государственного строя

Англии в XVIII веке продолжает оставаться оформление

конституционной, ограниченной парламентом, монархии. В

Англии не было единого законодательного акта, который

бы определял основы государственного строя и закреплял

принципы взаимоотношений между различными ветвями влас-

ти. То, что могло быть названо английской конституцией

представляло собой совокупность законов (" Magna Charta

Libertatum", " Habeas corpus act", " Билль о правах",

" Трехгодичный акт", " Акт об устроении"), составивших

писанную часть конституции, и устных (неписаных) согла-

шенийконституционных обычаев. Установление системы не-

писаных соглашений определило конституционное развитие

Англии 18 века, главными особенностями которого стали:

- возрастание роли парламента; - дальнейшее ослабление

власти короля; -становление ответственного перед парла-

ментом кабинета министров. Рассмотрим место парламента,

короля и кабинета министров в системе органов государс-

твенной власти Англии XVIII века. Парламент состоял,

как и прежде, из двух палат: верхней - палаты лордов и

нижней - палаты общин. Социальный состав обеих был

практически одинаковым: земельная и финансовая аристок-

ратия. Места занимались по наследству(потомки баронов -

непосредственных вассалов короля); либо по должности

(духовные лица англиканской церкви); либо по назначению

короля. Палата общин формировалась в результате выбо-

ров, но пассивное избирательное право было ограничено

высоким имущественным цензом. По закону 1710 года пра-

вом быть избранными наделялись лишь состоятельные лица,

имевшие доход от недвижимой собственности в размере 300

ф.с. в городах и 600 ф.с. в сельской местности Кроме

этого социальный состав нижней палаты консервировался

средневековой избирательной системой, сохранявшейся до

1832 года. В соответствии с ней количество депутатов от

города или графства определялось не числом избирателей,

а старинными королевскими грамотами. За 150 лет сущест-

вования этой системы экономическая и

политическая география Англии значительно изменилась:

одни города и районы развились и выросли, а другие

пришли в упадок. Однако ни один город за эти годы вновь

не приобрел право избирать своих представителей в пар-

ламент, тогда как почти исчезнувшие, мало населенные

пункты, сохранили за собой эту привилегию. Именно они

" выбирали" основную массу депутатов нижней палаты (467

из 658). Некоторые из них - ".карманные местечки", при-

надлежали крупным дворянам, которые определяли ход вы-

боров. В других - " гнилых местечках", право голоса при-

надлежало только корпорациям или владельцам недвижи-

мостью. Таким образом, высокий имущественный ценз и

средневековая избирательная система выравнивали соци-

альный состав нижней и верхней палат парламента. Полно-

мочия парламента определялись в основном писанной

частью английской конституции, сложившейся к XVII веку

(" Билль о правах", " Трехгодичный акт"). К главным из

них по-прежнему относились: - верховенство парламента в

законодательной сфере; - исключительное право в решение

вопросов бюджета; - отстранение судей от должности.

Кроме этого, в XVIII веке парламент добивается права

контроля за исполнительной властью. Король по-прежнему

являлся главой государства. Королевские прерогативы,

несмотря на их ограничение парламентом после " славной

революции", оставались достаточно широкими. Король счи-

тался носителем исполнительной власти; верховным судьей

с правом прекращения процесса и помилования; главноко-

мандующим вооруженными силами; светским главой госу-

дарственной англиканской церкви. Оставались у королевс-

кой власти и полномочия в законодательной сфере. Без

его подписи ни один акт не становился законом. Однако в

XVIII веке продолжилась тенденция к ограничению коро-

левских прерогатив. И если во 2 половине XVII века ко-

роль постепенно лишался законодательных функций, то

XVIII век характеризовался потерей контроля за исполни-

тельной властью. С возникновением в XVIII веке важней-

шего органа исполнительной власти - кабинета министров

- право английского монарха налагать вето на законопро-

екты (с 1707г.) не применялось. Ослабление монархичес-

кой власти приводит к стремлению парламента подчинить

себе данный орган. Кабинет министров. В XVIII веке в

Англии происходит становление нового органа государс-

твенной власти - кабинета министров. Специального зако-

нодательного акта, оформляющего его создание, не было.

Первоначально из тайного совета выделялась группа влия-

тельных лиц, которым король поручал непосредственное

управление. Позднее эта коллегия стала формироваться из

руководителей основ-

ных ведомств. Совокупность такого рода лиц и составила

кабинет министров. Практически в начале появления каби-

нета министров прослеживается тенденция ослабления ко-

ролевского и усиление парламентского контроля над ним,

что прежде всего достигалось не через законодательную

сферу, а через установление неписаных правил - консти-

туционных обычаев. Одним из первых неписаных соглашений

стало правило " кабинет заседает без короля". Его проис-

хождение связано с именем короля Ганноверской династии

Георга I, прибывшего из небольшого германского княжест-

ва. Георг I не владел английским языком и поэтому отка-

зался от присутствия на заседаниях кабинета министров,

что привело к возрастанию самостоятельности органа и

формированию должности премьер-министра. Этому способс-

твовало и установление принципа неответственности мо-

нарха, выраженного формулой: " король не может быть не

прав", что увеличивало ответственность кабинета минист-

ров за принимаемые решения. К данному времени относится

и появление правила, согласно которому право формиро-

вать кабинет министров переходит лидеру партии, побе-

дившей на выборах и имеющей большинство в палате общин.

Георг I был первым, кто создал такой прецедент. Конт-

роль парламента за исполнительной властью закрепился

формированием принципа " ответственности правительства".

Это оформление прошло несколько этапов: 1. Установление

" Актом об устроении" 1701 года принципа контрассигнату-

ры, согласно которому любой акт короля считался недейс-

твительным без подписи соответствующего министра. 2.

Утверждение в постановлении палаты лордов от 1711 года

правила индивидуальной политической и юридической от-

ветственности министра за подписанный документ, явивше-

гося дополнением к принципу контрассигнатуры. 3. Оформ-

ление к концу XVIII века принципа солидарной ответс-

твенности кабинета министров перед палатой общин, суть

которого заключалась в том, что публичные выступления и

практическая деятельность каждого министра не должны

расходиться с политикой кабинета в целом. 4. Формирова-

ние к концу XVIII века принципа, определяющего основу

взаимоотношения кабинета министров с парламентом: каби-

нет находится у власти до тех пор, пока его поддержива-

ет большинство палаты общин.

Таким образом, в Англии XVIII века с ограничением прав

короля в различных сферах осуществления государственной

власти происходит постепенное перерастание дуалистичес-

кой монархии в парламентскую. В 1707 г. актом об унии с

Англией были объединена Шотландия, парламент которой

был упразднен. Оба королевства соединялись в одно под

наименованием Великобритания.

4.Эволюция государственного строя Англии в XIX -

начале XX века.

Традици-

онно, беря за основу экономические изменения, в истории

Англии XIX века выделяют 3 основных периода: 1. Конец

XVIII - первая половина XIX века - развитие промышлен-

ного капитализма; 2. 50-60 годы XIX века - расцвет про-

мышленного капитализма; 3. 70-90 годы XIX века - пере-

ход от домонополистического капитализма к империализму.

Каждый из этих периодов характеризуется своими измене-

ниями в системе социальных, экономических и полити-

ко-правовых отношений. Однако общими чертами развития

государственного строя Англии этого периода стали: -

демократизация избирательной системы и политической

жизни Англии; ~ обуржуазивание парламента и государс-

твенного аппарата; - возвышение исполнительной власти.

Англия в период развития промышленного капитализма. В

конце XVIII века Англия вступила в новую промышленную

фазу развития капитализма. В 60 годах XVIII века здесь

впервые в мире началась промышленная революция, ознаме-

новавшаяся переходом от мануфактуры к фабрично-заводс-

кому производству. Во второй половине XVIII века она

развивалась одновременно с завершавшейся аграрной рево-

люцией, приведшей к складыванию капиталистических мето-

дов ведения хозяйства в деревне. Результатом аграрного

и промышленного переворотов стало изменение социаль-

но-классовой структуры английского общества и формиро-

вание, в конечном итоге, основных классов индустриаль-

ного общества - промышленной буржуазии и наемных рабо-

чих (пролетариата). Сдвиги в социально-экономической

сфере отразились и на политической жизни Англии. На по-

литическую арену вышли новые классы, активно вступившие

в борьбу за свои права. В связи с этим первая половина

XV111 века стала временем создания новых и переориенти-

ровки старых политических объединений. Прежде всего из-

менилась социальная база традиционных политических пар-

тий Англии: вигов и тори.

Интересы промышленной буржуазии, стремившейся к прове-

дению демократических преобразований, стала представ-

лять партия вигов; партия тори по-прежнему выражала ин-

тересы крупных землевладельцев (лендлордов) и финансо-

вой аристократии, пытавшихся сохранить установившуюся в

XVIII веке политическую систему. В этот же период появ-

ляются первые рабочие союзы. Стремление промышленной

буржуазии и пролетариата к участию в политической жизни

проявилось в борьбе за новую избирательную систему. Из-

бирательная реформа 1832 года. Экономическая мощь про-

мышленной буржуазии быстро возрастала, а ее влияние в

парламенте по прежнему оставалось незначительным. В

обеих палатах парламента благодаря старой средневековой

избирательной системе господствовали крупные землевла-

дельцы и финансовая аристократия. В связи с этим про-

мышленной буржуазии, сосредоточенной преимущественно в

крупных городах, необходима была новая избирательная

система. В борьбе за нее она опиралась на пролетариат,

находившейся в бедственном положении и не обладавший

избирательными правами совсем. Сложившаяся ситуация

благоприятствовала возникновению разного рода рабочих

союзов и вела к усилению политической активности анг-

лийского пролетариата. Сохранение практики посылки де-

путатов в парламент от " гнилых" и " карманных" местечек

приводили к тому, что, например, Лондон, с населением

около 1, 5 миллиона человек, имел право посылать в пар-

ламент только 4 депутата, а 30 " гнилых местечек" с об-

щим числом жителей около 400 тысяч человек посылали в

палату общин 60 депутатов. Крупные промышленные центры

как Манчестер, Бирмингем, Лидс, Шеффилд таким правом

вообще не обладали. Политическая борьба обострилась в

1830 году, чему в немалой степени способствовала июль-

ская революция во Франции. Парламентские выборы этого

года принесли победу сторонникам реформы. В 1831 вигс-

кое правительство Грея внесло на рассмотрение палаты

общин " Билль о парламентской реформе". Нижняя палата

приняла его, а верхняя отвергла. В ответ на это буржу-

азные организации обратились с призывом изымать средс-

тва из банков. Начались рабочие волнения. В 1832 году

под влиянием роста рабочего движения и угрозой финансо-

вого краха палата лордов вынуждена была уступить, ут-

вердив " Билль о парламентской реформе". Суть парламент-

ской реформы 1832 г. сводилась к следующему: 1. Ограни-

чено представительство в парламенте от " гнилых" и " кар-

манных местечек. 56 местечек лишились права посылать

депута-

тов в парламент совсем; 30 - ограничили свое представи-

тельство до одного депутата от каждого местечка. 2.

Крупные промышленные города, не имевшие представитель-

ства в парламенте, получили такое право (освободившиеся

143 места были распределены между ними и графствами).

3. Несколько увеличилось количество лиц обладающих ак-

тивными избирательными правами: - избирательное право

предоставлялось мужчинам, достигшим 21 года, обладавшим

недвижимой собственностью (в городах - строением; в де-

ревне - землей), которая приносила не менее 10 фунтов

стерлингов годового дохода и уплачивавшим налог на бед-

ных; - избирательным правом наделялись арендаторы - на

условиях долгосрочной аренды с доходом не менее 10 фун-

тов стерлингов в год и краткосрочной - не менее 50-ти

фунтов стерлингов; 4. Устанавливался ценз оседлости - 6

месяцев. Избирательная реформа 1832 года явилась значи-

тельным событием в политической жизни Англии XIX века.

Она позволила ликвидировать ряд феодальных пережитков в

избирательной системе, обеспечив представительство про-

мышленной буржуазии в парламенте. Однако, несоразмер-

ность представительства крупных индустриальных центров

и захолустных местечек, высокий имущественный ценз и

отсутствие вместе с этим широкого избирательного права

приводили к дальнейшей борьбе за демократизацию избира-

тельной системы. Борьба за радикальную избирательную

реформу. Чартизм. Пролетариат, принимавший активное

участие в борьбе за парламентскую реформу, не получил

от нее никаких результатов. Приход к власти верхушки

промышленной буржуазии лишь усугубил положение наемных

рабочих. Принятый парламентом в 1834 году " Акт об изме-

нении закона о бедных", ограничивавший практику оказа-

ния помощи бедным со стороны приходов, способствовал

активизации борьбы пролетариата за свои избирательные

права. Ситуацию усугубил экономический кризис перепро-

изводства 1836-1838 годов, вызвавший падение заработной

платы и массовую безработицу. В 1836 году в Лондоне бы-

ла создана " Ассоциация рабочих", ставшая ядром чартизма

- рабочего движения за всеобщее избирательное право.

Политическую платформу движения составила " Народная

хартия" (хартия по-английски - чартер, поэтому движение

названо чартистским), которая содержала шесть основных

требований, предусматривающих создание основ новой из-

бирательной системы: - равного представительства; - пе-

реизбрания парламента каждый год;

- всеобщего избирательного права для мужчин, достигших

21 года и проживающих в данном месте не менее б-ти ме-

сяцев; - отмена имущественного ценза; -тайного голосо-

вания; - вознаграждения труда депутатов. Неоднократно

чартисты вносили в парламент петиции о " Народной хар-

тии", но каждый раз палата общин отвергала их. Чартист-

ское движение подкрепляло политические требования к

парламенту массовыми рабочими митингами и демонстрация-

ми. Правительству с помощью политики репрессий удалось

вызвать спад чартистского движения и отвести на некото-

рое время угрозу новой парламентской реформы. Реформа

1832 г. и борьба за дальнейшую демократизацию избира-

тельной системы вызвали изменения в государственном

строе, главными из которых стали: 1. Преобразование по-

литических партий. Преемницей вигов стала либеральная

партия, выражавшая интересы господствующей промышленной

буржуазии, а преемницей тори - консервативная партия,

представлявшая крупных землевладельцев и финансовых

магнатов. Появилось понятие постоянного партийного

членства. Созданные местные партийные организации взяли

на себя функции составления избирательных списков и

агитации среди избирателей. 2. Дальнейшее развитие

принципа ответственного правительства. Исполнительную

власть кабинета министров получила партия, победившая

на выборах и обладавшая большинством в палате общин. 3.

Влияние короля на деятельность правительства все более

ослабевает. Старая формула " король не может быть не

прав" оформляется в конституционный принцип, определяю-

щий положение короны - " король царствует, но не управ-

ляет". Англия в период расцвета промышленного капита-

лизма. 50-60-е годы XIX в. стали временем наибольшего

подъема английского домонополистического капитализма и

периодом утверждения политического господства промыш-

ленной буржуазии. Палата общин, где доминировала вер-

хушка промышленной буржуазии, стала главной силой госу-

дарственной власти, оттеснив на второй план палату лор-

дов и сведя к минимуму роль короны. В 50-60-е годы

оформляется и крепнет профсоюзное движение, а в анг-

лийском обществе приобретает значение новый социальный

элемент - рабочая аристократия. В 1868 году был основан

Британский конгресс тред-юнионов, объединявший только

квалифицированных рабочих, в которых буржуазия искала

социальную опору своей власти среди пролетариата.

В условиях широкого демократического движения борьба за

нового избирателя побудила буржуазию к новой парламент-

ской реформе, инициаторами которой желали быть и либе-

ралы и консерваторы. В конечном итоге был принят проект

Б. Дизраэли - лидера консервативного кабинета с поправ-

ками либералов. Избирательная реформа 1867г. предусмат-

ривала: 1. Новое перераспределение мест в парламенте

(11 местечек лишились права посылать депутатов; 35 -

ограничили свое представительство до 1 депутата; осво-

бодившиеся 52 парламентских места были распределены

между промышленными городами и графствами). 2. Снижение

имущественного ценза. 3. Ценз оседлости был увеличен до

1 года. Главным итогом реформы стало увеличение числа

избирателей почти в 2 раза прежде всего за счет мелкой

буржуазии и наиболее обеспеченной части рабочего клас-

са. Однако сохранение неравномерности в представитель-

стве от индустриальных городов и небольших селений, от-

сутствие тайного голосования, непредоставление избира-

тельных прав огромной массе населения неизбежно вели к

необходимости дальнейшего совершенствования избиратель-

ной системы. Англия в период перехода к империализму. В

70-90-е годы совершился переход от домонополистического

капитализма к империализму, главными чертами которого

явились концентрация производства и централизация капи-

тала. Английский империализм складывался как империа-

лизм колониальный. В конце XIX - начале XX века основой

английского капитализма стала не промышленная и торго-

вая монополия, а колониальная и финансовая, что привело

Англию к потере первенства в промышленном производстве.

Переход к империализму отразился на политическом режиме

и государственном строе Англии конца XIX - начала XX

веков. Третья избирательная реформа 1884-1885 гг. В

последней четверти XX в. в Англии принимается ряд зако-

нов, предусматривающих дальнейшую демократизацию изби-

рательного права. В 1872 г. с целью избежания злоупот-

реблений во время выборов вводится тайное голосование;

в 1883 г. принимается законопроект, предусматривающий

наказание за подкупы избирателей во время выборов; в

1889 - закон, требовавший от избирательных агентов пуб-

личного отчета о потраченных средствах и ограничивав-

ший, тем самым, расходы на проведение выборов. Среди

избирательных законов этого периода особое место зани-

мают законодательные акты 1884 и 1885 годов, составив-

шие третью избирательную реформу в Англии. Существенны-

ми нововведениями реформы явилось:

1. Снижение и упорядочивание имущественного избиратель-

ного ценза - установлено единое избирательное право для

домовладельцев и квартиронанимателей всех графств и го-

родов; 2. Введение избирательных округов с равным

представительством от одинакового количества населения

(один депутат от 50-54 тыс. жителей). Проведение рефор-

мы значительно расширило избирательный корпус, четко

определило территориальные единицы, избиравшие депута-

тов в палату общин, но при подведении итогов голосова-

ния сохранилась мажоритарная избирательная система от-

носительного большинства, в соответствии с которой изб-

ранным считался кандидат, получивший относительно боль-

шинство голосов по округу по сравнению с другими канди-

датами. Сохранение имущественного и полового избира-

тельных цензов, право на несколько избирательных голо-

сов для владельцев недвижимой собственности в различных

округах, сложный порядок регистрации избирателей, от-

сутствие вознаграждения за депутатский трудставили в

неравное положение беднейшие слои населения и его обес-

печенную часть и явились серьезными недостатками новой

избирательной системы Англии. Политические партии.

Вместе с расширением избирательных прав происходит и

некоторая демократизация политической жизни Англии:

профсоюзы рабочих добиваются легального существования;

отменяется уголовное наказание за организацию забасто-

вок; признаются свобода слова и свобода совести. Харак-

терной особенностью общественно-политической жизни Анг-

лии конца XIX - начала XX веков стало усиление рабочего

движения и возникновение рабочих партий. В 1883 г. воз-

никла Социал-демократическая федерация, в 1884 г. - Фа-

бианское общество - организация социалистической нап-

равленности; в 1893 г. появилась Независимая партия

труда. На базе различных рабочих организаций (СДФ, Фа-

бианского общества, тред-юнионов, Независимой партии

труда и др.) в 1906г. была образована единая Лейборист-

ская (рабочая) партия Великобритании, ставшая представ-

лять интересы мелкой буржуазии и рабочей аристократии.

Традиционные партии либералов и консерваторов до конца

XIX в. сохраняют свои позиции. Однако наблюдается пос-

тепенное стирание различий между ними. Прежде всего вы-

равнивается их социальная база. Консервативная партия

превращается в партию крупной финансовой буржуазии, а

либеральная - в связи с развитием монополизма, теряет

свою социальную опору - среднюю буржуазию и к концу

первой мировой войны вообще сходит с политической аре-

ны.

Возвышение исполнительной власти. Подъем рабочего дви-

жения в 90-е годы XIX в. в условиях экономического спа-

да вызвал в политической сфере кризис парламентаризма,

проявившийся в усилении органов исполнительной власти и

бюрократизации аппарата управления. Росту авторитета

правительства способствовал ряд обстоятельств. Расшире-

ние избирательного корпуса вызвало увеличение социаль-

ной базы парламента, что заставило правящие классы по-

думать о необходимости контроля за ним и ограничении

его полномочий. В 1882 г. был принят билль о правилах

прекращения прений, позволивший правительству останав-

ливать обсуждение проблемы (прений), если оно развива-

лось в неугодном для него направлении. Развитие партий-

ной дисциплины способствовало превращению палаты общин

в орудие правительства, которое располагало большинс-

твом в нижней палате. Рядовые члены партии, ставшие де-

путатами палаты общин, зачастую были солидарны с лиде-

ром своей партии, возглавлявшим кабинет министров. В

начале XX века в результате парламентской реформы 1911

г. было значительно подорвано значение палаты лордов.

Поводом к реформированию парламента послужил конфликт

правительства с палатой лордов, которая отклонила,

предложенный правительством и утвержденный палатой об-

щин бюджет. Встал вопрос о самом существовании палаты

лордов. Выход был найден в реформе парламента, ограни-

чившей права верхней палаты. Билль о парламенте 1911

г.предусматривал: 1) финансовый билль, принятый палатой

общин, но неутвержденный верхней палатой в течении ме-

сяца, представлялся королю и после его одобрения стано-

вился законом; 2) нефинансовые билли, отвергнутые пала-

той лордов, но принятые нижней палатой в трех чтениях

шли на утверждение короля, если между первым и послед-

ним чтением прошло не менее двух лет. 3) введение жало-

вания депутатам и пятилетний срок деятельности нижней

палаты. Оттеснив на второй план палату лордов и контро-

лируя большинство в палате общин, правительство превра-

щалось в главный орган государственной власти, возвы-

шавшийся над парламентом. Усиление исполнительной влас-

ти сопровождалось ростом государственного аппарата. В

рассматриваемый период в Великобритании активно разви-

валась система отраслевого управления: появлялись новые

министерства и ведомства (здравоохранения, земледелия,

образо-

вания и труда); усиливалось значение старых, таких как

министерство финансов и министерство внутренних дел.

Усиление исполнительной власти и бюрократизация госу-

дарственного аппарата способствовали, в конечном итоге,

наступлению кризиса парламентаризма в Англии.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.