Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Древняя Греция и Древний Рим 2 страница






Смерть

Мухаммеда поставила вопрос о его преемниках на посту

верховного главы мусульман. К этому времени его ближай-

шие родственники и сподвижники (родоплеменная и купе-

ческая знать) консолидировались в привилегированную

группу. Из ее среды и стали выбирать новых единоличных

вождей мусульман - халифов (" заместителей пророка").

Под их руководством в V1I-VHI вв. были завоеваны огром-

ные территории, включая Ближний и Средний Восток, Се-

верную Африку

и некоторые другие районы. Одним из важных стимулов

движения арабов на новые земли явилась относительная

перенаселенность Аравии. Коренные жители завоеванных

земель почти не оказывали сопротивления пришельцам, так

как до этого находились под игом других государств, не-

щадно их эксплуатировавших, и не были заинтересованы в

защите старых господ и их порядков. В итоге на завое-

ванных землях возникло новое большое государство

-Арабский Халифат. В его состав вошла и Аравия. Дав

своей новой родине новую религию, арабы получили взамен

производительные силы, находившиеся на относительно вы-

сокой ступени развития. Вступив в районы древней куль-

туры (Месопотамию, Сирию, Египет), они оказались во

власти развертывающегося здесь глубокого социального

переворота, основным направлением которого было форми-

рование феодализма. Под воздействием этого процесса

разложение первобытнообщинного строя у арабов быстро

завершилось.

Для арабского феодализма наряду с главными чертами, об-

щими для феодального общества любой страны, были харак-

терны важные особенности. Степень развития феодализма в

отдельных областях Халифата была не одинаковой. Она на-

ходилась в прямой зависимости от предшествовавшего за-

воеванию уровня их социально-экономического развития.

Если в Сирии, Ираке, Египте феодализм господствовал

практически безраздельно, то в большей части Аравии

сохранились значительные пережитки родоплеменного

строя. Государственный строй. Государственный аппарат

Халифата был достаточно централизованным. Этому во мно-

гом способствовала концентрация в руках главы государс-

тва значительной части земельного фонда страны. Высшая

власть - духовная (имамат) и светская (эмират) - при-

надлежала халифу. Первые халифы избирались мусульманс-

кой знатью из своей среды. Однако довольно быстро

власть халифа стала наследственной. Арабское государс-

тво приобрело форму централизованной теократической мо-

нархии. Власть халифа в принципе признавалась неограни-

ченной, но в действительности он должен был считаться с

крупнейшими феодалами страны, которые нередко организо-

вывали дворцовые перевороты, свергали неугодных им пра-

вителей. Центральными органами государственного управ-

ления являлись следующие ведомства (диваны): 1)ди-

ван-ал-джунд, ведавший оснащением и вооружением войска.

Под его контролем работали чиновники, составлявшие

списки ополченцев и наемников, а также определявшие

размеры оплаты и земельных пожалований за службу; 2)

диван-ал-харадж, контролировавший деятельность цент-

ральных финансовых органов, занятых учетом налоговых и

иных поступлений в казну; 3) диван-ал-барид, занимав-

шийся дорогами и почтой, руководивший строительством

дорог, колодцев и т.д. Являясь фактически единственной

организацией, способной весьма быстро обеспечить пере-

дачу информации, это ведомство осуществляло и тайное

наблюдение за деятельностью и политическим настроением

местных властей и населения. Это определяло его значи-

мость. Чиновники почты не подчинялись должностным лицам

в провинциях. Высшие чины ведомств назначались халифом

и были непосредственно перед ним ответственны. Среди

них первое место принадлежало везиру (или визирю). Опи-

раясь на поддержку знати, везиры по-

степенно сосредоточили в своих руках управление и тем

самым оттеснили в определенной мере халифов от реальной

власти. Местные органы государственного управления.

Первоначально в завоеванных византийских и иранских

провинциях функционировали оставшиеся почти без измене-

ний местные административнофинансовые учреждения.

Знать, захватив земли и другую военную добычу, ограни-

чивалась учреждением высшего управления, включавшего

военное управление и надзор за сбором различных плате-

жей. Территория Халифата делилась на провинции, обычно

создававшиеся в границах покоренных государств или об-

ластей. Как правило, управляли ими военные наместники -

эмиры, ответственные только перед халифом. В их ведении

находились вооруженные силы. Специальные отряды наемни-

ков, возглавляемые мутасибами, несли полицейскую служ-

бу. Эмирам подчинялся местный аппарат, административ-

но-финансовое управление. Распад Арабского Халифата. В

конце VIII в. наметились новые тенденции в развитии

арабского государства. Местная знать, укрепившись в за-

воеванных странах, потеряла заинтересованность в единс-

тве Халифата. К этому времени эмиры получили возмож-

ность создавать свое войско, в ряде районов весьма мно-

гочисленное, удерживать в свою пользу налоговые плате-

жи. Раскол Халифата на отдельные независимые государс-

тва стал вопросом времени. Во второй половине VIII в.

отпал Кордовский эмират в Испании. Затем наступила оче-

редь Туниса и Марокко. В середине IX в. отделился Еги-

пет. Халиф сохранил свою власть над частью Месопотамии

и Аравии.

3. Право Халифата (основные черты)

Одновре-

менно с возникновением Халифата формировалось его право

- шариат (шариа - с арабского - " надлежащий путь").

Право изначально формировалось как важнейшая часть ре-

лигии. Его основными источниками явились: Коран - глав-

ная священная книга ислама. Содержащиеся в нем предпи-

сания носят характер религиозно-моральных направляющих

установок. Сунна - сборники преданий (хадисов) о пос-

тупках и изречениях Мухаммеда, изложенных его сподвиж-

никами. В значительной своей части содержат предписания

относительно семейно-наследственного и судебного права.

Впоследствии отношение к этому источнику в му-

сульманском мире стало неоднозначным: мусульмане-шииты

признают не все хадисы. Иджма - решения, вынесенные ав-

торитетными мусульманскими правоведами по вопросам, не

затронутым в названных выше источниках. Впоследствии

эти решения получили признание выдающихся правове-

дов-теологов. Считается, что Мухаммед при названных ус-

ловиях поощрял свободное усмотрение судей (иджтихад).

По преданию, Мухаммед сказал: " Если судья вынес решение

по своему усмотрению и оказался прав, то он должен быть

вознагражден вдвойне, а если он судил по своему усмот-

рению и ошибся, то ему причитается вознаграждение в од-

нократном размере". Фетва - письменное заключение выс-

ших религиозных авторитетов по решениям светских влас-

тей относительно отдельных вопросов общественной жизни.

В дальнейшем, по мере распространения ислама появились

и другие источники права - указы и распоряжения хали-

фов, местные обычаи, не противоречащие исламу, и неко-

торые другие. Соответственно право стало дифференциро-

ванным, и правовые нормы определялись в данном регионе

доминировавшим там направлением ислама, равно как и

уровнем развития общественных отношений. Но в то же

время наметилась тенденция к теоретическому обобщению

правовых норм. Мусульманское право изначально исходило

из того, что деятельность людей в конечном итоге опре-

деляется " божественным откровением", но это не исключа-

ет возможности человека самому выбирать и находить

должную направленность своих поступков. Поэтому отказ

от надлежащего поведения рассматривается не только как

юридическое нарушение, но и как религиозный грех, вле-

кущий высшее возмездие. Действия мусульманина различа-

ются следующим образом: 1) строго обязательные, 2) же-

лательные, 3) разрешаемые, 4) нежелательные, но ненака-

зуемые, 5) запрещенные и строго наказуемые. Эта диффе-

ренциация особенно важна применительно к главным защи-

щаемым исламом ценностям: религии, жизни, разуму, про-

должению потомства и собственности. По сущности посяга-

тельства на них, а также по характеру наказания все

преступления в основном сводятся к трем видам: 1) прес-

тупления, направленные против основ религии и государс-

тва, за которые следуют точно определенные наказания -

хадд; 2) преступления против отдельных лиц, за которые

также назначены определенные санкции;

3) правонарушения, включая и преступления, наказание по

которым строго не установлены. Право выбора наказания

(тазир) предоставлено суду. К преступлениям хадд отно-

сились прежде всего вероотступничество и богохульство,

наказывавшиеся смертной казнью. Впрочем, по мнению мно-

гих видных правоведов, раскаяние вероотступника допус-

кает его прощение. Смертной казнью наказывались и все

выступления против государственной власти. Среди прес-

туплений против отдельных лиц право наибольшее внимание

уделяло умышленному убийству, причем предусматривалось

альтернативное наказание. По преданию, Мухаммед предла-

гал родственникам убитого выбрать одно из трех: смерт-

ную казнь, прощение убийцы, принятие выкупа за кровь

(дийа). Размер выкупа обычно определялся как стоимость

100 верблюдов. Учитывалась субъективная сторона прес-

тупления. Лицо, совершившее неумышленное убийство, пла-

тило выкуп и несло религиозное искупление (каффара).

Нанесение телесных повреждений в основном наказывалось

по талиону. Кража как посягательство на одну из основ-

ных ценностей, охраняемых религией, преследовалась

весьма сурово: осужденному похитителю отсекалась рука.

Такая санкция применялась, если похищенное оценивалось

не ниже определенной стоимости и было разрешено для му-

сульман (поэтому, например, такой санкции не предусмат-

ривалось за кражу вина или свинины). Были и другие ог-

раничения. Как преступление рассматривалось употребле-

ние спиртного, объективно посягающее на другую важную

ценность, защищаемую правом, - разум. Сунна указывает,

что Мухаммед лично наказывал пьяниц 40 ударами пальмо-

вой ветви, очищенной от листьев. В праве времен Халифа-

та получили некоторое развитие и нормы, регулирующие

отношения собственности. Было положено начало формиро-

ванию основных правовых земельных статусов. Это: 1)

хиджаз - земли, где по преданию жил Мухаммед и для ко-

торых был установлен особый правовой режим: с проживаю-

щих на этих землях мусульман взималась десятина; 2) ва-

куф - земли, переданные мечетям, мусульманским школам и

другим организациям на религиозные и благотворительные

цели. Они освобождались от налогов и считались неотчуж-

даемыми. Вакуф мог состоять и из другого недвижимого и

движимого имущества;

3) мульк - земли, которые по характеру правомочий их

обладателей могли быть отождествлены с частнособствен-

ническими; 4) икта - временные пожалования земли вместе

с проживавшим на ней крестьянским населением за службу.

Обладатель такой земли имел право на подати с крестьян.

Договорное право еще не сложилось в полном его объеме,

но в подходе к решению ряда конкретных споров определя-

лись некоторые важные принципы - запрещение обращать

должников в рабство, осуждение ростовщичества. Судопро-

изводство. Первоначально Мухаммед, а затем и назначае-

мые им управители отдельных областей лично рассматрива-

ли судебные дела. Судебная власть стала считаться важ-

нейшей прерогативой правителя любого ранга. Впоследс-

твии право вершить суд делегировалось знатокам шариата,

составившим вскоре влиятельную группу профессиональных

судей - кадиев. Основными чертами судопроизводства бы-

ло: непрерывность судебного процесса, единоличное реше-

ние судебных споров, отсутствие принципиальных различий

в процедуре рассмотрения гражданских и уголовных дел.

Кади не был связан определенным, жестким порядком су-

допроизводства. Кроме судебных полномочий кади осущест-

влял надзор за распределением наследства, установлением

опеки и многим другим.

 

ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.