Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Древний Восток 2 страница






Народные собрания (комиции) в Риме были двух видов:

центуриатные и трибутные. Как было сказано выше, они

собираются по распоряжению соответствующего должностно-

го лица и проходили под его председательством. Центури-

атные комиции проходили на Марсовом поле. На стене

римской крепости поднимали красное знамя, что означало

начало собрания. Красное знамя в Риме было военным зна-

менем. Вид его напоминал собравшимся, что они воины и

могут, если потребуется, сразу с собрания отправиться в

поход. Собрание начиналось с жертвоприношения. Рядом с

жертвенником, где горел огонь, находились должностные

лица, наиболее почетные граждане, жрецы, гадатели. Бли-

же всех к алтарю.стоял председательствующий, как пра-

вило, консул. Председатель обращался к народу с речью,

в которой он излагал выносимый на голосование вопрос.

Люди молча слушали оратора и ничего не говорили. Они

могли лишь, голосуя, принять или отвергнуть предложение

целиком. Предложение внесено и надо приступать к голо-

сованию. Сразу же после речи председательствующего зву-

чала команда: " По центуриям стройся! " И каждый шел к

своей центурии. Центурии одного разряда становились

вместе. Впереди всех выстраивались восемнадцать центу-

риев, составлявших из самых богатых граждан, которые в

случае войны должны являться на коне. Вот почему их и

называли всадниками. За всадниками выстраивались во-

семьдесят центурий первого разряда. Они должны были яв-

ляться на войну в полном тяжелом вооружении: шлем, щит,

меч, копье, бронзовый панцирь, поножи. За ними стали

граждане, причисленные ко второму и третьему разряду

(по двадцать центурий в каждом). Их вооружение было по-

беднее (нет бронзового панциря). Двадцать центуриев

четвертого разряда состояла из еще более бедных граж-

дан. Все их вооружение состояло из копья и меча. Позади

них выстраивались центурии пятого разряда из людей наи-

беднейших. Вооружение всех тридцати разрядов состояло

из лука и стрелы, запаса камней. Позади всех вставала

единственная центурия состоящая из пролетариев. Были

еще стоявшие особняком четыре центурии: плотников, мед-

ников и две сотни музыкантов. Так готовились к голосо-

ванию 193 центурии. Каждая центурия имела один голос,

независимо от того, сколько в ней было людей. Не все

приходили на Марсово поле. В центуриях пятого разряда

могло насчитываться по несколько человек. Одни не при-

ходили потому что не могли оставить свое хозяйство, а

другие не желали терять времени, дабы знали, что их го-

лос не будет иметь значения как было отмечено выше, ес-

ли первые разряды набирали 193 голоса, то не было нужды

продолжать голосо-

вание. С крепости снималось красное знамя и народное

собрание, таким образом, объявлялось закрытым. Здесь, в

центуриатных комициях утверждали (или отклоняли) зако-

нопроекты, избирали консулов, цензоров, преторов, дру-

гих магистратов республики. Постепенно законодательная

компетенция центурий переходит к комициям трибутным.

Количество территориальных триб выросло от четырех (по

реформе Сервия Тулия) до 35 - за счет расширения терри-

тории Рима и его окраин. В этих собраниях присутствова-

ло все полноправное население, живущее в этом округе.

Естественно, что эти собрания были более демократичес-

кими. На них обсуждали и принимали законы, избирали на-

родных трибунов. Каждая триба имела один голос. Если

собрание проходило под председательством плебейского

(народного) трибуна, то его решение называлось плебис-

цитом. Трибутные комиции получили право рассматривать

жалобы на решение магистратов по судебным делам. Ма-

гистратура - есть совокупность должностных лиц респуб-

лики, ее магистратов (начальников). Магистратуры были

чрезвычайные (известный нам военный диктатор) и орди-

нарные, т.е. обыкновенные. Высшими магистратурами были

консулы и преторы. Они обладали такими правами, которые

носили название штериулг. командование армией, право

собирать народное собрание и сенат, председательство-

вать в этих органах, право издавать приказы и отправ-

лять суд. Самыми высшими магистратами в Риме были кон-

сулы. Их было двое. Они командовали армией, заключали

перемирие с врагами, имели право отменять решения дру-

гих магистратов, кроме народных трибунов. Консулы были

облачены в пурпурный плащ, высокие сапоги. Их всюду

сопровождали двенадцать ликторов со связками прутьев,

из которых угрожающе торчали лезвия секир. Должность

консула считалась самой почетной. Римляне даже каждый

год своего календаря называли именами обеих консулов.

Вспоминая что-либо, римлянин говорил: " Это было в год

Пизона-Габиния", т.е. когда консулами были Публий Пизон

и Авл Габиний. При исполнении своих обязанностей консу-

лы восседали на креслах из слоновой кости. Со временем

ряд полномочий консулов перешло другим магистратам.

Так, с учреждением должности преторов консулы потеряли

право суда по гражданским делам. Это право перешло к

преторам, которых в III в. до н.э. было два, а в после-

дующем четыре и более. Претор имел право собирать на-

родное собрание и сенат. Претора сопровождали шесть

ликторов. Цензоры избирались центуриатными комициями на

пять лет. Они распределяли граждан по разрядам, исходя

из имущественного со-

стояния каждого, определяли сумму налога. И как было

отмечено выше, цензоры заполняли вакантные места в

римском сенате. Плебейские трибуны занимали особое по-

ложение в римском государстве. Должность народного три-

буна была учреждена, как сообщают некоторые источники,

в 494 г. до н.э. Патриции под мощным давлением плебеев

вынуждены были пойти на эту уступку. Эту должность, ес-

тественно, всегда занимали плебеи. Трибун пользовался

правом неприкосновенности и он не был ответственным за

свои дела. Трибуны обязаны были защищать плебеев от на-

силия и несправедливости со стороны патрициев. Двери

его дома должны быть всегда открыты и он не мог поки-

дать город. Трибуну было предоставлено право приоста-

навливать исполнение любых приказов магистров, кроме

приказов диктатора. И что особенно характерно, он имел

право " вето" и на постановление сената. Трибуну нужно

было только произнести слово " veto", что значит " запре-

щаю", и любое распоряжение становилось недействитель-

ным. Правда, это " veto" могли опрокинуть другие народ-

ные трибуны своим единогласным решением. Трибуны изби-

рались из плебеев сроком на один год в количестве сна-

чала двух, затем пяти и, наконец, десяти человек. Три-

буны имели большую судебную власть. Они могли вызвать к

себе любого гражданина, любое должностное лицо, даже

консула. Они могли подвергнуть аресту и денежному штра-

фу всех, кто им противодействовал. Наряду с этим трибу-

ны имели право прекращать следствие и освобождать из

тюрьмы должников. Власть трибунов была ограничена тем,

что распространялась на территорию города Рима и его

ближайшие окрестности на полтора километра. Постепенно

трибуны получили право созывать народное собрание. Но

они не могли созывать собрания по центуриям, так как не

обладали военной властью. Они собирали только народные

собрания по округам (трибам). Таковы были права и обя-

занности народных трибунов этих новых должностных лиц

Римской республики, впервые появившихся после попытки

плебеев уйти на Священную гору. Все магистратуры были

коллегиальными (избиралось два консула, несколько пре-

торов, трибунов, цензоров и т.д.). Суть дела в том, что

один магистрат мог положить " veto" на решение своего

коллеги. В государственных делах следует действовать

согласованно. Все магистратуры были срочными. Они изби-

рались на один год. Исключение составляли цензоры. Их

избирали на пять лет, что объясняется кропотливостью и

объемом их деятельности, которую вряд ли можно осущест-

вить в течение одного года.

Все магистратуры были безвозмездными, что не позволяло

их занимать представителям малоимущих классов.

3. Законы XII таблиц

Законы XII таблиц были основным источ-

ником права. Они называются так, что были начертаны на

12 таблицах (досках) и выставлены на Форуме- главной

городской площади для всеобщего обозрения. От каждого

гражданина требовалось знание законов, изложенных на

досках. Законы XII таблиц основаны на обычаях патрици-

анских родов, которые патриции держали в тайне от пле-

беев. Инициатива кодификации обычного права исходила от

плебеев, так как жить в обществе и не знать обычаев -

основных источников права - было небезопасно. Плебеи

часто страдали от произвола патрицианских судей, руко-

водствовавшихся своими обычаями. По настоянию плебеев

была избрана комиссия из 10 децемвиров (5 патрициев и 5

плебеев), которая на время своей работы по кодификации

обычаев были предоставлены чрезвычайные полномочия в

области законодательства и управления. Законы отличают-

ся формализмом и ритуальностью особенно в сфере граж-

данских правоотношений и гражданского процесса. В ос-

новном в таблицах были нормы, регулирующие имуществен-

ные, семейные и наследственные отношения, часть норм

можно отнести к уголовному праву. Право нашедшее отра-

жение в Законах XII таблиц составляло основу квиритско-

го или Римского цивильного права (от римской " цивитас"

- общины). Право собственности в Законах XII таблиц не

нашло подробного освещения. Однако многочисленные ис-

точники той поры донесли до нас сведения, говорящие о

том, что в течение всех первых веков Римской республики

земля была общественной собственностью всех полноправ-

ных граждан Рима- общественное поле (ager publicus)

Каждая семья, входившая в тот или иной род, получала

земельный надел. Через два года он становился владением

этой семьи по давности. Квиритское право предоставляло

владельцу возможность максимально использовать эту зем-

лю, которая была под защитой государства от покушения

на нее третьих лиц. Владелец участка мог защищать свое

право владения в судебном порядке. Верховное же право

собственности на всю землю находилось у государства.

Наряду с общинной собственностью стало развиваться уже

и движимая, впоследствии и недвижимая, частная собс-

твенность, но как

отклоняющаяся от норм и подчиненная общинной собствен-

ности форма. Согласно Законам XII таблиц все вещи в Ри-

ме делились на манципируемые- res mancipi и неманципи-

руемые - res пес mancipi. К первым относились земля,

здания, рабочий скот, рабы, те вещи, которые составляли

самую основу хозяйствования (средства труда и орудия

производства). Ко второй категории были отнесены все

остальные вещи. Так для отчуждения (продажи, дарения,

залога) вещей res mancipi нужно было совершить сложную

процедуру- манципацию (от слова манус - рука, господс-

тво над вещью). Что же включала в себя манципация? Ска-

жем, продавался раб. Продавец и покупатель должны были

купить в присутственный день по формуле у понтифика

(жреца) и перед 5 свидетелями и весодержателем произ-

нести каждый свою формулу наизусть. Далее приобретатель

хватал вещь, одновременно бросая на пустую чашу весов

слиток меди (символ денег) и произнося сакраментальную

фразу: " Я утверждаю, что по праву квиритов этот раб

принадлежит мне и я купил его за медь, которая находит-

ся на этих весах". На другой чаше весов должна находит-

ся отчуждаемая вещь или часть ее. И только после этой

процедуры право квиритской собственности на вещь от

продавца переходило к покупателю. Слиток меди говорит о

том, что договоры купли-продажи, дарения, мены римляне

знали еще до хождения в обществе денег. Медь была мерой

стоимости. Свидетелей подбирали помоложе, чтобы они

могли надолго запомнить самый факт сделки и ее условия,

также при необходимости выступить в суде свидетелями

виденного и слышанного. Если вещь res mancipi приобре-

тена без манципации, хотя за нее и заплачены деньги, то

право собственности оставалось у продавца. Последний

мог всегда, ссылаясь на свое квиритское право собствен-

ности, востребовать вещь обратно. И в данной ситуации

на помощь приходил претор, о чем будет сказано ниже.

Борьба за землю между плебеями и патрициями не прекра-

щалась. Она завершилась принятием закона Лициния-Секс-

тия (367 г. до н.э.), по которому плебеи получили право

на италийскую землю. Вместе с тем был введен максимум

землевладения для частного лица в 500 югеров (125 га).

Законы ХП таблиц ввели понятие сервитута- права на чу-

жую вещь. Собственники земельных участков вынуждены бы-

ли терпеть прогон через участок соседского скота на во-

допой, свисающие ветви соседских деревьев и пр.

Обязательственное право. Самым распространенным догово-

ром был договор займа. Он заключался через манципацию

(5 свидетелей, весодержатель, произнесение формул). Не-

обходимость манципации по договору займа объясняется

тем, что право собственности на занимаемые вещи всегда

переходят к займополучателю (должнику), так как вещи в

этом договоре всегда определены родовыми признаками

(деньги, зерно, мука и др.). Долгое время договор займа

предусматривал в качестве гарантии самозаклад должника.

Такой договор назывался нексум (пехит). Законы XII таб-

лиц подробно излагают последствия неисполнения догово-

ра. Если должник не возвращает долг, кредитор " наклады-

вает руку" на него, т.е. арестовывает и заточает долж-

ника в своем доме в колодках или оковах весом не менее

15 фунтов. В течение 60 дней кредитор должен был трижды

приводить должника в базарный день на Форум к претору.

Кредитор доказывал претору сумму долга, а должник слез-

но молил своих родственников и друзей оказать ему по-

мощь по выплате долга. Если подобных не оказывалось, то

кредитор продавал должника в рабство за реку Тибр, т.е.

за границу. Римляне боялись рабовсоплеменников. Если у

должника оказалось несколько кредиторов, то закон пред-

писывал должника разрубить на части. " Если отсекут

больше или меньше, то пусть это не будет вменено им в

вину", - говорили Законы XII таблиц. " Ни одно законода-

тельство позднейшего времени, - писал Ф. Энгельс, - не

бросает должника столь безжалостно и безнадежно к ногам

кредитора-ростовщика, как законодательство древних Афин

и Рима".' В 326 г. до н.э. законом Петелия долговое

рабство было отменено. Должник стал отвечать перед кре-

дитором своим имуществом. Этому закону предшествовало

массовое разорение крестьян - свободных граждан. Их

возмущение стало все чаще проявляться при голосовании в

центуриях, а безземельные крестьяне стали поддерживать

выступления рабов. Законы XII таблиц знали обязательст-

ва, вытекающие не только из договоров, но и правонару-

шений - деликтов. Деликты могли быть направлены как

против личности (причинение телесных повреждений), так

и против имущества лица (вещь уничтожена или поврежде-

на). Потерпевший от деликта и правонарушитель становят-

ся сторонами в гражданском процессе. Одна из сторон

имеет право требовать от другой возместить причиненный

ущерб. Закон предоставлял им возможность помириться. '

Ф. Энгельс. Происхождение семьи, частной собственности

и государства. М, 1949. С. 172.

Кража в Риме не была уголовно наказуемым деянием, а

рассматривалась как деликт. Такой деликт назывался

" фортумом" (fortum). Законы XII таблиц разрешали потер-

певшему убить всякого ночного вора и вора, захваченного

с оружием в руках. Дневной вор избивался и отдавался

потерпевшему в рабство. Семейное право. Во главе много-

численной римской семьи находился домовладыка (pater

famileas). Семья звучала по-латински " фамилия", и до-

мовладыка имел над всеми членами семьи право жизни и

смерти, т.е. ту же власть, что и над вещами. По воле

мужа жена обязана была покинуть дом и брачные отношения

прекращались. В действительности рядом с домовладыкой

чуть ли не на равной степени уважения в семье была мать

семейства (mater famileas). На ней лежало управление

всем домом. Отец, распоряжавшийся детьми и рабами как

домашней утварью, имевший право над жизнью и смертью

новорожденного, преклонялся перед могущественной

властью материнской любви. Брачная жизнь охранялась за-

коном. Ни один из членов семьи, даже взрослые сыновья

какое бы общественное положение они не занимали, не

имели никакой собственности. Все совершенные им сделки

считались законными, если они совершены с согласия до-

мовладыки и в его интересах. Все лица, живущие под

властью pater famileas (жена, сыновья, снохи, внуки,

правнуки, братья) объединялись общим названием агнаты.

Эта связь была больше юридической, чем кровной. Все

другие родственники, ушедшие из под власти домовладыки,

а это главным образом, вышедшие замуж дочери, внучки,

назывались когнатами. Всякая юридическая связь между

ними прекращалась. Ушедшие из-под власти домовладыки

теряли право на наследство. Браку предшествовала по-

молвка. Она могла быть заключена, когда детям, будущим

жениху и невесте, исполнилось семь лет. После помолвки,

т.е. торжественного предложения со стороны жениха, ро-

дители невесты созывали всех своих и жениховых родс-

твенников на пышный обед. Это был один из самых светлых

торжеств Рима. Даже траур снимался в этот день. Семьи

создавались не столько по воле самих брачащихся, сколь-

ко по воле их родителей. Закон знал ряд ограничений:

возраст (12 лет для жены и 14 лет для мужа); отсутствие

близкого кровного родства (возможен союз только после

третьей степени родства); принадлежность жениха и не-

весты к патрицианским родам (с 445 г. до н.э. браки

между патрициями и плебеями были разрешены). В древнос-

ти существовало две формы заключения брака. Брак совер-

шался путем религиозного обряда в присутствии жреца, 10

свидетелей и сопровождался церемонией вкушения брачащи-

мися особых лепешек. Вторая форма заключения брака

представляла собой покупку невесты с соблюдением всех

формальностей, предусмотренных при покупке вещи res

mancipi (манципация). Обе эти формы влекли за собой

брак сит тапи (" кум ману") при полной власти мужа на

женой. Все ее имущество переходит в распоряжение мужа.

Большее распространение в Риме получила новая форма

брака, особенностью которой было правовое равенство

супругов. Такой брак назывался sine manu (" сине ману")

и в нем не было власти мужа над женой в юридическом

смысле. Каждый из супругов мог прервать брачные узы.

Такой брак следовало возобновлять ежегодно, а для этого

жена должна была уходить от мужа на трое суток. В про-

тивном случае брак превращался в cum manu. Все расходы

по содержанию семьи лежали на муже. Чистота брака у

римлян первое время соблюдалась очень строго, однако

позднее при общем упадке нравственности на неверность

жены смотрели, как на дело обычное и даже неизбежное.

Развод (divortium) в Риме был явлением обыкновенным и

не преследовался законом. Жена при разводе получала

свое приданое. По Законам XII таблиц предусмотрели воз-

можность освобождения сына от власти отца: " Если отец

трижды продаст сына, то пусть будет сын свободен от

власти отца". Подобное случалось редко. Чаще прибегали

к фиктивной продаже своего сына, чтобы не нарушив зако-

на, предоставить свободу своему сыну. " Продавали", ска-

жем, надежному соседу путем манципации, а тот своей во-

лей отпускал купленного на свободу и тот снова возвра-

щался под власть отца. И только после третьей продажи,

сын имел право не возвратиться домой, т.к. получал сам

статус домовладыки. Что же касается имущества, то отец

мог обеспечить им сына через договор дарения или в за-

вещании. Наследственное право. В случае отсутствия за-

вещания все сыновья, состоявшие под властью отца, полу-

чали равную долю имущества. А если сын умирал, то его

доля переходила его сыновьям, т.е. внукам наследодате-

ля. Как было сказано выше, наследовали только агнаты.

Когда же их не было, то все имущество переходило к бра-

ту умершего. А если не было наследников, то имущество

считалось вымороченным, общей собственностью всех граж-

дан. В Риме вначале было наследование по закону, т.е.

имущество оставалось в роду. Развитие имущественных от-

ношений привело к необходимости наряду с законной фор-

мой завещания установить и наследование по

завещанию. Законы XII таблиц уже предусмотрели и такую

форму завещания. Свою волю завещатель объявлял в народ-

ном собрании, а впоследствии - перед народом. Воины,

находившиеся в походе или на поле брани объявляли свою

волю перед строем. Лишение своего сына наследства счи-

талось в Риме явлением экстраординарным и называлось

фурором (furor). Отец обязан был объявить мотивы такого

решения. Уголовное право. Законы XII таблиц содержали

сравнительно малый перечень уголовно наказуемых деяний.

Прежде всего считалось преступным деяние, направленное

против государства и общественного строя. Как было ска-

зано выше, многие правонарушения не квалифицировались

как уголовные, а рассматривались как гражданско-право-

вые деликты. Это разграничение носило формальный харак-

тер. Так, кража зерна с поля соседа рассматривался как

деликт, а потрава части урожая того же соседа - прес-

тупление. Объяснить такой подход можно тем, что земля и

урожай на ней значительно дольше сохраняли свой общест-

венный характер и защищались более ревностно. Что сле-

довало считать наносящим вред государству, а значит

преступным, определяли высшие магистраты республики,

руководствуясь обычаями предков и исторической традици-

ей. Произвол был велик при выборе наказания. Государс-

твенные преступления, такие как измена, трусость на по-

ле боя, оказание помощи врагу и др. наиболее тяжкие во-

инские преступления карались смертной казнью. Весьма

суровы нормы XII таблиц, которые касаются посягательств

на частную собственность. Если будет доказано, что

преступление совершено по неосторожности, виновный обя-

зан возместить ущерб. Уже во времена Законов XII таблиц

римское право знало юридические категории умысла и не-

осторожности, связывая с тем и другим различные степени

ответственности. Право предоставляло преступнику апел-

лировать в центуриатные собрания. Ему предоставляли

возможность избежать наказания добровольным изгнанием.

Он мог покинуть Рим до того, как выскажется последняя

центурия. Покидая Рим, он терял права гражданина и все

свое имущество. Жизнь рабов находилась во власти их

господ. Однако совершенное рабом преступление впоследс-

твии стали рассматривать римские суды, и они выносили

наказание. Раб не имел права на защиту, права обжало-

вать приговор. Наказание рабов были исключительно жес-

токи. Там, где свободный человек отделывался ударами

палки, раба истязали бичом или заковывали в цепи на всю

жизнь. Приговоренного к смерти раба подвергали распятию

на кресте. Распятый на кресте был

обречен на медленную мучительную смерть от голода и за-

ражения крови. Труп долго не снимали, чтобы рабы помни-

ли о жестокой расправе. Суд и процесс. До нас дошли от-

рывочные сведения о судопроизводстве по уголовным де-

лам. Что же касается гражданского процесса, то в древ-

нейший период он назывался легисакционным (leges actio

per sacramentum) и состоял он из двух стадий: " ин юре"

(in jure) и " ин юдицио" (in judicio). На первой стадии

претензии одной стороны к другой рассматривались прето-

ром. К претору сторона обращалась в том случае, когда

она не имела права обратиться с иском в суд по причине

того, что у нее не было права собственности на оспари-

ваемую вещь. Чаще всего такое бывало тогда, когда вещь

" рес манципи" приобретена покупателем и за нее заплаче-

но, но не была проведена ее манципация, т.е. куплена

без формулы, свидетелей и весодержателя. А коль так, то

покупатель вещь получил, а право собственности на нее

остались у продавца. Продавец мог оказаться не добросо-

вестным, и ссылаясь на свое квиритское право собствен-

ности на вещь, истребовать ее от покупателя. Вот в та-

ком случае покупатель, не имея права обратиться с иском

в суд (такое право в Риме имели только собственники ве-

щи) вынужден был искать защиты у претора. Претор - не

судья, он - высшее должностное лицо. Спор он разбирает

с позиции справедливости. В определенный день обе сто-

роны должны были явиться к претору. Вызов ответчика

производился пострадавшей стороной. Претор требовал

представить ему спорную вещь. Процесс перед претором

протекал в виде мнимой борьбы. Пострадавшая сторона и

ответчик накладывали на вещь палочки (вендикты). В этой

процедуре наблюдаются отголоски далекой древности, ког-

да споры разрешались в поединке, т.е. вендикты олицет-

воряли копья сражавшихся. Претор приказывал сторонам

снять вендикты со спорной вещи и внести залог, сумму

залога определяла пострадавшая сторона. Внося залог,

стороны тем самым выражали свое желание бороться до

конца и каждая считала себя правой. Проигравшая сторона

теряла свой залог в пользу государства. Если претор ви-

дел, что справедливость на стороне покупателя, который

заплатил продавцу за вещь деньги, то он писал приказ, в

котором назначал судью (а им мог быть любой гражданин

Рима) и говорилось примерно так: " Судья, если ты дока-

жешь, что покупатель заплатил за вещь продавцу деньги,

то присуди эту вещь покупателю". Судья, привлекая все

доказательства, выносил решение. И если будет доказано,

что деньги за вещь уплачены, то покупатель становится

собственником вещи по справедливости (in bonus) и право

собственности

истца на вещь находится под защитой претора. Так, бла-

годаря претору, покупатель, не являясь собственником и

не имея возможности сам обратиться с иском в суд, на

второй стадии легисакционного процесса становится ист-

цом. Он получил возможность в суде быть полноправной

стороной. Никто из граждан, зная что-либо по делу, не

мог отказаться от свидетельства. В противном случае ему

грозило бесчестие.

4. Крушение Римской республики и переход к монархии

Пунические войны.

После подчинения

всей Италии государство римлян стало одним из самых

сильных и больших в западном Средиземноморье. Из не-

большого крестьянского поселка Рим превратился в боль-

шой и богатый город. Господство над Италией обогатило

не римских крестьян, а римскую знать. Все шире стал

применяться труд рабов. Самым сильным соперником Рима

был Карфаген. Сам город Карфаген был расположен на се-

верном берегу Африки. Постепенно Карфаген превратился в

столицу огромного государства. Его владения были разб-

росаны по многим островам, включая и остров Сицилию.

Торговля была основным источником богатства карфагенян.

По своему государственному устройству Карфаген был ра-

бовладельческой республикой. Первая война между Римом и

Карфагеном началась в 264 г. до н.э. и продолжалась 23

года. Окрыленные победой на море, римляне решили орга-






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.