Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 1 Древний Египет






 

1. Образование древнеегипетского госу-

дарства. В долине Нила великой африканской реки, именно

здесь в этой таинственной стране фараонов сформирова-

лась цивилизация. Здесь все приняло самобытный, обособ-

ленный характер: и религия, и культура. и государство.

Уже древним грекам Египет казался страной чудес. Даже

могучий Рим, вступив в тесные отношения с Египтом, не

смог сорвать с него мистического покрывала таинствен-

ности.

Елиптяне не были туземным населением. Пришельцы Ниль-

ской долины дали новую расу. слившись с местными племе-

нами. Египтяне должны были невольно подчинить весь

строи своей жизни характеру Нила. С древнейших времен

люди научились хранить живительную влагу, так как летом

не выпадает ни одной капли дождя. Чтобы регулировать

водоснабжение египтяне строили водоемы, дамбы, каналы.

Сама природа способствовала инженерному искусству.

Строительство и поддержание оросительной системы упро-

чивало положение племенных вождей. ускоряло образование

сельской общины. В IV тысячелетии до н.э. в долине Нила

по обеим его берегам образовалось сорок областей (но-

мов). Есть все основания думать. что эти административ-

ные формирования образовались на основе того или иного

племени. Во главе каждого такою нома стоял царек, но-

сивший среди прочих титулов титул " начальника канала".

Экономической, а впоследствии и политической ячейкой

египетского общества становится сельская община. Она

явилась результатом разложения рода, который распался

на отдельные семьи. Последние получали во владение зе-

мельный участок. Семью со старой родовой организацией

еще роднит коллективная собственность на землю и сов-

местные работы по строительству и содержанию жизненно

важных ирригационных сооружений. Взаимопомощь внутри

общины еще существует, но в исключительных случаях.

Продажа или покупка земли каждым общинником невозможна,

эту функцию выполняет вся община. Община перераспреде-

ляет землю между своими членами. Община имеет общие

угодья (резервный фонд), которые обрабатывают сообща, и

собранный с этой земли урожай предназначался на случай

голода. По мере усиления имущественного неравенства по-

ложение сельской общины меняется. Часть общинных земель

оказалась в руках номарха (главы нома), храмов, чинов-

ников. Однако существование сельских общин неизбежно

поскольку сооружение и эксплуатация водоносных систем

требует коллективного труда. По мере того, как системы

орошения становятся все более связанными друг с другом,

а нужда во вновь отвоеванных у пустыни землях все уве-

личивается, общины были заинтересованы в сильной цент-

ральной власти. Для массы сельских общин центральная

власть со временем сделалась связующим единством. Общи-

на на востоке оказалась живучей. Ее существование было

важнейшей причиной сравнительно медленного развития

азиатских обществ. В Египте создаются реальные предпо-

сылки к объединению областей, поскольку выросшая и ок-

репшая рабовладельческая знать была заинтересована в

реальной силе, которая могла бы держать крестьян-общин-

ников и все народные массы в повиновении и обеспечить

постоянный приток рабов, увеличить земельный фонд за

счет орошения новых земель. В силу названных причин

процесс объединения нашел свое завершение с возникнове-

нием и оформлением древнеегипетской рабовладельческой

государственности в конце IV тысячелетия до н. э. Сна-

чала возникло два независимых государства, которые при-

нято называть Верхним и Нижним Египтом.

2. Общественный строй

История Древнего Египта подразделяется на

Раннее, Древнее, Среднее, Новое и Позднее царства. И

все эти царства состояли из двух основных классов: ра-

бовладельцев и рабов. Основными кормильцами

этого рабовладельческого общества были крестьяне-общин-

ники и ремесленники. Рабовладельческая знать складыва-

лась из жрецов и светских вельмож-землевладельцев, выс-

тупавших вместе с тем и в роли крупных чиновников.

Египтяне по словам Геродота были самыми набожными из

людей. Они верили, что все на свете принадлежит богам.

Почему такая набожность? Вечный страх перед голодом,

врагами, природой. Так, если Нил не разливался и весен-

ние воды не заливали долины, то народу грозил голод.

Куда бы не обращал свои взоры египтянин, всюду он видел

творения бога. И вся жизнь казалась ему божественной

тайной. Небесные тела с их загадочным движением, плодо-

родная земля с плодами урожая, благословенный Нил каза-

лись египтянину творением могущественных божеств. Мир

мертвецов у него был населен бесконечным числом демонов

и богов, то в человеческом образе, то в образе конкрет-

ного животного. Жрецы истолковывали волю богов. Обряды,

совершаемые во всех храмах Египта, проходили в глубокой

тайне от всех, во мраке " святая святых". Жрецы были

непременными советниками фараонов, ими готовились зако-

нопроекты и они толковали законы. Египтяне часто обра-

щались в храмы за разрешением гражданских споров, где

жрец выступал и в качестве судьи. Храмы становились

крупными землевладельцами. Жрецы постепенно преврати-

лись в особую замкнутую касту, располагавшую огромными

богатствами и исключительным влиянием на государствен-

ный аппарат. Жречество Нового царства ни чем не отлича-

лось от высшей знати. При XVIII династии одежда жрецов

долгое время была такой же, как и у вельмож. Жрецы, как

и прочие представители знати, увлекались охотой, а иной

верховный жрец мог с удовольствием вспоминать, как хо-

дил в поход вместе с фараоном. Масштабы хозяйства глав-

ного государственного божества Амона в Фивах можно

представить себе исходя из количества людей - " голов".

переданных фараоном Рамсесом III (или по другому счету

- IV) в его поминальный храм. Их было 62 626 человек.

Писцовая книга XX династии перечисляет множество зе-

мельных наделов, находившихся во владении отдельных

жрецов. Жрецы бывали владельцами внушительного коли-

чества рабов. Значение храмов в государстве было огром-

ным. Храмы отправляли правосудие, ими было занято веду-

щее место в денежном обращении. Известно, что все опе-

рации осуществлялись посредством серебра, которое обра-

щалось в качестве денег.

Правление Аменхетепа VI было ознаменовано религиозной

реформой. Она была направлена на ослабление жреческой

потомственной знати. Нововведения Аменхетепа-Эхнатона

сопровождались крутыми мерами. Из Фив столица была пе-

ренесена во вновь основанный город на полпути между

Мемфисом и Фивами. Это место теперь известно под назва-

нием городища Эль-Амарны. Бог солнца Амон и храмы в Фи-

вах впали при дворе в немилость. Главным божеством был

объявлен бог солнечного диска Атон. Жрецы нового бога

хвалились своей принадлежностью к новым людям. Все это,

естественно, наносило ощутимый удар по старой знати,

жречеству старых богов. Культы их лишились прежней щед-

рой государственной поддержки и вытеснялись единым го-

сударственным культом, а то и вовсе прекращались. По-

добная религиозная реформа была направлена на подрыв

безмерной власти жрецов и укреплению светской власти.

Особую категорию населения составляли чиновники, полу-

чавшие особый земельный надел. Их хозяйства обслужива-

лись подневольными людьми и рабами. Положение знатного

человека определялось в Египте не только его происхож-

дением и богатством, но и его должностью. Служилое чи-

новничество - управители царских имений, телохранители

царя, надсмотрщики - обзаводятся собственными имениями,

покупают и получают в дар десятки рабов. Представители

власти носят титул " стоящий над людьми". Такие чиновни-

ки кроме того имели и придворные титулы: " царский зна-

комый", " друг", " единственный друг". Получить последний

было пределом желаний и венцом карьеры: с ним было свя-

зано получение гробницы. В Египте содержалась огромная

армия так как нужны новые завоевания и постоянный при-

ток рабов. Будущего пехотного командира воспитывали с

колыбели. Когда ребенок достигал роста двух локтей, его

отдавали в казарму. Там его обучали, да так, что на го-

лове и теле оставались шрамы на всю жизнь. Основу войс-

ка составляли египтянеобщинники, сирийцы и ливийцы.

Резко возрастает применение рабского труда. Постоянные

войны и разорение общинников создали в стране огромный

рабовладельческий рынок. Люди среднего достатка владели

десятками рабов, которые были предметами всевозможных

сделок (дарения, купли-продажи, завещания и др.). Ог-

ромная масса рабов принадлежала фараону. Их труд приме-

нялся на строительстве пирамид, дорог, рытье каналов,

сооружении

дамб. Из рабов состояла обширная дворня знатного чело-

века. Рабский труд используется и в сельском хозяйстве.

В отношении " свободного" крестьянина государство не ог-

раничивалось сбором налогов и принуждением к работам.

Во время периодически проводившихся смотров крестьяне

могли быть рекрутированы в армию, переведены в царское

хозяйство или на храмовые земли. За малейшую провин-

ность свободный египтянин мог оказаться в армии рабов.

Что касается простого народа, то здесь, кроме бедствую-

щего и обремененного земледельческого класса, можно бы-

ло встретить и египетских рабочих. Этот класс был не

вполне лишен образования и должен был уметь наносить

иероглифы на гробницы, определять сопротивление балки

или каменной плиты и т.д. Дошедшие до нас источники по-

вествуют о взбунтовавшихся рабочих из-за неполучения

жалования, удерживаемого чиновниками.

3.Государственный строй

Во все периоды своей истории рабовладельчес-

кий Египет был государством восточной деспотии. Харак-

терными особенностями всех деспотических государств бы-

ли: а) вся полнота власти (законодательная, исполни-

тельная и судебная) сосредоточена у единоличного главы

государства; б) постоянный приток рабов как результат

завоевательных войн; в) привлечение в массовом масштабе

рабов и крестьян-общинников к работам общегосударствен-

ного значения (рытье каналов, возведение дамб, сооруже-

ние водохранилищ и др.). Характерная особенность всех

государств восточной деспотии - наличие сельской общи-

ны. И это объяснимо. Общинный быт с его сравнительно

слабым развитием частной собственности и разделением

труда, с присущим ему консерватизмом и самоизоляцией от

внешнего мира, составлял, говоря словами Ф. Энгельса,

" в течение тысячелетий основу самой грубой государс-

твенной формы, восточного деспотизма..." ' Необходимость

проведения трудоемких работ в общегосударственном масш-

табе, содержания огромной армии, угнетения собственного

народа - основные причины становления деспотической

формы правления. Эти обстоятельства и определили три

основные ведомства рабовладельческого государства: фи-

нансового, или ведомства по ограблению собственного на-

рода; военного, или ведомства по ограблению соседних

народов; публичных рабов, или ведомства по принуждению

собственного народа и рабов к изнурительному труду в

общегосударственном масштабе. ' Ф. Энгельс. Анти-Дю-

ринг. М., 1957. С. 170.

 

 

В Египте с самого древнего времени и до конца египетс-кой культуры верили, что фараон - бог. Целый ряд изоб-ражений в храмах и гробницах представляет нам происхож-дение царя непосредственно от божества. Божественноедостоинство обязывало. Боги благи, правосудны и милост-ливы, а потому и фараоны должны были обладать этими ка-чествами. Но теория не всегда подкреплялась практикой.На заре египетской истории мы застаем уже централизациюс чиновной знатью. Во главе ее стоит всемогущий визирь(джати), соединивший в себе административную и судебнуювласть, а впоследствии и полицейскую- градоначальствостолицы. Визирь именовался: " начальник всего государс-тва, юга и севера", " созерцающий тайны фараона". Воткак определил свои полномочия визирь Птахотеп: " изда-вать законы, повышать в чинах, устанавливать погранич-ные камни, улаживать несогласия чиновников, быть главойверховного суда, заставлять трепетать того, кто былвраждебен фараону". В присутственном месте визиря и подего надзором находился государственный архив, и под егопредседательством - шесть судебных палат. Другим важнымчиновником был хранитель печати или казначей, контроли-рующий сбор налогов, как правило, в натуральном виде(зерно, скот, гуси, плоды и др.). Казначей носил титул: " заведующий тем, что дает небо, что производит земля ичто приносит Нил", а также " заведующий всем, что есть ичего нет". Под его ведомством состояли смотрители " бе-лой палаты" (т.е. казначейства), " двух житниц" и мно-жество писцов. Многочисленное государственное, точнеецарское имущество, также входило в ведомство этого ми-нистра. В источниках упоминаются еще два важных чинов-ника, называемых " казначеями бога". Это были чиновники, несущие функции военного и морского министра и " началь-ника работ" - министра общественных работ (крестьянскихповинностей). Провинциальное управление лежало на но-мархах- губернаторах, имевших также судебную власть исобиравших подати. Они титуловались " заведующими об-ластью", или " начальниками поручений", а также правите-лями городов. В отдельных городах и округах были мест-ные судьи, писцы, всевозможные начальники. Несмотря намножество должностей, не было четкого разграничения ихфункций, не были строго урегулированы их отношения, иегипетские ведомства спорили и враждовали между собой.Доступ к службе был, конечно, открыт прежде всего длязнати, но он не был закрыт и для других сословий. Всезависело от грамотности и связей. Однако служебнуюкарьеру должны были начинать снизу - с должности обык-новенного писца. С течением времени образовались целыероды чиновников, даже несколько напоминавшие касты.То же было и с жречеством, которое первоначально едвали различалось строго от чиновничества: жрецы получалигражданские чины, а гражданские чиновники отправлялижреческие функции. Характерным примером может служитьпридворный капельмейстер, " увеселявший сердце своегогосподина прекрасным пением внутри дворца" и бывший вто же время жрецом. Особым вниманием в Египте была ок-ружена армия. Каждая удачная война обогащала казну го-сударства и наполняла владения рабовладельцев пленнымирабами. Многие рабы оказывались собственностью храмов.Но еще в большей степени армия была силой политической, так как все активнее принимала участие в решении госу-дарственных вопросов, с ней вынуждены был считаться какфараон, так и высшее чиновничество.4. Основные черты права Древнего ЕгиптаЕгипетские правовые сборники донас, к сожалению, не дошли. Однако многочисленные ис-точники дают возможность представить общие тенденцииразвития правовых институтов. Земельный фонд Египтасчитался собственностью государства и верховное правораспоряжаться им находилось у фараона. Существеннымпрепятствием для развития частной собственности на зем-лю долгое время являлась сельская община. Со временемхрамы приобрели почти неограниченное право собственнос-ти на свои земельные владения, а часть жрецов получилаземли в частную собственность. Начиная с Древнего царс-тва, общинные земли постепенно переходили в частные ру-ки. Что касается орудий труда и движимого имущества, тоэти вещи перешли в частную собственность с древнейшихвремен и стали предметами всевозможных сделок (куп-ли-продажи, мены, дарения, залога, наследования и т.д.)Говоря об обязательственном праве, следует заметить, что основным договором был договор займа, что говорит оразвитии денежных отношений. Средством обеспечения дан-ного договора было битье палками должника и долговаякабала. Наличие рабов-египтян - убедительное свидетель-ство тому. Важное место в системе договорных отношенийзанимали договоры найма рабов, скота, имущества. Былаизвестна срочная (на год) сдача в аренду земельногоучастка. Знали обязательства из причинения вреда лич-ности или имуществу (деликты). Брачно-семейное правопостоянно развивалось. Древнеегипетская семья быласемьей патриархальной. Главой ее был муж. Однакожена имела некоторую имущественную самостоятельность.За ней сохранялось право на принесенное ей по брачномуконтракту имущество. Развод был легко осуществим, какдля мужа, так и для жены. Жена могла завещать свое иму-щество. В наследственном праве с древнейших времен су-ществовал принцип майората- единонаследия недвижимогоимущества (земля, строения) старшим сыном. Но существо-вала и завещательная свобода для главы семьи. Воля за-вещателя озвучивалась перед тремя свидетелями или пись-менно. Дети обоего пола имели равное право на наследс-тво, кроме старшего сына, который получал недвижимость.Религия и право требовали от детей безусловного подчи-нения воле отца как главы семьи. В богатых домах расп-ространено многоженство, но первая жена именовалась" хозяйкой дома" и имела преобладающее положение переддругими женами. В уголовном праве самым тяжким преступ-лением считался мятеж или иные формы выступления противсуществующего строя. Некоторое представление о составахпреступления дает нам " Книга мертвых". В ней содержитсястандартная защитительная речь умершего перед богом: " Яне лгал перед судилищем, я не делал ничего запретного, я не морил голодом, не убивал и не подстрекал к убийс-тву, я не совершал подлогов, не похищал из храмов жерт-венных хлебов, не собирал мошеннических барышей, не из-менял меры хлеба, не обманывал и не обвешивал, не мешалразливу воды...". Таков, по-видимому, был круг основныхпреступлений. Кроме того, источники упоминают: подлог, ложный донос, убийство священного животного (кошки, козла и др.), нарушение принятых способов лечения, еслибольной умирал (наказывалось как умышленное убийство), кража раба, хищение имущества и т. д. В уголовном правегосподствовал принцип устрашения. Распространенными на-казаниями были битье палками, отрезание ушей и носа, отдача в рабство, взыскание стоимости похищенной илиповрежденной вещи в двойном размере, заключение в тем-ницу и т. д. Суд не отделен от администрации. Судопро-изводство носило письменный характер. В следствии широ-ко применялась пытка. Возбуждение уголовного преследо-вания основывалось на жалобе потерпевшего (за исключе-нием государственных преступлений). ГЛАВА 2 ДРЕВНИЙ ВАВИЛОН 1. Возникновение государстваДревнейшими жителями Двуречья (Месопотамии), о которыхмы находим упоминания в письменных памятниках, были шу-меры на юге и аккадцы на севере. По-видимому, шумеры иаккадцы не были первыми обитателями Двуречья. Шумерыпоявились на крайнем юге Двуречья в конце V - начале IVтысячелетия до н. э. и заселили территорию, севернаяграница которой проходила примерно у нынешнего Багдада.До сих нор неизвестна их прародина. Все попытки устано-вить родство шумерского языка с каким-либо из известныхживых или мертвых языков оказались безрезультатными.Аккадцы заселили Месопотамию с севера, придя туда черезСирию. Аккадский язык относится к восточной ветви се-митских языков. В древности низовья Тигра и Евфратавыглядели иначе, чем теперь. обе реки не соединялись вединое русло, а впадали в лагуну самостоятельными усть-ями. Пространство между ними занимали трудно проходимыеболота. Маленькие человеческие общины были отделеныдруг от друга почти непреодолимыми препятствиями. На-носная лёссовая почва была исключительно плодородной.Однако урожаю постоянно угрожали и разливы рек. и засу-ха. Во время половодья и сильного южною ветра начина-лось катастрофическое наводнение. сносившее жилища, уничтожавшее посевы. Всемирный погон - невыдумка, он действительно имел место в Месопотамии, длядревнейшего обитателя она и была всем " миром". Полнаяопасностей, тягот и лишений жизнь долгое время застав-ляла людей держаться своего рода и племени. Постепеннолюди нашли возможность укротить реку. Строительство ка-налов, дамб, запруд сократило наводнения, а в летнеевремя, когда месяцами не выпадает ни капли дождя, поя-вилась возможность орошения. Искусственное орошениепозволило собирать несколько урожаев в год и повыситьпроизводительность труда. Все эти обстоятельства приве-ли к переходу от первобытнообщинного строя к первым го-сударствам. Центры сельской общины окружены теперь сте-нами, за которыми могли скрыться от врагов общинники.Так, между Тигром и Ефратом сложились десятки небольшихгородов-государств (номов). Они долго еще сохраняютчерты первобытной демократии. Во главе такого государс-тва стоял правитель, носивший в разных общинах разныетитулы: верховный жрец (эн), жрецстроитель (энси), большой человек (лугаль, царь). Власть правителя снача-ла не была наследственной, так как он был избранникомнарода. Опираясь на свою дружину и поддержку родопле-менной знати, лугаль со временем сосредотачивает в сво-их руках все большую власть и она становится наследс-твенной. Часть общинной земли оказывается в руках пра-вителя. Уже в глубокой древности существовал союз месо-потамских " номов" с центром в Ниппуре (около серединыIII тысячелетия до н. э.). В это время наблюдаетсяборьба отдельных номовых центров за гегемонию над всемДвуречьем. Такими претендентами были Ур, Урук, Лагаш, Ульма. Несколько столетий характеризуются поочереднымпреобладанием крупных государств - семитского Аккада(на севере) и шумерского Ура. В условиях непрерывныхвойн победители обогащались, а побежденные города под-вергались беспощадному ограблению. Переменчивое военноесчастье выдвигало то одного, то другого победителя.Первым, кому удалось создать первую " великую державу", охватывающую всю Месопотамию, был Сарагон Древний, че-ловек незнатный, но сумевший выдвинуться на военнойслужбе. С начало он захватил городок Аккад, а затем емуповиновалась вся Южная Месопотамия. Номовая структурасохранилась, но теперь правители номов стали не болеекак чиновники, назначаемые царем. Сарагон ввел по всейМесопотамии единую систему мер и весов. Однако сопро-тивление старых номов было еще сильным. Сказывалось ипротивостояние шумеров, находящихся на более высокомкультурном уровне. Неслучайно государственным языкомоставался шумерский язык.Государство вновь пришлось собирать. И эта доля выпалана III династию Ура шумерского происхождения. Она счи-тала своим предком Гильгамеша, легендарного правителягорода Урука (около XXVI в. до н. э.). Политический ха-ос, возникший после падения династии Ура, продолжалсяоколо двух веков. Непрерывные войны между мелкими царс-твами, яростная вражда кланов привели к покорению всейМесопотамии воинственными племенами амореев. Эти при-шельцы быстро усвоили местный язык и культуру. Одна изаморейских династий утвердилась в Вавилоне - бывшей де-ревне, впоследствии выросшей в скромный провинциальныйгородок. В результате целеустремленной и гибкой полити-ки этой династии Вавилон в конце царствования царя Хам-мурапи (1792-1750 гг. до н. э.) превратился в столицуогромного царства, подчинившего себе территорию от Пер-сидского залива на юге до Ниневии на севере. Произошлоокончательное слияние шумерского и аккадского этноса." Народ черноголовых", как называли себя жители Дву-речья, получил от шумеров искусство письма и первые за-коны, а от аккадцев - язык. Искать приоритеты здесьбессмысленно. Главным источником сведений о государствеи праве Вавилона явились сотни тысяч надписей на глиня-ных табличках, камне и металле, выполненных клинописью.Ключ к прочтению клинописных текстов удалось найти лишьв 1802 г. немецкому учителю Георгу Фридриху Гротенфен-ду. Это удивительное открытие позволило прочесть многиетексты законов и указов царей. По обычаю того времениосновной сборник законов был высечен на базальтовомстолбе и выставлен на главной площади для всеобщегообозрения и изучения. Он получил название кодекса царяХаммурапи.2. Общественный стройОбщество, о которомидет речь, долгие годы сохраняло немало черт первобыт-нообщинного строя. Сельская община продолжала бытьединственной формой социальной организации свободныхжителей. Она являлась основной экономической ячейкойобщества. Имущественное неравенство, возникшее еще вродоплеменной структуре, усугублялось с развитием госу-дарства. Часть общинников, царские служащие, жрецы, купцы и др. накапливали богатства. Вместе с тем большаячасть общинников разорялась, свои земельные наделы онивынуждены были закладывать богачу за полученные взаймыденьги или зерно под большие проценты. Доведенный докрайности общинник терял свою землю. Переход общиннойземли в частную собственность ускорил расслоение общи-ны.Общественная психология долгое время не могла принятьтакого явления и смириться с ним, ведь земля была осно-вой культа предков. Отчуждение земли рассматривалоськак нечто, нарушающее " правильный" порядок вещей. Разо-рение общинников сокращало число кормильцев государс-тва, подрывало основы военной мощи. Цари пытались при-остановить процесс разложения общины, принимали меры кограничению долгового рабства. Разумеется, все это мог-ло лишь притормозить движение неумолимых экономическихзаконов. Передача кредитору своего поля была, конечно, результатом крайней нужды. Если же заложенная земля непокрывала долга с процентами, следовала продажа в рабс-тво кредитору на 3 года одного из членов семьи. В не-посредственной собственности царя находилась земля, принадлежавшая " двору" и храмам. Рабство постепенно ут-рачивает свой патриархальный характер и приобретает всеболее суровые формы. Рабы носили знаки рабства - в видеособой стрижки, а затем их стали клеймить. Постепеннораба перестают воспринимать как личность. Раб становит-ся видом движимого имущества. Рабы работали на стройкахгорода, в царском дворце, на полях, в мастерских или вдомашнем хозяйстве. Где же следует искать источникирабства и как случилось, что масса людей стала бесправ-ной и зависимой от других? Основным источником рабствабыл плен. Пленных не убивали, а захватывали в качествевоенной добычи. Другим источником был неоплаченныйдолг. Должник вынужден был продавать своих сыновей идочерей, а порой и самого себя в рабство. Существовалирынки рабов. Превращение свободных в рабов было такжевидом наказания за совершенное преступление. Так, изоб-личенный в краже вор должен работать в доме потерпевше-го. Рожденные в рабстве дети признавались рабами. Обла-дание землей, скотом и рабами определяло социальное по-ложение человека в Вавилоне. Богатство, а не знатностьпроисхождения, стало управлять рабовладельческим об-ществом. В этом убеждает, в частности, особо привилеги-рованное положение вавилонского купечества. Особуюгруппу землевладельцев составляли воины и чиновники. Засвою службу они получали земельный надел (илку), с негоони и кормились. Они владели этим участком до тех пор, пока несли службу. Илку они не могли ни продавать, низакладывать. Держатель илку по первому же зову своихначальников должен был явиться на службу. Уклонение отэтой обязанности каралось смертью. Такая же кара насти-гала каждого, кто отказывался от воинского призыва.Ядро постоянной армии составляли профессиональные вои-ны. На случай войны объявлялся призыв в армию. Рекрути-ровали в армию в основном крестьян. Главный род войсксоставляла пехота, потом добавились воины на колесни-цах, а позднее и кавалерия. Поддержка и благосклонностьхрамовой аристократии были одним из важнейших факторов, обеспечивающих длительное царствие - цари понимали зна-чение жречества. Вот почему после царского дворца круп-нейшими духовными центрами стали храмы с их многочис-ленными жрецами. Полученные привилегии ставили жрецов вособое положение. Жречество во все времена имело огром-ное влияние на широкие массы населения. Невежествобольшинства людей было питательной почвой, на которой исоздавался культ жрецов. Они относились к числу наибо-лее образованных людей в государстве. Жреческие долж-ности переходили по наследству от отца к сыну и в концеконцов жречество превратилось в замкнутую влиятельнуюкасту. Главный храм - храм Мардука в Вавилоне - отли-чался своей величиной и роскошью. Общественный стройВавилона характеризуется помимо сказанного еще однойособенностью. Образовалось два сословия свободных: " авилумы" т. е. благородные люди - общинники и " мушке-нумы", т. е. " бьющие челом" - царские служащие. Такоеразделение не определяло их имущественного положения." Благородный" авилум мог быть жалким бедняком, а царс-кий чиновник нижнего ранга- человеком зажиточным. Этаодна точка зрения. Автор разделяет другую, по которойавилум - народ победитель (амореи), мушкенум - кореннойнарод Шумера и других районов Двуречья. Известно, чтокоренной народ был на более высоком уровне культурногоразвития в сравнении с народом амореев. Авилум, в слу-чае причинения ему вреда, защищался повышенным штрафом.Мушкенум пользовался полной свободой в гражданско-пра-вовом отношении, имел в своей собственности рабов, зем-лю, но при увечьях и обидах получал меньшее вознаграж-дение, чем авилум. Мушкенум, как правило, были прикреп-лены к земле или заняты определенным ремеслом, обязан-ные платить оброк дворцу, участвовать в военных похо-дах. С одной стороны, они сами были собственниками ра-бов, а с другой - они зависимы от храма, дворца, чинов-ника.3.Государственный стройДревний Вавилон - госу-дарство восточной деспотии. У него три основные функ-ции: общественных работ, военная и финансовая. Этитри функции и обусловили сосредоточение неограниченнойзаконодательной, исполнительной и судебной власти у лу-галя. Он считается представителем бога на земле. Поли-тической ячейкой общества опять же является сельскаяобщина. Время правления династии Ура ознаменовалосьсозданием бюрократической системы, не знавшей себе рав-ных в истории. Громадные царские и храмовые хозяйства(те и другие принадлежали лугалю) обслуживались отряда-ми подневольных работников, находившихся на положениирабов, хотя формально и считавшихся свободными. Чрезвы-чайно громоздкая и мелочная система учета и контроляпорождала огромное количество документов. Из дошедшихдо нас более 500 тысяч клинописных документов добраятреть относится именно к периоду династии Ур. Чтобыоформить выдачу двух голубей для обеда царицы оформля-лось несколько табличек. Казенщина наблюдается во всем: и в искусстве, и в праве. Всюду господствует сухой ка-нон. Основным же персонажем всех произведений являетсябожественный правитель, " царь четырех стран света, царьвселенной". Огромная бюрократическая машина могла нор-мально функционировать в условиях мира. Когда же настрану напали семитские кочевники амореи, государстворухнуло. Его некогда великолепная столица была разграб-лена дочиста. Лугаль располагал обширным штатом прид-ворных. Центральное управление возглавляется чиновни-ком, сохранившим старое шумерское название - нубанда. Вего руках соединено управление дворцом и страной. Онпринимает решение от имени лугаля. Финансами государс-тва ведал специальный чиновник. Добыть деньги на содер-жание двора, на военные кампании было делом нелегким.Управителями городов царь назначал своих чиновников, наделяя их правами в области администрации и суда.Прежние династии этих городов были истреблены, либоотстранены от дел государственных. Кроме высших имелисьмногочисленные средние и мелкие чины. Они не только ве-ли записи доходов и расходов, но и составляли спискижителей, давали справки о рождении и смерти, вели учетналогооблагаемого населения, а также составляли спискирекрутов. Наряду с земельным наделом (илку) многим чи-новникам полагалось и денежное вознаграждение, о чемговорит, например, обнаруженная ведомость по выплатежалованья. Главнокомандующему войском: 10 мин серебра, 5 платьев; верховному судье: 3 мины серебра и 3 платья; управителю дворцовым хозяйством: 1 мину серебра, 1платье высшего качества и т. д. Обязанности подданных ивсех чиновни-ков регулировались законами. Царь был верховным законо-дателем и " действовал по поручению бога Солнца, всезнающего". Лугаль обычно сам осуществлял верховное ко-мандование армией. Строительство и эксплуатация ороси-тельной системы было важнейшим делом центральной влас-ти. Этим, как правило, занимался сам лугаль. Царя охра-няла гвардия. Она находилась при нем не только во времявоенных действий, но и в мирное время, неся охранудворцов и покоев царской семьи.4. Кодекс ХаммурапиКодекс Хаммурапи является одним из важнейших сведений одревнем праве, так как он содержал почти все отраслиправа. Кодекс состоит из 282 параграфов. Право сталоинструментом в руках господствующего рабовладельческогокласса. До нас дошло 247 статей, выбитых на четырехг-ранном базальтовом столбе. Одна сторона столба оказа-лась стесанной. Но и недостающие статьи были затем об-наружены при раскопках библиотеки царя Ашубанипала. Вверхней части стелы Хаммурапи приказал изобразить себястоящим перед богом Солнца, который и передает ему сводзаконов. Кодекс Хаммурапи составлен в казуистическойформе, т. е. в виде статей, излагающих норму не в об-щей, абстрактной форме, а в форме частного случая (ка-зуса). Вот соответствующий пример: " Если человек будетпойман с краденым рабом или с краденой рабыней, то зараба он должен привести еще одного раба, за рабыню ещеодну рабыню". Статьи кодекса не расположены по отраслямправа, хотя авторы (или автор его) стремились к логи-ческой группировке. Право собственности как юридическаякатегория не было четко определено. Однако из многочис-ленных гражданско-правовых сделок можно без сомнениясказать, что существовала государственная, дворцовая, коллективная (общинная), частная собственность на зем-лю. Знаком собственности на землю служили межевые стол-бы - кудурру. Отчуждение земельного участка предусмат-ривало сложную процедуру. Сделки с землей заносились вособые книги и совершались в присутствии многих свиде-телей. За общиной сохранялся контроль за использованиемземли. Уход из общины влек за собой потерю права собс-твенности на земельный участок. Обычным делом был зах-ват общинной земли знатью, чиновниками, да и самим ца-рем. Обязательственное право было разработано весьмаосновательно. Из кодекса следует, что обязательствавозникают из договоров и правонарушений, направленныхпротив личности или имущества. Ос-новными договорами были договор займа и договор куп-ли-продажи. Для придания договору купли-продажи закон-ной силы нужны были три условия: 1) чтобы имущество небыло изъято из гражданского оборота (например, илку); 2) чтобы продавец был собственником продаваемой вещи имог гарантировать покупателя от эвикции, т. е. истребо-вания вещи третьим лицом, настоящим собственником (ска-жем, купили ворованную вещь); 3) чтобы оформление дого-вора проходило в присутствии свидетелей. Договоры преж-де всего по недвижимости (земли, строений) и при отчуж-дении раба, скота оформлялись письменно. Они писалисьна глиняных табличках, которые потом обжигались в печи.Этим и объясняется большое количество текстов всевоз-можных договоров, дошедших до наших дней. В случаях, если купленная вещь опознана ее действительным собс-твенником, покупатель должен был представить свидетелейпокупки и привести продавца, если он не приводит их, топодлежал смерти как вор. А если " хозяин пропавшей вещине приведет свидетелей, знающих его пропавшую вещь", тоон подлежал смертной казни " как лжец, который возводитклевету". Кодекс Хаммурапи четко разграничивал договорзайма и договор имущественного найма. В первом случае, т. е. при договоре займа вещи характеризовались родовы-ми признаками (деньги, зерно, мука и т. д.), а во вто-ром договоре - индивидуальными (рабочий скот, рабы, ин-вентарь). Кодексом по договору займа были определеныпроценты: 20% при займе денег и 30% при займе зерна. Вкачестве залога выступала земля должника и его имущест-во. Должник мог заложить кредитору любого члена семьиили самого себя, что называется долговой кабалой. Вслучае невозврата долга кредитор брал должника или чле-на его семьи в рабство. В отличие от других государстввосточной деспотии кодексом Хаммурапи определен сроккабалы в три года. Древневавилонскому праву были из-вестны договоры хранения (поклажи), товарищества, пору-чительства, мены. Семейное право в Вавилоне заслуживаетособого внимания, так как оно позволяет сделать основа-тельные выводы относительно положения женщины, жизниобщины и правового положения детей. Женщина в Вавилонене была бесправной. Она могла принимать участие в дело-вой жизни и заключать договоры, занимать некоторыедолжности в общественном управлении. Но это не делалоее равноправной с мужчиной, ибо доступ к влиятельнымпостам был для нее закрыт или был как редкое исключе-ние. Речь могла идти всего лишь о ее службе в храмах.В семейной жизни женщина в значительной мере была под-чинена мужу. Будущего мужа выбирал ей отец. Он давал ейприданое, а жених должен был уплатить за невесту выкуп, который оставляли у ее отца. После этого заключалсяписьменный брачный договор, в противном случае браксчитался недействительным. Из дошедших до нас текстовбрачных договоров видно, что муж и жена имели разныеправа и обязанности. Для жены было исключительно труднодобиться развода. Она могла добиться развода, если до-кажет прелюбодеяние мужа или его дурное обращение сней. Если же ее обвинения не будут признаны доказатель-ными, то ее за ложный навет могут бросить в воду, чторавнозначно смертному приговору. Муж мог прогнать жену, не объясняя причин. В качестве веского аргумента дляразвода признавалось бесплодие, тяжелая болезнь жены, правда, муж обязан был дать ей обеспечение. А если муждокажет, что жена была расточительна и не поддерживалапорядок в доме, то разводясь с ней, он освобождался отее обеспечения. Мужу разрешалось иметь в доме несколькопобочных жен. В большинстве случаев это были рабыни.Если хозяин рожденных рабыней детей признавал, то пос-ледние получали равные права с детьми законной жены нанаследство и отпускались на свободу. Отец обладал боль-шими правами по отношению к своим детям. Он мог привле-кать их к любому виду деятельности и даже отдавать их вкабалу на 3 года. Важнейшая цель вавилонского бракасостояла в том, чтобы в семье было как можно больше де-тей. В области имущественных отношений жена имела зна-чительную самостоятельность. Жена вправе распоряжатьсясвоим имуществом вступать в договорные отношения, да-ватъ деньги в рост. Долги мужа не падают на имуществожены. Наследственное право. Относительно порядка насле-дования в кодексе существовало много установлении. Нас-ледование осуществляется или по завещанию, или по зако-ну. В Вавилоне эпохи Хаммурапи институт наследованиязнал и ту и другую форму. Наследниками являлись преждевсего сыновья, дочери же получали часть наследства ввиде приданого. Старшему сыну доставалась недвижимость(земля, домовладение). Между другими сыновьями имущест-во делилось поровну. Жене разрешалось только оставатьсяжить в доме и пользоваться приданым. За ней сохранялисьподарки, подаренные покойным мужем. Закон делал разли-чие между детьми от первого и второго законных браков.Первые делили между собой две третьи наследственноймассы, а вторые - только одну треть. Кодекс Хаммурапиговорит в основном о наследовании по закону. Долю умер-шего сына получают его дети - внуки наследодателя. Усы-новленные наследуют на равных основаниях с детьми. Де-ти, рож-денные от рабыни-наложницы, наследуют в том случае, ес-ли отец признал их своими детьми. Если отец не призналих своими детьми, они получают только свободу. В кодек-се Хаммурапи просматривается становление института за-вещания. Отец уже вправе лишить наследства какого-либоиз своих сыновей, но при условии, что тот совершил пе-ред ним " тяжкий грех". Однако для отказа в наследствесыну нужно было разрешение суда. Уголовное право неслов себе принцип возмездия, применявшийся в зависимостиот того, какое общественное положение занимали обвиняе-мый и обвинитель. Считалось, что наказание есть возмез-дие за вину и оно должно быть равным преступлению (" окоза око", " зуб за зуб"), что называется талионом. Смерт-ный приговор предусматривался за сорок различных прес-туплений: кража имущества, принадлежащего дворцу илихраму; кража во время пожара; ложное обвинение в тяжкомпреступлении; нарушение женщиной супружеской верности; умышленное убийство; кровосмешение и др. Совершившегопреступление могли утопить, сжечь, посадить на кол, во-лочить по земле до смерти. За другие более мелкие прес-тупления виновному выкалывали глаза, отрубали руки, от-резали нос или уши. Самым распространенным наказаниембыл штраф. Его размер зависел от совершенного преступ-ления и от социального положения потерпевшего и прес-тупника. Он колебался от суммы, вдвое превышавшей нане-сенный ущерб, до суммы, превышавшей его в тридцать раз.Иногда преступник подвергался изгнанию из общины, онтерял при этом все свое имущество, должен жить вне сво-ей семьи, лишался защиты своих богов. Статья 23 кодексаобязывает сельскую общину возместить убыток, нанесенныйчеловеку грабителем, если преступника не удалось пой-мать. " Если при этом загублена жизнь, община и рабианум(старейшина) должны отвесить одну мину серебра его(убитого) родственникам". Все это говорит о сохранив-шихся в кодексе пережитках прошлого, об обычаях родоп-леменных. В некоторых случаях кодекс допускает самосуд.Вора на пожаре предписывалось бросить в огонь на местепреступления. Кодекс не знает кровной мести. Государс-тво взяло на себя репрессивную политику. На представи-телей имущих классов за многие преступления налагалисьденежные штрафы. Штрафы за преступления постепенно по-вышаются, если потерпевшим оказывалось лицо, принадле-жащее к привилегированной социальной группе. В уголов-ном праве допускалось объективное вменение, т. е. от-ветственность без вины. " Если строитель построит чело-веку дом и сделает свою работу непрочно и дом обвалитсяи причинит смертьсыну домохозяина- должно убить сына строителя". Такимобразом наказывался человек, не имевший никакого отно-шения к строительству дома. Уголовному праву еще не бы-ли известны стадии преступления (приготовление, покуше-ние), равно как и формы соучастия (подстрекательство, укрывательство и др.). Нельзя не отметить и то, что ко-декс знал смягчающие вину обстоятельства: убийство вдраке, при условии, что у убийцы не было намеренияубить. Такое преступление наказывалось уплатой неболь-шого штрафа. За причинение телесных повреждений в дракевиновный должен был уплатить стоимость лечения. Суд ипроцесс. Суд состоял из нескольких назначенных госу-дарством судей, которым помогал совет старейшин, т. е.наиболее почетные граждане города или села. Имелосьнесколько судебных инстанций: простые дела решалисьбыстро судьями, сложные разбирались иногда самим царем.Суд заседал у городских ворот, в особых помещениях хра-ма или царского дворца. Судьям вменялось в обязанностьсудить справедливо. В кодексе говорится: " Если судьябудет судить судебное дело, постановит решение, изгото-вит документ с печатью, а потом свое решение изменит, то этого судью должно изобличить и он должен уплатитьсумму иска, предъявленного в этом судебном деле, в две-надцатикратном размере, а также должен быть в собранииподнят со своего судейского кресла и не должен возвра-щаться на суд". К делу могли быть приобщены письменныеи свидетельские показания. Широко применялась клятваперед богом. Клятвопреступление, а также ложные свиде-тельства рассматривались как оскорбление божества истрого наказывались вплоть до смертной казни. Для расс-мотрения государственных преступлений, посягающих насуществующий порядок или наносивших оскорбление царю, созывались специальные суды. Наряду со свидетельскимипоказаниями, документами, клятвой широко применялся ор-далий или " суд божий". Считалось, что бог знает все ивсе видит и через ордалий укажет виновного или невинов-ного. Чаще всего к ордалию прибегали судьи в случаяхсомнений в виновности лица и недостаточности доказа-тельств. К числу наиболее распространенных средств, спомощью которых и проводилось испытание, были: захватрукой раскаленное железо, поединок на мечах, погружениеруки в кипящую воду. Обвинение было частное, т. е. ис-ходило от потерпевшего или его близких. Исключение сос-тавляли дела о преступлениях государственных и религи-озных.Закат Вавилона. При сыне великого Навуходоносора наме-тился упадок государства Вавилон. Угнетенные народы до-бивались самостоятельности. Сказывалась постояннаяборьба за власть между царями и влиятельным жречеством.Персидский царь Кир при поддержке вавилонского жречест-ва 12 октября 539 г. до н. э. без боя вступил в Вави-лон, который попрежнему сохранил ранг столицы. В Вави-лоне нередко подолгу жили персидские цари. Управлениегосударством и высшие должности переходили все чаще вруки персов. Персидское господство в Вавилоне окончи-лось с вторжением нового завоевателя, которому былаоказана восторженная встреча. Это был Александр Маке-донский. Разбив в 331 г. до н. э. персов, он вступил вМесопотамию. Александр торжественно провозгласил себяцарем Вавилона и признал культ Мардука - самого почита-емого божества. Богатый традициями Вавилон был избранвеликим полководцем в качестве столицы своей будущеймировой империи. Однако честолюбивым планам молодогоцаря и надеждам вавилонян не суждено было осуществиться- 13 июня 323 г. до н. э. Александр Македонский умер. В115 г. до н. э. Вавилон завоеван римским императоромТраяном. Следом за этим Вавилон превратился в провинциюПарфянского царства. Потомки прежнего вавилонско-ара-мейского населения либо смешались с пришельцами, либобыли вывезены в другие страны, либо перебиты. Было пол-ностью забыто место, где находился древний Вавилон, новеликие достижения вавилонян продолжали оказывать воз-действие на другие народы. Во времена Александра Маке-донского и его преемников установились тесные контактыМесопотамии с Грецией. Чужестранцы знакомились с дости-жениями вавилонян в области архитектуры, математики, астрономии, а кодекс Хаммурапи был переведен на рядязыков. Многое в более поздней европейской культуреможно объяснить влиянием Востока. Следы вавилонскогоправотворчества остались в праве других народов. ГЛАВА 3 ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ 1. Образование государства Ин-дия - одна из колыбелей человеческой цивилизации. Онабыла заселена еще в глубокой древности. Первыми жителя-ми Древней Индии были дравиды. По прошествии веков дра-видов сменили многочисленные племена, отличавшиеся другот друга укладом жизни, языком, верованиями, культурой.Мохенджо-Даро и Хараппа - два самых больших городадревней цивилизации, бывшие столицами политических объ-единений. Источники не дают достоверных сведений оклассовой структуре и политической организации обществаХараппской цивилизации. Однако имеющиеся свидетельствапозволяют судить о социальном расслоении общества иразложении первобытнообщинного строя. В XVIII-XVII вв.до н.э. Хараппская цивилизация переживает период зака-та. Центры ее приходят в упадок. Это было вызвано внут-ренними явлениями. Приход индоарийских племен в середи-не II тыс. до н.э. завершил упадок главных хараппскихцентров. Период с середины II тыс. до н.э. до первойполовины I тыс. до н.э., получивший в истории названиеведийского, отмечен образованием классового общества игосударства. Крупные достижения в области производстваповлекли за собой расслоение общества. С усилением об-щественного неравенства военный вождь племени (раджа), который ранее выбирался собранием и мог быть смещен им, все более возвышался над племенами, подчиняя себе орга-ны племенного управления. За должность раджи веласьборьба между представителями знатных и могущественныхродов в племени. Со временем эта должность становитсянаследственной. Сначала большую роль продолжали игратьнародные собрания, оказывавшие влияние при назначениираджи. Постепенно из собрания соплеменников они стано-вились собранием знати, приближенных раджи. Уменьшениероли народных собраний связано с усилением власти рад-жи. Органы племенной администрации постепенно превраща-лись в государственные органы. Занятие высших должнос-тей в государственной администрации было привилегиейрабовладельческой знати. Все большее значение приобре-тает царский жрец (пурохита), который являлся такжеастрологом, советником раджи. Племенная дружина посте-пенно перерастала в постоянное войско во главе с на-чальником (сенани, сенапати).Народ облагался налогами. Например, бали, который рань-ше был добровольным подношением вождю племени или даромбогу, превратился в обязательный и строго фиксируемыйналог, уплачиваемый царю через специальных чиновников.Так, на базе родоплеменных коллективов возникают госу-дарственные образования, обычно небольшие по террито-рии, принимавшие форму монархий или республик. Самымкрупным и сильным государством того времени была Магад-ха. Наивысшего могущества это государство достигло вIV-IH вв. до н.э. при династии Маурьев, объединившейпод своей властью почти всю территорию Индостана. Ма-гадхско-Маурийская эпоха рассматривается как особая ве-ха в развитии древнеиндийской государст-венности. Это был период крупных политических событий.Создание объединенного индийского государства способс-твовало общению различных народов, взаимодействию ихкультур, стиранию узких племенных рамок. В эпоху Маурь-ев были заложены основы многих государственных институ-тов, получивших развитие в последующий период. Междутем империя Маурьев являлась конгломератом племен и на-родов, стоявших на разных ступенях развития. Несмотряна сильную армию, крепкий аппарат управления, Маурьямне удалось сохранить единство государства. Во II в. дон.э. Индия распалась на множество государственных обра-зований.2. Общественный строй Образование варн.С разложением первобытнообщинного строя и развитием об-щественного и имущественного неравенства связано появ-ление сословий - варн. Варны возникли еще в доклассовомобществе, а затем получили закрепление и освящение вклассовом обществе. Постепенно все прежде равноправныесвободные стали делиться на группы, не равные по своемуобщественному положению, правам и обязанностям. С тече-нием времени сословия-варны становились все более замк-нутыми. Утверждаются строгая эндогамность (заключениебраков между представителями одной варны); определен-ная, наследственно закрепленная профессия; поклонениеодним богам. Таким образом, со временем варны претерпе-ли качественные изменения, превратившись в крайне замк-нутые формы (касты). Принадлежность к касте обусловли-валась рождением человека и наследовалась. Различныефакторы социального, экономического и идеологическогохарактера способствовали укреплению и сохранению в Ин-дии такой своеобразной социальной организации. Индийс-кие источники, в частности Законы Ману, дают описаниеиндийских варн. Брахманы- члены жреческих родов, кшат-рии- военная аристократия, вайшьи - рядовые общинники, шудры - неравноправные члены общества. При этом брахма-ны, выполнявшие жреческие функции и знающие священноеучение, занимали наиболее почетное место в обществе. Ихназывали " авадхья" - неприкосновенные. Возникновениеварны шудр связывается с участившимися войнами и усиле-нием имущественного и общественного неравенства. В ре-зультате этого появилось большое число людей- не членовобщин - шудр. Чужаки, принятые в общину, не получалиравных со свободными общинниками прав. Они не допуска-лись к решению общественных дел, не участвовали в пле-менном собрании; не проходили обряда посвящения - " вто-рого рождения", на которое имели право толь-ко свободные члены общины, называвшиеся " дважды рожден-ными" (двиджати). Шудры, составлявшие четвертую, низшуюварну, являлись " единожды рожденными". С окончательнымоформлением рабовладельческого государства деление всехсвободных на четыре варны было объявлено извечно су-ществующим порядком и освящено религией. По наиболеераспространенной богословской версии, бог - творец все-го существующего - Брахма сотворил брахманов из своихуст, кшатриев- из рук, вайшьев - из бедер и шудр - изступней. Для каждой варны был сформулирован свой законобраза жизни - дхарма. Государственное управление оста-валось в ведении двух первых варн, причем исполнениежреческих обязанностей было привилегией брахманов, во-енное дело- кшатриев. Вайшьям было предписано занимать-ся земледелием, скотоводством, ремеслом и торговлей.Шудрам предписывалось находиться в услужении у трехвысших варн. Запрещался переход из одной варны в дру-гую. Ограничивалась возможность смешанных браков, уста-навливалось разное материальное возмещение за убийстволица в зависимости от его принадлежности к определеннойварне: за проступки члена высшей варны по отношению кчлену низшей полагалось более мягкое наказание, чем вобратном случае. Позднее, вследствие падения роли сво-бодных общинников в общественной жизни вайшьи стали ма-ло отличаться от шудр, и линия раздела стала проходитьуже между знатью - брахманами и кшатриями, с одной сто-роны, и простонародьем - вайшьями и шудрами - с другой.Сельская община. Одним из важнейших компонентов соци-ального, общественного и экономического строя в Мау-рийский период являлась община. В общины объединяласьзначительная часть населения - свободные земледельцы.Самой распространенной формой общины была сельская, хо-тя в отсталых районах империи еще существовали прими-тивные родовые общины. Процесс имущественной дифферен-циации уже глубоко проник в общину: наряду с общинника-ми, которые сами работали на своих участках, была иверхушка, эксплуатировавшая и рабов, и наемных работни-ков. Некоторые общинники разорялись, лишались земли иорудий труда и были вынуждены работать в качестве арен-даторов. Различным было и положение деревенских ремес-ленников: часть их работала самостоятельно, имея собс-твенные мастерские, другие нанимались на работу за оп-ределенную плату.Община еще сохраняла черты единого коллектива и старыеобщеобщинные традиции. В определенном отношении она бы-ла самостоятельна в своих внутренних делах. Свободныежители на собраниях решали различные вопросы управле-ния, хотя все большее значение приобретали главы дерев-ни. В начале глава общины выбирался на собрании общин-ников, затем утверждался государственной властью, прев-ращаясь постепенно в ее представителя. В течение долго-го времени общины были изолированы друг от друга, нопостепенно эта ограниченность и замкнутость нарушалась.Рабство в Древней Индии. Древнеиндийское государствовозникло как рабовладельческое, тем не менее в его пра-ве отсутствует отчетливое противопоставление свободныхи рабов. Варны заслоняли собой классы. Это выразилось втом, что сборники законов гораздо определеннее говорятоб отношениях между варнами, чем между классами, таккак именно деление общества на варны древнеиндийскоезаконодательство провозглашает основным делением людей, существующим извечно, и именно изложение прав и обязан-ностей каст является основным содержанием древнеиндийс-ких сборников законов. Рабский труд не играл значитель-ной роли в решающих отраслях экономики Древней Индии.Существенной особенностью древнеиндийского рабства былоналичие государственного законодательства, направленно-го на ограничение произвола хозяина по отношению к ра-бам. Например, запрещалось продавать детей-рабов безродителей; хозяин при использовании труда раба был обя-зан учитывать его кастовое положение. В отличие отДревней Греции и Древнего Рима индийские рабы моглииметь семьи, собственность, право на наследование, пра-во собственности на получаемые дары. Свободный, стано-вясь рабом, не терял своих семейных, родовых и кастовыхсвязей. Таким образом, особенностью древнеиндийскогорабства является его неразвитость: наряду с рабовла-дельческими отношениями продолжали сохраняться значи-тельные пережитки первобытнообщинного строя. Вместе стем рабство в Древней Индии по своим основным признакамбыло похоже на рабство в Греции и Риме. Наиболее харак-терная общая черта, отличающая раба от других эксплуа-тируемых, - отсутствие права на свою личность: он былвещью в образе человека, полностью находящейся во влас-ти другого. В Древней Индии, так же как и в античноммире, считалось само собой разумеющимся право хозяинараспоряжаться жизнью раба.3. Государственный стройМагадхско-Маурийская эпохахарактеризуется усилением монархической власти и паде-нием роли институтов племенного управления. Основой го-сударства считался царь. Принцип наследования соблюдал-ся очень строго. Еще при жизни царь назначал одного изсвоих сыновей наследником престола. В эпоху Маурьевоформилась концепция " чакравартина" - единоправителя, власть которого будто бы распространялась на огромныетерритории. Маурийский царь стоял во главе государс-твенного аппарата и обладал законодательной властью.Эдикты издавались от имени и по повелению царя. Он самназначал крупных государственных чиновников, являлсяглавой фискальной администрации, верховным судьей. Онже считался командующим армией, численность которой бы-ла огромна. Из-за частых заговоров особое внимание уде-лялось охране царя. Хотя раджа сам выбирал себе надеж-ных помощников, за ними также была установлена секрет-ная слежка. В целом службе надзора придавалось большоезначение. Под надзором находились не только должностныелица, но и жители городов и деревень. Большую роль придворе играл царский жрец, принадлежавший к влиятельномубрахманскому роду. Совет царских сановников - паришад -существовал и ранее, но именно в эпоху Маурьев приобрелфункции политического совета. Он занимался проверкойвсей системы управления и выполнением приказов царя.Кроме паришада существовал тайный совет, состоящий изнескольких особо доверенных лиц. В случае крайне неот-ложных дел члены обоих советов могли вместе собираться.Паришад как политический орган состоял из знати - воен-ной и жреческой, которая стремилась сохранить свои при-вилегии и ограничить абсолютную власть правителя. Вранние периоды паришад был более широким по составу иболее демократическим по характеру органом власти иоказывал значительное воздействие на раджу и его поли-тику. Постепенно количественный состав паришада сокра-щается, он аристократизируется, роль его все более сво-дится к выполнению совещательных функций при царе. Од-нако даже в эпоху Маурьев, когда царская власть особен-но усилилась, паришад сохранял значительное влияние имаурийские правители не могли не считаться с ним. По-добные преобразования претерпела и сабха - ранее широ-кое по составу собрание знати и представителей городс-кого и сельского населения, выполнявшее очень важныеполитические функции. К эпохе Маурьев состав сабхи ста-новится значительно уже, она тоже приобретает характерцарского совета- раджа-сабхи. Правда, посравнению с паришадом раджа-сабха была более представи-тельным органом, и в ряде случаев царю приходилось об-ращаться за поддержкой к раджа-сабхе. Источники свиде-тельствуют, что даже в периоды особенного усиления мо-нархической власти сохранялись институты и традициидревней политической организации, которые определеннымобразом ограничивали власть царя. Территория государс-тва в эпоху Маурьев делилась на провинции. Во главе че-тырех главных провинций находились царевичи. Эти про-винции обладали особым статусом, в частности немалойавтономией. Для проверки действий местных чиновниковцаревичи в главных провинциях посылали специальных инс-пекторов на управляемые ими территории. Помимо деленияна главные провинции существовало деление на обычныепровинции (джанапады), области (прадеши)" округа (аха-ле). Низшей единицей провинциального управления явля-лась деревня. Во главе джанапад стояли крупные госу-дарственные чиновники - раджуки. В главных городах ок-руга имелись канцелярии, откуда по всему округу посыла-лись распоряжения. Высокое положение занимали специаль-ные чиновники по охране границ. Проводя политику стро-гой централизации, Маурьи вместе с тем не предпринялиломки многих старых институтов и традиций, с которымивынуждены были считаться. В государстве сохранились ав-тономные, независимые полисы, сохранявшие старую поли-тическую организацию, но в целом включающиеся в системуобщеимперского управления. Некоторые черты самоуправле-ния сохранились в эпоху Маурьев и в городах, хотя цент-ральная власть и стремилась лишить городские советы не-зависимости.4. Законы МануВ Древней Индии понятиеправа как совокупности самостоятельных норм, регулирую-щих общественные отношения, было неизвестно. Повседнев-ная жизнь индийцев подчинялась правилам, утверждаемым внормах, по своему характеру являвшихся скорее этически-ми, чем правовыми. Данные нормы носили ярко выраженныйрелигиозный характер. Нормы, определяющие поведение лю-дей в их повседневной жизни (дхармы), содержались всборниках - дхармашастрах. Наиболее известной дхарма-шастрой являются Законы Ману (Манумифический бог). Точ-ное время составления этих Законов неизвестно.Предполагается, что они появились в период между II в.до н.э. и II в. н.э. Законы Ману состоят из 2685 ста-тей, написанных в форме двустиший (шлок). Непосредс-твенно правовое содержание имеют немногочисленныестатьи, содержащиеся в основном в главах VIII и IX(всего в Законах 12 глав). Главное в Законах Ману- зак-репление существующего варнового устройства. Здесь под-робно описывается происхождение варн согласно религиоз-ному учению, указывается на наследственно-профессио-нальный характер варн, определяется назначение каждойварны, привилегии высших варн. Право собственности. Впериод создания Законов Маиу в Индии уже хорошо понима-ли разницу между собственностью и владением. При этомохране частной собственности уделялось значительноевнимание. Законы указывают семь возможных способов воз-никновения права собственности: наследование, получениев виде дара или находка, покупка, завоевание, ростовщи-чество, исполнение работы, а также получение милостыни.Древней Индии был известен и такой способ приобретенияправа собственности, как давность владения (10 лет).При этом подчеркивалось, что только при законном подт-верждении человек из владельца превращался в собствен-ника. Приобретать вещь можно было только у собственни-ка. Запрещалось доказывать право собственности ссылкойна добросовестное владение. Если у добросовестного при-обретателя обнаруживалась украденная вещь, она возвра-щалась прежнему собственнику. Среди основных видовсобственности Законы называют землю. Земельный фондстраны составляли земли царские, общинные, частных лиц.Не следует рассматривать царя как собственника всейземли в государстве. Царь получал налоги с землевла-дельцев не как собственник земли, а как суверен, защи-щающий население страны. В Законах Ману говорится, чтоесли царь взимает налоги, не охраняя, подданных, то оннемедленно идет в ад; такой царь называется " крадущимшестую часть урожая". За незаконное присвоение чужойсобственности (чужого участка земли) накладывался боль-шой штраф, присвоившего чужую землю объявляли вором.Вмешиваться в дела собственника запрещалось. В ЗаконахМану говорится, что, если несобственник поля засеваетчужое поле своими семенами, он не имеет права получатьурожай. Лишь сам собственник земли решал вопрос о своейземле, которую он мог продать, подарить, заложить, сдать в аренду. Законы Ману охраняют и движимое иму-щество. Наиболее значительным из него было: рабы, скот, инвентарь.В Законах Ману упоминается о рассмотрении судебных спо-ров о границах между общинами, об общинных колодцах, каналах. При рассмотрении этих споров прежде всего учи-тывалось мнение родственников и соседней. Они же имелиправо преимущественного приобретения земли. Таким обра-зом, община, игравшая значительную роль в общественныхотношениях, стремилась ограничить частное землевладе-ние. Обязательства. Обязательственные отношения получи-ли в Законах Ману довольно тщательную разработку. В ос-новном в Законах говорится об обязательствах из догово-ров. Наиболее подробно описывается один из древнейшихдоговоров - договор займа. Закон твердо устанавливаетнерушимость и преемственность долговых обязательств.Если должник не мог уплатить долга в срок, он долженбыл его отработать. При этом кредитор, принадлежавший книзшей касте, не мог заставить отрабатывать долг долж-ника, принадлежащего к высшей касте. Лицо более высоко-го происхождения, чем кредитор, отдавало долг постепен-но. Допускалось получение долга с помощью силы, хитрос-ти, принуждения. После уплаты долга с процентами долж-ник становился свободным. В случае смерти должника долгмог перейти на сына и других родственников умершего. ВМаурий





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.