Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раздел II. Средние века






Тема 10. Возникновение и развитие феодального государства и права (2 ч)

Цели занятия:

1) рассмотреть эволюцию основных форм феодальных госу­дарств Западной Европы (раннефеодальная, сеньориальная, сослов- но-представительная и абсолютная монархии), их характерные чер­ты;

2) проанализировать особенности политической системы запад­ноевропейского феодального общества и место в ней общины, церк­ви, городов;

3) рассмотреть основные источники права государств средне­вековой Западной Европы (обычное право, королевское законода­тельство, каноническое право, городское право, рецепция римского права).

ВОПРОСЫ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ

1. Причины возникновения и формы средневекового европейско­го государства.

2. Особенности государственного и общественного строя сред­невекового европейского государства.

3. Государство и церковь в политической системе средневеко­вого общества.

4. Средневековое право:

а) обычное право;

б) королевское законодательство;

в) феодальное право;

г) партикулярные системы права;

д) рецепция римского права.


Задания:

1) изучить рекомендуемую литературу;

2) дать определение понятий и терминов: абсолютная монархия, бенефиций, глоссаторы, городское право, дворцово-вотчинная сис­тема управления, договор комендации, договор прекария, канони­ческое право, община, постглоссаторы, принцип сюзеренитета-вас- салитета, раннефеодальная монархия, рецепция римского права, сеньориальная монархия, сословно-представительная монархия, феод, феодальный договор.

Литература: 1; 2; 4, т. 1; 6, т. 1; 7-9; 10, т. 2; 23; 37; 39, т. 1; 44; 47; 48; 50; 57.

Тема 11. Государство и право франков (2 ч)

Цели занятия:

1) определить причины возникновения государства франков;

2) раскрыть изменения в общественном и государственном строе (при Меровингах и Каролингах);

3) проанализировать процесс становления вассально-ленных отношений и новых форм эксплуатации зависимого населения;

4) изучить особенности организации империи Карла. Великого и причины ее распада;

5) установить статус христианской церкви в государстве фран­ков;

6) дать юридическую оценку источников права.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ

1. Возникновение государства франков и основные этапы разви­тия

2. Государственный строй при Меровингах и Каролингах.

3. Общественный строй государства франков.

4. Возникновение права у франков.

5. Салическая правда:

а) имущественные отношения;

б) семейно-брачные отношения;

в) уголовное право и процесс.

Задания:

1) изучить рекомендуемую литературу;

2) дать определения понятий и терминов: аллод, «государевы посланцы», граф, дворцовый граф, «демократия знати», иммунитет-

ные права, камерарий, майордом, «майские поля», «мартовские

сты, министериалы, «просвещенный абсолютизм», рейхстаг, фогты, чиншевики, шеффены, щиты.

Литература: 1; 2; 4, т. 1; 6, т. 1; 7; 8; 10, т. 2; 20; 23; 37; 39; 44; 48; 50; 57.

Тема 14. Государство и право средневековой Англии (4 ч)

Цели занятия:

1) раскрыть причины образования и основные этапы развития феодального государства в Англии;

2) выявить основные направления реформ Генриха II, их значе­ние в укреплении центральной королевской власти;

3) рассмотреть борьбу сословий за ограничение всевластия ко­роны;

4) проанализировать основные положения Великой хартии воль­ностей 1215 г.;

5) изучить причины возникновения и эволюцию английского пар­ламента;

6) дать характеристику английского абсолютизма и роли англи­канской церкви в его укреплении.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ

1. Образование англосаксонского государства.

2. Государственный и общественный строй.

3. Своеобразие сеньориальной монархии. Реформы Генриха II.

4. Образование английского парламента.

5. Особенности английского абсолютизма. Причины его «неза­вершенности».

6. Становление судебно-правовой системы Англии. «Общее право» и «право справедливости».

7. Специфика источников и институтов права.

Задания:

1) изучить рекомендуемую литературу;

2) дать определение понятий и терминов: витанагемот, «изме­на», копигольдер, лорд, мисдиминор, «общее право», персональные иски, «право справедливости», реальные иски, сокмен, траст, фело- ния, фолькленд, фригольдер.

Литература: 1; 2; 4, т. 1; 6, т. 1*7-9; 10, т. 2; 24; 37; 39; 44; 57; 86.

Т6


Тема 15. Особенности государства и права Арабского халифата (2 ч)

Цели занятия:

1) определить причины образования арабского государств, роль ислама как объединяющего фактора;

2) рассмотреть основные периоды истории Арабского халифе

та;

3) установить характерные черты общественного строя, значе ние мусульманского вероисповедания при определении право нот статуса лица;

4) проанализировать полномочия халифа и институт визира т. роль армии в Арабском халифате;

5) дать оценку основным источникам и институтам шарипгй (мусульманского права).

ВОПРОСЫ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ

1. Причины возникновения и основные этапы истории хал ифа i а

2. Арабский халифат: история организации власти и управлении

3. Общественный строй: правовой статус мусульман и нему сульман.

4. Мусульманское право и его источники.

5. Регулирование имущественных отношений.

6. Наследование, брак в мусульманском праве.

7. Уголовное право и процесс.

Задания:

1) изучить рекомендуемую литературу;

2) дать определение понятий и терминов: адаты, вакуф, bh iujm. диван, закият, зиммий, иджма, икта, калым, канун, кисас, кияе, Ко ран, мульк, мазхаб, садак, Сунна, сунниты, умма, урф, фетиа, фмр ман, хадц, халифат, харадж, шииты, эмират.

Литература: 1; 2; 4, т. 1; 6, т. 1; 7; 8; 10, т. 1; 16; 18; 21. i I. 22; 23; 37; 39; 78.

Тема 16. Государство и право средневековой Византии (2 ч)

Цели занятия:

1) выявить причины возникновения и основные этапы ранни им Византийского государства;

2) определить правовое положение отдельных групп населен и м;

3) рассмотреть статус, императорской власти;

4) раскрыть особенности формирования центрального аппарата и имперской бюрократии;

5) охарактеризовать роль христианской церкви в средневековой Византии;

6) дать оценку источникам и институтам византийского права.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ

1. Возникновение Восточной Римской империи.

2. Эволюция общественного строя.

3. Государственный строй. Особенности центрального и мест­ного управления.

4. Взаимоотношения церкви и государства.

5. Византийское право.

Задания:

1) изучить рекомендуемую литературу;

2) дать определение понятий и терминов: арифмос, димы («голу­бые», «зеленые»), канон, квестор, консисторий (синклит), констан­тинопольский сенат, магистра «народ Константинополя», парики, префект претория, приписные колоны, прония, свободные колоны, секреты, фемы.

Литература: 1; 2; 4, т. 1; 6, т. 1; 7; 8; 10, т. 2; 23; 37; 39; 50.

Тема 17. Государство и право в странах Азии (4 ч)

Цели занятия:

1) определить особенности развития Китая, Японии и Индии;

2) выявить характерные черты сословно-классовой структуры этих стран;

3) проанализировать систему органов центрального и местного управления;

4) дать юридическую оценку источникам и институтам права азиатских стран.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ

1. Особенности развития государства и права в странах Азии в период Средневековья.

2. Государственный строй Китая. Центральные и местные орга­ны управления.

Щ

3. Сословно-классовая структура Китая.

4. Право Китая.

5. Государственный строй Японии в период раннефеодального государства и сегуната.

6. Правовой статус основных групп населения.

7. Основные черты права Японии.

8. Особенности государства Индии в период раннего феодали­зма.

9. Сословно-классовое деление индийского общества. Варно- кастовая иерархия.

10. Общественный и государственный строй Индии в период Делийского султаната и Великих моголов.

11. Право Индии.

Задания:

1) изучить рекомендуемую основную и дополнительную литера­туру;.

2) дать определение понятий и терминов: «благородные», варна, дайме, «добрые», камин, каста, ко, но, «подлые», раджа, ремин, се, сегунат, си, тодзама-дайме, «шесть основных ведомств», фудай- дайме.

Литература: 1; 2; 4, т. 1; 6, т. 1; 7; 8; 10, т. 1; 21; 23; 37; 49; 51; 73; 74; 76.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.