Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Источники кодекса Наполеона






Первый источник – классическое римское право. Французское гражданское право не порывало своей связи с римским правом, используя его отточенные понятия и юридической терминологии, а когда было необходимо, и материально-правовые нормы.

Второй источник – французское обычное право. На большей территории Франции, прилегающей к ее северным границам, действовали обычаи (кутюмы), зафиксированные письменно. В то же время и в областях, где действовали кутюмы, римское право не отвергалось полностью. Накануне Великой французской революции действовало не менее 60 общих кутюмов (coutumes generales) и 300 – чисто местного значения (coutumes locales). Сборники кутюмов, утвержденные королем, становились “местными кодексами” гражданского права. Отличительной чертой дореволюционного французского права был его партикуляризм.

Третий источник – труды известных французских юристов. Непосредственным образцом и ориентиром для создателей кодекса Наполеона послужили работы французских юристов XVII и XVIII веков. В становлении общефранцузского гражданского права важную роль сыграли известные ученые-юристы (Дюмелен, Кокий, Ф. Буржон, Дома, Ж. Потье, К. Оливье) и практики (судьи, адвокаты, королевские чиновники). Французское гражданское право создавалось в основном практиками, которые не предотвратили рецепцию римского права и сохранили большую часть национального обычного права (кутюмы).

Четвертый источник – “Промежуточное право” (droit intermediaire) революционного периода (1789 – 1799 гг.), основанное на общественных идеалах Просвещения, как его понимали Дидро, Вольтер и Руссо: индивид, как разумное и самостоятельно отвечающее за свои действия существо, с рождения обладающее неотъемлемым правом на свободу совести, свободу вероисповедания, свободу на осуществление экономической деятельности. Это право основательно разрушило старый социальный правовой порядок. Составители кодекса Наполеона заняли более сбалансированную позицию в области индивидуальных гражданских прав.

Пятый источник – правовое наследие великих французских просветителей. Кодекс Наполеона испытал значительное влияние теории естественного права, основанной на рационалистических началах. Доктринальным источником кодекса Наполеона стали правовые взгляды просветителей. Развивая теорию естественных, неотъемлемых прав человека и общественного договора, они аргументировали необходимость модернизации социально-правовых и экономических отношений.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.