Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Гражданина в зарубежных странах.






 

1. Историческое развитие прав и свобод в зарубежных странах.

2. Гражданство и режим иностранцев (на примере мексиканской, американской, испанской конституций и конституций постсоциалистических стран).

3. Личные (гражданские), политические, экономические, социальные и культурные права, свободы и обязанности (сравнительный анализ конституций стран с демократическим и авторитарным режимом).

4. Омбудсманы и аналогичные им институты. Гарантии прав и свобод.

Основные понятия: правовой статус личности, основные принципы современной концепции прав человека, гражданство, бипатризм, апатриды, гарантии прав и свобод: социальные, экономические и юридические (нормативные и институциональные.)

Краткое содержание ответов.

Правовой статус личности – это действительное, юридически оформленное положение человека в его взаимоотношениях с государством и другими субъектами.

Виды правовых статусов:

общий правовой статус – статус лица, как гражданина государства, члена общества (определяется Конституцией страны, является единым, одинаковым для всех, характеризуется относительной статичностью, обобщенностью;

специальный (родовой) статус – отражает особенности положения определенных категорий граждан (например, пенсионеров, студентов, военнослужащих, учителей, рабочих и т.д.);

индивидуальный статус – фиксирует конкретику отдельного лица (пол, возраст, семейное положение, выполняемую работу и др.), он подвижен, динамичен, изменяется вместе с происходящими в жизни человека переменами.

Государственное право, во-первых, непосредственно регулирует статус личности в той части, которая затрагивает политические отношения. Во-вторых, оно определяет основы правового положения человека, оставляя подробности на долю специальных отраслей права.

Государственно-правовой статус личности образуется из нескольких составляющих:

- гражданство либо иные разновидности политико-правовой связи, между человеком и субъектом политической власти;

- правосубъектность. Необходимо, чтобы лицо было правоспособным, то есть способным иметь определенный объем прав, свобод и обязанностей. Чтобы лицо участвовало в правоотношениях и самостоятельно совершало юридически значимые действия, должна быть признана его способность к такому поведению, то есть дееспособность.

Правоспособность и дееспособность в совокупности образуют правосубъектность, делают человека формально признанным субъектом правоотношений.

Правосубъектность не связана напрямую с гражданством лица, хотя гражданство влияет на объем правоспособности. Ст. 3 Американской конвенции о правах человека от 22 ноября 1969 г. устанавливает, «что каждый человек имеет право на признание его правосубъектности». Иными словами, не только граждане вправе требовать признания своей юридической личности;

- принципы государственно-правового регулирования статуса человека;

- права, свободы, обязанности и запреты, с которыми связано юридически значимое поведение людей;

- гарантии прав и свобод человека.

Основные принципы современной концепции прав человека:

- свобода выбора образа жизни, в том числе форм государственности;

- сочетание автономии личности и самоуправления коллективистских начал во взаимоотношениях с обществом и государством;

- социальная справедливость;

- отсутствие дискриминации личности по какому бы то ни было признаку;

- отказ от насилия при урегулировании социальных конфликтов.

Принципы государственно-правового регулирования статуса личности.

Принципы правового регулирования статуса личности – это нормативная формула, обобщающая юридическую практику, взгляды и поведение большого числа людей, политиков, государства, его органов и чиновников по отношению к свободам и обязанностям человека.

Различия в принципах регулирования правового статуса личности между странами позволяют рассматривать эти принципы методом антитезы, противопоставления. При этом за основу взяты две альтернативные крайности, а существование «золотой середины» исключений лишь подразумевается.

Первую противопоставленную пару образуют: принцип юридического равенства людей перед законом и государством и альтернативный ему принцип правовой дифференциации.

Принцип юридического равенства означает, что государство и закон одинаково относятся к каждому гражданину, не признают привилегий и не устанавливают правоограничений в связи с его происхождением, религией, национальностью, расой, полом, социальным и имущественным положением, участием в политических организациях.

Существует понятие, как «положительная дискриминация» – создание льготных правовых условий для социально уязвимых категорий людей – инвалидов, коренных народов, вытесненных со своего жизненного пространства сильной нацией, находящихся на грани исчезновения. Например, по конституционному праву Германии оно закреплено по отношению к матерям, которые имеют особое «право на защиту и попечение общества».

Дифференциацию устанавливают в случаях, когда политический режим вынужден поддерживать или стремиться:

- сохранить традиционную сословную, племенную структуру общества. По Конституции Фиджи 1990 г., правовой статус граждан в значительной мере определяется их этнической принадлежностью (фиджийцы, ротума, индийцы).

- перестроить общество на принципах единства и имущественного равенства;

- защитить господство привилегированных групп, рас, сословий;

- подавить оппозиционно настроенные общественные группы и их представителей (партии, политические движения и их лидеров);

Правовая дифференциация выражена в явных и скрытых формах, таких, как:

- разное представительство сословий в парламенте, проведение выборов по куриям (от сословий, племен, национальных групп);

- запрет браков между представителями разных вероисповеданий, рас (Иран, ЮАР до ликвидации апартеида);

- разные наказания за идентичные правонарушения в зависимости от социальной, религиозной, национальной принадлежности нарушителя.

Другую альтернативную пару составляют общедозволительный принцип правового регулирования статуса личности и разрешительный принцип.

Противопоставлены также принцип юридического баланса индивидуальных и общих (государственных) интересов и принцип господства общества и государства над личностью.

Конституция охраняет свободу слова, даже иногда вопреки интересам и убеждениям большинства. В защиту этой свободы законы отдельных штатов, устанавливающие ответственность за сожжение американского флага, были признаны недействительными. Суды США признали неконституционными законы некоторых штатов, требующие клятвы верности от школьных учителей, запрещающие пропаганду смещения правительства, обязывающие начинать школьный день с молитвы.

Общественность заинтересована в поддержании порядка в городах, однако закон, запрещавший распространение листовок во избежание загрязнения улиц, также оказался неконституционным по мнению Верховного суда США.

Для зарубежного конституционализма характерен дуализм правового статуса личности, который выступает в соответствующих сферах либо как человек - в экономической, социальной, либо как гражданин – в сфере политической (по теории немецкого государствоведа К. Маунца).

Политическая правоспособность гражданина – способность быть субъектом государственно-правовых отношений, то есть способность обладать политическими правами и нести соответствующие обязанности, предусмотренные нормами конституционного права. Политическая правоспособность является стабильным элементом правосубъектности гражданина и находит свое выражение в принципе равноправия и равенства всех перед законом. Политическая дееспособность очень изменчива и подвижна и зависит от применяемых в стране методов властвования.

Два основных способа определения объема правосубъектности: – позитивный (разрешительный), когда провозглашенные конституционные права и свободы должны быть воплощены в парламентских законах, детально регулирующих порядок их осуществления и защиты от нарушений; - негативный – нормы конституционного права, устанавливающие лишь то, что гражданин не может делать. В Великобритании они не зафиксированы в нормах права, но предполагаются с ограничениями, установленными парламентскими статутами и судебной практикой. Например, можно устроить собрание где угодно и как угодно, если не нарушаются законы о беспорядках, о незаконных сборищах, о нарушении общественного порядка, о дорогах, о собственности и т.п. Закон устанавливает предел невозможному, а не рамки возможного.

В настоящее время существуют два основных подхода к регулированию естественных прав:

- первый подход. Поскольку указанные права носят естественный характер, они не порождаются конституцией, они очевидны, неотделимы от человека и, следовательно, не нуждаются в конституционном регулировании. Конституция должна закреплять другие права – политические, социальные и т.д. (данный подход принят в Голландии, некоторых скандинавских странах, отчасти в США);

- второй подход. Естественные права самые важные, и поэтому их необходимо закрепить в конституции в первую очередь. Данный подход принят обычно в странах, где основные права длительное время попирались, в странах, недавно освободившихся от авторитарных и тоталитарных режимов.

Обычно в тексте Основного закона содержится специальная глава, посвященная регламентации правового положения гражданина.

В Конституции Испании – гл. 2 «Права и свободы», Италии – ч. 1 «Права и обязанности граждан», Конституция ФРГ – раздел 1 «Основные права» (из 19 статей), в Индии – ч. 3 «Основные права», в Колумбии – ч. 2 «Жители: колумбийцы и иностранцы» и ч. 3 «О гражданских правах и социальных гарантиях», в Конституции Мексики – раздел 1 «О гарантиях прав личности», в Конституции РФ 1993 г. – глава 2 «Права и свободы человека и гражданина», в Конституции Японии 1947 г. – глава 3 «Права и обязанности народа».

В ряде стран – вынесены за рамки основного текста в самостоятельный раздел, который рассматривает как органическая часть Основного закона страны – Билль о правах в США (первые 10 конституционных поправок).

Конституции освобожденных государств в Африке содержат в тексте лишь отдельные положения о демократических правах и свободах, но дают отсылки в преамбуле к Декларации прав человека и граждан 1789 г. (бывшие колонии Франции) и Всеобщей декларации прав человека 1948 г.

В странах социализма конституционное регулирование прав и свобод значительно отстает от мировых стандартов и по объему, и по юридической технике, но и здесь наметилась прогрессивная тенденция. Например, если Конституция КНР 1975 г. содержала только 4 статьи о правах и свободах, то Конституция 1982 г. – 24 статьи.

Права, свободы и обязанности.

Право – это возможность лица совершать конкретное юридически значимое действие (возможность участвовать в выборах).

Свобода – возможность совершать все виды юридически значимого поведения в определенной области, за теми изъятиями и ограничениями, которые оговорены законом. Так, осуществляя свободу совести, лицо самостоятельно определяет свое вероисповедание, способы общения с религией либо придерживается атеистических убеждений.

По способу осуществления и защиты права и свободы делятся на абсолютные и относительные. Абсолютными являются те, которым противостоит всеобщий, обращенный к третьим лицам и государству, запрет препятствовать их осуществлению. Многие абсолютные правомочия определены в законе именно через запрет посягательства на них (личная неприкосновенность, право на жизнь).

Относительному праву человека соответствует обязанность конкретных субъектов не просто воздержаться от нарушений, но и предпринять действия, необходимые для реализации этого права. Чтобы человека реализовал право на справедливую судебную процедуру, суд должен соблюсти процессуальные нормы, присяжные – вынести праведный вердикт, а апелляционной инстанции следует беспристрастно рассмотреть полученную жалобу.

Американцы, а затем и международные организации обозначили группу «фундаментальных» прав (в Основном законе ФРГ – «основные права»). Они составляют основу конституционного строя. Государство не может ограничить объем этих прав, кроме случая, когда вводится чрезвычайное или иное особое положение. Их перечень – в первых конституционных документах: право на личную неприкосновенность, свобода собраний и ассоциаций, презумпция невиновности, избирательное право, свобода слова.

Права, которые не входят в число фундаментальных, можно считать переменными. Демократическое государство, как правило, не принимает на себя бесспорную обязанность гарантировать переменные права.

Другое основание классификации связано с характером субъектов прав, свобод и обязанностей. В связи с этим возможно разделение прав, свобод и обязанностей на индивидуальные и коллективные.

Индивидуальное право может осуществляться и защищаться индивидуально, когда как коллективные права индивидуально осуществить невозможно. Например, права на забастовку только коллективное.

Можно классифицировать права, свободы и обязанности на основные и дополнительные. Последние производны от первых, конкретизируют их. Например, право участвовать в управлении государством – основное право, а избирательные права производны от него, одно из его проявлений.

Правовое оформление прав и свобод проходит несколько основных стадий.

Первое поколение – право на жизнь, свобода от внешнего, прежде всего государственного, произвола и насилия, а также право собственности (еще в Великой Хартии вольностей 1215 года)

Второе поколение – избирательное право, право на справедливый суд, свобода объединений, печати и собраний и др.

Третье поколение – свобода профсоюзов, право на справедливое вознаграждение за труд, свобода от эксплуатации (принудительного труда), право на жилище, социальное обеспечение.

Некоторые права являются многоцелевыми, позволяют человеку реализовать себя в разных качествах: свободой печати пользуются для распространения политических убеждений, но не меньшее значение она имеет и для творчества, реализации личных прав.

Существует классификация по содержанию соответствующих прав, свобод и обязанностей. Условно делятся на три основные группы.

Первая группа – это личные, или гражданские права, свободы и обязанности: право на жизнь, на личную неприкосновенность и т.п.

Вторая – политические, связанные с участием в управлении обществом и государством: право избирать и быть избранным, свобода собраний, обязанность защищать родину и т.п.

Третья – экономические, социальные и культурные: право на труд, свобода труда, право собственности, обязанность платить налоги, право на образование, свобода творчества и т.п.

Некоторые авторы третью группу делят на две: социально-экономические и социально-культурные права, свободы и обязанности. В последнее время выделяют в самостоятельную группу экономические права.

Личные (гражданские) права:

- на безопасность;

- на жизнь;

- на альтернативную гражданскую службу;

- на семейную тайну;

- на личную тайну;

- на защиту чести и своего имени;

- на достоинство;

- на неприкосновенность частной жизни;

- на выбор языка и пользование им;

- на свободное использование своих способностей;

- на неприкосновенность жилища;

- на несвидетельствование против себя самого, супруга, близких родственников;

- на равенство перед законом и судом;

- на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений;

- на свободную и личную неприкосновенность;

- на наследование;

- на определение и указание своей национальной принадлежности;

- на свободу совести и вероисповедания;

- на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства;

- на самозащиту своих прав и свобод.

Следует отметить ярко выраженный социальный характер и особое внимание к правам личности в конституциях государств, недавно освободившихся от авторитарных режимов. Например, в Конституции Португалии (1976) 68 статей посвящено правам и свободам. К личным правам в ней отнесены право:

- на жизнь и запрет смертной казни,

- на одинаковое общественное достоинство,

- оказывать сопротивление любому приказу, который наносит ущерб правам и свободам и их гарантиям,

- право на физическую и моральную неприкосновенность,

- право применять силу для отпора любой агрессии, если нельзя обратиться к представителям власти,

- на свободу и безопасность,

- на защиту персональных данных,

- на индивидуальность, гражданскую дееспособность, гражданство, доброе имя, хорошую репутацию, на определенный образ жизни, свободу слова, сохранение тайны в частной и семейной жизни и другие.

Государственно-правовое регулирование абортов в разных странах

В фашистской Германии предметом повышенного внимания государства стало брачно-семейное право, на которое оказала влияние и нацистская идеология. Запрещены были не только аборты, но, в целях сохранения чистоты арийской нации, законом от 14 июля 1933 г. запрещалось вступать в брак арийцам с неарийцами, страдающими наследственными болезнями, слабоумными, шизофрениками, слепыми, глухими, обладающими слабым телосложением и т.п., что могло «ослабить национальное здоровье». Для разрешения вопросов о возможности брака создавались суды здоровья, значение которых особенно возросло после принятия законов о принудительной стерилизации и кастрации (1933 г.) тех, кто не соответствовал расовым требованиям о пригодности к созданию полноценной семьи (уже в первый год действия закона на 56 тыс. операций приходилось около 3 тыс. смертельных случаев). В результате такой государственной политики по мнению нацистского руководства Германии, возрастала роль «истинных арийцев» по сохранению генофонда нации. Женщинам независимо от их семейного статуса предлагалось до 35 лет для выполнения долга родить до 4-х детей, а женам, выполнившим до этого возраста свое предназначение, рекомендовалось отпустить мужей для исполнения своего дальнейшего долга перед нацией.

Процесс легализации абортов в большинстве стран мира начинается в 50 – 60-е гг. (в СССР легализован в 1955 г., в Китае разрешается с 1953 г. при запрете для женщины, находящейся на 7-ом месяце беременности). После «Abortain act» от 17 октября 1967 г. в Великобритании и решения Верховного суда США «Roe versus Wade» от 22 января 1973 г., где провозглашалось, что «плод не является юридической личностью, защищенной Конституцией США», большинство западных стран легализовали искусственное прерывание беременности: в Дании - с 1973 г., во Франции - с 1975 г., в Швеции – с 1974 г. (разрешен до 18 недель), в Турции – с 1983 г. (с согласия супруга для замужней женщины) и др. однако, к 1987 г. еще в 97 странах мира оперативное прерывание беременности находилось вне закона. Несмотря на то, что этот список имеет тенденцию к постепенному сокращению (выбыла Румыния с 1989 г., ЮАР с 1996 г. и др.), он до сих пор включает в себя достаточное количество стран в различных регионах мира: Ирландия, Польша, Португалия в Европе; Афганистан, Иран, Кувейт, Саудовская Аравия, Сирия, ОАЭ, Оман, Таиланд в Азии; Нигер, Мозамбик, Камерун, Судан в Африке; Мексика, Никарагуа, Перу, Парагвай, Уругвай в Америке и многие другие. В перечисленных странах женщинам запрещено прерывать беременность, за исключением случаев изнасилования или нарушения развития эмбриона. В связи с этим, в Ирландии и Польше распространены так называемые «абортные» туры в другие европейские страны.

Во многих странах, особенно католических, конституционно закрепляются положения, прямо или косвенно касающиеся вопроса об искусственном прерывании беременности, а именно: «жизнь человека достойна защиты еще до его рождения» (Чешская хартия основных прав и свобод; ч. 1, ст. 15 Конституции Словакии), «государство признает право на жизнь нерожденного и, имея в виду равное право на жизнь матери, гарантирует в своих законах уважение, …защищает и поддерживает своими законами это право» (ст. 40 п. 3 Конституции Ирландии); в ст. 68 конституции Португалии отмечено, что «трудящиеся женщины имеют право на особую защиту во время беременности и после родов, включая освобождение от работы на соответствующий период без потери вознаграждения или каких-либо выгод»; «внебрачным детям обеспечиваются условия для физического и умственного развития, …гарантируется положение в обществе наравне с детьми, родившимися в браке» (ст. 6 п. 5 Конституции ФРГ, ст. 39 п. 2 конституции Испании, ст. 30 Конституции Италии); «Материнство и отцовство представляют собой выдающиеся общественные ценности» (ст. 68 п. 2 Конституции Португалии); «Право человека – свободно решать о рождении ребенка» (ст. 27 конституции Сербии).

В некоторых странах проводится прямо противоположная политика в отношении искусственного прерывания беременности. Показательна в этом плане Конституция КНР 1982 г. (в редакции 1993 г.). Так, в ст. 25 декларируется, что «Государство распространяет планирование рождаемости, чтобы привести рост населения в соответствие с планами экономического и социального развития», в ч. 2 ст. 49 – «Супруги …обязаны осуществлять планирование рождаемости». В значительной степени это оправдывается тем, что более 25 % прироста национального дохода тратится на нужды нового родившегося населения. Для ханьцев (составляющих 90 % населения) оптимальным считается один ребенок в городской семье, два – в сельской местности. Для семей, соблюдающих данные требования, предусмотрены льготы по снабжению, кредитованию, налогообложению и другим сферам.

Однако приоритетным в ходе осуществления политики планового деторождения китайское правительство считает целесообразность поздних браков, позднего деторождения и предупреждения беременности, а коэффициент абортов в Китае ниже среднемирового уровня и соответствующего показателя в Японии, Республике Корея и странах восточной Европы. Вместе с тем, желая иметь единственного ребенка мужского пола, китайские семьи, определив по возможности пол эмбриона, в значительном количестве избавляются от потенциальных девочек. В настоящее время диспропорции между мужским и женским населением Китая в брачном возрасте достигает 40 млн., а врачам запрещено применять медицинскую аппаратуру для определения пола зародыша (при неоднократном нарушении грозит лишение лицензии на врачебную деятельность).

Во многих европейских странах в 90-е годы значительно активизировались движения за запрет искусственного прерывания беременности. Например, 30 января 2004 г. несколько хорватских организаций «За жизнь», обсуждая правительственную Программу Демографического развития, определили основными задачами в данной отрасли увеличение национального коэффициента рождаемости и планового вытеснения иммигрантов и «намеренного перемещения населения» для преодоления последствий социалистической системы и «великой сербской агрессии». Хотя женщинам в Хорватии согласно закону с 1978 г. доступны аборты по требованию, они подвергаются тяжелому давлению в большинстве государственных гинекологических учреждений и со стороны кампаний «За жизнь», а врачи имеют право отказываться от проведения аборта, если их совесть и убеждения не позволяют этого сделать. Другим примером может служить Словакия, где 28 июля 2003 г. президент отклонил законопроект, легализирующий аборт в случае генетических отклонений, выявленных в первые 24 недели после зачатия.

В настоящее время в акушерско-гинекологических учреждениях Российской Федерации распространены миниаборты и артифициальные (до 12 недель) на хозрасчетной основе. Их стоимость в отдельных учреждениях превышает среднемесячную заработную плату населения, что является характерной чертой Российской Федерации. О высокой оплате данного вида медицинских услуг можно говорить и в отношении США, Хорватии, Словакии и других стран.

И все же, случайная беременность и принудительное материнство неправомерны, ибо в Пекине на Четвертой Всемирной Конференции ООН по положению женщин констатировалось, что ежегодно 100 тысяч женщин умирает из-за отсутствия доступа к легальному безопасному аборту. Актуальной задачей государства в этом сложном вопросе является не запрет абортов, а предоставление всех видов правовой, социальной и моральной помощи семьям. «Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин» от 18 декабря для стран-участников прямо предусматривает в ч. III ст. 11 – 12 запрещение увольнения с работы на основании беременности или отпуска по беременности и родам, введение оплачиваемых отпусков, расширение сети учреждений по уходу за детьми, особая защита беременных женщин от вредных видов работ, соответствующее обслуживание в период беременности, родов и после родовой период путем предоставления соответствующего питания и при необходимости бесплатных услуг, в том числе и медицинского обслуживании.

Проблема эвтаназии в современном мире

Эвтаназия – в переводе с древнегреческого «хорошая, легкая смерть». В начале XVII века Френсис Бэкон писал об эвтаназии: «…долг медика не только в том, чтобы восстанавливать здоровье, но и в том, чтобы смягчать страдание, вызванные болезнью…, а если недуг признан неизлечимым, лекарь должен обеспечить пациенту легкую и мирную кончину, ибо нет на свете блага большего, нежели подобная эвтаназия…».

Первый узаконил право на смерть голландский парламент. Сравнительно недавно эвтаназию легализовали в Бельгии. В Австралии на северной ее территории после долгих споров, где здоровый гуманизм, а где больной, эвтаназию все же разрешили. В сомнениях по поводу активной эвтаназии пока пребывает Америка, но в США легализована пассивная эвтаназия, хотя и под другим названием. В настоящее время во многих странах мира предметом дискуссий, законодательных предложений и судебных споров является принципиальная возможность признания активной эвтаназии.

Реально эвтаназия в разных ее формах применяется во многих странах, невзирая на то, разрешена она официально или нет. По данным Американской медицинской ассоциации, в больницах США ежедневно умирают около 6 тысяч человек, из которых около 4 тысяч уходят из жизни добровольно с помощью медперсонала.

Дж. Ландберг, врач и биоэтик, считает, что следует различать шесть основных форм эвтаназии: 1) пассивную, когда врач воздерживается от применения медицинских мер, направленных на продление жизни обреченного на смерть пациента, сохраняющего сознание; 2) полупассивную, когда прекращается искусственное питание пациента, находящегося в вегетативном состоянии; 3) полуактивную, когда отключается аппарат искусственного дыхания, поддерживающий жизнь такого пациента; 4) непредусмотренную – в случае, когда применение препаратов, назначенных врачом для притупления боли, ускоряет наступление смерти пациента; 5) суицидальную, когда врач снабжает пациента смертельной дозой, которой тот может воспользоваться, когда решит уйти из жизни; 6) активную, когда врач сознательно делает пациенту смертельную инъекцию или иным способом вводит ему смертельную дозу препарата.

Политические права:

- не свободу мнений и убеждений,

- на объединение,

- на участие в отправлении правосудия,

- на судебную защиту,

- на участие в референдуме,

- на свободу мысли и слова,

- на управление делами государства,

- на равный доступ к государственной службе,

- на доступ к информации о себе,

- быть избранным и избирать,

- на обращение в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека,

- на пересмотр приговора, помилование или смягчение приговора,

- на равенство прав и свобод человека и гражданина,

- на получение квалифицированной юридической помощи,

- на свободу массовой информации,

- на поиск, получение, передачу, производство, распространение информации законным способом,

- на презумпцию невиновности,

- на индивидуальные или коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления,

- на свободу собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования.

Социально-экономические права:

- на собственность,

- на здоровье и медицинскую помощь,

- на забастовку,

- на благоприятную окружающую среду,

- на индивидуальные и коллективные споры,

- на предпринимательскую деятельность,

- на защиту от безработицы,

- на возмещение вреда,

- на социальное обеспечение,

- на гуманные условия труда,

- на заботу и воспитание детей,

- на жилище,

- равноправие мужчины и женщины,

- на свободный труд и отдых.

Права в области культуры:

- участие в культурной жизни,

- доступ к культурным ценностям,

- образование,

- пользование учреждениями культуры,

- свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания,

- общедоступность, бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования,

- свободный выбор воспитания, обучения и творчества.

Обязанности граждан

Во всех конституциях, как правило, положения об обязанностях граждан записаны либо в статьях о правах, либо в отдельных самостоятельных статьях об обязанностях, помещенных в конце раздела (главы) о правах и свободах; исключением является Конституция Румынии, в которой нормы об обязанностях граждан выделены в специальную главу «Основные обязанности».

Обязанности принято классифицировать, как и права: на политические, социально-экономические, социально-культурные и личные.

Конституции закрепляют следующие политические обязанности:

- соблюдать конституцию и законы;

- добросовестно выполнять обязанности по отношению к государству, согражданам, оказывать содействие государству и обществу в случае природных и иных бедствий;

- выполнять священный долг каждого гражданина по защите Отечества.

Особенностью Конституции Польши является обязанность уважать принципы социального общежития; Югославии – обязанность честно и ответственно отправлять общественные функции.

Некоторые конституции предусматривают следующие социально-экономические обязанности:

- уплату налогов и сборов,

- бережное отношение к общественной собственности и ее укрепление,

- участие в общественных расходах (соответственно своему материальному положению).

Конституции устанавливают такие социально-культурные обязанности, как:

- обязанность учиться, получить образование (до определенной ступени или возрасти),

- обязанность хранить окружающую среду (Болгария, Словакия),

- обязанность хранить и умножать культурное наследие (Словакия).

- среди личных обязанностей выделяются: обязанность заботиться о детях (ухаживать за детьми и воспитывать их до совершеннолетия – Болгария), заботиться об учебе своих детей (Венгрия), воспитывать детей честными и сознательными гражданами (Польша).Особенностью польской Конституции является закрепление обязанности платить алименты.

Особое внимание Конституции Италии, Португалии, Греции, постсоциалистических стран уделяют и социально-экономическим и трудовым правам.

Для стран социализма характерны свои специфические черты конституционного регулирования прав и свобод:

- законодатели делают основной упор на права гражданина, а не человека вообще,

- в конституциях отсутствует закрепление права на жизнь, хотя она и защищается текущим законодательством, часто применяется смертная казнь (например, в Китае не только за уголовные, но и за политические и экономические преступления),

- конституции содержат слишком большой перечень обязанностей.

Тем не менее, следует выделить «новые», ранее нетипичные для конституций этих стран права. Например, во Вьетнаме граждане имеют право:

- на свободное предпринимательство,

- собственности на законные доходы и накопленное богатство, жилище, … средства производства, капитал и иное имущество,

- на свободу передвижения, выезд за границу,

- подавать жалобы на незаконные действия государственных органов.

Обязанностями граждан в области личной жизни, индивидуальной свободы и общественной жизни, как правило, в социалистических странах являются:

1. В Китае «обязаны охранять безопасность, честь и интересы Родины, не должны совершать действий, наносящих вред безопасности, чести и интересам Родины» (ст. 53), «защищать отечество и отражать агрессию, защищать единство государства и сплоченность всех национальностей, соблюдать трудовую дисциплину и общественный порядок, уважать нормы общественной морали, учиться, трудиться, платить налоги, соблюдать конституцию и законы и др.».

2. Во Вьетнаме (ст. 79) «должны охранять государственную безопасность, общественный порядок, спокойствие, хранить государственную тайну, соблюдать правила социалистического правопорядка»; в ст. 78 – «беречь и охранять государственное имущество и общественные интересы».

Государственно-правовое регулирование гражданства.

Гражданство есть комплексное, устойчивое правоотношение с участием человека и государства, непосредственно определяющее правовое состояние личности, границы правосубъектности, состав прав и свобод, которым может лицо воспользоваться, а также обязанности сторон по данному правоотношению.

Покровительство и иные преимущества, связанные с гражданством, правовое состояние гражданина как таковые составляют предмет правопритязаний: “Каждый человек имеет право на гражданство государства, на территории которого он родился, если только он не имеет права на какое-либо другое гражданство” (ст. 20 Американской конвенции о правах человека); “Ребенок … с момента рождения имеет право на имя и на приобретение гражданства…” (ст. 7 Конвенции о правах ребенка от 20 ноября 1989 г.)

Гражданство – юридическая категория. Само по себе проживание лица на территории государства не порождает для него гражданства данного государства.

Обладание гражданством, влечет многочисленные правовые последствия как для лица, являющегося гражданином, так и для государства:

1. Наличие гражданства означает, что за лицом закреплен полный объем правоспособности, признаваемый государством. В частности, лицо вправе пользоваться политическими свободами, участвовать в выборах и вообще в делах государства; быть занятым на государственной службе. Государство должно защищать граждан на своей территории и оказывать покровительство, когда они находятся за ее пределами.

2. Только к гражданам обращены воинская повинность и некоторые другие обязанности, такие, как участие в суде в качестве присяжного. Государство может требовать выполнения обязанностей даже во время пребывания за границей.

3. Пределы в пользовании некоторыми личными правами у граждан шире, чем у иных категорий лиц. Свобода передвижения для граждан предполагает право свободного въезда на территорию своего государства, для иностранцев могут быть установлены иммиграционные и прочие ограничения, лимитирующие въезд в страну и пребывание в ней.

4. Граждане находятся в более благоприятных социально-экономических условиях, чем другие лица. Государство отдает гражданам преимущества в вопросах занятости, образования, здравоохранения и прочих.

Нередко встречаются запреты продавать иностранцам землю и прочую недвижимость. В ряде стран не могут быть капитанами кораблей морского судоходства, командирами экипажей воздушных судов, работниками на радио, телеграфе, телевидении.

В странах с тоталитарным режимом на лицо возлагают часто самые разнообразные обязанности, оформляющие прежде всего отношения общего долга человека перед обществом и государством. Пример, в Африканской хартии прав человека и народов от 26 июня 1981 г. страны-участницы этой конвенции в ст. 29 предусмотрели обязанность гражданина «служить своей нации, представляя в ее распоряжение свои физические и интеллектуальные способности; сохранять и укреплять национальную солидарность; трудиться с полной отдачей... в интересах общества; содействовать укреплению моральных устоев общества».

При демократических режимах больше прослеживается взаимность прав и обязанностей государства и личности. Государство защищает жизнь, имущество, заботится о благополучии своих граждан. Гражданство ставит запрет на выдачу лица другому государству, его высылки – “ни один швейцарский уроженец не может быть выслан за пределы территории Союза или кантона…” (ст. 44 Конституции Швейцарского Союза).

Государство может быть привлечено к ответственности, если нарушает свои обязанности в отношении граждан. Германское государство признает свою ответственность за нарушения прав, совершенные его служащими в отношении физических лиц (ст. 34 Основного закона). Гражданство не ограничено временем, это постоянное состояние лица. Оно является экстерриториальным.

С гражданством сходно понятие подданства. В монархиях связь между личностью и государством называется подданством по той причине, что имеется постоянное лицо (династия), воплощающее суверенитет. Испанская конституция обходит стороной различия между гражданством и подданством. Вопрос о том, кто именно представляет государство перед испанцем - Король Испании или другой субъект власти - как бы снят.

1) Для обозначения гражданства в Великобритании. Актом о британском гражданстве (British Nationalitу Akt) 1981 г. используются два термина:

- “nationalitу”, который является более широким, обобщающим, характеризующим правовую связь лица не только с Великобританией, но и с Содружеством в целом (подразумеваются и жители бывших колоний).

- british citizens, означающий устойчивую правовую связь физического лица непосредственно с Соединенным Королевством. Это граждане Соединенного Королевства Великобритании, Северной Ирландии, заморские британские граждане (граждане, постоянно проживающие за границей). Только они обладают всем комплексом прав и свобод, признаваемых в данном государстве – правом свободного въезда в страну и выезда из нее (то есть недопустима депортация), пассивным избирательным правом и другими.

В унитарных государствах существует единое гражданство, с федеративной формой государственного устройства – двойное – гражданство союза и гражданство субъектов федерации. Во многих случаях провозглашение гражданином субъекта федерации остается чистой декларацией. Гражданином субъекта федерации считается каждый гражданин союза, постоянно проживающий на территории данного субъекта. Переезд в США из одного штата в другой на постоянное жительство влечет автоматически изменение гражданства штата. Исключением может быть Германия, где в 1934 году было ликвидировано гражданство земель. В Основном законе Германии 1949 г. в п. 8 ст. 74 гражданство земель было отнесено к сфере конкурирующего законодательства, однако в 1994 г. этот пункт был из Основного закона исключен. Таким образом, фактически признано, что существует только федеральное гражданство.

Дань традиции отдает Федеральный закон о приобретении и утрате швейцарского гражданства 1952 г. (с последующими изменениями), который предусматривает 3 вида гражданства:

- города или коммуны, (исторически считается важнейшим),

- гражданство кантона,

- конфедерации.

Первое автоматически влечет обладание двумя последующими.

После заключения Маастрихтского договора 1992 г., преобразовавшего Европейское сообщество в Европейский союз, все граждане государств – членов являются гражданами Европейского Союза, сохраняя национальное гражданство.

В отдельных странах (например, в Бангладеш) существует понятие “ассоциированный гражданин” – лицо, не относящееся к коренным национальностям. Эти граждане должны ежегодно делать письменное заявление о лояльности государству. В мусульманских странах существует также различие в правовом положении граждан - мужчин и граждан - женщин.

Основными принципами гражданства в демократических странах являются:

- единство. Например, в РФ в каком бы субъекте федерации постоянно не проживал или не находился человек, он является гражданином единого государства – Российской Федерации.

- равенство независимо от оснований приобретения. Граждане по рождению, бывшие иностранные граждане или апатриды, приобретающие гражданство по иным основаниям, имеют равные права и несут равные обязанности гражданина.

- право на гражданство при отсутствии указанных в законе оснований, препятствующих получению гражданства, и право изменить свое гражданство в установленном законном порядке при отсутствии неисполненных обязанностей перед физическими и юридическими лицами.

- запрещение лишения гражданства, то есть одностороннего расторжения государством по собственной инициативе гражданских связей со своим гражданином. В СССР в законе о гражданстве СССР 1978 г. допускалась возможность лишения гражданства.

- возможность двойного гражданства в некоторых странах,

- недопустимость автоматического изменения гражданства при изменении гражданства супруга, родственников,

- сохранение гражданства за лицами, проживающими за пределами страны,

- защита и покровительство для граждан за границей через консульские и дипломатические учреждения.

Государства устанавливают правовые связи с иностранными гражданами и лицами без гражданства (апатридами). В Германии постоянно проживает около 6 млн. лиц, которые не являются немецкими гражданами. Из них половина состоит в негражданских: правоотношениях с Германией более 15 лет. Лицо, не являющееся гражданином, может быть:

- иммигрантом (постоянным жителем), если он получает право постоянного проживания на территории государства; иностранцем – лицом, имеющим подтверждение гражданства иного государства;

- лицом, временно пребывающим на территории государства с целью получения работы, обучения, общения с родственниками и друзьями, делового общения и пр.;

- лицом, совершающим транзитный проезд по территории государства;

- беженцем, лицом, в силу каких-либо обстоятельств оказавшимся на территории государства и отказывающимся от продолжения правовых связей со своей страной, от ее покровительства, Для получения статуса беженца нужны основания, позволяющие полагать, что лицо подвергалось или может подвергнуться преследованиям со стороны властей в своей стране по мотивам личных убеждений, по политическим мотивам, из-за национальной, расовой, религиозной социальной принадлежности. Государства могут отказываться от приема беженцев, ограничивать их число количественными квотами, но не допускают выдачу лиц государствам, где они подвергаются преследованиям, если признают право на убежище;

- лицам, находящимся на территории государства без надлежащих правовых оснований, в нарушение закона. Лица, укрывающиеся на территории государства от ответственности за преступления, могут быть подвергнуты экстрадиции – выдаче государству, осуществляющему уголовное преследование.

Правовые режимы в отношении иностранцев, апатридов:

1) национальный режим – уравнение в правах с гражданами за исключение тех прав, которые присущи исключительно гражданам, а также тех, что оговорены законом.

2) наибольшее благоприятствование – режим для граждан отдельной зарубежной страны. Созданы в результате заключения договора, по которому государство обязано относиться к гражданам своего партнера на тех условиях, что и к гражданам третьих стран.

3) специальный режим – совокупность правовых условий, установленных законом (или международным договором), когда отдельные права и обязанности закреплены именно за иностранцами.

4) “принцип взаимности” – государство закрепляет за иностранцами из определенной страны тот же объем прав, которым пользуются его граждане в этой стране.

Функцию, аналогичную гражданству, может выполнять религиозный статус человека. Отсутствие этого статуса сокращает права в отдельных случаях. Уголовным кодексом Хомейни 1982 г. установлен запрет половой связи с неверным. Ампутация конечностей в качестве наказания за воровство применяется к мусульманину, даже если он является гражданином другого государства.

Наиболее распространенными основаниями приобретения гражданства является рождение (происхождение) и натурализация, укоренение в гражданстве.

Приобретение гражданства по рождению как способ изначального возникновения гражданства, когда не требуется активных действий для его получения, основано на двух главных принципах: 1) “праве крови”, когда в расчет принимается гражданское состояние родителей лица. “Право крови” действует не только при рождении ребенка, но и распространяется на те случаи, когда родители несовершеннолетнего лица меняют гражданство, тогда ребенок следует гражданству родителей, приобретает его вместе с ними, но уже не по рождению, а в результате натурализации;

Рассмотрим некоторые примеры. Ребенок, родившийся от матери или отца – швейцарских граждан, приобретает гражданство автоматически. Внебрачный ребенок швейцарской гражданки; внебрачный ребенок иностранки, если его отец гражданин Швейцарии и мать вступает с ним в брак; внебрачные дети, если ребенок получает фамилию отца – гражданина страны и воспитывается, оставаясь под его родительской властью, также получает такое гражданство.

В Германии бывшие германские граждане, лишенные гражданства в период между 30 января 1933 г. и 8 мая 1945 г. по политическим, расовым, религиозным мотивам, беженцы считались не утратившими гражданства, если после 8 мая 1945 г. поселились в Германии и не выразили воли к обратному, даже их потомкам- восстановление по ходатайству в облегченном порядке.

В настоящее время по рождению гражданином считается лицо, рожденное в браке, если хотя бы один из родителей – немец, внебрачный ребенок, если гражданством обладает его мать.

В Германии и большинстве европейских стран главным считается принцип “права крови”. В Германии со времен империи действует закон, по которому гражданство может быть подтверждено и в случае, если лицо немецкого происхождения прежде не проживало на территории государства, родилось за рубежом, было иностранным гражданином.

Во Франции гражданством по рождению обладают даже внебрачные дети, если хотя бы один родитель – гражданин Франции, а другой родитель – иностранец или лицо без гражданства. По праву почвы, если один из родителей сам родился во Франции.

В Китае по закону 1929 г. (сохранился только в Тайване) гражданство ребенка определяется по отцу, что дополняло принцип поправкой, относящейся к полу родителей.

2) по “праву почвы” – в силу обстоятельств, связанных с территорией. В данном случае учитывается место рождения человека. Американский регион и Индия берет за основу территориальный принцип.

Смешанный принцип: и по праву крови, и по праву почвы, если ребенок не только от граждан страны, но и родился на ее территории от апатридов, от неизвестных родителей.

В Италии – и от иностранцев, если ребенок не приобретает гражданства родителей-иностранцев по законам страны, гражданами которой они являются (право почвы), во Франции; в Великобритании, если на момент рождения лица кто-нибудь из его родителей являлся британским гражданином или постоянно проживал в Соединенном Королевстве. Лицо, родившееся за пределами Соединенного Королевства, статус гражданина по рождению приобрести не может. Оно становится гражданином по происхождению, когда у одного родителя – британское гражданство, но не происхождению (законодатель исходит из того, что духовная связь с родиной и патриотические чувства лиц, родившихся за границей от родителей, которые тоже родились за границей, ослаблены). Исключение – если гражданин по происхождению - родитель – состоит на королевской службе.

Натурализация – акт, совершаемый государством, в силу которого оно включает человека в число своих граждан. Эти решения относятся к компетенции главы государства. В Бельгии натурализация происходит по решению парламента, в США это делают суды, во Франции – изданием декрета Правительства по просьбе иностранца. Всю совокупность данных, документов подготавливают специальные органы – иммиграционные службы, чиновники. Судьбу лица, ходатайствующего о натурализации, решают прежде всего они, а не президент или король, парламент или суд,

Лицо должно обратиться к государству с ходатайством о вступлении в гражданство. Основаниями отклонения ходатайств могут быть (на примере Конституции РФ):

- выступление за насильственное изменение конституционного строя РФ,

- членство в партиях, деятельность которого несовместима с конституционными принципами РФ,

- отбывание наказания в местах лишения свободы за совершение уголовных преступлений.

Часто условием укоренения в гражданстве является срок проживания на территории государства на законных основаниях на правах иммигранта. В Венгрии – 3 года; в Великобритании, Польше, Италии, Франции, Швеции этот срок составляет 5 лет; в России – 5 лет, из них если 3 года непрерывно (невыезд на 3 месяца в году); в Австрии и Испании – 10 лет; в Швейцарии – 12 лет, в Бразилии – 30 лет. Засчитывается постоянное проживание; если лицо, став иммигрантом, затем долго, свыше установленных ограничений проживало за рубежом, оно утрачивает право натурализации.

Законом могут быть установлены дополнительные требования, которым должен отвечать претендент на укоренение. Чтобы получить гражданство США, иммигрант должен сдать экзамен по английскому языку, по американской истории и основам политического устройства. После сдачи экзамена суд может принять решение о натурализации при условии, если иммиграционной службой США не будет установлено, что лицо совершило серьезные правонарушения или стало иммигрантом без достаточных оснований. Лицо, претендующее на получение финляндского, шведского, норвежского гражданства (подданства), должно иметь источники материального обеспечения. В Греции, Канаде, скандинавских странах от натурализующихся требуется ведение добропорядочного образа жизни, во Франции – хорошее здоровье. В Германии необходим отказ от иностранного гражданства. Иногда от лиц, ходатайствующих об укоренении, запрашивают письменные доказательства того, что они не состоят в гражданстве других государств. Требуется часто безупречный образ жизни, наличие жилья, быть в состоянии содержать себя и своих родственников.

Для определенных категорий лиц установлены льготные условия натурализации. Иммигрант, проживший в США длительный срок (20 – 30 лет), может быть натурализован, даже если не сдаст экзамен на знание языка. Женщина, вступившая в брак со швейцарцем, имеет льготы в натурализации, вдвойне засчитывается время, прожитое в стране до 10-летнего возраста. В Германии этнические немцы укореняются в гражданстве в упрощенном порядке. Для жителей стран Северного союза срок иммиграции в Швеции сокращен до двух лет, тогда как для других лиц этот срок составляет 5 лет.

Натурализованные граждане обычно равны в правах с коренными. Встречаются исключения. Натурализованный бразилец может быть лишен гражданства и выслан, если будет установлено, что до натурализации он совершил преступление, а также за незаконные операции с наркотиками.

Дополнительными требованиями при натурализации могут быть:

В Великобритании – наличие постоянного места жительства или поступление на королевскую службу, “хороший характер”, владение английским, валлийским или шотландским языком, недопущение нарушений иммиграционного законодательства в течение 5 лет, во Франции – 5 лет может быть сокращено до двух для иностранца, успешно проучившегося в вузах этого времени, для способных и талантливых людей; независимо от срока – матери или отцу 3 несовершеннолетних детей, служащему в вооруженных силах. В данном случае проявляется стремление государства увеличить численность своих граждан.

Довольно сложный экзамен предусмотрен законодательством Латвии и Эстонии, принятым в 90-х гг.: в Латвии необходимо знать язык, историю страны с начала ХХ в., иметь предков, живших в Латвии до 1940 года. Во многих странах предъявляется требование быть психически здоровым, не иметь некоторых болезней (например, СПИДа); не быть зарегистрированным в качестве террориста в документах Интерпола. В отдельных арабских странах (Кувейт, ОАЭ, Саудовская Аравия и прочие) могут быть в гражданство приняты только мусульмане или лица должны изменить религию и перейти в мусульманство. В странах Тропической Африки требуют “укоренения” в общине, то есть соблюдения местных обычаев.

Возможно возникновение гражданства в результате признания. Примеры: все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие в РФ на день вступления в силу Закона о гражданстве – 6 февраля 1992 г. и в течение года не заявившие о нежелании состоять в гражданстве РФ. Не требует активных действий (подачи заявлений, ходатайств). Подтверждением будет паспорт гражданина СССР с пропиской на территории РСФСР на 6 февраля 1992 г. (так называемый “нулевой вариант”, принятый в большинстве бывших республик СССР).

Примером может быть признание гражданами Польши лиц, имевших польское гражданство на день вступления в силу Закона о польском гражданстве 1962 г.; в Великобритании признавались гражданами лица, которые перед вступлением в силу Акта 1981 г. являлись гражданами Соединенного Королевства и колоний и при этом имели право на проживание в Соединенном Королевстве в соответствии с Иммиграционным актом 1971 г. (если сам, отец или дед родились на территории Великобритании).

Возможно приобретение гражданства в порядке регистрации. Отличие от натурализации – в облегченной процедуре приобретения гражданства. На примере РФ – регистрация бывших граждан РСФСР, СССР, лиц, у которых супруг или родители являются гражданами РФ. В настоящее время приобретение гражданства в порядке регистрации в РФ, Украине и некоторых других приостановлено.

Иными основаниями приобретения гражданства являются:

- усыновление,

- опекунство,

- соглашение родителей о гражданстве ребенка,

- предоставление почетного гражданства,

-Оптация, которая представляет собой признание за лицом (его родственниками, подопечными) гражданства одного из государств по выбору (опции) самого человека. Право закрепить гражданство по оптации объявляется государством. Обычно это связано с передачей территории в юридикцию другого государства, массовой миграцией населения и прочими обстоятельствами. Например, в Алжире в течение 3-х лет после 1962 после достижения им независимости.

В таких случаях государства могут по взаимной договоренности установить срок, в течение которого лица со спорным статусом вправе выбрать себе гражданство одной из стран. По договору КНР с Индонезией 1955 г. была проведена оптация – за два года лица должны выбирали одно из гражданств и заявляли об этом властям.

Репатриация состоит в восстановлении утраченного гражданства. Государство может восстановить в гражданстве лиц, которые были лишены его, а также тех, кто фактически утратил политическую связь со страной вследствии депортаций, пребывания в плену. Бывает, что государство выполняет репатриацию односторонним актом, восстанавливая справедливость. Тогда лицу остается согласиться с восстановлением в гражданстве либо отказаться от него. Возможно, для репатриации потребуется ходатайство.

Иногда образуется двойное гражданство. Таких лиц называют бипартидами.В США до настоящего времени не закреплен принцип исключительного гражданства. Югославия не препятствовала двойному гражданству, так как миграция отчасти снимала проблемы безработицы. Иной причиной бипатритизма является несогласованность законодательства о гражданстве. Китай до 1980 г. считал своими гражданами этнических китайцев, проживающих за пределами КНР и не оговаривал статус тех из них, кто состоял в иностранном гражданстве. Бипатритизм может возникнуть вследствие вступления женщины в брак с лицом, происходящим из страны, где “жена следует гражданству мужа” (автоматически изменяется гражданство жены в Саудовской Аравии) при условии, что она мусульманка или меняет религию. Супруга такого лица, сохраняя гражданство по законам своей страны, по исламским законам получит новое гражданство и утратит прежнее. Это фактически двойное гражданство, когда ни одно из государств не признает альтернативного гражданства.

Легальное двойное гражданство возможно, когда страны заключают договор и допускают нахождение лица в состоянии бипатрида. Договоры устанавливает объем притязаний, которые каждое из государств вправе обратить к бипатриду. Ст. 11 Конституции Испании предусматривает, “что государство может заключать договоры о предоставлении двойного гражданства со странами Латинской Америки (испано – и португалоязычными) или с теми странами, которые имели или имеют особые связи с Испанией” (Португалия, Андорра).

Многие страны декларируют принцип неотъемлемого гражданства. Тогда государства не вправе по своему усмотрению прервать правовую связь со своим гражданином. В Основном законе Германии звучит: “Никто не может быть лишен гражданства”. Конституция Испании признает этот принцип в отношении “испанцев по происхождению”. В Конституции Италии запрещено лишение гражданства “по политическим мотивам” (ст. 22) – неотъемлемость гражданства следует логически, так как и уголовные преступления не влекут лишения гражданства.

Имеются случаи, когда государства практикуют лишение гражданства как наказание, санкцию. Верховный Суд США в 1958 г. поддержал федеральный закон, по которому предусматривалась утрата гражданства за “участие в голосовании на выборах в иностранном государстве”

По последствиям лишение гражданства сходно с такими мерами, как поражение в правах, “лишение основных прав” (ст. 18 Основного закона Германии, ст. 66 Швейцарской Конституции), гражданская казнь и прочими.

Гражданство может быть свободным, что предполагает право лица выйти из него, сменить свое гражданское состояние “Никто не может быть произвольно лишен права изменить свое гражданство” (ст. 15 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 года). Когда государство не признает за своими гражданами такой свободы, ограничивает их право распоряжаться гражданством, такое гражданство считается связанным, несвободным.

Прекращение гражданства наступает (на примере Российской Федерации):

- вследствие выхода из гражданства РФ по ходатайству гражданина в порядке регистрации, если один из родителей, супруг или ребенок имеет иное гражданство, если лицо выехало на постоянное жительство в другое государство. Не допускается за исключением случаев призыва на военную службу, привлечения к уголовной ответственности;

- вследствие отмены решения о приеме в гражданство лица, представившего заведомо ложные сведения и фальшивые документы;

- при усыновлении ребенка негражданами РФ;

- если родители, опекуны выходят из гражданства РФ, то изменяется гражданство их детей;

- путем оптации по основаниям, предусмотренным международными договорами РФ.

Государственные органы, занимающиеся делами о гражданстве в РФ:

а) Президент РФ своими указами:

- принимает в российское гражданство иностранных граждан, бывшего СССР, апатридов;

- восстанавливает в гражданстве РФ, ходатайствует о восстановлении (кроме восстановленных в порядке регистрации);

- дает разрешение на наличие двойного гражданства;

- предоставляется почетное гражданство;

- отменяет решение о приеме в гражданство.

б) Комиссия по делам гражданства при Президенте РФ готовит материалы на подпись;

в) Органы МВД:

- принимают от лиц, проживающих в РФ, заявления и ходатайство по вопросам гражданства;

- проверяют факты и документы;

- определяют принадлежность лиц, проживающих в РФ;

- предоставляют и прекращают гражданство в порядке регистрации.

г) МИД, дипломатические и консульские учреждения осуществляют аналогичные функции в отношении лиц, проживающих за границей. Отказ в приеме заявлений, в регистрации, нарушении сроков рассмотрения и другие действия по вопросам гражданства обсуждаются вышестоящим должностным лицом либо в суде.

Гарантиями прав и свобод называются средства, условия и способы, обеспечивающие соблюдение, реализацию и охрану прав человека. В зависимости от содержания и механизма действия гарантии делятся на социальные, экономические, политические и правовые.

Социальные гарантии представляют собой совокупность общественных устоев, отношений, традиций, способствуют реализации прав человека, образующих атмосферу свободы, уважения личности.

К экономическим гарантиям относятся материальное состояние страны, система отношений собственности. Для выплаты пенсий, содержания школ и больниц, служб занятости и строительства жилья государству нужны деньги, и источник их получения – развитая экономика. Право собственности и свободы предпринимательства наиболее эффективно реализуются в условиях демонополизированной экономики.

Многопартийность, разделение властей, развитое самоуправление образуют политическую среду, способствующую реализации прав человека, участию граждан в управлении делами государства и общества, защите личных и групповых интересов.

Юридические гарантии делятся на нормативные и институциональные.

1. Права и свободы в области правосудия:

- право подсудности (дело рассматривается тем судом или судьей, к подсудности которых оно относится;

- право на юридическую помощь;

- состязательность процесса, наличие квалифицированного защитника – адвоката;

- принцип презумпции невиновности;

- человек не может быть осужден за одно и то же преступление дважды;

- незаконно полученные доказательства недействительны;

- право на пересмотр приговора вышестоящим судом:

а) в кассационном порядке,

б) в порядке надзора,

в) по вновь открывшимся обстоятельствам;

- запрет принуждения к даче показаний против самого себя и к признанию себя виновным, а также против близких родственников

- уголовный закон не имеет обратной силы;

- если в результате преступления или злоупотребления властью, человеку причинен моральный, физический и имущественный вред, он подлежит возмещению.

Процессуальные права потерпевших – знакомиться с материалами дела, давать показания, требовать прекращения некоторых дел в случае примирения с обвиняемым.

Таким образом, основные гарантии:

- обязанность государства защищать права и свободы;

- судебная защита прав и свобод;

- самозащита;

- международная защита своих прав;

- неотменяемость прав и свобод;

- предоставление и признание основных прав и свобод с более раннего возраста.

- дееспенсации (снижение брачного возраста) и признание в связи с этим за человеком полной дееспособности.

К нормативным относятся установленные законом правила, ограждающие права человека от нарушений. Например,

- презумпция невиновности, сформулированная следующим образом: в Италии «обвиняемый считается невиновным до окончательного осуждения»; в США «обвиняемый в уголовном деле предполагается невиновным…, пока не доказано противоположное; в случае разумных сомнений относительно того, доказана ли его виновность должным образом, он имеет право на оправдание»;

- предписание государству информировать граждан о своей деятельности: «Не опубликованный надлежащим образом закон не имеет обязывающего значения»






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.