Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общая характеристика мусульманского права.






Впитав многие составляющие культурных традиций Древнего Востока, мусульманское право стало ос­новой укрепления арабского государства. Установ­ленное право, или шариат, строится на Коране.Составляют Коран 114 сур, примерно 80 из них закрепляют нормы поведения праведного мусульманина и, следовательно, правовые нормы.

Мусульманскому обществу было свойственно отождеств­лять религиозные и правовые нормы. Граждане старались не преступать закон, не только опасаясь установленного на­казания, но и кары божьей. Граждане выступали как объект, единственным субъектом арабского права являлся Аллах. Правовая система арабского халифата классифицировала нормы по видам: обязательные, рекомендуемые, дозволитель­ные, предосудительные, запрещенные. Арабы несли обязанности в отношении Аллаха и неукоснительно должны были исполнять его волю.

В процессе формирования феодального общества возникает необходимость создания новой правовой системы путем трансформации исламских религиоз­ных воззрений. Так появились работы Ахмеда ибн Ханба­ля, Абу Ханифа, на основе шариата разработавших такие нормы, которые можно было применять в отношении инсти­тута собственности, судебных разбирательств, существу­ющих государственных органов.

Кроме Корана как источник права применялись Сунна — изложение жиз­ни самого Мухаммеда и иджма — согласие общины. Главы Сунны, или хадисы, содержали нормы семейного, судебно­го права, определяли правовое положение рабов. Иджма ста­ла результатом совместных трудов общинников, которые были учениками Мухаммеда либо популярными проповедни­ками. Результатом противодействия различных направлений мусульманства становится кияс — «решение правовых дел по аналогии». На основе норм, установленных шариатом, ха­лифы оформляли распорядительные документы — фирманы, ставшие своеобразным источником мусульманского права.

Мусульманское право определяло круг вещей, кото­рые не могли находиться в собственности граждани­на. Среди них — природные составляющие, такие как водные пути, пустынная местность, воздух. Существовало понятие «нечистых вещей» (свинина, вино), запрещаемых ре­лигией. Понятием вакуф определялась собственность, став­шая пожертвованием храму. Право собственности было не­зыблемым, его никто не мог ограничить.

Прямым выражением религиозных догм стало семей­ное право. Холостое положение не приветствовалось шариатом. При заключении брака обязательным ус­ловием было заключение брачного договора. Специфичным стало разрешение многоженства. Система наказаний в Араб­ском халифате была весьма суровой. Большинство преступ­лений рассматривались как направленные против Аллаха.

Судебный процесс шариата имел обвинительный характер. Процессуальные процедуры производились в устной фор­ме. Примечательно, что клятва на Коране принималась в суде как веское доказательство.

 

31.Буржуазная революция в Англии 17 в: причины, особенности, основные этапы, изменения в законодательстве.

 

Первый этап революции – мирный (1640-1642гг.)., король согласился на упразднение Звездной палаты и Высокой комиссии; король утвердил 3 годичный акт, по которому срок беспарламентского правления не мог быть больше 3 лет.

В 1642 г. парламент предложил королю подписать акт «Великая ремонстрация», в которой существенно ограничивалась власть монарха.Возмущенный Карл I отказался подписать этот акт и попытался арестовать лидеров палаты общин. Покинул Лондон и стал собирать своих сторонников. Так завершился первый этап революции и начало второго этапа – гражданской войны. (1642-1648 гг.).

Противники короля – пуритане. Внутри них:

- пресвитериане – крупная буржуазия и часть джентри, которые выступали лишь за ограничение власти короля.

- Индепеденты (независимые) – средняя буржуазия и джентри. Большинство их выступали за конституционную монархию, свободу торговли.

- Левеллеры (уравнители) – мелкая буржуазия, которая выступала за упразднение монархии, установление республики и всеобщего мужского избирательного права.

- Детеры – коммунистическое течение в революции, которое выступало за возврат к общинному землевладению.

В ходе войны были приняты два акта:

1. «О самоотречении» – запрещал занимать командные посты с членством в палате общин.

2. «О новой модели» – в парламентской армии была введена строгая дисциплина и отбор. Особой популярностью стал пользоваться Оливер Кромвель. В 1647 г. король потерпел поражение и попал в плен. Над ним состоялся суд и Карл I был казнен.

В 1648г. приняли законы: об упразднении королевского звания, об упразднении палаты лордов, о провозглашении палаты общин носительницей верховной власти.Т.о. начался III этап революции – индепедентской республики.

Для предотвращения откр.предо О.Кромвель послал армию и Ирландию для подавления национального восстания и разрешил грабить, мародерствовать, насиловать, и армия превратилась в шайку разбойников и мародеров.

В 1653 г. О.Кромвель разогнал парламент и установил свою диктатуру. Начался последний этап революции – протекториат Кромвеля (1653-1658 гг.)

Эта диктатура была оформлена в виде конституций: «Орудие управления»-вся полнота государственной власти передавалась лорду – протектору, совещательный орган – государственный совет, Конституция предполагала избрание однопалатного парламента на основе высшего имущественного ценза.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.