Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Обществ-е и гос.уст-во






Древний Китай.... С незапамятных времен земля там желта, как и воды великой реки Хуанхэ, что в переводе с китайского означает - Желтая (лесс придает ее водам желтый оттенок). Сидя на ее берегу, богиня Нюйва лепила человечков из желтой глины. Они выскальзывали из ее животворных рук и заселяли эту землю. Владыка их звался Желтым государем - Хуанди. Так рассказывает легенда.

Китайская цивилизация - одна из самых древних в мире. Письменные свидетельства истории Китая имеют давность более 4000 лет.

Основным занятием древних обитателей долины Хуанхэ было земледелие. Китайцы научились орошать земли, прокладывать каналы, а появление орудий труда из бронзы и железа способствовали увеличению урожаев. Кроме этого, производство военного снаряжения и возможность с их помощью присвоить чужие земли и имущество порождали частые войны между племенами.

Около 1400 г. до н.э. племя шан, переселившееся в долину Хуанхэ изгнало отсюда племя ся, (ся, в традиционной китайской историографии первая династия, которая будто бы правила Китаем в 2205-1766 до н.э.), и стало называться инь. Старейшины шан-инь из племенных вождей превратились в правителей государства в Центральной равнине, как издавна называлась долина Хуанхэ. «Чжун Го» - Срединное государство» - так стали именовать свою страну сами жители Китая.

Государство «Шан-инь» просуществовало более шести веков и попало под власть племени чжоу, правители которого называли себя ванами - царями. Они правили с 1122 по 247 гг. до н.э. Первым из них был У-ван - «Царь-воитель». Чжоуское государство под натиском соседних племен и собственной родовой знати распалось на уделы. Это время вошло в историю Китая под названием «Весны и Осени».

Правители уделов сражались друг с другом и с соседями - иноплеменниками, и на смену «Весне и Осени» пришло лихолетье воюющих царств, продолжавшееся почти два века - с 403 по 221 г.г. до н.э. В этой борьбе участвовали правители семи царств. После одного такого побоища под Чанпином в 260 г. до н.э. воины царства Цинь живьем закопали 400 000 сдавшихся в плен ратников Чжао.

Этот период китайской истории называется Чжаньго, то есть «борющиеся царства». Несмотря на войны, в это время наблюдалось быстрое экономическое, социальное и культурное развитие страны. В результате Чжаньго образовалось единое государство Цинь.

Победителем из войны вышло царство Цинь. Покорив все шесть царств правитель Цинь, тринадцатилетний Чжэн-Ван или по другой версии Ин Чжен, объявил себя «хуанди» (владыка император) и стал именоваться Цинь Шихуанди (259-210 гг. до н.э.) - первый император династии Цинь и всего Китая с 221 г. до н.э. Он сразу же провел административную и денежную реформу, разделив страну на области и уезды, руководителей которых назначал и смещал сам, а вместо панцырей черепах, раковин и кусков яшмы он ввел в обращение золотые и медные монеты. Кроме этого он ввел единые письменные знаки, упорядочил меры веса и длины, утвердил обязательные для всех законы, установил одинаковую ширину колеи для повозок, а также приказал всю обрядовую утварь и оружие сделать по единому образцу.

Соблюдение законов он считал первым условием порядка в стране. Бунтовщики подлежали казни. Семья отвечала за поведение каждого члена. Всячески поддерживалась крепость семейных уз. Убийство мужа разрушающего своим поведением семью не считалось преступлением.

Цинь Шихуанди укрепил государство изнутри, но у него были очень воинственные северные соседи. Ему предсказали, что «погубят Цинь хусцы, что на севере», поэтому он направил на строительство оборонительного вала тысячи своих ратников, в том числе и несправедливых судей. Так было положено начало строительству Вань ли чай чэн - Великой китайской стены длиной в 10 000 ли, где работало 2 000 000 человек.

В своих прихотях он не знал границ. Его усыпальница найденная археологами в 1974 году может потягаться с пирамидами египетских фараонов. В течении 37 лет 720 000 человек строили ее на горе Ли. В его могилу уложили 10 его сестер и несколько сот девушек и 6 тысяч терракотовых фигур воинов и боевых коней, выполненных в натуральную величину.

После его смерти вспыхнула междоусобица. Во главе государства стал волостной начальник сельский староста Лю Бан (247-195 до н.э.), основатель династии Хань (206 г. до н.э. - 25 г. н.э.). Начались реформы. Он отменил жестокие законы Циньской империи, распустил часть армии, отпустил на свободу часть подневольных, разрешил воинам заниматься ремеслом и земледелием. Нечестивому люду дали возможность заниматься разработкой полезных ископаемых, добычу соли и железа.

В 140 г. до н.э. китайским императором становится У-Ди. Он значительно расширяет границы империи и вводит в качестве государственного культа конфуцианство, а также систему получения государственных постов в результате экзаменов, что продолжалось вплоть до 1912 года.

Ханьцы особо уделяли внимание восстановлению хозяйства. Для выплавки чугуна и выпаривания соли стали применять гидравлические воздуходувки у печей, работавшие на природном газе. Во 2 в. в Китае Цай Лунем путем осаждения растительных волокон на сетке из водной суспензии был найден способ изготовления дешевой бумаги из коры дерева, оческов конопли, тряпья, старых рыболовных снастей. Секрет его производства долгое время строго охранялся.

Династия Восточная Хань была воинственной, что породило в стране междоусобицу переросшее в 184 г. н.э. в восстание «Желтых повязок», после чего единое китайское государство распалось на три царства: Вэй со столицей в Лояне, У со столицей в Цзянькане и Шу со столицей в Чэнду. Наступил период троецарствования сопровождавшийся смутой.

26) Основные черты права Древнего Китая.

По преданию в X веке до н.э. чжоусским правителем Му-ваном было утверждено Уложение о наказаниях. В них говорилось об умышленных и неосторожных преступлениях, о смягчающих и отягчающих. Оно представляло собой запись отдельных судебных решений. Огромное влияние на развитие права Древнего Китая сыграли философия конфуцианства и легизма. Ярким представителем школы легистов Лу Куем была написана «Книга законов», рассматривавшая различные преступления и наказания за них.

Как и в других древних государствах в Китае важным объектом права собственности были земля и рабы. Земля считалась собственностью государства, и ее владельцы имели лишь право владения, но к середине I века до н.э. стали совершенствоваться и сделки с землей. Рабы находились на положении скота, считались государственной собственностью и не могли быть объектом купли-продажи. Позднее во времена Чжоу их обмен и покупка были узаконены.

Древнекитайскому праву были известны различные виды договоров - купли-продажи, займа, мены, дарения, аренды земли, личного найма. Они заключались письменно, с уплатой пошлины.

В области брачно-семейных отношений существовал культ отца, бесправие женщины, многоженство. Жена не имела личного имущества и права наследования. Брак детей заключался родителями.

Согласно источникам в Китае насчитывалось до 3000 различных преступлений: государственные - мятеж, заговор, религиозные - шаманство, выбрасывание золы на улицу, против личности - убийство, телесные повреждения, против собственности - кража, грабеж, военные - трусость, неявка к месту сбора к установленному сроку. Преступлением считалось и отказ от уплаты налога, пьянство каралось смертью.

В качестве наказания применялось: битье палками, отрезание носа, поджаривание, четвертование, обезглавливание, закапывание живьем в землю, отрубание руки, ожоги, выкалывание глаз и т.д.

От наказания можно было откупиться. Верховным судьей был сам император, на местах представители местной администрации. Кроме того, существовали службы и чиновники по розыску преступников, борьбы с ворами и разбойниками, руководители тюрем и исполнители решений суда. В судебном процессе отсутствовала состязательность, хотя в период инь и Западного Чжоу она существовала.

27) Реформы Шан Яна.

Шан Ян был сановником Циньского государства. Его настоящее имя Гунсунь Ян (390-338 гг. до н.э.). Во времена циньского правителя Сяо-Гуна он был правителем области и стал инициатором знаменитых реформ. Впоследствии он основал знаменитую школу «Законников» - «фацзя» и является основоположником философского течения легизма.

В результате реформ Шан-Яна была узаконена свободная купля-продажа земли, что нанесло удар общинному земледелию. Он провел:

1) административную реформу;

2) перевооружение армии и ее реорганизацию;

3) создал 18 степеней знатности за военные заслуги;

4) ввел единые письменные знаки;

5) упорядочил меры веса и длины;

6) изготовление утвари и оружия шло по единому образцу.

Шан Ян ввел понятие пятидворок, (пять дворов избирали себе главу, который отвечал за всех, в свою очередь пять пятидворок объединялись, выбирая себе главу, и таким образом было охвачено все государство, вследствие чего централизованное китайское государство контролировало всю страну и укрепило свою власть).

Император уничтожил прежние аристократические титулы. Знатными считались богатые и те, кто имел заслуги перед государством. Государственный аппарат в своей работе руководствовался едиными законами. Реформы Шан Яна на определенный период сплотили китайское государство, но глубокие противоречия в обществе, в первую очередь социальные и частые восстания привели к гибели не только этих реформ, но и всей Циньской империи.

28) Реформы Ван Мана.

Реформы, проведенные Лю Баном, не дали положительного результата, а лишь усугубили социальные противоречия. С целью их смягчения в 8 г. н.э. совершив дворцовый переворот, к власти пришел Ван Ман, (33 г. до н.э. - 23 г. н.э.), древнекитайский государственный и политический деятель, император (9-23 гг. н.э.) который начал новые реформы.

Суть реформ Ван Мана сводилась к запрещению купли-продажи земли. Земли объявили царскими, произошел возврат к общинному земледелию. Запретили куплю-продажу рабов, а также частное рабовладение, хотя число государственных рабов увеличилось. Из них стали создавать армию. Были проведены денежные реформы, введены новые налоги, государство взяло на себя регулирование рыночных цен и ссудного процента. Он увеличил бюрократический аппарат, узаконил продажу должностей. Нарушение новых законов сурово каралось.

Реформы Ван Мана не дали ожидаемого результата. Экономика Китая пришла в упадок, обострились классовые противоречия. В 18 г. н.э. население подняло восстание под названием «Краснобровых». К восставшим примкнули представители свергнутого ханьского императора, которые в 23 г. н.э. вернули себе престол. Все указы и распоряжения Ван Мана покончившего жизнь самоубийством отменили. Экономика стабилизировалась, что привело к оздоровлению всех сфер жизни китайского общества.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.