Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Цель семинарского занятия. Целью занятия является изучение законодательства Английской революции, закрепившей основы правового оформления конституционной монархии в Англии в XVII – XIX






 

Целью занятия является изучение законодательства Английской революции, закрепившей основы правового оформления конституционной монархии в Англии в XVII – XIX веках.

 

1. Предпосылки раннебуржуазной революции в Англии:

 

Конфликт между королем и парламентом по конституционным и церковным вопросам привел к английской революции середины XVII века (1640-1660 гг.). В 1603 г. в Англии утверждается королевская династия Стюартов, которая пыталась установить в Англии абсолютизм по французскому образцу, что не соответствовало исторической неписаной конституции Англии. Английский абсолютизм носил незавершенный характер. У королевской власти для установления абсолютизма не хватало постоянных денежных доходов (налогов), постоянной армии, разветвленного бюрократического аппарата.

Эти притязания Стюартов привели к столкновению между королем и парламентом, в котором были представлены наиболее влиятельные силы страны - джентри и буржуазия. Новые классы были недовольны сбором налогов без согласия парламента, деятельностью чрезвычайных королевских судов Звездной палаты и Высокой комиссии, неудачной внешней политикой Стюартов. Парламент стремился ограничить власть короля, расширительно истолковывая свои исторические права. К числу таковых относились: участие в законодательстве, утверждение налогов и право суда (импичмента) над советниками короля. В парламенте, однако, стали выдвигаться требования участия в управлении, то есть чтобы король назначал советников (министров) с согласия парламента, (это уже являлось расширительным толкованием прав парламента). Естественно, что такие притязания вызывали острое неприятие королевской власти.

Между королем и парламентом были также расхождения по церковным вопросам. Английский король являлся главой англиканской церкви, назначал высшее духовенство. Но наряду с официальной происходила и неофициальная реформация, более резко порывавшая с традициями католицизма. Среди новых классов получил широкое распространение пуританизм, который подвергался гонениям со стороны государственной власти и англиканской церкви. Пуританство представляет собой протестантизм кальвинистского толка. Основатель кальвинизма Жан Кальвин выдвинул учение о безусловном предопределении, согласно которому Бог предопределил, избрал одних людей к спасению (к раю), а других - к погибели (к аду) совершенно независимо от их воли. Видимым признаком «богоизбранности» стало богатство, а бедность есть признак отверженности. Тем самым освящалось материальное обогащение, оправдывалась «богоизбранность» одних для богатства и эксплуатации других, бедных. Это обеспечивало «фарисейски спокойную совесть при наживе денег» (М. Вебер). Поэтому пуритане считали смыслом жизни материальное обогащение, наживу. Пуритане требовали упрощения богослужебных обрядов, очищения англиканской церкви от остатков католицизма, выступали за вывод церкви из-под королевской власти, упразднения сана епископа. Основой церковного устройства у пуритан является церковная община с пресвитером во главе, избираемым верующими общины.

Борьба парламента с королевской властью при Стюартах была выражена в конституционном законодательстве. В 1629 г. парламент принял, а король Карл I утвердил Петицию о правах, которая была подтверждением старых прав парламента. Петиция:

1. Осуждала произвольное наложение податей, налогов, парламент просил короля, чтобы средства на государственные расходы взимались не иначе, как с согласия парламента.

2. Осуждала произвольное установление воинской повинности, парламент просил короля, чтобы он не ставил солдат на воинский постой и не производил, таким образом, насилия над поданными для взимания податей.

3. Осуждала нарушение прав личной свободы, то есть заключение людей в тюрьмы без объяснения причин и оставление в тюрьме без судебного рассмотрения их дел, парламент просил короля, чтобы не совершались произвольные аресты и заключения в тюрьму без указания причин.

 

2. Законодательство Долгого парламента в начальный период революции (до провозглашения республики):

 

Карл I в 1629-1640 гг. правил без созыва парламента, но война с Шотландией истощила средства короля и Карл I в 1640 г. вынужден был созвать парламент, который заседал до 1653 г. и получил название «Долгого парламента». Настроение этого парламента, в котором преобладали джентри и буржуазия, было чрезвычайно оппозиционным королю. Его созыв считается началом английской революции 1640-1660 гг.

В Конституционный период революции Долгий парламент добился от короля уступок, установил верховенство парламента над королевской властью. Трехгодичный акт 1641 г. впервые в Англии установил регулярный созыв парламента. По этому акту парламент должен был собираться, по крайней мере, раз в три года, и притом не мог быть распущен королем ранее, чем через 50 дней со дня его созыва. Вскоре трехгодичный акт был дополнен законом, по которому существующий парламент мог быть распущен только собственным постановлением. Тем самым парламент отнял у короля традиционное право созывать и распускать парламент. Парламент стал независим от короля.

В 1641 г. специальными законами были ликвидированы чрезвычайные королевские суды - Звездная палата и Высокая комиссия. Тем самым король лишился права заключать своих подданных в тюрьму без предварительного рассмотрения обычными судами. Парламент привлек к суду и казнил ближайших советников короля.

Парламент, сделавшись постоянным, начал вмешиваться в дела управления. В конце 1641 г. парламент принял Великую ремонстрацию (протест), которая содержала перечень злоупотреблений короля и требовала, чтобы деятельность советников (министров) короля направлялась парламентом, требовала политической ответственности министров перед парламентом, то есть король может назначать членов Тайного совета, министров и всех высших должностных лиц только с согласия парламента. Без такого согласия парламент отказывался давать королю субсидии. Тем самым король лишался исполнительной власти и фактически превращался в безвластного главу государства.

В 1642 г. в Англии началась гражданская война между королем и парламентом. Сторонники парламента разделились на три политических течения (партии):

1. Пресвитериане - умеренные пуритане, составлявшие большинство в Долгом парламенте. Они выступали за конституционную монархию на основе исторической конституции, стремились к компромиссу с королем на основе подтверждения Великой ремонстрации, которая фактически лишала короля исполнительной власти. Требуя упразднения епископата, они предполагали сохранить государственное руководство церковью с помощью утверждённого государством молитвенника и т.п. мер.

2. Индепенденты (независимые) - радикальные пуритане, находившиеся в меньшинстве в Долгом парламенте, но составившие большинство руководителей армии, включая ее командующего О. Кромвеля. Они выступали за решительную борьбу с королем, за конституционную монархию, построенную на основе нового цензового избират5льного права, за существование независимых от государства церковных общин, отсюда и их название - независимые.

3. Левеллеры (уравнители) - радикальные республиканцы, которые требовали упразднения монархии, установления республики, выступали за однопалатный парламент, то есть за упразднение палаты лордов и сохранение лишь выборной палаты общин, за ежегодные выборы в парламент, за выборность общественных должностей, за введение всеобщего избирательного права для мужчин.

Принятый в годы войны «Билль о самоотречении», требовавший от членов парламента сделать выбор между работой в парламенте или службой в армии, позволил депутатам-индепендентам перейти в состав офицерского корпуса, а «Акт о новой модели» превратил парламентскую армию в регулярные вооружённые силы современного типа (с законодательно зафиксированными условиями службы, с твёрдым денежным содержанием, с единообразной военной подготовкой и строгой дисциплиной).

Принятый 24 февраля 1646 года «Акт об отмене рыцарского держания» превратил т.н. фригольды в частную собственность прежних свободных держателей. Особо следует отметить, что правовой статус прежних несвободных держаний – копигольдов не изменился. В результате в Англии сложилась противоречивая система землевладения, причудливо сочетавшая признаки капиталистической частной собственности на землю с феодальным земельным держанием на основе неравноправных договоров.

 

3. Законодательство Английской республики 1649-1653 гг.:

После победы над королем произошел конфликт между парламентом, где преобладали пресвитериане (сторонники ограниченной королевской власти), и армией, где преобладали индепенденты (сторонники республики). В конце 1648 г. армия вступила в Лондон и, проведя т.н. «прайдову чистку», удалила из парламента умеренных пресвитериан. Оставшиеся менее ста членов парламента (т.н. «охвостье») принадлежали к числу индепендентов, единомышленников армии. С этого момента Долгий парламент фактически перестал существовать. Власть перешла в руки индепендентов.

Король Карл I по приговору парламентского суда в 1649 г. был подвергнут смертной казни, а индепендентская палата общин упразднила палату лордов и королевскую власть и юридически объявила Англию республикой, которой она оставалась по 1660 год. Верховной властью провозглашалась палата общин, избиравшая Верховный исполнительный орган - Государственный совет во главе с командующим парламентской армией Кромвелем. Индепендентская республика 1649-1653 гг. являлась замаскированной республиканскими учреждениями военной диктатурой армейского руководства во главе с Кромвелем. В интересах верхушки торгово-финансовой буржуазии и связанных с ними и с армией кругами джентри были проведены экономические мероприятия колониального характера, подобные «Навигационному акту», целью которого являлось установление монополии лондонских крупных судовладельцев на импорт в страну иностранных товаров, и «Акту об устроении Ирландии», который узаконил разграбление этой страны для удовлетворения аппетитов английских земельных спекулянтов и военных.

 

4. Режим Протектората 1653-1658 гг. и его классовая сущность:

 

 

В 1653 г., используя всеобщее недовольство правлением «охвостья» и страх имущих классов перед ростом народного движения, О. Кромвель разогнал остатки Долгого парламента, установив в Англии открытую военную диктатуру (в интересах буржуазии и нового дворянства). Группой высших офицеров было разработано «Орудие управления» - единственная в истории Англии писаная конституция. По этой конституции Англия провозглашалась республикой, в которой исполнительная власть якобы отделялась от законодательной.

Законодательная власть вручалась лорду-протектору совместно с народным представительством - однопалатным парламентом, а исполнительная власть - лорду-протектору совместно с Государственным советом. Право налогообложения принадлежало только парламенту. Избирательное право было изменено. У многих городов право представительства было отнято и передано графствам, то есть представительство было организовано в большем чем ранее соответствии с численностью населения. Но избирателями в графствах могли быть только лица, обладающие высоким имущественным цензом. Лорд-протектор имел право досрочно распустить парламент, но парламент обязательно должен был избираться каждые три года.

Лордом-протектором был пожизненно провозглашен Кромвель. Он имел право утверждать и отклонять парламентские законы, командовал армией, руководил внешней политикой (включая право вести войну и заключать мир, но с согласия Госсовета), созывал и распускал парламент, назначал на высшие государственные должности.

Для характеристики установленного режима в качестве именно военной диктатуры особенно важен анализ изданной 22 августа 1655 года лордом-протектором «Инструкции генерал-майорам», которая прямо передаёт военным властям функции надзора за различными областями жизни граждан на местах.

О. Кромвель, опираясь на преданную ему армию, правил неограниченно в течение пяти лет (1653-1658 гг.).

 

5. Реставрация монархии Стюартов в Англии:

 

Со смертью Кромвеля, обострилась внутренняя борьба внутри правящей военной верхушки. Попытка «полюбовно» договориться о разделе власти между различными фракциями офицерского корпуса (т.н. Вторая Республика 1659 г.) закончилась провалом. Отсутствие среди генералитета общепризнанных лидеров, подобных О. Кромвелю, привело к гибели самой республики. Республика оказалась непрочной, поскольку была навязана стране революционным, радикальным меньшинством парламентской армии, не желавшим разрешить назревшие социально-экономические проблемы в интересах большинства населения (прежде всего крестьянства и мелкой буржуазии). В 1660 г. произошла реставрация Стюартов, королем стал Карл II, сын казненного Карла I. Так окончилась английская революция.

Реставрация, однако, не означала восстановление в полном объёме дореволюционных порядков, несмотря на отмену большинства принятых в годы революции законодательных актов. Уже в самой «Бредской декларации» Карл II был вынужден обещать сохранение свободы совести и признание парламента единственным органом, имеющим право регулировать поземельные отношения в стране, чего требовали интересы джентри и торгово-финансовой буржуазии. Говоря о необходимости восстановления короля, парламента и народа в их древних исконных правах, король фактически молчаливо признал недопустимость притязаний на абсолютный характер королевской власти. Наконец, некоторые завоевания революции были прямо подтверждены, например, «Акт об отмене палаты феодальной опеки», по-существу, закрепил упразднение рыцарского держания.

Несколько позднее, уже после т.н. «славной революции» 1688 г. и отстранения Стюартов от власти, законодательно закрепили и другие результаты революции, например, «Трехгодичный акт» 1694 года восстановил положения соответствующего акта 1641 года, а в Билле о правах 1689 года оказались закреплены законодательные и налоговые прерогативы парламента.

.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.