Главная страница
Случайная страница
Разделы сайта
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 21. Крушение колониальных империй. Государство и право в странах Латинской Америки и в странах Азии и Африки.
Испанская и португальская колониальные империи в Америке. Освободительная борьба 1810-1826 гг. и образование независимых государств. Первые конституции стран Латинской Америки. Каудилизм и диктаторские режимы. Конституционное развитие Аргентины и Мексики. Свержение монархии и Конституция 1891 г. в Бразилии.
Латиноамериканские страны в начале ХХ в. Мексиканская Конституция 1917 г. и ее развитие. Государственное и конституционное развитие стран Латинской Америки в середине ХХ в. Тенденции в развитии государства и права в 1980-1990-е годы.
Распад колониальной системы и образование независимых государств в Южной и Юго-Восточной Азии. Конституция Индии 1949 г. Особенности индийской федерации. Закон 1955 г. о наказуемости кастовой дискриминации. Конституции Египта 1923 г., 1952 г., 1956 г. Образование независимых государств в Тропической Африке.
5. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА
Таблица 5
Виды СРС
| Формируемые компетенции
| Форма контроля
| ОК-1
| ОК - 3
| ОК-9
| ПК-2
| ПК-17
| Подготовка к тестовым заданиям и контрольным работам
| +
| +
| +
| +
| +
| Рейтинговая оценка (промежуточный контроль)
| Подготовка к практическому занятию
| +
| +
| +
| +
| +
| Рейтинговая оценка за устный ответ и выполнение практического задания (текущий контроль)
| | Изучение научной и учебной литературы
| +
| +
| +
| +
| +
| Рейтинговая оценка (текущий контроль)
| | Подготовка доклада и научного сообщения
| +
| +
| +
| +
| +
| Рейтинговая оценка (текущий контроль)
| | Подготовка научной статьи
| +
| +
| +
| +
| +
| Рейтинговая оценка (текущий контроль)
| | | | | | | | | | | | | | | | - ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ИНТЕРАКТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ
Таблица 6
Раздел и тема
дисциплины
| Наименование или содержание
интерактивных занятий
| Тема 9. Исламский мир и Арабский халифат в VII-XIII вв. Мусульманское право. Индия в средние века под властью ислама. XIII-XIX в.
| Дискуссия
| Тема 11. Государство и право франков. V-IX вв. Салическая правда. Роль христианства и католической церкви в развитии права. Каноническое право.
| Дискуссия
| Тема 12. Средневековое государство и право в Германии. IX-XVIII вв. Саксонское зерцало. Каролина.
| Разбор конкретных ситуаций
| Тема 15. Возникновение и развитие буржуазного государства и права в Англии в XVII – начале ХХ вв.
| Разбор конкретных ситуаций
| Тема 17. Великая французская буржуазная революция. Возникновение и развитие буржуазного государства и права во Франции в XVIII – XX вв. Французский Гражданский кодекс 1804г.
| Разбор конкретных ситуаций
|
- ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Таблица 7
Наименование темы дисциплины
| Перечень вопросов рассматриваемых на практическом занятии
| Тема 1. Предмет и задачи курса. Возникновение государства и права.
| 1. Предмет и задачи предмета.
2. Трансформация понятий государства и права в ходе развития различных народов.
3. Периодизация истории государства и права зарубежных стран.
4. Методы изучения.
5. Протогосударственные образования.
| Тема 2. Основные черты и особенности государства и права Древнего Востока. Государство и право Древнего Египта.
| 1. Типологические характеристики и специфические черты исторических форм древневосточных цивилизаций
2. Периодизация истории Египетского государства.
3. Источники права Древнего Египта.
| Тема 3. Государство и право Древнего Вавилона. Законы Хаммурапи.
| 1. Первые города-государства Месопотамии.
2. Древнейшее законодательство Месопотамии (законы Уринимгины, Законы Ур-Намму, Законы Липед-Иштара, Законы Эшнунны).
3. Законы Хаммурапи.
4. Суд и судебный процесс.
5. Принципы правосудия.
| Тема 4. Государство и право Древней Индии. Манава Дхармашастра (Законы Ману).
| 1. Периодизация истории государства в Древней Индии.
2. Источники права.
3. «Законы Ману».
4. Правовое положение варн и каст.
5. Особенности регулирования брачно-семейных, вещных, деликтных отношений.
| Тема 5. Государство и право Древнего Китая.
| 1. Периодизация истории государства в Древнем Китае.
2. Источники права.
3. Легисты и конфуцианство.
4. Регулирование брачно-семейных и имущественных отношений.
| Тема 6. Государство и право Древней Греции.
| 1. Периоды развития государства.
2. Античный полис.
3. Аристократическая республика Спарта.
4. Реформы Солона и Клисфена.
5. Судебная система в Афинах.
| Тема 7. Государство и право Древнего Рима. Законы XII Таблиц.
| 1. Периоды развития государства и права.
2. Народное собрание, Сенат, магистратуры.
3. Источники права. Законы XII Таблиц.
4. Принципат и доминат.
| Тема 8. Общая характеристика средневекового государства и феодального права. Государство и право средневековой Византии. Эклога.
| 1. Периодизация средних веков.
2. Понятие феодализма.
3. Рецепция Римского права.
4. Деление на Западную и Восточную Римскую империи.
5. Источники права: Свод Юстиниана, Эклога.
| Тема 9. Исламский мир и Арабский халифат в VII-XIII вв. Мусульманское право. Индия в средние века под властью ислама. XIII-XIX в.
| 1. Основание халифата
2. Шииты и Сунниты.
3. Источники права: Коран, сунна, иджма, кийас.
4. Индия под властью мусульманских правителей.
Подготовить научные сообщения: «Средневековая Индия до Ислама», «Кастовый строй»
| Тема 10. Становление феодального государства и права в Китае и Японии. сер. III - сер. XIX в.
| 1. Установление феодальных отношений в Китае и Японии.
2. Государство и кланы (корпорации).
3. Периодизация средневековой Японии.
4. Наказания. Суд и судебный процесс.
| Тема 11. Государство и право франков. V-IX вв. Салическая правда. Роль христианства и католической церкви в развитии права. Каноническое право.
| 1. Общественный и государственный строй франков.
2. Бенефиций и феод.
3. Обычное право.
4. Салическая правда.
5. Источники канонического права.
| Тема 12. Средневековое государство и право в Германии. IX-XVIII вв. Саксонское зерцало. Каролина.
| 1. Раннефеодальные германские государства.
2. «Священная Римская империя».
3. Источники права.
4. Саксонское зерцало.
5. Имперское право.
6. Золотая булла.
7. Династия Габсбургов.
8. Каролина.
| Тема 13. Средневековое государство и право во Франции. IX-XVIII вв. «Кутюмы Бовези». Великий мартовский ордонанс 1357 г.
| 1. Королевское право. Феодальное право.
2. Вассально-сюзеренные отношения.
3. Сословно-представительная монархия во Франции.
4. Генеральные Штаты. Парламент.
5. «Кутюмы Бовези».
6. Великий мартовский ордонанс.
7. Абсолютная монархия.
| Тема 14. Средневековое государство и право в Англии. XI-начало XVII вв. Великая Хартия Вольностей 1215 г. Государство и право южных и западных славян.
| 1. Норманнское завоевание Англии и его последствия.
2. Реформы Генриха II.
3. Формирование системы общего права.
4. Источники права: правовой обычай, судебный прецедент, законодательство.
5. Великая Хартия Вольностей 1215 г.
6. Становление раннефеодальных государств южных и западных славян.
| Тема 15. Возникновение и развитие буржуазного государства и права в Англии в XVII – начале ХХ вв.
| 1. Влияние буржуазных революций на изменение форм государства.
2. Основные характеристики буржуазного публичного и частного права.
3. Буржуазная революция и становление дуалистической монархии.
4. «Хабеас корпус акт» 1679 г., «Славная революция», «Акт об устроении» 1701 г.
5. Развитие парламентской монархии в Англии.
6. Избирательные реформы.
7. Формирование двухпартийной политической системы.
8. Английская колониальная система.
Подготовить научные сообщения: «Судебный прецедент как источник английского права: состояние и перспективы», «Закон как источник английского права: состояние и перспективы».
| Тема 16. Возникновение и развитие государства и права США в XVIII-XX вв. Конституция 1787 г.
| 1. Пути возникновения английских колоний в Северной Америке
2. «Декларация независимости» Т.Джефферсона.
3. Конституция США 1787 г. Поправки.
4. Проблемы федерализма.
5. Изменения в государственном строе и праве США в начале ХХ века.
Подготовить научное сообщение: «Общая характеристика правовой системы США»
| Тема 17. Великая французская буржуазная революция. Возникновение и развитие буржуазного государства и права во Франции в XVIII – XX вв. Французский Гражданский кодекс 1804 г.
| 1. Великая французская буржуазная революция.
2. Декларация прав человека и гражданина 1789 г.
3. Конституция 1791 г.
4. Якобинская диктатура 1793-1794 гг.
5. Конституция 1799 г.
6. Первая империя 1804-1813 гг.
7. Вторая Республика (Президентская).
8. Падение Четвертой Республики и установление Пятой Республики. Конституция 1958 г. Подготовить научные сообщения: «Гражданский кодекс Наполеона», «Французская колониальная система. Право колоний».
| Тема 18. Развитие буржуазного гражданского права в Германии. Германское гражданское уложение.
| 1. Проблемы создания централизованного национального государства или федерации германских государств.
2. Распад Священной Римской империи германской нации в начале XIX в.
3. Первый и Второй Рейнские союзы.
4. Германский союз 1815-1866 гг.
5. Германская империя 1871-1918 гг. Конституция 1871 г.
6. Германское гражданское уложение 1896 г.
7. Веймарская конституция 1919г.
8. Государственное устройство III-го Рейха.
9. Образование ФРГ и ГДР.
10. Объединение Германии (1990 г.).
Подготовить научное сообщение: «Коллизии в германском праве: способы разрешения»
| Тема 19. Особенности становления и развития государства и права в Китае и Японии в XIX - ХХ вв.
| 1. Развитие буржуазных отношений в Китае и Японии в XIX в.
2. «Опиумные» войны.
3. Синьхайская революция 1911 г. и ее последствия.
4. Революция 1925-1927 гг. и установление Гоминьдановского режима.
5. Образование КНР.
6. Реформы Ден Сяо Пина.
7. Реставрация Мэйдзи в Японии.
8. Изменения правовой системы Японии с сер. XIX в. по сер. XX вв.
Подготовить научное сообщение: «Синтез феодальных и капиталистических отношений в Японии и Китае»
| Тема 20. Государство и право Испании и Италии в ХХ в.
| 1. Испания и Италия – страны романо-германской правовой семьи.
2. Испанская республика 1931-1939 гг..
3. Парламентская монархия в Испании.
4. Создание итальянского королевства (1861-1946) и принятие конституции 1861 г.
5. Фашистский правовой режим 1922-1943 г. Диктатура Б.Муссолини.
| Тема 21. Крушение колониальных империй. Государство и право в странах Латинской Америки и в странах Азии и Африки.
| 1. Испанская и португальская колониальные империи в Америке.
2. Первые конституции стран Латинской Америки.
3. Тенденции в развитии государства и права в 1980-1990-е годы.
4. Конституция Индии 1949 г. Особенности индийской федерации.
Подготовить научное сообщение: «Конституции Египта 1923 г., 1952 г., 1956 г.».
|
- ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ
Лабораторные занятия рабочим учебным планом не предусмотрены.
- ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Курсовая работа рабочим учебным планом не предусмотрена.
- ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
10.1. Использование информационных технологий
Использование персонального компьютера (ПК) с установленными информационно-правовыми системами «Консультант-Плюс» и «Гарант», а также прямой доступ к Интернет-ресурсу «Право.ру».
10.2. Применение активных методов обучения
Эффективное усвоение учебного материала осуществляется в рамках самостоятельной работы студентов. Для подготовки к интерактивному занятию обучаемые должны:
1. Проанализировать научную, учебную литературу, нормативные правовые акты.
2. Сделать краткие записи.
Для наилучшего усвоения вопросов, рекомендуется следующие формы записей:
Заметки на полях, которые делаются только на собственных книгах и представляют собой систему подчеркивания и условных обозначений.
План прочитанного, представляет собой краткий или подробный перечень вопросов, раскрывающих внутреннюю логику прочитанного текста.
Выписки, делаются либо в тетрадях, либо на отдельных листах или карточках и представляют собой в одном случае изложение, в другом - дословное воспроизведение наиболее важных цитат изучаемой книги, с обязательной ссылкой на источник.
Тезисы – это вид записи, который представляет собой краткую формулировку того или иного теоретического положения книги. Тезисы, как форма записи особенно удобна, в случае необходимости выступления на семинарском занятии, конференции.
Конспект - представляет собой подробное и обстоятельное изложение материала книги, согласно ее внутренней логической структуре. В конспекте дается не только перечень вопросов и подвопросов, раскрывающих взаимосвязь идей книги, но и последовательное изложение прочитанного материала с отдельными выписками и цитатами, схемами и таблицами и пр. Конспектирование способствует глубокому пониманию и прочному усвоению материала, помогает выработать навыки правильного изложения мысли в письменной форме, способствует развитию стиля речи.
3. Сформулировать выводы по изученным вопросам, указать проблемы и пути их решения.
Таблица 8
Раздел и тема
Дисциплины
| Наименование или содержание
интерактивных занятий
| Тема 3. Государство и право Древнего Вавилона. Законы Хаммурапи.
| Студент и преподаватель упорядоченно и целенаправленно обмениваются своим мнением по поводу особенностей развития государства и права Древнего Вавилона, анализируют статьи Законов Хаммурапи.
| Тема 7. Государство и право Древнего Рима. Законы XII Таблиц.
| Студент и преподаватель упорядоченно и целенаправленно обмениваются своим мнением по поводу особенностей развития государства и права Древнего Рима, анализируют статьи Законов XII Таблиц.
| Тема 8. Общая характеристика средневекового государства и феодального права. Государство и право средневековой Византии. Эклога.
| Студент и преподаватель упорядоченно и целенаправленно обмениваются своим мнением по поводу роли феодального государства в средневековом обществе; анализируются памятники византийского законодательства.
| Тема 9. Исламский мир и Арабский халифат в VII-XIII вв. Мусульманское право. Индия в средние века под властью ислама. XIII-XIX в.
| Студент и преподаватель упорядоченно и целенаправленно обмениваются своим мнением по поводу основных признаков, характерных для мусульманской правовой системы.
| Тема 11. Государство и право франков. V-IX вв. Салическая правда. Роль христианства и католической церкви в развитии права. Каноническое право.
| Разбор конкретных ситуаций
| Тема 12. Средневековое государство и право в Германии. IX-XVIII вв. Саксонское зерцало. Каролина.
| Студент и преподаватель упорядоченно и целенаправленно обмениваются своим мнением по поводу формирования государства и права в Германии в IX-XVIII вв.
| Тема 15. Возникновение и развитие буржуазного государства и права в Англии в XVII – начале ХХ вв.
| Разбор конкретных ситуаций
| Тема 17. Великая французская буржуазная революция. Возникновение и развитие буржуазного государства и права во Франции в XVIII – XX вв. Французский Гражданский кодекс 1804 г.
| Разбор конкретных ситуаций
|
11. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Мультимедийный комплекс, в составе которого:
1. персональный компьютер;
2. интерактивная доска ActivBord;
3. проектор.
12. КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ
12.1 Формы текущего контроля
Формы текущего контроля составляют:
Устный опрос – контроль, проводимый после изучения материала по одному или нескольким темам (разделам) дисциплины в виде ответов на вопросы и обсуждения ситуаций.
Письменный контроль – контроль, предполагающий работу с поставленными вопросами, решением задач, анализом ситуаций, выполнением практических заданий по отдельным темам (разделам) курса.
12.2. Форма промежуточного контроля по дисциплине
Форма промежуточного контроля по дисциплине осуществляется в форме зачета и экзамена.
12.3. Балльно-рейтинговая оценка знаний студентов
Таблица 9
Наименование темы дисциплины
| Работа на занятиях[1]
| Выполнение контрольных работ[2]
| Тема 1. Предмет и задачи курса. Возникновение государства и права.
| 0, 9
| 1, 2
| Тема 2. Основные черты и особенности государства и права Древнего Востока. Государство и право Древнего Египта.
| 0, 9
| 1, 2
| Тема 3. Государство и право Древнего Вавилона. Законы Хаммурапи.
| 0, 9
| 1, 2
| Тема 4. Государство и право Древней Индии. Манава Дхармашастра (Законы Ману).
| 0, 9
| 1, 2
| Тема 5. Государство и право Древнего Китая.
| 0, 9
| 1, 2
| Тема 6. Государство и право Древней Греции.
| 0, 9
| 1, 2
| Тема 7. Государство и право Древнего Рима. Законы XII Таблиц.
| 0, 9
| 1, 2
| Тема 8. Общая характеристика средневекового государства и феодального права. Государство и право средневековой Византии. Эклога.
| 0, 9
| 1, 2
| Тема 9. Исламский мир и Арабский халифат в VII-XIII вв. Мусульманское право. Индия в средние века под властью ислама. XIII-XIX в.
| 0, 9
| 1, 2
| Тема 10. Становление феодального государства и права в Китае и Японии. сер. III - сер. XIX в.
| 0, 9
| 1, 2
| Тема 11. Государство и право франков. V-IX вв. Салическая правда. Роль христианства и католической церкви в развитии права. Каноническое право.
| 0, 9
| 1, 2
| Тема 12. Средневековое государство и право в Германии. IX-XVIII вв. Саксонское зерцало. Каролина.
| 0, 9
| 1, 2
| Тема 13. Средневековое государство и право во Франции. IX-XVIII вв. «Кутюмы Бовези». Великий мартовский ордонанс 1357 г.
| 0, 9
| 1, 2
| Тема 14. Средневековое государство и право в Англии. XI-начало XVII вв. Великая Хартия Вольностей 1215 г. Государство и право южных и западных славян.
| 0, 9
| 1, 2
| Тема 15. Возникновение и развитие буржуазного государства и права в Англии в XVII – начале ХХ вв.
| 0, 9
| 1, 2
| Тема 16. Возникновение и развитие государства и права США в XVIII-XX вв. Конституция 1787 г.
| 0, 9
| 1, 2
| Тема 17. Великая французская буржуазная революция. Возникновение и развитие буржуазного государства и права во Франции в XVIII – XX вв. Французский Гражданский кодекс 1804 г.
| 0, 9
| 1, 2
| Тема 18. Развитие буржуазного гражданского права в Германии. Германское гражданское уложение.
| 0, 9
| 1, 2
| Тема 19. Особенности становления и развития государства и права в Китае и Японии в XIX - ХХ вв.
| 0, 9
| 1, 2
| Тема 20. Государство и право Испании и Италии в ХХ в.
| 0, 9
| 1, 2
| Тема 21. Крушение колониальных империй. Государство и право в странах Латинской Америки и в странах Азии и Африки.
| 0, 9
| 1, 2
| Итого
|
|
|
Общий балл текущей успеваемости складывается из следующих составляющих:
- посещаемость – студенту, посетившему все занятия, начисляется 15 баллов;
- выполнение заданий по дисциплине в течение семестра в соответствии с учебным планом. Студенту, выполнившему в срок и с высоким качеством все требуемые задания, начисляется 20 баллов;
- контрольные мероприятия (решение задач, тестирование, подготовка докладов) – максимальная оценка 25 баллов;
- устный ответ на экзамене – максимально 40 баллов.
Перевод балльных оценок в академические отметки «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и «неудовлетворительно» по дисциплине производится по следующей шкале:
- «Отлично» - от 81 до 100 баллов — теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов необходимые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество их выполнения оценено числом баллов, близким к максимальному.
- «Хорошо» - от 61 до 80 баллов - теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, некоторые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы недостаточно, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество выполнения ни одного из них не оценено минимальным числом баллов, некоторые виды заданий выполнены с ошибками.
- «Удовлетворительно» - от 40 до 60 баллов – теоретическое содержание курса освоено частично, но пробелы не носят существенного характера, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом в основном сформированы, большинство предусмотренных программой обучения учебных заданий выполнено, некоторые из выполненных заданий, возможно, содержат ошибки.
- «Неудовлетворительно» - менее 40 баллов - теоретическое содержание курса не освоено, необходимые практические навыки работы не сформированы, выполненные учебные задания содержат грубые ошибки, дополнительная самостоятельная работа над материалом курса не приведет к существенному повышению качества выполнения учебных заданий.
Текущий контроль[3] успеваемости осуществляется в первой половине семестра (первая аттестация) и во второй половине семестра (второая аттестация – по состоянию на последний день занятий семестра).
13. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Рекомендуемая литература
Список литературы составлен таким образом, чтобы дать студентам возможность самостоятельной ознакомиться с различными позициями и подходами известных ученых по наиболее актуальным проблемам дисциплины и после их изучения излагать свою точку зрения.
|