Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






К читателю






 

 

В двух томах настоящего изда­ния собраны старые, ранее публиковавшиеся статьи и новые материалы, которые касаются волнующих автора проблем ре­жиссерского и актерского искусства, вопросов драматургии, поскольку режиссерское творчество начинается с увлечения пьесой, сценического воплощения классики, и, наконец, общих вопросов положения и роли театрального искусства в современ­ной советской художественной культуре.

Материал для этого издания копился более четверти века, но должен уведомить читателя, что это не «полное собрание сочинений», а «избранное», ибо в ходе времени устаревали мно­гие факты, теряли остроту иные проблемы, уточнялись некото­рые взгляды на творческий процесс, хотя неизменными оста­вались исходные идейно-методологические принципы, на кото­рых базируется советская школа режиссуры.

В статьях и записях репетиций отражен, естественно, лич­ный опыт автора — режиссера и педагога, опыт, который пред­ставит интерес лишь в том случае, если читатель обладает са­мостоятельным взглядом на проблемы, тут затрагиваемые. Это в искусстве непреложное правило, а потому пусть никто не от­несется к моим словам как к строкам учебника и не попыта­ется ставить спектакли по записям моих репетиций. Смысл пуб­ликации режиссерских размышлений вижу в том, чтобы возбу­дить мысль профессионала, вызвать на спор, изложить свою точку зрения и — одновременно — помочь зрителю глубже по­нять и наши спектакли, и наши театральные заботы. Верю в зрителя заинтересованного, подготовленного к встрече с ис­кусством, знающего театр.

Более двадцати лет я работаю и Ленинградском академиче­ском Большом драматическом театре им. М. Горького, с арти­стами которого пробовал и проверял многие положения, зафик­сированные в этом издании. Без творческого участия в созда­нии спектаклей замечательных артистов АБДТ — Е. Лебедева,

 

 

Н. Коиеляна, Т. Дорониной, Й. Смоктуновского, П. Луспекаева, С. Юрского, К. Лаврова, В. Стржельчика, О. Басилашвили, Э. Поповой, 3. Шарко, Л. Макаровой, М. Призван-Соколовой, П. Панкова и многих других — мы не смогли бы завоевать ус­тойчивый интерес зрителей.

Иных нет с нами уже навсегда. Другие избрали себе иное поприще театрального служения. Однако традиции театра, его творческая платформа вбирают в себя опыт всех талантливых актеров, выходивших на его сцену. Это для меня принципиаль­ная точка зрения, ибо никакой замысел режиссера в той си­стеме психологического театра, которую я исповедую, не может быть воплощен никаким иным образом — только через актера.

Материалы, опубликованные ранее в книге «О профессии режиссера», вошли в настоящее издание в несколько откоррек­тированном и дополненном виде. Вместе с тем я не стал ради­кально обновлять эту работу, заменять фигурирующие в ней спектакли на новые, более свежие. Мне дорого время, в кото­рое возникли и эти спектакли, и сама книга, и я не счел резон­ным смывать его печать во имя пущей злободневности. Настоя­щее тесно связано с предыдущим и во многом им определяется.

Особенное удовлетворение доставила бы мне весть о том, что опубликованное в этих двух томах вызвало интерес молодого читателя: ведь завтра новому поколению режиссеров ставить спектакли, молодым актерам играть в них, а молодым зрите­лям их смотреть. Не будем скромничать — без опыта старших им не обойтись. Но пусть сами они двигаются дальше, вперед: жизнь коротка — искусство вечно.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.