Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Этапы развития ЕП.






 

 

Лекция 3.

Правоотношения, регулируемые Европейским правом.

В международном праве правоотношения это особые отношения субъектов урегулированные нормами принятыми на надгосударственном уровне. Особенности правоотношений основанных на ЕП вытекают из правовой природы Евросоюза и специфики правовой системы данной организации.

Источники европейских правоотношений это в первую очередь учредительные акты ЕС. Главным в этой связи является Лиссабонский договор. Соответственно все общие правоотношения, возникающие в ЕП, обеспечены юрисдикционной защитой институтов и органов ЕС. Специальные (конкретные) правоотношения могут возникать и в результате иных актов, например Постановлениями Европейского Суда, в результате актов вторичного права, а также актов (соглашений) государств-участников. Ещё одной особенностью европейских правоотношений является специфика норм, так как они могут носить программный и лимитированный по срокам действия характер, например указания на председательство государства-члена в институтах ЕС.

Видами европейских правоотношений являются: учредительные, правоустановительные, правоохранительные, материальные и процессуальные, общие и конкретные. Участниками правоотношений являются ЕС, государства-члены, институты, органы, а также организации, созданные на основе актов этих институтов и органов, граждане ЕС, а также все остальные субъекты международного права, с которыми ЕС заключает специальные соглашения, либо в работе которых принимают участие его представители. Аарон, Хартли, Энтин, Топорнин.

 

Взаимодействие европейского и международного права.

Существует несколько аспектов соотношения права ЕС и МП. Во-первых в ЕС международное право является частью коммунитарного права(нормы договоров) и обе системы оказывают влияние друг на друга. Бирюков считает, что МП составляет основной механизм правоприменения в системе ЕП. Во-вторых отношения и правоотношения ЕС, его взаимодействие с международным окружением регулируются МП. Здесь многие авторы говорят о взаимодействии внешнего МП с правом ЕС (Капустин). В-третьих коммунитарный правопорядок следует рассматривать применительно к ЕС как региональное международное право, поскольку международные договоры в качестве сторон имеют государств – членов ЕС. Энтин утверждает, что МП изначально оказало влияние на европейское, поскольку ЕП возникло на основе международных договоров создавших европейские сообщества. В-четвёртых, ЕП будучи самостоятельной правовой системой имеет международно-правовую составляющую, государтвенно-правовую составляющую, а также нормы институтов и органов ЕС. При изучении взаимодействия международного и европейского права проблемными являются следующие обстоятельства:

1) ограничение суверенитета государства в результате членства в ЕС.

2) исключительная компетенция ЕС в регулировании отдельных международно-правовых вопросов.

3) самостоятельность пространства свободы, безопасности и законности, как основного направления международной деятельности ЕС.

4) возникновение особой системы наднациональности (взаимодействие государств- членов ЕС и межправительственных организаций в результате заключения соглашений от имени ЕС).

5) особый правовой статус Президента ЕС и его актов на международной арене.

 

Реформирование ЕС по Лиссабонскому договору.

1 декабря 2009 года вступил в силу Лиссабонский договор, который существенным образом изменил статус ЕС, его структуру, а также систему источников ЕП.

Существует несколько изменений, которые Лиссабонский договор внёс в практику функционирования ЕС:

1) Упразднена созданная Маастрихтским договором структура 3 опор и соответственно прекратили существование Европейское сообщество и Евратом. ЕС стал единственной структурой и получил статус юридического лица, в том числе и широкую международную правосубъектность. Лиссабонский договор выделяет около 30 сфер компетенции.

2) Лиссабонский договор предусматривает 5 направлений деятельности ЕС, вытекающих из указанных сфер компетенции:

- исключительная;

- совместная;

- координирующая;

- полномочия действовать в целях поддержки, координации или дополнения действий государств-членов;

- пространство свободы, безопасности и законности.

3) Европейский совет в полной мере становится институтом ЕС. Он получил также постоянного руководителя – Президента, который избирается на 2, 5 года.

4) Изменения системы голосования в институтах ЕС квалифицированным большинством. По мнению Бирюкова данный аспект является самым сложным из реформ ЕС, поэтому Лиссабонский договор вводит систему нового голосования поэтапно. Первый этап закончится в 2014 году, второй – с 2014 по 2017 годы, а с 2017 года данная система заработает в полной мере.

5) Изменение работы Европейской комиссии, например, право Председателя, самостоятельно назначать членов комиссии.

6) Усиление роли Европейского Парламента. Например, Европарламент получил право участвовать в утверждении бюджета ЕС, тем самым завершилось формирование бюджетного процесса.

7) Повышается роль национальных парламентов в процессе принятия решений в ЕС. Например, они получили возможность осуществлять мониторинг законодательных предложений комиссии. Механизм «жёлтой карточки».

8) Укрепление внешнеполитической сферы работы ЕС. Создание пространства свободы, безопасности и законности. Кроме этого вводится новая должность Верховного представителя по внешним связям ЕС.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.