Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развивающие игры для подростков и молодежи






Блок «Общение, понимание, проблематизация»

Основная цепь этого этапа в создании условий для присвоения и демон­страции культурных норм общения, понимания идей предстоящей совмест­ной деятельности подростков и вожатых, для выдвижения собственных идей развития и на их основе возможных идей группового взаимодействия'

Целиком описать этот этап не представляется возможным из-за большого объема материала, используемого в работе вожатого, поэтому описана логика движения отряда на этом этапе.

Работа в микрогруппе.

В целях педагогической успешности предстоящей смены удобно строить работу вожатого по микрогруппам подростков, оптимальный состав микрогруппы - 5-6 человек. Это позволяет каждому подростку высказать свое мнение, понять другого участника, активно включаться в ситуации, даваемые вожатым, поэтому для меня важным становится формирование таких микрогрупп, в которых подросток будет чувствовать себя комфортно, не ощущать напряжение, чтобы у него появилось желание активно действовать в составе микрогруппы.

Вариантов формирования микрогрупп сегодня очень много. Здесь предложены те, которые в практике дали наиболее качественные результаты.

«Воздушные шары»

1 вариант

На доске рисуется четыре воздушных шара

Инструкция вожатого: «Мы уже познакомились, немного узнали друг друга. Наступило время сформировать экипажи, в составе которых мы отправимся в путешествие на этих воздушных шарах в исследовательскую экспедицию. Нас ждут приключения, испытания, поиск и принятие решений. Все это потребует от экипажа сплоченности, совместимости, понима­ния. В составе экипажа: командир экспедиции, штурман, ответственный за техническую часть и хозяйство, 2-3 научных сотрудника». (Состав экипажа сит от количества ребят в группе; может меняться и легенда инструкции вожатого)

Формировать экипажи можно так. Сначала предложить выйти (по имени) ребятам, которых руководитель увидел на предыдущих занятиях какнаиболее открытых, активных, умеющих организовать несколько ребят, т.е.проявивших некоторые лидерские качества. Эти ребята выбирают себе штурманов (идет выбор); штурманы выбирают бортмехаников, те в свою очередь одного научного сотрудника и т.д. Если вдруг кого-то не выбрали, он входит в любой экипаж по желанию. Такое формирование микрогрупп, по симпатиям частично обеспечивает основу сплоченности микрогруппы, меня выбрали, я выбрал - значит несу ответственность за себя и свой выбор

2 вариант

С использованием тех же шаров. Он предназначен для реализации принципа добровольности в формировании микрогруппы, но не ограничивает количество детей в группе, и потому требует от вожатого высокого профессионализма.

Инструкция вожатого: " Посмотрите внимательно на этот рисунок Представьте, что видите эти воздушные шары не на плоскости, не на рисунке, ав воздушном пространстве. Обратите внимание на направлены полета шаров, сосредоточьтесь на рисунке и выберите тот шар, который вам больше всего понравился, в котором вам бы хотелось полететь в путешествие. Если ваш выбор произошел, запишите свою фамилию под корзиной этого шарика. Приступайте."

Распределение ребят по шарикам будет неравномерным. При этом для вожатого отряда данная технология является диагностической. По много летним наблюдениям:

• подростки из 1 шарика - экстравертивны, социально открыты; стремятся к работе в организованной группе сверстников;

• из 2-го - интроверты, более закрыты, но с удовольствием работают в
микрогруппе, если предмет деятельности совпадает с их интересом к
возможностями;

• из 3-го - повышенно экстравертивны, активны, стремятся к любым ви­дам организованной деятельности, не всегда соотносят свои возможно­сти с задачами микрогруппы, как бы завышая их;

• из 4-го - наиболее закрытые ребята, не любят и не умеют организовы­вать других. Но прекрасно разбираются с проблемами, и с удовольстви­ем выдвигают конструктивные идеи, правда не знают, как их можно
реализовать. В этом состоит сложность работы с подобными микрогруппами у вожатого.

Вместе с тем, это дает ему возможность использовать субъективны? особенности подростков в дальнейшей работе отряда.

Приведенные варианты формирования микрогрупп естественно не исчерпывают современного арсенала методов этой работы. Важно помнить, что любой из имеющихся в вашем опыте методов должен поддерживать ребенка в его желании быть и участвовать в групповом взаимодействии, привлекательным для него.

Микрогруппы сформированы. Необходим комплекс игровых действий, позволят ребятам снять напряжения нахождения в микрогруппе. Должен длиться 10-15 минут. Последовательность этих игровых упраж­нений может быть следующей:

упражнение «Идеальный круг».

Проводится так же, как описано выше.

Упражнение: «Восковая палочка» или «Колокол».

Инструкция: Один участник группы становится в центр круга, закрывает глаза, ноги вместе, руки вдоль туловища. Его задача зафиксировать свое тело и позволить остальным участникам положить руки на его плечи, спину, руки и покачать его по часовой стрелке в кругу. Остальные участни­ки кладут ладони на плечи, спину, руки стоящего в центре, принимая тя­жесть на несколько мгновений на себя, передают из рук в руки своего това­рища, перемещая тело по кругу. Группа должна обеспечить полную безо­пасность находящегося в центре круга. Через испытание проходит каждый член группы.

Упражнение: «Восковые фигуры».

Инструкция: «Решите в группе, кто станет из вас владельцем и экскурсоводом по небольшой экспозиции музея восковых фигур. Остальные участники должны будут по команде экскурсовода застыть в позах, каждая из которых по смыслу будет изображать отдельный фрагмент экспозиции по теме, которую вы обсудите и примете все вместе. Вам дается 5 минут на обсуждение темы и репетицию ваше 2 экспозиции и 1 минута на представ­ление остальным группам. Время пошло». Далее идет демонстрация экспо­зиций микрогрупп.

Этого набора игровых упражнений вполне достаточно для дальнейшей работы с ребятами по смыслам и пониманию предстоящей деятельности.

Для этого вожатый должен заранее, исходя из целей предстоящей сме­ны выделить ключевые слова или фразы, понимание которых позволит ре­бятам обозначить проблемы, связанные с этими ключевыми словами (в по­добных случаях лучше каждое ключевое слово или фразу задать с двух сторон «я-Мы»).

Например, при проектировании жизни в детском объединении ключевыми словами - понятиями становятся: «Интерес», «Желание», «Самоуправление», «Возможности», «Сотрудничество» и т.д. Для ребят их можно обозначить: «От интересов каждого к общему делу», «Мое желание - наши возможности», «Сами или за нас», «Я и мы вместе» т.д., то есть показывая в микрогруппе свое понимание ключевого слова, каждый сразу ставит себя в позицию «Я-Мы», тем самым осваивая нравственный опыт взаимодействия.

Обсуждение в микрогруппе проводится по каждому ключевому слову -отдельно, вырабатывается позиция: «Мы считаем», - и докладывается всему отряду без обсуждения. Мнение группы фиксируется на доске. Возможны индивидуальные доклады подростков, если они не согласны с позицией микрогруппы. Вожатый по ходу обсуждения уточняет высказывания ребят вычленяет те идеи, которые звучат в высказывании групп и фиксирует их на доске. Во время дискуссии необходимо обращаться к правилам групповой взаимодействия, напоминать ребятам их смысл и в случае возникновении какого-то напряжения снимать его игровыми приемами. Чаще всего дискуссия на понимание длится 45-50 минут, что не вызывает у подростков негативной реакции. Убедившись, что смысл ключевых слов усвоен подростками (к общему пониманию), вожатый ставит перед подростками задачу попытаться выделить те проблемы, которые связаны со смыслами ключевых слов. Он предлагает им при этом ответить на ряд вопросов: «Зачем? Почему? Как?» Это вопросы-помощники для вычленения проблем. Вожатый показывает на примере, как выделяется проблема. Она возникает всегда при противоречии индивидуального и коллективного подхода, и понимание этого тоже помогает подростку увидеть свое место и роль в выдвигаемой проблеме и ставит его в позицию «МЫ».

Проблематизация - самый сложный этап в планировании работы отря­да. Этап проблематизации, выдвижение идей идут в форме «мозговой: штурма», модификации которого сейчас широко описаны в литературе (Иг­ры для интенсивного обучения / Под ред. В.В. Петрусинского, — М.: Про­метей, 1995).

Последний этап планирования - конкретизация выдвинутых идей и их планирование и реализация в жизни детского коллектива. Для удобства понимания подростками идея облекается в какую-то интересную форму. На­бор форм позволяет распределить их в определенном временном периоде по мере их усложнения или возможности для подростков, тут же дается ответ на вопрос: «Когда, кто и как станет организатором и проводником наших идей?»

На этом миссия групповой деятельности исчерпана, материалы пере даются органам самоуправления, инициативным и творческим группам советам дела и т.д.

Заключительным фрагментом работы отряда становится рефлексии собственных достижений. Разговор должен затронуть те вопросы, которых позволяют подростку оценить приобретенный им опыт в эмоционально чувственной, волевой, прикладной сферах человеческих отношений и взаимодействия. Вожатый направляет разговор и помогает каждому разобраться в достигнутом, поощряет успехи ребят и обращает их внимание на успех других. В конце разговора вожатый предлагает ребятам подарить свою визитную карточку тому человеку, который стал для него другом, поддержи вал в работе. Смысл этого акта в том, что я доверяя свои символы другому делаю свой нравственный выбор и высшую оценку другому.

 

ИГРЫ-ЗНАКОМСТВА, ИГРЫ-«ЛЕДОКОЛЫ»






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.