Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рефлексивная образовательная деятельность.






Деятельностный подход в обучении

Л. Хуторской. Деятельность как содержание образования.

 

Традиционно под содержанием образования понимается опыт человечества, который передается им для освоения. Классики советской дидактики И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин подчеркивали: «Главная социальная функция образования - передача опыта, накопленного предшествующими поколениями людей». Этот тип обучения можно назвать знаниево ориентированным (специально отобранный для усвоения учениками объем знаний, умений и навыков).

В образовании другого типа - личностно-ориентированного представления о содержании образования меняется. В зоне первичного внимания - деятельность самого ученика, его внутреннее образовательное приращение и развитие. Образование в этом случае не столько передача ученику знаний, сколько формирование себя. Учебный материал становится не предметом усвоения, а образовательной средой для самостоятельной деятельности ученика. Образование становится личностно значимой деятельностью ученика. Тем самым решается глобальная проблема: преодолеть отчуждение ученика от деятельности с распространенными негативными средствами: шпаргалками, списыванием, скачиванием рефератов из Интернета. Ведь от роли деятельности в содержании образования зависит уровень дидактической системы - смысл и цели обучения, система самосознания и самооценки, оценки учеником результатов обучения.

Ядром деятельностного содержания образования является подход от деятельности ученика по освоению реальности к внутренним личностным приращениям и от них - к освоению культурно-исторических достижений.

3 источника деятельностного содержания образования:

1. Необходимый компонент репродуктивного способа усвоения, культурно-исторический аналог уже усвоенных учениками способов деятельности (дети разучивают базовые способы и техники деятельности по учебному предмету).

2. Набор способов и видов деятельности, а также образовательных технологий, соотносящихся со спецификой образовательных целей и задач на каждом этапе обучения.

3. Это осознанные и усвоенные учениками способы их образовательной деятельности.

Журнал Народное образование № 8 - 2003г., с. 107.

 

Рефлексивная образовательная деятельность.

Рефлексия - чувственно переживаемый процесс осознания своей деятельности. Цели рефлексии: вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности -ее смысл, типы, способы, проблемы, пути их решений, полученные результаты и т. д.

Без понимания способов своего учения, механизмов познания и мыследеятельности учащиеся не смогут присвоить те знания, которые они добыли. Рефлексия помогает ученикам сформулировать результаты, скорректировать цели дальнейшей работы, свой образовательный путь.

Рефлексивная деятельность позволяет ученику осознать индивидуальность, уникальность и предназначение, которые «высвечиваются» благодаря анализу его предметной деятельности и ее продукта, ученик ярче проявляет себя в тех областях бытия и способах деятельности, которые соответствуют его индивидуальности.

Рефлексия как образовательная деятельность относится к 2 областям: онтологической, относящейся к содержанию предметных знаний, и психологической, обращенной к субъекту деятельности и к ней самой.

г

Этапы методики организации рефлексии ученика:

1. Временная остановка предметной (дорефлексивной) деятельности. Если ученик решал задачу и встретился с непреодолимой трудностью, то решение приостанавливается и все внимание обращается к анализу алгоритма действий.

2. Восстановление последовательности выполненных действий.

3. Изучение последовательности действий с точки зрения их эффективности, продуктивности, соответствия поставленной задачи и т. п.

4. Формулирование результатов рефлексии, гипотеза о предстоящей деятельности.

5. Проверка гипотез на практике в последующей предметной деятельности.

 

При введении элементов рефлексии в традиционный учебный процесс приходится сталкиваться с проблемой - ученики не испытывают потребности осознать свое развитие, затрудняются сказать, что происходит в их деятельности. Привыкнув к учительским объяснениям и необходимости воспроизводить услышанное, многие дети считают: «Если учитель не объясняет материал, то нет и учебы». В результате такой остановки учение происходит неосознанно, а значит и неэффективно.

Поэтому обучать рефлексии надо с детского возраста, обращая внимание детей на то, что они делают, что с ними происходит. Способы здесь различны: устное обсуждение, письменное констатирование и т.д.

Рефлексия связана с другим важным действием – целеполаганием. Постановка учеником целей своего образования предполагает их выполнение и последующую рефлексию – осознание способов достижения целей.

Дидактика средней школы: Некоторые

проблемы современной дидактики.

Под редактор М.Н. Скаткина.

Просвещение, 1982, с. 101.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.