Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Структурный, процессуальный и функциональный анализ деятельности в психологии







 

 

Деятельность – динамическая система взаимодействия субъекта с миром, в процессе которого происходит возникновение и воплощение в объекте психического образа, и реализация опосредованных им отношений субъекта в предметной действительности.

Структурный анализ деятельности

Макроструктура деятельности (по А. Н. Леонтьеву): Деятельность – мотив; Действие – цель; Операция – условия.

Процессуальная характеристика деятельности

С точки зрения процессуального подхода, можно выделить следующие фазы деятельности:

1. Побудительно-мотивационная фаза. Возникновение потребности. Поиск

предмета. Опредмечивание потребности (возникновение мотива). Возникновение эмоционального отношения к ситуации.

2. Аналитико-синтетическая фаза. Анализ средств и построение алгоритма деятельности (ориентировочный этап).

3. Исполнительная фаза. Реализация деятельности. Когнитивные действия (познавательный компонент): что нужно делать – знать, помнить, мысленно представить, придумать, заметить, сравнить, различить, оценить, принять решение. Уровень исполнительных действий, движений. Уровень социального взаимодействия: установить контакт, передать информацию, сообщение и т.д. Контроль за результатом и самоконтроль.

 

 

Функциональный анализ деятельности

Суть функционального анализа:

1) выявление набора основных функций деятельности как системы. В деятельности как системе действия представляют собой функции, т.е. рассматриваются с точки зрения их функции в общей структуре деятельности;

2) каждое действие представляет собой в свою очередь функциональную систему, в состав которой входит ряд подсистем.

Функциональный анализ, таким образом, это анализ подсистем с точки зрения способности выполнять свои функции. В. Э. Мильман выделил следующие функциональные системы в структуре деятельности:

1) побудительная;

2) инструментальная;

3) контролирующая.


 

Функциональные системы в структуре деятельности

 

 

Функциональные системы Функциональные подсистемы


Побудительная функциональная система

 

Инструментальная функциональная система

 

 

Контролирующая функциональная система


Потребность Мотив Объект

Цель Предмет Условия среды

(лимитирующие систему) Средства

Состав Контроль Оценка Продукт


Условия среды – факторы, которые влияют на систему. Средства – условия среды, которыми манипулирует субъект.

Состав деятельности – средства, которые непосредственно воплощены в

деятельности.

Контроль – отслеживание совпадения предмета с представлением о продукте.

Оценка – соотнесение продукта с целью.

Продукт – воплощенная цель, видоизмененный предмет.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.