Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Индивидуальность






 

Состояние телесного и душевного здоровья.

Образ мира, образ Я, идеалы, убеждения, ценности. Социальные и духовные потребности. Устойчивые отношения к разным сторонам действительности: к другим, к деятельности, к себе. Особенности психических состояний личности, эмоциональности и психодимнамики (темперамент).


Общественная среда человека на данный период его развития как

субъекта деятельности

Принятые в среде ценности, признанные потребительские

стоимости (продукты

труда в широком смысле). Социальные ожидания относительно участия человека в труде.

Социальные ожидания в отношении способностей людей


Признаки данного человека как

субъект труда

 

1. Способность мысленно предвосхищать результат деятельности, в идеале – придумывать лучший результат, включая и такой, как свое развитие.

 

 

2. Сознание обязательности достигать заданный результат


 

 

Особенности познавательных процессов, исполнительной активности, волевой саморегуляции деятельности, поведения.


 

(какие люди ценятся), культивируемые в данной среде представления, относительно выдающихся людях.


 

 

деятельности и способность волевой регуляции деятельности (в идеале – самосовершенствования).


Сложившиеся условия, средства, способы создания материальных и духовных ценностей. Достигнутый или доступный уровень техники.


3. Владение внешними и внутренними средствами работы (в идеале - способность их создавать и совершенствовать).


Сложившиеся связи, зависимости между производителями и потребителями материальных и духовных ценностей. Система разделения труда, распределения благ в обществе.


4. Осознание связей, между производителями и потребителями результатов деятельности (в идеале – построение более совершенных связей).


 

 

Структура субъекта труда:

- уровни изучения субъекта труда (уровень «отдельной деятельности» как целостного цикла (этапа) трудовой деятельности, уровень психологических действий и операций, уровень психических функций и процессов);

- показатели профессиональной деятельности субъекта труда:

мотивационные и эмоционально-волевые; когнитивные; операторные;

- внутренние условия и средства деятельности субъекта труда:

1) психические регуляторы труда;

2) функциональные состояния профессионала в труде

(роботоспособность, психические состояния в труде);

3) свойства индивидуальности субъекта труда (ПВК – свойства интегральной индивидуальности различных уровней: способности, свойства психических процессов, темперамента, характера, личности и т.д.). Уровень индивидуального стиля деятельности.

Одна из главных задач психологии труда – изучение закономерностей психической регуляции функционирования и формирования человека как субъекта труда, создании информационных условий для практики формирования должной системы соответствующих психических регуляторов. Е. А. Климов выделил основные психические регуляторы труда.

1. Образ объекта (предмета труда, внешних средств, условий и проявлений деятельности):

а) чувственный образ (сенсорный, перцептивный);


 

б) репрезентативный конкретный образ (представления памяти, воображения);

в) репрезентативный отвлеченный образ (понятия, системы понятий,

схемы, алгоритм действий).

2. Образ субъекта:

а) актуальный «Я-образ» (знание о своем функциональном состоянии в данный момент, своем месте в системе межличностных взаимоотношений, своих возможностях, ограничениях);

б) обобщенный «Я-образ» («Я-концепция» - я в прошлом, настоящем,

будущем; я как представитель профессиональной общности; я как индивидуальность).

3. Образ субъектно-объектных и субъектно-субъектных

взаимоотношений:

а) потребностные состояния, потребности;

б) эмоции, чувства, эмоциональные отношения;

в) характер;

г) направленность личности, мировоззрение.

При рассмотрении проблемы развития профессионала в трудовой деятельности важно знать основные этапы развития человека как субъекта труда. Е. А. Климовым предложена периодизация развития человека как субъекта труда:

1. Стадия предигры (от рождения до 3 лет), когда происходит

освоение функций восприятия, движения, речи, простейших правил поведения и моральных оценок, которые становятся основой дальнейшего развития и приобщения человека к труду.

2. Стадия игры (от 3 до 6-8 лет), когда происходит овладение

«основными смыслами» человеческой деятельности, а также знакомство с конкретными профессиями.

3. Стадия овладения учебной деятельностью (от 6-8 до 11-12 лет), когда интенсивно развиваются функции самоконтроля, самоанализа, способности планировать свою деятельность и т. п.

Следующие 7 стадий развития являются собственно фазами развития

профессионала:

4. Оптант (фаза оптации): optatio – от лат. – желание, выбор. Это стадия сознательного планирования и выбора профессионального пути, соответственно, человек, находящийся в ситуации профессионального самоопределения называется «оптантом». Парадоксальность стадии заключается в том, что в ситуации «оптанта» вполне может оказаться и взрослый человек, например, безработный. Оптация – это не столько


 

указание на возраст, сколько на ситуацию выбора профессии. В отношении последующих фаз развития хронологических границ так же нет.

5. Адепт (фаза адепта) – это человек, осваивающий профессию

(студен, слушатель и т. д.). В связи с этой фазой речь может идти и о многолетнем, и о кратковременном процессе (в форме инструктажа). Если речь идет о многолетней подготовке профессионала, то здесь происходят очень существенные изменения самосознания, направленности личности, информированности, умелости и других сторон индивидуальности.

6. Адаптант (фаза адаптации, привыкания молодого специалиста к

работе). Это этап адаптации к социальным, деятельностным нормам производственного коллектива, организации, и профессиональной деятельности в целом. Новичок должен вписаться в контекст этих новых норм, регулирующих поведение, образ жизни, манеры и найти в себе возможности саморегуляции.

7. Интернал (фаза интернала) – это опытный работник, самостоятельно, надежно и успешно справляющийся с основными профессиональными функциями на данном трудовом посту. Это признают и коллеги по работе. Человек уже вполне определенно «вошел» в профессию (как в самосознании, так и в сознании других).

8. Мастер (или фаза мастера, которая будет продолжаться и далее,

а характеристики остальных фаз как бы добавляются к ее характеристикам). Это профессионал, который может решать самые трудные профессиональные задачи, которые, могут быть не по плечу остальным. Он выделяется какими-то специальными качествами, умениями, или универсализмом, широкой ориентировкой в профессиональной области. Он обрел определенный индивидуальный, неповторимый стиль деятельности («почерк»), его результаты стабильно хороши, и он имеет основание считать себя в чем-то незаменимым.

9. Авторитет (или фаза авторитета) – это мастер, хорошо известный в профессиональном кругу или за его пределами, имеет высокие формальные показатели квалификации (звание, степень, разряд, категорию). Как правило с его мнением заметно считаются коллеги, руководители.

10. Наставник (фаза наставничества) – это человек, у которого

коллеги, ученики, последователи хотят поучиться, перенять опыт.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.