Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 2. Деятельностный подход в психологии: основные направления исследований






 

 

Деятельностный подход является основным подходом к изучению закономерностей развития сознания и личности человека в отечественной психологии. Существенный вклад в разработку одной из фундаментальных проблем в психологии, проблемы деятельности внесли многие ученые и исследователи. Традиции в изучении проблемы деятельности заложены в работах С. Л. Рубинштейна и А. Н. Леонтьева.

Условно можно выделить три направления исследований, в которых

заложены контуры деятельностного подхода в психологии:

1) знаково-символическое направление в развитии психики

(разрабатывалось Л. С. Выготским);

2) личностное направление: личность формируется в деятельности

(разрабатывалось С. Л. Рубинштейном);

3) деятельность как самостоятельный предмет исследования

(разрабатывалось А. Н. Леонтьевым).

Приоритет переноса философской категории «деятельность» на психологическую почву принадлежит С. Л. Рубинштейну. Именно С. Л. Рубинштейн впервые выделил предметную деятельность как предмет психологической науки. Он обратил внимание на тот аспект, что формирование идеального плана может осуществляться в САМОДЕЯТЕЛЬНОСТИ человека, результатом которой являются его развивающиеся психические свойства.

А. Н. Леонтьев обратился к проблематике деятельности значительно позже С. Л. Рубинштейна. Но именно ему принадлежит развернутая общепсихологическая теория деятельности.


 

Как отмечает Г. А. Суворова, изучение основ двух методологических функций категории деятельности было начато еще Л. С. Выготским. В своей теории высших психических функций Л. С. Выготский акцентировал внимание на изучении первой методологической функции деятельности – деятельности как общем методологическом принципе, при этом деятельность рассматривалась им как категория надиндивидуального, культурного уровня. Идея деятельности как главного объяснительного принципа разрабатывалась С. Л. Рубинштейном, а также присутствовала в исследованиях А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия и др. Деятельность в качестве особого предмета исследования, т.е. второй ее методологической функции интенсивно изучалась А. Н. Леонтьевым и его последователями. А. Н. Леонтьевым проведен развернутый анализ макроструктуры деятельности, выделены ее формы и виды. А. Н. Леонтьев рассматривал категории психического отражения, личности в неразрывной связи с категорией предметной деятельности. В своих работах он подчеркивал, что психическое отражение порождается именно в процессе развития чувственно-практической деятельности и вне целостной ее системы не может быть понято. В тоже время данная линия исследований проводилась С. Л. Рубинштейном и его последователями. В работах С. Л. Рубинштейна мы находим общую схему психологического анализа деятельности и ее основных компонентов: мотивов, целей, действий, операций. Идеи, выдвинутые С. Л. Рубинштейном при разработке проблемы деятельности, развивались его учениками и последователями – К. Абульхановой- Славской, А. В. Брушлинским и др. Данное направление деятельностной проблематики в отечественной психологии получило название субъектно- деятельностного подхода.

На современном этапе в разработку проблемы деятельности внесли большой вклад исследования Б. Г. Ананьева, Б. Ф. Ломова, В. В. Давыдова, Е. А. Климова, В. Д. Шадрикова и др.

Рассматривая основные направления деятельностного подхода в

психологии, Г. А. Суворова приводит следующую схему основных направлений деятельностной методологии в психологии.


 

Основные направления развития деятельностной методологии в психологии

 

 

Климов Е. А. Шадриков В. Д. Брушлинский А.

В.

К. Абульханова-

Славская


Труд – деятельность

Человек как субъект труда


Деятельность –

система в развитии

(системогенез деятельности) Последняя четверть 20-го столетия


Деятельность, действие, психическое

как процесс


 

Ломов Б. Ф.

Системная методология в психологии. Системный подход в исследовании деятельности

 


Платонов

К. К.

Левитов

Н. Д. и др.

Человек и труд

Середина

20-гостолетия

 

 

Начало

20-го столетия


 

Леонтьев А. Н. Деятельностное

направление в развитии психики (деятельность предметна)


 

Рубинштейн С. Л. Личностное

деятельность как предмет исследования   Деятельность как объяснительный принцип
Выготский С. Л. (Знаково-символическое направление в развитии психики) Обозначены контуры деятельностного подхода в психологии. Выделены функции деятельности:

 

направление в развитии психики (личность развивается в психике)


 

 

Психотех ники

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.