Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Отражение идей философии прагматизма в книге П. Байяра «Искусство говорить о книгах, которые вы не читали».

Всякий читатель сталкивается с известной проблемой: все книги на свете прочесть невозможно, но жизнь ставит нас перед выбором: признать, что мы не прочитали что-то, или находить выход из положения. Филолог и преподаватель Пьер Байяр (р. 1954) в книге «Искусство говорить о книгах, которых вы не читали», не то чтобы предлагает нам способ решения этой проблемы. Он просто признает, что она есть, и выделяет градацию прочитанных книг и, все-таки, предлагает некий выход, пусть и неоднозначный. (это разговорный стиль речи, не научный, нужно переформулировать с сохранением идеи)

П. Байяр предлагает провокационный подход к чтению книг. Он убеждает своих читателей, что, в некоторых случаях, не-чтение произведения вполне может иметь место, исследует природу чтения, приводит литературные примеры (кое-где намеренно допускает погрешности, в которых потом признается), предлагает советы, как вести беседу о непрочитанной книге. Так, в классификации произведений, с которыми сталкивался автор книги, присутствуют произведения о которых ему ничего не известно, пролистанные книги, издания о которых П. Байяр только слышал и книги, содержание которых им уже позабыто. (мои правки) И такие непрочитанные книги можно обсуждать. Цитату бы+ ссылку…Часто, даже не зная содержание книги, не-читатель хорошо понимает её положение в культуре.??? Несмотря на научно-литературоведческий уклон в подаче материала, автор не избежал и философского анализа ситуации, сложившейся в литературной и интеллектуальной жизни эпохи глобализации. Приведенные в работе размышления автора, имеют явные смысловые пересечения с положениями философии прагматизма. (мои правки Некоторые из них предлагается рассмотреть в данной работе.

Одним из направлении в современной философии является прагматизм, основателем которого является американский философ Чарльз Пирс (даты жизни). Основной его идейной установкой являлось положение о том, что значение идей и понятий состоит в их практических последствиях, которые мы можем от них ожидать. Другими словами, по мнению Инициалы Пирса истинно то, что полезно для нас.

Прагматизм часто называют самобытной американской философией, которая существенно отличается от традиционных европейских и русских учений. Сторонники прагматических идей называют его философией делового человека. Основу прагматизма составляет анализ деятельности человека, его субъективного восприятия мира. При этом интерес смещается на их результативность, (например Джон Дьюи даты жизни), крупный представитель прагматизма, полагал, что изыскания прагматистов направлены, в первую очередь, на реализацию конкретных ежедневных потребностей человека). Мои правки То, что в скобках, выглядит как косвенная цитата, а значит требует оформления ссылки. Нет мостика!!! Цитата должна быть втексте!!

В сходной ситуации, в сходном положении признается Байяр и описывает.,.

«…я попадал в нелепые ситуации и вынужден был говорить о книгах, которых не читал. Работаю я в университете, преподаю литературу, и мне, по долгу службы, положено рассуждать о книгах, которых во многих случаях я даже не открывал. Вообще-то, большинство моих студентов — тоже, но достаточно бывает, чтобы кто-то один прочитал текст, о котором я рассказываю, и уже все занятие идет не так, а сам я в любой момент рискую попасть в глупое положение». [1; c. 7]. Цитата напрямую иллюстрирует прагматичный подход исследователя к работе с литературными текстами.

Автор (Вика Или Байяр?), предлагает нам советы о том, как человеку, который столкнется с проблемами, разрешить их наилучшим образом, попробовать разобраться. (Переформулировать!!!) Так же как и прагматизм в свою очередь направлен на разрешение реальных ситуации, с которыми человеку приходится сталкиваться на практике.

Еще одним важным моментом философии прагматизма являются гносеологические взгляды, которые заметно отличаются от подходов других направлений. (мои правки Так, по мнению У. Джеймса, человек считает истиной то, что наилучшим образом руководит им в процессе приспособления к жизни. Опять напрашивается ссылка на источник. Достижение истины, как таковой, не является самоцелью человека и в этом состоит особенность прагматической гносеологии. Можно сказать, что гносеологическая позиция прагматистов основана на пересмотре традиционных представлений об истине как постижении сущности вещей. Еще один интересный момент выделил Дж. Дьюи, который полагал, что познание начинается тогда, когда познающий субъект находится в проблемной ситуации, затруднении и не знает, как поступить. По этому же поводу высказывается и Пьер Байяр, применяя их к преподаванию литературы.переформулировать!!! Такие ситуации бывают затруднительными, тем более если они касаются книг, которых он даже не открывал, но по долгу службы ему приходится о них рассуждать. Не каждый человек способен справится с такой проблемой. И помтарается искать выход из ситуации, который заключается в практических навыкак… или благодаря тому, что узнает из книги.

«Теперь, когда мы назвали разные способы не – чтения, а также некоторые ситуации, в которые ставит нас жизнь, самое время перейти к главному в этой книге – то есть к тем средствам, которые надо использовать, чтобы красиво из таких ситуации выходить.» [ 1; с. 119].

Автор книги, разрушая множество разных табу, делится накопленным опытом, посвященный «не-чтению» и предлагает несколько вариантов выхода из неловких ситуации.

Хотелось бы выделить еще один, не менее важный момент философии - это этика прагматизма. Прежде всего, это касается трактовки прагматистами сущности морального сознания. Мораль рассматривается ими как специфическое инструментальное средство, обеспечивающее жизнь социума. Плюрализм жизненных целей и разнообразие человеческого опыта приводит к тому, что любая ситуация в сфере морали предстает как неповторимая. Отсюда главным критерием нравственности признается все то, что приносит пользу действующему субъекту. Прагматисты, признавая это, полагают, что невозможно дать оценку моральности деятельности людей.

Насколько морально то, что предлагает Байяр? Связать с моралью «отмазки» людей не читавших книги.

Беседы о непрочитанных книгах не просто заставляют нас задуматься о том, как высказаться, а предоставляют возможность понять себя. Говорить о непрочитанных книгах – это настоящая творческая деятельность. И когда рождается субъект творчества, он помогает отделить себя от книг и выдумать свой собственный текст В другое место.

«На тему прочитанных книг лгут другим, но прежде всего и перво-наперво лгут себе, ведь иногда так трудно самому себе признаться, что не прочел какой-то книги, которую в твоем кругу считают «обязательной». Мы же ловко умеем перекраивать свое прошлое, чтобы в наших глазах оно выглядело лучше. Эта повсеместная ложь, которая звучит там, где говорят о книгах, — просто обратная сторона табу, наложенного на «нечтение», и тех, вероятно еще детских, страхов, на которых этот запрет держится». [ 1; с. 9].

Чтобы люди легко и быстро находили общий язык их внутреннее библиотеки должны совпдать.

Байяр предлагает три понятия библиотеки:

Коллективная библиотека - книги, важные для определенной группы людей. Необходимо знать, какие книги входят в неё и их соотношение между собой. Так как именно это понадобится в разговоре о книгах. «Многие просвещенные люди не читают и, наоборот, многие не-читатели - просвещенные люди, ведь не-чтение - это не просто отсутствие чтения. Это конкретная деятельность, которая состоит в том, чтобы определиться по отношению к бесконечному числу книг и не дать им себя подмять. Деятельность эту надо защищать от нападок и даже, наоборот, обучать ей». [с. 26]

Вторая группа значимых книг, это внутренняя библиотека, она включает в себя книги, важные для определенного человека. «Мы не просто носим в себе каждый свою библиотеку, мы сами представляем собой сумму собранных в ней книг, которые понемногу формировали нас, и теперь их не удастся безболезненно от нас отделить. Слова, задевающие внутренние библиотеки, задевают тем самым личность человека и могут глубоко ранить». [1; с. 82 ]

И третье понятие библиотеки – виртуальная. Виртуальная библиотека - пространство обмена мнениями о книгах. Это подвижная часть библиотеки каждой культуры, она располагается там, где встречаются внутренние библиотеки участников дискуссии. Объясняет те изменения, что происходят у нас внутри с прочитанными текстами.

Кроме того, Байяр вводит обозначения разных видов книг.

Пьер Байяр также предлагает три термина, связанных с книгой: книга-фантом (" неуловимый и подвижный объект, который возникает, когда мы беседуем или пишем о книгах"; входит в виртуальную библиотеку), книга-ширма (часть коллективной библиотеки), внутренняя книга («набор мифологических представлений, коллективных или индивидуальных, которые возникают между читателем и всяким написанным текстом и определяют его прочтение»).

Внутренняя книга влияет на наше восприятие новых текстов. Это фильтр, через который прочитывается мир. «То, что мы считаем прочитанными книгами, на самом деле – хаотическое нагромождение отдельных фрагментов, перекроенных нашим воображением, причем они не имеют ничего общего с чужими такими же нагромождениями, даже если их породила одна и та же книга, то есть мы держали в руках один и тот же физический объект». [ с. 92]

В зависимости от содержания этой внутренней книги, формируется мировоззрение человека, его деятельность, в том числе и вторческая.

Подводя итог размышлениям над книгой «Искусство рассуждать о книгах, которые вы не читали» следует обозначить полученные выводы:

Автор (Пьер Байяр) делает вывод, что в разговоре о книге, важнее разговор, чем сама книга. Он считает, что нас терзает чувство вины возникающее оттого, что не прочитана какая-то книга, которую полагается прочитать любому образованному человеку.

Из-за чувства вины мы не можем признаться сами себе в том, что мы не читали ту или иную книгу, а тем более мы не можем признаться в этом другим. Пьер Баяйр помогает найти выход из ситуации, делясь своим опытом. Давая советы, как вести разговор о непрочитанной книге. Автор предлагает избавиться от чувства стыда. Так же как и философия призвана помогать человеку успешно реализовывать свои планы и добиваться успеха в любом начинании.

Выше шла речь, все книги на свете прочесть невозможно, просто стоит научиться ориентироваться в литературе, как в системе. Философия должна помочь в этом? Не плохо, что существуетфилософия прагматизма…

Философия сформировалась как метод улаживания споров, которые являются следствием субъективного жизненного опыта людей. Этот опыт складывается из многообразия результатов практической деятельности, основанной на реализации личностью своих целей.

 

Литература:

1. Байяр П. Искусство рассуждать о книгах, которые вы не читали. – М., 2012. – 189 с.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Обучение - это передача знаний. | Письмо объединения пролетарский Театр И. В. Сталину




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.