Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Подарки 1 страница






1.(а) Ни один сенатор, должностное лицо либо служащий Сената,

его супруга либо супруг или лицо, находящееся на

его попечении, не должны осознанно принимать как непос-

редственно, так и косвенно какой-либо подарок или по-

дарки, стоимость которых в общей сумме превышает 100

долларов в календарном году от какого-либо лица, орга-

низации или корпорации, непосредственно заинтересован-

ных в законодательных актах, принимаемых Конгрессом,

либо от какого-либо иностранного лица, кроме тех случа-

ев, когда в неординарном случае разрешение на то специ-

ально будет дано Комитетом по этике.

 

Правило XXXVII

Недопустимость злоупотреблений по должности

 

4. Ни один сенатор, должностное лицо либо служащий

не должны умышленно использовать свое служебное положе-

ние, оказывая содействие либо поддержку в разработке и

принятии законодательства, если основной целью при этом

будут исключительно финансовое благополучие, благополу-

чие их семей либо финансовое благополучие ограниченного

круга лиц или предприятий, к которым принадлежат они,

их семья либо контролируемые ими либо членами их семей

предприятия.

 

Соединенные Штаты Америки: Конституция и законода-

тельные акты. М., 1993 г.

 

 

Закон о сбалансированном бюджете

И чрезвычайном контроле за дефицитом

Г.

Разд. 300. График утверждения бюджета Конгрессом

в каждом финансовом году устанавливается

в следующем виде:

На указанную дату или ранее Исполнение
Первый понедельник после 3 января Президент представляет проект бюджета
15 февраля Бюджетное управление конгресса представляет доклад бюджетным комитетам палат
25 февраля Постоянные комитеты представляют свои заключения и оценки бюджетным комитетам палат
1 апреля Бюджетный комитет Сената представляет доклад о совпадающей резолюции по бюджету
15 апреля Конгресс принимает совпадающую резолюцию по бюджету
15 мая Палата представителей приступает к обсуждению законопроекта об ассигнованиях на следующий финансовый год
10 июня Комитет палаты представителей по ассигнованиям представляет доклад по последнему законопроекту об ассигнованиях на следующий финансовый год
15 июня Конгресс завершает работу по согласованию текстов законопроектов, представленных палатами
30 июня Палата представителей завершает утверждение законопроекта об ассигнованиях на следующий финансовый год
1 октября Начало финансового года

Разд.301. (а)Содержание совпадающей резолюции по бюджету.

К 15 апреля или ранее каждого календарного года Конг-

ресс завершает утверждение совпадающей резолюции по

бюджету на следующий финансовый год, начинающийся с 1

октября текущего календарного года. Совпадающая резолю-

ция устанавливает соответствующие показатели на финан-

совый год, начинающийся с 1 октября текущего года, пла-

нируемые показатели по каждому из двух последующих фи-

нансовых лет и содержит следующие вопросы:

(1) общие сумму расходов из бюджета, новых бюджетных

ассигнований, выплат по долговым обязательствам и пер-

воочердных выплат по гарантированным займам;

(2) общая сумма бюджетных поступлений и возможное

увеличение или уменьшение бюджетных поступлений, плани-

руемое в соответствии с законопроектами и резолюциями,

представленными соответствующими комитетами палат;

(3) остаток или дефицит бюджета; (4) расходы из бюд-

жета, новые бюджетные ассигнования, вы-

платы по долговым обязательствам, первоочередные выпла-

ты по гарантированным займам, классифицированные по со-

ответствующим категориям и установленные в пределах об-

щих сумм ассигнования, предусмотренные в соответствии с

требованиями пункта (1); (5) государственный долг.

 

Соединенные Штаты Америки:

Конституция и законодательные акты. М., 1993 г.

Подраздел В Судебная власть Свод законов США титул 28 Часть V. Процесс Глава 121. Присяжные, суд присяжных 1861. Заявление о политике Соединенные Штаты заявляют, что в федеральных судах всестороны в процессе имеют право на рассмотрение дел сучастием присяжных, образованных в составах большого ималого жюри посредством отбора из числа беспристрастныхпредставителей всех слоев общества того района или ад-министративной единицы, где заседает суд. Кроме того, Соединенные Штаты заявляют, что граждане будут иметьвозможность исполнять функции присяжных в составахбольшого и малого жюри в районных судах СоединенныхШтатов и обязаны их исполнять в случае вызова с даннойцелью. 1862. О запрещении дискриминации Ни один гражданин не может быть отстранен от выполненияим функций присяжного в районных судах Соединенных Шта-тов или в Международном торговом суде по признаку расы, цвета кожи, вероисповедания, пола, национальной принад-лежности или имущественного положения. Соединенные Штаты Америки: Конституция и законодательные акты. М., 1993 г. АНГЛИЯ Раздел I Законодательство об избирательных правах и чрезвычайных полномочиях правительства Акт о народном представительстве 1918 г. Часть 1Право голоса Статья 1. (1). Мужчина будет иметь право зарегистрироваться в качестве избирателя при выборахв парламент (за исключением университетского округа), если он достиг совершеннолетия, не ограничен в правах и (а) имеет требуемую оседлость; или (б) имеет требуе- мое помещение для деловых занятий. (2). Имеет требуемую оседлость или деловые помещения вокруге мужчина, который (а) проживает в последний день квалификационного пе-риода на территории округа или занимает там помещениедля деловых занятий; и (б) проживал в округе весь квалификационный периодили занимал там помещение для деловых занятий. (в) Выражение " помещение для деловых занятий" означает землю или помещение, за которое платят не ме-нее 10 фунтов стерлингов в год, занимаемое регистрируе-мым лицом в целях деловых или профессиональных. Статья 2. Мужчина будет иметь право зарегистрироватьсяв качестве избирателя при выборах в парламент от уни-верситетского округа, если он достиг совершеннолетия, не ограничен в правах и получил степень (за исключениемпочетной) в университете, составляющем избирательныйокруг или часть такового. Статья 4. (1). Женщина будет иметь право зарегистри-роваться в качестве избирателя при выборах в парламент, если она (а) достигла 30 лет; и (б) не ограничена в правах, и (в)занимает в округе землю или помещение для деловых занятий, приносящее не менее 5 фунтов стерлингов дохо-да, или жилой дом или состоит в браке с лицом, котороеможет быть зарегистрировано на этом основании (занимаетдом или помещение для деловых занятий). Статья 6. Квалификационный период будет шестимесяч-ным периодом, заканчивающимся или 15 января, или 15 июля. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права.М., 1973. Акт о народном представительстве 1928 г. Статья 8. 1)Всякое лицо, внесенное в списки какпарламентский избиратель какого-либо избирательного ок-руга, пока оно таким образом внесено в списки (женщина, не взирая на ее пол или брак), имеет право голосоватьна выборах члена парламента, представляющего в парла-менте данный избирательный округ; однако оно не должноголосовать на всеобщих выборах по иному избирательномуокругу кроме того, в котором оно внесено в списки в си-лу квалификации по месту жительства, или больше чем поодному избирательному участку, если оно не внесено всписок в силу каких-либо других квалификаций. Конституции и законодательные акты буржуазных государств XVII-XIX вв. М., 1957. Акт о народном представительстве 1948 г. Часть I Право голоса при выборах в парламент Статья 1. (1) Для выборов в парламент будут созданы в графствах и местечках избирательные округа, вкаждом из которых избирают одного члена парламента..., иных избирательных округов не будет. (2). Право голоса при выборах в парламент получатлица, которые проживают в округе при наступлении квали-фицирующей даты, достигли совершеннолетия, являютсябританскими подданными. Предусматривается, что лицо не может получить правоголоса в избирательном округе, пока оно не будет заре-гистрировано там в списке парламентских избирателей иникто не может голосовать более чем в одном округе. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права.М., 1973. Акт о народном представительстве 1969 г. 1. (1) Для реализации целей Акта о народном предста-вительстве лицо будет рассматриваться достигшим требуе-мого для участия в выборах возраста, если ему исполни-лось 18 или более лет; а также, поскольку не установле-но иное, лицо, достигшее 18 лет после даты составлениясписка избирателей для выборов в Парламент или органыместного самоуправления, будет иметь право участвоватьв выборах как избиратель, если оно достигло требуемоговозраста ко дню выборов. (2) Если не установлено иное, лицо будет считатьсяимеющим право быть внесенным в список избирателей длявыборов в Парламент или для выборов в органы самоуправ-ления, если оно достигнет требуемого возраста до исте-чения 12 месяцев, следующих за днем, к которому списокдолжен быть опубликован; но, если оно не достигнет ус-тановленного возраста на первый день этих двенадцатимесяцев, - a) его внесение в список будет сделано в день, в ко-торый оно достигнет этого возраста, и b) до дня, дающего право внесения в избирательныйсписок, оно не будет рассматриваться избирателем, кромевыборов, голосование на которых будет проводиться вэтот или более поздний день. (3) Поскольку не установлено иное, лицо будет приз-нано способным голосовать по доверенности на парламент-ских выборах или на выборах в органы местного самоуп-равления, для которых оно считается достигшим требуемо-го возраста после даты составления списка.- (4) Лицу, рассматриваемому правилами парламентскихвыборов или выборов в органы местного самоуправлениякак незрячее, должно быть оказано содействие в голосо-вании, если это лицо подпадет под соответствующие усло-вия в указанных правилах и достигло требуемого возрас-та. (5) Для целей Акта о народном представительстве лицобудет считаться, в соответствии с законами Северной Ир-ландии, а также с законами других частей СоединенногоКоролевства, достигшим требуемого возраста не ранее на-чала соответствующего года со дня рождения. Конституции буржуазных государств. М., 1982. Закон о чрезвычайных полномочиях 1920 г. 1.(1).В любое время, когда Его Величество сочтет, что какое-либо лицо или группа лиц предприняли действияили непосредственно угрожают действиями, которые посвоему характеру и масштабу, как это будет определено, будут мешать снабжению и распределению продовольствия, воды, топлива или освещения или нарушать работу транс-порта, чтобы лишить общество или его значительную частьпредметов первой необходимости, Его Величество можетиздать указ (называемый впредь указом о чрезвычайномположении) о наличии чрезвычайного положения. Такого рода указ будет действительным в течение неболее месяца, без ущерба для издания нового указа поокончании или истечения этого периода. 2. (1). В случаях издания королевского указа о вве-дении чрезвычайного положения и во все время его дейс-твия будет считаться законным для Его Величества в Со-вете путем издания указа делать распоряжения для обес-печения общества предметами первой необходимости, иэтими распоряжениями одному из министров или иному го-сударственному ведомству или любым другим лицам, нахо-дящимся на службе Его Величества или действующим отимени Его Величества, могут быть переданы такие полно-мочия и обязанности, которые Его Величество сочтет не-обходимыми для сохранения мира, для обеспечения и регу-лирования снабжения и распределения продовольствия, во-ды, топлива, освещения и других предметов первой необ-ходимости, для поддержания работы транспорта и для лю-бых других целей, необходимых для поддержания общест-венной безопасности и нормальной жизни общества, и что-бы действия, предпринятые на основании таких полномо-чий, были эффективными, его величество по своему усмотрению может распорядиться, чтобы такого рода полно-мочия и обязанности были присущи указанным выше влас-тям. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права.М., 1973. Редакция 1964 г.ст. 1 и 2 Закона " О чрезвычайных полномочиях" 1920 г. Статья 1. (1) Если Ее Величество придет к заключению, чтопроизошли или должны произойти события особого характе-ра, Ее Величество может издать прокламацию о том, что вгосударстве существует чрезвычайное положение. Эти со-бытия являются такими, которые в своей совокупности ка-саются обеспечения и распределения продуктов, воды, топлива или освещения, или средств перевозки и которыедолжны лишить общество или значительную его часть пред-метов первой необходимости для жизни. Срок действия этой прокламации не может быть болеемесяца. Продление срока возможно посредством новой дек-ларации в конце этого срока. Если прокламация об объявлении чрезвычайного положе-ния издана, она должна быть согласована с парламентом(ст. 1 Закона 1920 г.). Если в это время окажется, чтоотсрочка или перерыв в работе парламента будет продол-жаться более пяти дней, должна быть издана прокламацияо собрании парламента в течение пяти дней, и Парламентдолжен собраться и заседать в день, указанный в прокла-мации (ст. 1 (2) Закона 1920 г.). В течение срока действия прокламации, Корона имеетправо приказом в Совете издать распоряжение об обеспе-чении общества необходимыми условиями для жизни (ст. 2(1) Закона 1920 г.). Подобные распоряжения должны бытьпредставлены парламенту как можно скорее и не будут ос-таваться в силе по прошествии 7 дней с момента их изда-ния, если парламент резолюцией обеих палат не продлитих действие (ст. 2 (2) Закона 1920 г.). Парламент ука-занными резолюциями может внести дополнения или измене-ния в эти распоряжения(ст. 2 (4)). Halsbury's Laws of England. Vol. 8. London, 1976. Акт о возбуждении недовольства 18 ноября 1934 г. 1. Если какое-либо лицо злостно и обдуманно подстре- кает любого служащего сил Его Величества к уклонениюот исполнения своего долга оно будет виновнов совершении преступления. 2. (1). Если какое-то лицо с намерением совершитьили содействовать совершению преступления, предусмот-ренного ст. 1 этого Акта, хранит или держит под контро-лем любой документ такого содержания, что распростране-ние копий его среди служащих сил Его Величества будетсоставлять такое преступление, оно будет виновно впреступлении, предусмотренном настоящим актом. г) Если судье высшего суда сообщено под присягой, что имеется основание подозревать, что совершено прес-тупление, предусмотренное настоящим актом, и что дока-зательства совершения такового могут быть найдены в по-мещении или месте, указанном в сообщении, он может попросьбе офицера полиции выдать приказ об обыске, предоставляющий такому офицеру право войти в ука-занное помещение или место, если потребуется сприменением силы, и обыскать это помещение или место илюбое лицо, найденное там. 3. (1). Лицо, виновное в преступлении, предусмотрен-ном настоящим актом, может быть приговорено судом при-сяжных к тюремному заключению на срок не свыше двух летили к штрафу, не превышающем 200 фунтов, или к тю-ремному заключению и штрафу вместе. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права.М., 1973. *Речь идет о вооруженных силах. Акт о поддержании публичного порядка 18 декабря 1936 г.(с последующими изменениями по Закону 1986 г.) 1.Любое лицо, которое в общественном месте или наобщественном собрании носит форму, подчеркивающую егосвязь с какой-либо политической организацией или прес-ледование им какой-либо политической цели, виновно впреступлении... 2. (1) Если члены или сторонники какой-либо органи- зации а) организуют, тренируются или снаряжаются с тем, чтобы быть использованными для узурпации функций полиции иливооруженных сил короны; б) организуются и тренируются или организуются иснаряжаются с целью использования их... для насильст-венного достижения политической цели тогда любое лицо, участвующее в управлении такой ор-ганизации, или организующее или вербующее членов илисторонников ее, виновно в преступлении 3. (2) Начальник полиции может обратиться кгородскому совету с просьбой издать приказ, запре-щающий на период, не превышающий трех месяцев, проведение всех публичных процессий в городе иличасти его. (3) Начальник полиции Сити или начальник поли-ции столичного района может с согласия Государс-твенного секретаря издать приказ, запрещающий на срокдо трех месяцев все публичные процессии. 4. (1) Любое лицо, которое, присутствуя на публичноммитинге или участвуя в публичной процессии, имеет с со-бой оружие, будет виновно в преступлении. 7. (1). Любое лицо, которое совершит преступление, предусмотренное ст. 2 настоящего акта, может бытьприговорено судом присяжных к тюремному заключениюсроком не свыше двух лет или к штрафу, не превышающему500 фунтов. (2) Лицо, виновное в любом другом преступлении, пре-дусмотренном настоящим актом, может быть пригово-рено к тюремному заключению на срок не свыше трехмесяцев или к штрафу, не превышающему 500 фунтов. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. М; 1973. Законом 1986 г. " О публичном порядке" cm. 3, 4 За-кона 1936 г. были отменены и введены следующие статьи. Статья 12. Если старший полицейский чиновник, расс-матривая вопрос о времени и месте публичной процессии, и об обстоятельствах, при которых она должна проходить, а также ее маршрут, будет разумно полагать, что процес-сия может привести к серьезным общественным беспоряд-кам, значительному имущественному ущербу или серьезномунарушению жизни общества, он может дать указание организаторам или участникампроцессии соблюдать те условия, которые он считает не-обходимыми для предотвращения подобных беспорядков, ущерба, нарушений, в частности, в отношении маршрутапроцессии или появления ее в каком-либо определенномместе. Статья 13. (1) Когда начальник полиции приходит кобоснованному выводу, что применение предусмотренных встатье 12 настоящего Закона мер будет недостаточно дляпредотвращения в каком-либо районе или его части воз-можных при публичной процессии серьезных беспорядков, он обращается к совету этого района с просьбой издатьприказ о запрещении на срок до трех месяцев проведениявсех публичных процессий в данном районе или его час-ти. (2) По получении указанного ходатайства совет можетиздать соответствующий приказ с согласия Государствен-ного секретаря... Public Order Act, 1986, ch. 64. London. Раздел II Законы о парламенте и правительстве Акт о парламенте для определения отношениймежду Палатой лордов и Палатой общин и для ограничения срока полномочий парламента18 августа 1911 г. Так как необходимо принять меры для урегулирования отно-шений между двумя Палатами парламента, представляется; важным предписать, как это делается настоящим Актом, ограничения существующей Палаты лордов. Статья 1. 1) Если финансовый билль, принятый Палатой общин и отосланный в Палату лордов за месяц, по крайнеймере до окончания сессии, не будет принят без поправокПалатой лордов в течение месяца после указанной отсыл-ки, то этот билль, если не последует иного решения Па-латы общин, будет представлен Его Величеству, и, с изъ-явлением королевского одобрения, станет актом парламен-та, хотя Палата лордов его и не приняла. 3) К каждому финансовому биллю, при отсылке его вПалату лордов и при представлении его на одобрение ЕгоВеличества, будет прилагаться свидетельство за подписьюспикера Палаты общин, удостоверяющее, что это естьименно финансовый билль. Статья 2. 1) Если публичный билль (не являющийся фи-нансовым биллем и не увеличивающий срока полномочийпарламента за пределы 5 лет) будет вотирован Палатойобщин в трех последовательных сессиях (безразлично, той же легислатуры или иной) и отосланный в Палатулордов каждый раз за месяц по крайней мере до окончаниясессии, то этот билль, как только он будет отвергнут втретий раз Палатой лордов и если не последует иного ре-шения Палаты общин, будет представлен Его Величеству и, раз будет изъявлено королевское одобрение, станет актом парламента, несмотря на отсутствие согласия Палаты лордов. Однакодля применения этого постановления 2 года должно пройтимежду днем второго чтения упомянутого билля в первой изозначенных сессий Палаты общин и днем его принятия тойже Палатой в третьей из этих сессий. 3) Будет считаться отвергнутым Палатой лордов билль, который не будет принят ею без поправок... Статья 7. Максимальный срок полномочий парламентабудет 5 лет, а не 7, как это определено законом о семи-летней легислатуре 1715 г. Конституции буржуазных стран. Т. 1. М.-Л., 1935. *Законом 1949 г. установлено, что продолжительность обсуждения биллейв Палате лордов снижается с двух лет до одного года (напрактике еще меньше) Законом 1963 г. лицо, наследующеетитул пэра, может от него отказаться с тем, чтобы бытьизбранным в Палату общин и заниматься активной полити-ческой деятельностью. Начиная с 1914 г. и по сей день, лорды лишь в нескольких случаях (например, в 1949 г)отклоняли парламентские билли, но не очень настаивалина своих поправках, когда Палата общин не соглашалась сними. Закон об изменениях акта о Парламенте 1911 г. 16 декабря 1949 г. 1. Замена указанием о двух сессиях и од- ном годе указания соответственно о трех сессиях и двух годах. Закон о парламенте 1911 года будет иметь силу и будет счи- таться действующим с начала сессии, на которой получилсвое начало проект настоящего закона (но не сам закон), с тем что' а) в пунктах 1 и 4 статьи 2 его слова " в трех после-довательных сессиях", " в третий раз", " в третьей сес-сии", " во второй и третьей; сессиях" соответственно заменяются словами: " в двухпоследова-, тельных сессиях", " во второй раз", " вовторой из этих сессий", " во второй сессии" и " во вторую сессию" и в) в пункте 1 указанной статьи 2 слова " два года" заменяются словами " один год". При условии, что, если какой-либо проект закона вторично, отклонен Палатой лордов до объявления о королевском ут-верждении проекта настоящего закона, независимо оттого, имело ли место отклонение на той же сессии, накоторой было объявлено о королевском утверждениипроекта настоящего закона, или на одной из предыдущихсессий, указание названной статьи 2 о представлениипроекта какого-либо закона Его Величеству послевторичного отклонения такого проекта Палатой лордовбудет иметь силу в отношении этого отклоненного проекта согласно требованию, чтобы он был представлен Его Ве-личеству, как только будет объявлено о королевскомутверждении проекта настоящего закона; и хотя бы та-кое отклонение имело место на одной из предыдущихсессий, о королевском утверждении отклоненного проектазакона может быть объявлено на той сессии, на которойбыло объявлено о королевском утверждении настоящего за-кона. 2. Краткое наименование, толкование и ссылки (цити-рование). 1) Настоящий закон может именоваться как За-кон о Парламенте 1949 года. 2) Настоящий закон и Закон о Парламенте 1911 года долж-ны толковаться как один закон, и ссылки на них могутделаться совместно, как на Законы о Парламенте 1911 и1949 гг., в соответствии с чем пункт 1 статьи 4 Законао Парламенте 1911 года (который точно определяет усло-вие о введении закона в силу, подлежащее включению впроект закона, представленный Его Величеству согласнонастоящему закону) будет действовать с заменой слов" Закон о Парламенте 1911 года" словами " Законов о Пар-ламенте 1911 и 1949 гг.". Конституция буржуазных государств. М., 1982. Акт о министрах Короны1937 г. 1. (1) Ежегодно уплачиваемое жалованье a) Каждому из министров Короны, указанных в первой частипервого перечня настоящего Акта, с соблюдением его по-ложений - пять тысяч фунтов стерлингов. b) Каждому из министров, указанных во второй частивышеназванного перечня, - составляет три тысячи фунтовстерлингов. c) Министрам Короны, указанным в третьей части наз-ванного перечня, - составляет две тысячи фунтов. 2. (1) Число лиц, занимающих должности государствен-ных министров, которым может выплачиваться жалованье всоответствии с настоящим Актом, не будет превышатьвосьми 3 (1) Если какой-либо министр Короны, к коему отно-сятся положения настоящего раздела, является членом ка-бинета, то ему будет выплачиваться дополнительное жало-ванье с таким расчетом, чтобы оно вместе с уплачиваемымему жалованьем за исполнение своих обязанностей в общейсуме составляло пять тысяч фунтов стерлингов в год. 4. (1) Лицу, являющемуся премьер-министром и Первымлордом Казначейства, выплачивается годичное жалованье вдесять тысяч фунтов стерлингов. 5 Лидеру оппозиции ежегодно будет выплачиваться жа-лованье в размере двух тысяч фунтов стерлингов Однако, если лидер оппозиции получает пенсию в соот-ветствии с настоящим Актом, то никакое жалованье не бу-дет ему выплачиваться в соответствии с настоящим разде-лом, а если он получает пенсию в соответствии с Актом опенсиях государственным чиновникам 1869 г., то уплачи-ваемое ему жалованье в соответствии *В первую часть первого перечня входят канцлер каз-начейства, Государственные секретари, Первый лорд Адми-ралтейства, министр торговли, министр сельского хозяйс-тва и рыболовства, министр просвещения, министр здраво-охранения, министр труда, министр транспорта, министрпо координации обороны *Во вторую часть первого перечня входят Лорд-пред-седатель Совета, Лордхранитель печати, министр почт * В третью часть названного перечня входит министрпо делам пенсий с настоящим разделом будет уменьшено на сумму, равнуюсумме этой пенсии. 7. (1) Жалованье, уплачиваемое в соответствии с нас-тоящим Актом, за исключением выплат лидеру оппозиции, выплачивается из сумм, установленных Парламентом. (2) Жалованье, выплачиваемое в соответствии с насто-ящим Актом лидеру оппозиции, и пенсия, выплачиваемая всоответствии с Актом лицу, бывшему премьер-министром иПервым лордом Казначейства, уплачивается из Консолиди-рованного фонда Соединенного Королевства или его воз-растающей части. 10. (1) Если указанные ниже выражения не употребля-ются иным образом, то в настоящем Акте они имеют следу-ющие значения: " Лидер оппозиции" - член Палаты общин, который явля-ется в ней лидером партии, находящейся в оппозиции Пра-вительству Его Королевского Величества и имеющей наи-большую численность в Палате. (3) Если возникнет сомнение, какая партия являетсяили была в течение какого-то времени оппозиционной пар-тией Правительству Его Королевского Величества, имеющейнаибольшую численность в Палате общин, или возникаетсомнение, кто является или являлся в какое-то время ли-дером этой партии в Палате, то вопрос об этом долженбыть разрешен в соответствии с настоящим Актом СпикеромПалаты общин, и его решение, заверенное им в письменнойформе, будет окончательным. Конституция буржуазных государств. М., 1982. Акт о министрах Короны 1964 г. 1. Положения первого приложения к настоящему Акту применяются к министру по земельным делам и делам при-родных ресурсов, к министру по развитию заморских тер-риторий и к министру технологии; ссылка в этом перечнена министра и министерство должно быть истолкована со-ответствующим образом. 2. (1) Должно уплачиваться с соблюдением положенийАкта о министрах Короны 1937 г.: a) министру, к которому относится первый переченьнастоящего Акта, - пять тысяч фунтов стерлингов в год; главному секретарю министерства финансов и государс-твенным министрам - годичное жалованье в такой же сум-ме, как Первому лорду Казначейства, но ни в коем случаене превышая пяти тысяч фунтов стерлингов; b) партийному " кнуту" (парламентскому партийному ор-ганизатору) партии большинства в Палате общин - две ты-сячи фунтов в год. (3) Число лиц, упомянутых в настоящем разделе, жало-ванье которым может выплачиваться по наивысшей ставкедля министерских должностей, будет следующим a) для должностей государственных секретарей - неболее девяти; b) для должностей государственных министров - не бо-лее девятнадцати; c) для должностей секретарей министерства финансов -не более двух; d) для должностей парламентских секретарей, кромесекретарей министерства финансов, - не более тридцатишести; e) для должностей " кнутов" Правительства (парламент-ских организаторов правящей партии) - не более шести. Основное значение Актов о министрах Короны 1937 и1964 гг заключается в законодательном закреплении (хотяи косвенном) существовании постов премьер-министра иминистров, в официальном признании оппозиции Что же ка-сается размера жалованья и пенсий высшим должностнымлицам государства, то они непрерывно повышаются Так, всоответствии с Актом 1975 г премьер-министры стали по-лучать 20000 фунтов стерлингов в год, главы важнейшихминистерств - 13000, лидер оппозиции в Палате общин -9500, " кнут" - 7500, его помощник - 4000, а лидер и" кнут" оппозиции в Палате лордов - соответственно 3500и 2500 фунтов. The Public General Acts and General Sy-nod Measures 1975, London, 1976, Part II. ФРАНЦИЯ Раздел I Эволюция конституциии Франции Программа народного фронта1936 г. Политические требования I. Защита свободы 1.Всеобщая амнистия. 2. Против фашистских лиг: а) Эффективное разоружение и роспуск полувоенных форми-рований, соответственно закону. б) Применение предусматриваемых законом мер в случае провокации, убийства или покушения на безопасность государства. 3. Оздоровление общественной жизни, в частности путемпризнания несовместимости парламентских мандатов с дру-гими официальными функциями. 4. Печать: а) Отмена каторжных законов и чрезвычайных декретов, ограничивающих свободу мнений. б) Реорганизация печати посредством законодательных мероприятий с целью: 1) Обеспечить действительные меры против клеветы и шантажа. 2) Обеспечить газетам нормальные условия существования стем, чтобы обязать их указывать источники своихсредств, упразднить частную монополию на торговую рек-ламу, устранить возможность скандальных злоупотреблений с финансовой рекламой и, наконец, помешать созданию трестов печати. в) Организация государственной радиопередачи с цельюобеспечить точность информации и равенство политическихи социальных организаций перед микрофоном. II. Защита мира 1. Призыв к сотрудничеству всего народа и в особенноститрудящихся масс в деле сохранения и организации мира. 3. Непрестанные усилия с целью перейти от вооруженногомира к миру на основе разоружения сначала путем согла-шения об ограничении вооружений, а затем путем всеобще-го, одновременного и контролируемого сокращения воору-жений. 4. Национализация военной промышленности и отменачастной торговли оружием. 5. Упразднение тайной дипломатии, международныевыступления и публичные переговоры с целью возвращенияв Женеву государств, вышедших из Лиги наций, но не по-сягая на основные принципы Лиги наций: коллективную бе-зопасность и неделимый мир. Хрестоматия по новейшей истории. Т. II. М., 1961. Конституция Четвертой республики 1946 г. Преамбула На другой день после победы, одержанной свободными наро-дами над режимами, которые пытались поработить... чело-веческую личность, французский народ снова провозглаша-ет, что всякое человеческое существо без различия расы, религии и вероисповедания обладает неотъемлемыми и свя-щенными правами. Он снова торжественно подтверждаетправа и свободы человека и гражданина, освященные Дек-ларацией прав 1789 г., и основные принципы, признанныезаконами Республики. Он провозглашает, кроме того, как особо необходимыев наше время следующие экономические, политические исоциальные принципы. Закон гарантирует женщине во всех областях равныеправа с мужчиной. Всякий человек, преследуемый за свою деятельность впользу свободы, имеет право убежища на территориях Рес-публики. Каждый обязан работать и имеет право на получениедолжности. Никто не может в своих занятиях быть притес-няем по причине своего происхождения, своих взглядовили своего вероисповедания. Каждый человек может защищать свои права и свои ин-тересы с помощью профсоюзной организации и присоеди-няться к профсоюзу по своему выбору. Право стачек осуществляется в рамках законов, кото-рые его регламентируют. Каждый трудящийся через... своих делегатов принимаетучастие в коллективном определении условий работы также, как и в Руководстве предприятиями. Всякое имущество, всякое предприятие, эксплуатациякоторого имеет или приобретает национальное обществен-ное значение или характер фактической монополии, должно стать собствен-ностью общества. Нация гарантирует личности и семье необходимые усло-вия для их развития. Она гарантирует всем, в частности ребенку, матери ипрестарелым труженикам, охрану здоровья, материальноеобеспечение, - отдых и досуг. Всякое человеческое су-щество, которое по возрасту, физическому или умствен-ному состоянию, экономическому положению не способноработать, имеет право получить от общества средства, необходимые для своего существования. Нация гарантирует равный доступ детям и взрос-лым к образованию, приобретению профессии и культуре.Организация общественного бесплатного и светского обра-зования всех ступеней является долгом государства. Французская республика сообразуется с положе-ниями международного публичного права. Она не предпри-мет никакой войны с целью завоевания и никогда не упот-ребит свои силы против свободы какого-либо народа. Учреждения республики Глава I О суверенитете Статья1. Франция является неделимой, светской, демократи- ческой и социальной Республикой. Статья 3. Национальный суверенитет принадлежит француз- скому народу. Никакая часть народа, никакая отдельная личность не может присвоить себе его осуществление.Народ осуществляет его в конституционных вопросах, посред- ством избрания своих представителей и через референдум. Во всех других делах он осуществляет его через своих депу-татов в Национальной Ассамблее, избранных на основе все-общего, равного и прямого избирательного права, тайнымголосованием. Статья 4. В условиях, определенных законом, избира-телями являются все совершеннолетние обоего пола фран-цузские граждане и лица, состоящие под французскойвластью, пользующиеся гражданскими и политическими пра-вами. Глава IIО парламенте Статья 5. Парламент состоит из Национальной Ассамб- леи и Совета Республики. Статья 6. 0бе палаты избираются на территориальной основе. Национальная Ассамблея - на основе всеобщего и прямого избирательного права, Совет Республики - коммунами и департаментами на основе всеобщего и косвенного избирательного права... Статья 9. Национальная Ассамблея собирается в силу самого закона на ежегодную сессию во второй вторник января месяца. Совет Республики заседает в то же время, что и Национальная Ассамблея. Статья 11. Каждая из этих двух палат ежегодно, в на-чале сессии, избирает свое бюро по системе пропорцио-нального представительства группаСтатья 12. Когда Наци-ональная Ассамблея не заседает, ее бюро, контролирующеедеятельность кабинета, может создать Парламент; оно должно это сделать по требованию одной трети де-путатов или по требованию председателя Совета минист-ров. Статья 13. Одна только Национальная Ассамблея имеетправо принимать законы. Она не может передать это пра-во. Статья 14. Председатель Совета министров и членыПарламента обладают законодательной инициативой. Законопроекты и законодательные предложения, сформу-лированные членами Национальной Ассамблеи, представля-ются в бюро этой Ассамблеи. Законодательные предложе-ния, сформулированные членами Совета Республики, предс-тавляются в бюро Совета Республики и без обсуждения пе-редаются в бюро Национальной Ассамблеи... Статья 15. Национальная Ассамблея изучает представ-ленные ей законопроекты и законодательные предложения вкомиссиях, число, состав и компетенцию которых она самаопределяет. Речь идет о группах, формируемых по партийной при-надлежности. Статья 16. Национальная Ассамблея рассматривает проект бюджета. Статья 20. Совет Республики рассматривает, имея целью пред-ставить свое заключение, проекты законов и законода-тельные предложения, принятые Национальной Ассамблеей впервом чтении. Он дает свое заключение не позже двух месяцев послетого как проекты были переданы Национальной Ассамблеей Если заключение Совета Республики соответствуеттексту принятому Национальной Ассамблеей, если оно небыло дано в течение предусмотренного в предыдущем абза-це срока, закон публикуется в том виде, в каком он былпринят Национальной Ассамблеей. Если заключение не соответствует тексту, принятомуНациональной Ассамблеей, Национальная Ассамблея расс-матривает проект или предложение закона во втором чте-нии. Она выносит окончательное и суверенное решениетолько по поводу предложенных Советом Республики попра-вок, принимая или отклоняя их полностью или частично. В случае полного или частичного отклонения этих поп-равожй голосование закона во втором чтении происходитоткрытой подачей голосов, причем для его принятия тре-буется абсолютное большинство голосов всего составачленов Национальной Ассамблеи, если в Совете Респуб-лики голосование закона в целом было проведено приэтих же условиях. Глава V О президенте республики. Статья 29. Президент Республики избирается Парламентом.Он избирается на 7 лет. Он может быть переизбран лишьодин раз. Статья 31. Президент Республики информируется относительно международных переговоров. Он подписывает и ратифицирует договоры. Статья 36. Президент Республики обращает законы кобнародованию в пределах десяти дней, которые следуютза передаче правительству окончательно принятых зако-нов. В течение срока, установленного для обнародования, Президент Республики может в мотивированном письме пот-ребовать обеих Палат нового обсуждения, в чем ему неможет быть отказано Статья 38. Каждый из актов Президента Республики долженбыть скреплен председателем Совета и одним из минист-ров. Глава VI О совете министров Статья 45. В начале деятельности каждой НациональнойАссамблеи Президент Республики, после обычных консуль-таций, намечает председателя Совета министров. Последний представляет на рассмотрение НациональнойАссамблеи программу и политику кабинета, который он на-мерен образовать. Председатель Совета министров и министры могут бытьназначены только после того, как председатель Советаминистров получит вотум доверия Ассамблеи при открытомголосовании и абсолютном большинстве голосов. Статья 46. Председатель Совета министров и избранныеим министры назначаются декретом Президента Республики. Статья 47. Председатель Совета министров обеспечива-ет осуществление законов. Председатель Совета министров осуществляет руководс-тво вооруженными силами и координирует проведение вжизнь национальной обороны. Статья 48. Министры несут коллективную ответствен-ность перед Национальной Ассамблеей за общую политикукабинета и индивидуальную ответственность за их личнуюдеятельность. Они не несут ответственности перед Сове-том Республики. Статья 49. Вопрос о доверии может быть поставлентолько после обсуждения в Совете министров; он можетбыть поставлен только председателем Совета. Вотум доверия может быть поставлен на голосованиетолько спустя сутки после того, как вопрос о довериибыл поставлен перед Ассамблеей. Должно иметь место отк-рытое голосование. Отказать кабинету в доверии может только абсолютноебольшинство депутатов Ассамблеи. Такой отказ влечет засобой коллективную отставку кабинета. Статья 50. Принятие Национальной Ассамблеей резолюции о Порицании влечет коллективную отставку кабинета.Резолюция о порицании может быть принята только абсолютным большинством депутатов Ассамблеи. Статья 51. Если в течение 18 месяцев происходит дваминистерских кризиса..., Совет министров может принятьрешение о роспуске Национальной Ассамблеи. Роспуск всоответствии с этим решением провозглашается декретомПрезидента Республики. Статья 52. Общие выборы происходят не ранеедвадцати и не позднее тридцати дней после роспуска. Глава Х О местных коллективах Статья 85. Французская Республика, единая и неделимая, признает существование местных коллективов. Этими коллективами являются коммуны, департаменты и заморские территории. Статья 87. Местные коллективы свободно управляютсясоветами, избираемыми всеобщим голосованием. Исполнениерешений этих советов обеспечивается мэрами или предсе-дателями этих советов. Статья 88. Представительство национальных инте-ресов и административный контроль местных коллективовобеспечиваются в рамках департамента делегатами Прави-тельства, назначаемыми Советом министров. Советское государство и право. 1947. ч. 7. Конституция Пятой республики 4 октября 1958 г. Правительство Республики в соответствии с Конституционнымзаконом от 3 июня 1958 года предложило. Французский на- род принял. Президент Республики обнародует Консти- туционный закон, содержание которого следует. Преамбула Французский народ торжественно провозглашает свою при-верженность правам человека и принципам национальногосуверенитета, как они были определены Декларацией 1789года, подтвержденной и дополненной в преамбуле к Конс-титуции 1946 года. Исходя из этих принципов, а также из принципа сво-бодного самоопределения народов, Республика предлагаетнародам заморских территорий, которые выражают желаниеприсоединиться к ней, новые установления (instituti-ons), основанные на совместном идеале свободы, равенс-тва и братства и имеющие целью их демократическое раз-витие. Статья 1. Республика и народы заморских территорий, которые актом свободного самоопределения принимают этуКонституцию, основывают Сообщество. Сообщество основано на равенстве и солидарности на-родов, входящих в его состав. Раздел I О суверенитете Статья 2. Франция является неделимой, светской, демократической и социальной Республикой. Она обеспечивает равенство перед законом всем своим гражданам, независимо от проис-хождения расы или религии. Она уважает все верования. Национальной эмблемой является трехцветный флаг -синий, белый, красный Национальным гимном является " Марсельеза". Девизом Республики является: " Свобода, Равенство, Братство". Ее принципом является: правительство народа, по воле народа и для народа. Статья 3. Национальный суверенитет принадлежит народу, который осуществляет его через своих представителей ипосредством референдума. Раздел II Президент республики Статья 5. Президент Республики следит за соблюдениемКонституции. Он обеспечивает своим арбитражем нормаль-ное функционирование государственных органов, а такжепреемственность государства.Он является гарантом национальной независимости, территориальной целостности, соблюдения соглашений Сообщества и договоров. Статья 6. Президент Республики избирается на 7 лет путемвсеобщего и прямого голосования. Условия применения настоящей статьи устанавливаются opганическим законом. Статья 7. Президент Республики избирается абсолютным боль- шинством поданных голосов. Если оно не получено в пер-вом туре голосования, на следующее за ним второе воск-ресенье назначается второй тур. В нем могут участвоватьтолько два кандидата, которые соберут наибольшеечисло голосов в первом туре или которые следуют послекандидатов, набравших наибольшее количество голосов иснявших свои кандидатуры (если это будет иметь место). Время голосования назначается Правительством. Статья 8. Президент Республики назначает Премьер-министра. Он прекращает исполнение служебных обязанностей. Премьер- *В редакции Закона, принятого на референдуме 28 октября и промульгированного 6 ноября 1962 г. министра после вручения им заявления об отставке Прави-тельства. По предложению Премьер-министра он назначает другихчленов Правительства и прекращает исполнение ими ихслужебных обязанностей. Статья 9. Президент Республики председательствует вСовете министров. Статья 10. Президент Республики обнародует законы втечение пятнадцати дней, которые следуют за передачейПравительству окончательно принятого закона. Он может до истечения этого срока потребовать отПарламента нового обсуждения закона или некоторых егостатей. В новом обсуждении ему не может быть отказано. Статья 11. По предложению Правительства во времясессии Парламента или по совместному предложению обеихпалат Парламента, которые публикуются в " Journal Offi-ciel", Президент Республики может передать на референ-дум любой законопроект, касающийся организации госу-дарственной власти, содержащий одобрение какого-либосоглашения о Сообществе или имеющий целью разрешить ра-тификацию какого-либо договора, который, не противоречаКонституции, отразился бы на функционировании установ-лении. Когда референдумом проект одобрен, Президент Респуб-лики обнародует его в сроки, предусмотренные предыдущейстатьей. Статья 12. Президент Республики может после консуль-таций с Премьер-министром и председателями палат Парла-мента распустить Национальное собрание. Всеобщие выборы происходят не менее чем через двад-цать и не более чем через сорок дней после роспуска. Национальное собрание собирается по праву во второйчетверг после избрания. Если это заседание имеет местоне в периоды, лредусмотренные для обычных сессий, топродолжительность сессии по праву ограничивается пят-надцатью днями. Национальное собрание не может быть снова распущенов течение года после таких выборов. Статья 13. Президент Республики подписывает указы идекРСТЫ, обсужденные в Совете министров. То есть без специального созыва, в законный срок.Он производит назначения на гражданские и военные госу-дарственные должности. Государственные советники, Великий канцлер орденаПочетного легиона, послы и чрезвычайные посланники, старшие советники Счетной палаты, префекты, представи-тели Правительства в заморских территориях, генералы, ректоры университетов, директора центральных ведомствназначаются в Совете министров. Органический закон определяет другие должности, наз-начения на которые производятся в Совете министров, атакже условия, при которых Президент Республики можетуполномочить коголибо осуществлять право назначения надолжности от его имени. Статья 14. Президент Республики аккредитует послов ичрезвычайных посланников при иностранных державах; иностранные послы и чрезвычайные посланники аккредиту-ются при нем. Статья 15. Президент Республики является главой воо-руженных сил. Он председательствует в советах и высшихкомитетах национальной обороны. Статья 16. Когда установления Республики, независи-мость Нации, целостность ее территории или выполнениеее международных обязательств оказываются под серьезнойи непосредственной угрозой, а нормальное функционирова-ние органов государственной власти, созданных в соот-ветствии с Конституцией, нарушено, Президент Республикипринимает меры, которые диктуются обстоятельствами, после официальной консультации с Премьерминистром, председателями палат Парламента, а также с Конституци-онным советом. Он информирует об этом Нацию посланием. В основе этих мероприятий должно лежать стремление обес- печить в кратчайшие сроки созданным в соответствии сКонституцией органам государственной власти средс-тва выполнения их задач. По этому вопросу запраши-вается мнение Конституционного совета. Парламент собирается по праву. Национальное собрание не может быть распущено в периода осуществления чрезвы- чайных полномочий. Статья 17. Президент Республики осуществляет право помилования. Статья 18. Президент Республики сносится с обеими палатами Парламента посредством посланий, которые зачитываются в палатах, но не подлежат никакому обсуждению.В перерывах между сессиями Парламент специально собира-ется для этой цели. Статья 19. Акты Президента Республики, за исключени-ем указанных в статьях 8 (первый абзац), 11, 12, 16, 18, 54, 56 и 61, скрепляются подписью Премьер-министраи, в случае необходимости, - ответственными министрами. Раздел IIIПравительство Статья 20. Правительство определяет и осуществляет политику Нации. В его распоряжении находятся административные органыи вооруженные силы. Оно ответственно перед Парламентом в условиях, предусмотренных статьями 49 и 50, и в соответствии с процедурами, установленными этими статьями. Статья 21. Премьер-министр руководит деятельностьюПравительства. Он несет ответственность за национальнуюоборону. Он обеспечивает исполнение законов. С соблюде-нием условий статьи 13 он осуществляет регламентныеполномочия и назначает на военные и гражданские долж-ности. Он может передавать некоторые из своих полномочийминистрам. В случае необходимости он председательствует вместоПрезидента Республики на заседаниях советов и комите-тов, упомянутых в статье 15. В исключительных случаях он может председательство-вать вместо Президента на заседании Совета министров поопределенному поручению Президента и с определенной по-весткой дня. Статья 22. Акты Премьер-министра, в случае необходи-мости, Екрепляются подписью министров, на которых воз-ложено их исполнение. Статья 23. Функции члена Правительства несовместимыс парламентским мандатом, с любой должностью профессио-нального представительства общенационального характера, со всякой государственной службой или профессиональнойдеятельностью. Органический закон определяет порядок замещения лиц, обедающих вышеуказанным мандатом или занимающих вышеу-канные должности и положения. Замещение членов Парламента происходит в соответствии спостановлениями статьи 25. Раздел IVПарламент Статья 24. Парламент состоит из Национального собрания и Сената. Депутаты Национального собрания избираются прямым голосованием. Сенат избирается путем косвенного голосования. Он обеспечивает представительство территориальных единиц Республики.В Сенате представлены французы, проживающие за пределами Франции. Статья 25. Органический закон определяет длитель-ность полномочий каждой палаты, число ее членов, ихвознаграждение, ycловия их избрания, режим неизби-раемости и недопустимости совмещении. Этот закон оп-ределяет также условия замещения вакантных мест депута-тов или сенаторов вплоть до полного или частичногообновления соответствующей палаты. Статья 26. Ни один член Парламента не может подвер-гаться преследованию, розыскам, аресту, заключению илисуду за выскач занные мнения или за участие в голосова-нии при исполнении им своих обязанностей. Ни один член Парламента во время сессии не можетподвер гаться преследованию или аресту за уголовныепреступления или проступки без разрешения палаты, в сос-тав которой он входит, а исключением случаев, когда онзастигнут на месте преступления. Ни один член Парламента во время парламентских кани-кул не может быть арестован без разрешения бюро палаты, в состав которой он входит, за исключением случаев, когда он застигнут и месте преступления, когда егопреследование разрешено или когд он окончательно осуж-ден. Задержание или преследование члена Парламента приос-та навливается, если палата, в состав которой он вхо-дит, потребуе этого. Статья 27. Всякий императивный мандат является не-действи тельным. * Буквально - территориальных коллективов (Des col-lectivites terntoriale). Право голосования членов Парламента осуществляется лич-но. В виду исключения органический закон может допус-тить передачу голосов. В этом случае никому не можетбыть передано более одного мандата. Статья 28. Парламент собирается по праву на две оче- редные сессии в год. Статья 29. Парламент собирается на внеочередную сессию потребованию премьер-министра или большинства членов, составляющих Национальное собрание, по определенной по-вестке дня. Когда внеочередная сессия созывается по требованиючленов Национального собрания, то декрет о ее закрытиииздается тотчас после того, как исчерпана повестка дня, для рассмотрения которой Парламент был созван, и непозже чем через двенадцать дней после первого заседа-ния. Только Премьер-министр может потребовать созыв новойсессии до истечения месячного срока после опубликованиядекрета о закрытии сессии. Статья 30. За исключением случаев, когда Парламентсобирается по праву, внеочередные сессии открываются изакрываются декретом Президента Республики. Статья 31. Члены Правительства имеют доступ в обепалаты. Они должны быть заслушаны по их требованию. Иммогут помогать комиссары Правительства. Статья 32. Председатель Национального собрания изби-рается на срок легислатуры. Председатель Сената избира-ется после каждого частичного обновления Сената. Статья 33. Заседания обеих палат являются открытыми.Полный отчет о прениях публикуется в " Journal offici-el". Каждая палата может заседать в качестве секретногокомитета по просьбе Премьер-министра или одной десятойчасти ее членов. Раздел V Об отношениях между ПарламентомПравительствоми Статья 34. Законы принимаются Парламентом.Закон устанавливает правила, касающиеся: гражданских прав и основных гарантий, предоставленных гражданам для пользования публичными свободами; обязан-ностей, накладываемых национальной обороной лично награждан и на их имущество; - гражданства, состояния и правоспособности лиц, се-мейных отношений, наследования и дарения; - определения преступлений и правонарушений, а такженалагаемых за них наказаний; уголовного судопроиз-водства; амнистии; создания новых судебных установ-лении и статуса судей; - распределения ставок, налогов и условий покрытиявсякого рода налогов; порядка выпуска денег. Законустанавливает также правила, касающиеся: - порядка выборов в палаты Парламента и в органыместного самоуправления; - установления категорий общественных учреждений; - основных гарантий, предоставляемых гражданским го- сударственным служащим и военнослужащим; национализа- ции предприятий и перевода предприятий из общественного сектора в частный. Закон определяет основные принципы: - общей организации национальной обороны; - сво- бодного управления местных административных единиц; их компетенции и их доходов; - образования; - режи- ма собственности, вещных прав и гражданских торго- вых обязательств; - трудового права, профсоюзного права и социального обеспечения. Финансовые законы определяют доходы и расходы государст-ва с условиями и оговорками, предусмотренными органи-ческим законом, Программные законы определяют цели экономической исоциальной деятельности государства, Положения настоящей статьи могут быть уточнены и до-полне ны органическим законом. Статья 35. Объявление войны разрешается Парламентом. Статья 36. Осадное положение декретируется в Совете министров. Продление его на срок более двенадцати дней мо- жет быть разрешено только Парламентом. Статья 37. Вопросы, не входящие в область законодатель-ства, решаются в административном порядке. Законодательные акты, принятые по данным вопросам, могут быть изменены декретами после того, как государс-твенный совет даст свое заключение. Те из этих актов, которые были бы введены после вступления в силу настоя-щей Конституции, могут быть изменены декретом лишь втом случае, если Конституционный совет установит, чтоони должны быть урегулированы в административном поряд-ке в соответствии с предыдущим абзацем. Статья 38. Правительство может для выполнения своейпрограммы обратиться к Парламенту с просьбой дать раз-решение осуществить путем ордонансов в течение ограни-ченного срока мероприятия, обычно входящие в областьзаконодательства. Ордонансы принимаются в Совете министров после дачизаключения Государственным советом. Они входят в силупосле их опубликования, но теряют силу, если законопро-ект об их утверждении не внесен в Парламент до истече-ния срока, указанного законом, разрешившим их издание. По истечении срока, о котором говорилось в первомабзаце настоящей статьи, ордонансы по вопросам, входя-щим в область законодательства, могут быть измененылишь законом. Статья 39. Инициатива внесения законопроектов при-надлежит одновременно Премьер-министру и членам Парла-мента. Законопроекты обсуждаются в Совете министров по по-лучении заключения Государственного совета и затем вно-сятся в бюро одной из двух палат. Финансовые законопро-екты вносятся сначала на обсуждение национального соб-рания. Статья 40. Предложения и поправки, выдвигаемые чле-нами Парламента, не могут быть приняты в том случае, если бы следствием их принятия было бы сокращениесредств, либо создание или увеличение расходов госу-дарства. Статья 41. Если во время законодательного обсуждениявыявляется, что какое-либо предложение или поправка невходят в область законодательства или противоречат пол-номочиям, предоставляемым в соответствии со статьей 38, Правительство может заявлять об их неприемлемости. В случае разногласия между правительством и предсе-дателем соответствующей палаты Конституционный совет попросьбе той Или иной стороны выносит постановление ввосьмидневный срок. Статья 44. Члены Парламента и Правительства имеют правовносить поправки. После начала прений Правительство может выступитьпротив рассмотрения любой поправки, которая предвари-тельно не рассматривалась в комиссии. По требованию Правительства палата, на которой вне-сен проект, должна провести единое голосование по всемуобсуждаемому тексту в целом или по его части, сохранивлишь те поправки, которые предложены или приняты Прави-тельством. Статья 45. Любой законопроект или законодательноепредложение последовательно рассматривается в обеих па-латах Парламента для того, чтобы принять идентичныйтекст. Если в результате разногласия между палатами зако-нопроект или законодательное предложение не были приня-ты после двух ЗД чтений в каждой палате или если Пра-вительство потребует его досрочного обсуждения послеодного чтения в каждой из палат, Премьер-министримеет право созвать заседание смешанной паритетнойкомиссии, уполномоченной предложить текст, касающийсявопросов, по которым не было принято решение, Текст, выработанный смешанной комиссией, может быть представлен Правительством на одобрение обеих палат. Ниодна поправка не может быть принята без согласияПравительства. Если смешанной комиссии не удастся принять единыйтекст или если этот текст не будет принят согласноусловиям, предусмотренным в предыдущем абзаце, Пра-вительство может после; нового чтения в Национальном собрании и в Сенате потребовать, чтобы Национальное собрание приняло окончательное решение. В этом случае Национальное собрание может либо возвра-титься к тексту, выработанному смешанной комиссией, ли-бо к последнему тексту, принятому им самим, измененно-му в случае необходимости; одной или несколькими поправками, внесенными Сенатом. Статья 46. Законы, определенные Конституцией как органи-ческие, принимаются и изменяются с соблюдением следую-щих ycловий. Законопроект или законодательное предложение переда-ется на рассмотрение и голосование первой рассматрива-ющей его палаты только по истечении 15-дневного сро-ка с момента его внесения, Применяется процедура, предусмотренная статьей 45.Однако, если не достигнуто согласие между обеими пала-тами, законопроект; может быть принят Национальным собранием в последнемчтений только в том случае, если его одобрит абсолютноебольшинство членов Собрания. Органические законы, касающиеся Сената, должны бытьприняты в одинаковой редакции обеими палатами. Органические законы могут быть обнародованы и всту-пят в силу только после того, как Конституционный советподтвердит их соответствие Конституции. Статья 47. Парламент принимает финансовые законопро-екты с соблюдением условий, предусмотренных органичес-ким законом. Если Национальное собрание не приняло решения попроекту в первом чтении в течение 40 дней после еговнесения, Правительство передает проект на рассмотрениеСената, который должен принять решение в течение15-дневного срока. Затем проект рассматривается соглас-но процедуре, предусмотренной статьей 45. Если Парламент не принял решение в течение 70-днев-ного срока, положения проекта могут быть введены вдействие путем издания ордонанса. Если финансовый закон, определяющий доходы и расходыбюджетного года, не внесен в срок, достаточный для то-го, чтобы этот закон был обнародован до начала бюджет-ного года, Правительство срочно испрашивает у Парламен-та разрешение на взимание налогов и своим декретом объ-являет об открытии кредитов по тем частям бюджета, ко-торые уже приняты. Сроки, предусмотренные настоящей статьей, переносят-ся, если Парламент не заседает. Счетная палата помогает Парламенту и Правительствуконтролировать исполнение финансовых законов. Статья 49. После обсуждения в Совете министровПремьерминистр ставит в Национальном собрании вопрос одоверии Правительству, требуя одобрения его программыили, в случае необходимости, одобрения декларации общейполитики. Национальное собрание выражает Правительству недове-рие путем принятия резолюции порицания. Такая резолюцияможет быть поставлена на обсуждение лишь в том случае, если она подписана, по крайней мере, одной десятойчастью общего числа членов Национального собрания. Го-лосование может состояться лишь через сорок восемь ча-сов с момента внесения резолюции. Подсчитываются лишьголоса, поданные за резолюцию порицания, которая можетбыть принята лишь большинством членов, составляющих На-циональное собрание. Если резолюция порицания отклоне-на, то ее авторы не могут внести новую аналогичную ре-золюцию в течение той Же сессии, за исключением случая, предусмотренного следующим абзацем. Премьер-министр может после обсуждения в Совете ми-нистров поставить в Национальном собрании вопрос о до-верии Правительству в связи с принятием какого-либопроекта. В этом случае проект считается принятым, еслирезолюция порицания, внесенная в течение последующихдвадцати четырех часов, не будет принята с соблюдениемусловий, предусмотренных в предыдущем абзаце. Премьер-министр имеет право просить Сенат одобритьдекларацию общей политики Правительства. Статья 50. Если Национальное собрание примет резолю-цию порицания или если оно не одобрит программу илидекларацию общей политики Правительства, Премьер-ми-нистр должен вручить Президенту Республики заявление оботставке Правительства. Раздел VII Конституционный совет Статья 56. Конституционный совет состоит из девятичленов, полномочия которых длятся девять лет и не под-лежат возобновлению. Конституционный совет обновляетсяна одну треть каждые три года. Три члена Конституцион-ного совета назначаются Президентом Республики, три -председателем Национального собрания, три - председате-лем Сената. Сверх девяти членов, указанных выше, в Конституцион-ный совет пожизненно входят по праву бывшие ПрезидентыРеспублики. Председатель назначается Президентом Республики. Егоголос является решающим в случае разделения голосов по-ровну. Статья 57. Функции члена Конституционного совета не-совместимы с функциями министра или члена Парламента.Остальные случаи несовместимости определяются законом. Статья 58. Конституционный совет следит за правиль-ностью избрания Президента Республики. Он рассматривает протесты и объявляет о результатахголосования. Статья 59. Конституционный совет решает вопрос оправильности избрания депутатов и сенаторов, если онооспаривается. Статья 60. Конституционный совет следит за правиль-ностью проведения референдума и объявляет его результа-ты.





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.