Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Спортивные дисциплины и агрессия






Вопрос о взаимоотношениях агрессивности и специализации спортсмена также не имеет однозначных решений. Так, М.Н. Жуков и соавт. [2001], изучая влияние различных видов спортивной подготовки на их психофизиологический статус дезадаптированных подростков установили, что еженедельные шестичасовые занятия волейболом, атлетической гимнастикой и боксом в течение года оказывают неоднозначное воздействие на психоэмоциональный статус: число агрессивных подростков в группе волейболистов сократилось почти в три раза (с 16, 7 до 5, 9%), в то время как в группе атлетов и боксеров возросло на 12, 9%. Уменьшение количества агрессивных подростков в группе волейболистов, по-видимому, обусловлено снижением у них уровня адреналина и тестостерона вследствие повышенной двигательной активности.

Те же закономерности должны проявляться у боксеров и атлетов, однако не проявляются. Количество подростков с агрессивными тенденциями в группах боксеров и атлетов, наоборот, возросло. Учитывая, что все три группы формировались с учетом потребностно-мотивационной сферы подростков, с большой долей вероятности можно полагать, что наиболее агрессивные по генетике подростки избрали для занятий бокс и атлетическую гимнастику. В первом случае они приобретали необходимые для проявление агрессивных поступков навыки, во втором – повышали уровень мышечной силы. Реализация этих приобретенных " инструментов" позволяет подросткам быстрее и ценой меньшего психоэмоционального напряжения повысить свой социальный статус в группе. Этот пример лишний раз подтверждает значимость генетического фактора в формировании агрессивных тенденций личности на различных этапах онтогенеза.

Попытку внести некоторую ясность в поведенческие реакции спортсменов по вектору " агрессивность – специализация" предприняли Г. Чуйко и Б. Леко [80]. Они изучили представителей " агрессивных" единоборств, командных игр (футбол, баскетбол, волейбол), " неагрессивных" видов спорта (художественная гимнастика, теннис, легкая и тяжелая атлетика, стрельба пулевая), и установили, что все составляющие агрессивности у представителей разных групп соответствуют среднему уровню, а интегральный показатель агрессивности по шкале Басса-Дарки не превышает общепринятой нормы – 21 ± 4, 0 балла. Спортсмены разных дисциплин разнятся между собой лишь по отдельным параметрам агрессивности и враждебности: негативизму, подозрительности, физической и вербальной агрессии, чувству вины и т.п. Значения этих переменных выражено в процентах, что не позволяет судить о достоверности различий по изучаемым параметрам агрессивности у представителей разных видов спорта. Однако в этих исследованиях установлены определенные зависимости уровня спортивных достижений от степени выраженности той или иной составляющей агрессивности. Для спотрсменов " агресивных" видов спорта отрицательное воздействие на результат оказывает опосредованная агрессия; для второй группы – подозрительность; третьей – чувство вины. На основании этих исследований авторы пришли к заключению о негативном влиянии опосредованной агрессии и обиды на достижение высоких результатов в " агрессивных" видах спорта; подозрительности – у представителей пауэрлифтинга; обиды – у спортсменов-игровиков [80].

Подобный подход к анализу зависимостей между различными компонентами агрессивности, спортивными дисциплинами и успешностью спортсменов в этих дисциплинах по ряду причин является малопродуктивным. Во-первых, опросник Басса-Дарки предусматривает определение только двух интегральных параметров – агрессивности и враждебности. Этими показателями и следует оперировать при изучении различных зависимостей. Во вторых – отсутствие сравнительного анализа по интегральному показателю не позволяет получить однозначный ответ на главный вопрос: насколько связана агрессивность с достижениями в той или иной спортивной дисциплине? В-третьих, вряд ли стоит связывать генетически детерминированную (минимум на 50%) черту характерас уровнем тоталитаризма в обществе и государстве. В так называемых " зрелых демократиях" уровень насилия, обусловленный агрессивностью отдельных социальных и возрастных групп неизмеримо выше. Достаточно вспомнить футбольных фанатов " цивилизованной" Европы или отдельные агрессивные поступки звезд мирового спорта.

Многие спортсмены – обладатели высших титулов отличаются повышенной агрессивностью [А.Н. Романин, 1998]. К тому же заключению пришли Джонсон и соавт. [1989] при обследовании 12 выдающихся спортсменов мира. Наши собственные [В.А. Романенко, Н.В. Манякина, 2007] исследования на модели тхэквондистов – чемпионов и призеров Европы и мира не соответствуют этим представлениям. При отсутствии межполовых различий уровень агрессивности у обследованных нами спортсменов составил 18, 8 ± 1, 07, враждебности – 7, 3 ± 0, 59, что по шкале Басса-Дарки приближается к нижней границе нормы. Не установлена и связь агрессивности с квалификацией спортсменов.

По-видимому, решение этих вопросов предполагает серьезные лонгитюдные исследования с привлечением к ним большого числа спортсменов разной квалификации и специализации. Вопросы определения взаимоотношений агрессивности с такими генетически обусловленными свойствами личности спортсменов, как интеллект, уровень притязаний, темпераментальные характеристики, – также требуют своего решения.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.