Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Освещение портрета.






 

Чрезвычайно важным моментом в созда­нии выразительного портрета является освещение. Свет, падая на рельефы лица, создает светотеневые переходы, дающие возможность получить тот или иной рисунок портрета. Различным использова­нием осветительных приборов можно добиться самых разнообраз­ных эффектов: светом можно подчеркнуть выпуклости лица; при глубоких тенях в его неосвещенных участках можно создать мягкий тональный рисунок. Многообразие световых схем обуслов­ливается тем, что портретную съемку можно вести и при естест­венном дневном освещении, и при искусственном свете ламп на­каливания, ламп-вспышек, магниевых вспышек, и при смешанном освещении дневным светом в сочетании с подсветкой.

При съемке портретов следует различать 4 вида света, опреде­ляемых по характеру задач, которые решаются с их помощью.

1. Рисующий свет — интенсивный, направленный свет, выяв­ляющий объемы деталей объекта съемки и являющийся основой эффекта освещения.

2. Общий заполняющий свет — рассеянный свет, обеспечиваю­щий проработку деталей в тенях. Заполняющий свет обычно уста­навливается со стороны фотоаппарата.

3. Моделирующий свет, преследующий задачи точной световой отработки отдельных частей объекта съемки.

4. Контровый свет, обрисовывающий основные контуры объекта съемки. Источник, дающий контровый свет, обычно устанавливается позади объекта съемки и несколько выше его, в тех случаях, когда объект и фон однотонны.

Различным образом комбинируя все эти виды освещения как по направлению световых потоков, так и по создаваемым ими освещенностям, фотограф и добивается наиболее выразительного освещения лица портретируемого. Рекомендовать какие-либо постоянные схемы света для портретной съемки невозможно, так как каждое лицо требует индивидуального подхода. В одном случае лучшие результаты даст мягкое рассеянное освещение, в другом случае наилучшей окажется комбинация общего заполняющего и контрового света.

Приводим несколько примерных схем освещения лица при съемке. В обычных приборах искусственного освещения, используемых при портретной съемке, лампы накаливания монтируются в софиты или металлические кожухи с отражателями. Софиты и отражатели увеличивают яркость освещения на объекте съемки и делают свет ламп накаливания более концентрированным, или направленным. Существует множество разнообразных конструкций софитов: от мелких и широких, применяемых для получения мягкого; рассеян­ного освещения, до глубоких, с; небольшим диаметром открытой части кожуха, позволяющих 'получить направленный световой поток от прибора. С помощью таких, глубоких софитов создаются яркие световые блики на лице и фигуре портретируемого.

В случае необходимости смягчить свет лампы приборы освеще­ния экранируются полупрозрачными рассеивающими экранами из марли, тюля, тонкого полотна и т. д.

Освещение при портретной съемке требует почти обязательного применения нескольких источников света (два, три и более). Коли­чество ламп зависит от индивидуальности освещаемого лица и от изобразительного замысла фото графа. Начинать работу с искусствен­ным светом следует с применения небольшого количества ламп и уже затем переходить к большему количеству осветительных при­боров.

Применяя несколько ламп в софитах для освещения объекта съемки, необходимо точно устанавливать каждую из них, находить направление падения ее светового потока на освещаемый объект, определять величину создаваемой ею освещенности. При последо­вательном включении установленных приборов освещения необ­ходимо внимательно наблюдать за изменениями, вносимыми в световой рисунок каждой включаемой лампой, чтобы ясно предста­вить себе тот эффект, который каждая из ламп дает на снимке, и уметь решать с помощью каждой включенной лампы определенные задачи освещения.

Съемка групповых портретов с небольшим количеством участни­ков (два-три человека) требует еще большего навыка и вниманий, чем индивидуальный портрет, так как в этом случае каждый участ­ник съемки должен быть освещен с учетом его индивидуальных черт при сохранении некоторого общего характера освещения для всей группы. Очевидно, что лучшие результаты здесь могут быть получены при использовании приборов освещения с ограниченными пучками света (софиты глубокого излучения), так как они позволяют создать раздельное освещение на лицах участников группового портрета.

Характер освещения как при индивидуальном портрете, так я при групповом должен быть всегда реальным и оправ­данным.

Нельзя увлекаться..созданием таких световых схем, которые будут противоречить сюжету съемки. Снимок может оказаться фальшивым, отвлекающим своими световыми пятнами внимание зрителя от содержания. Свет должен помогать восприятию сюжета, а не главенствовать в нем.

Проще обстоит дело с освещением больших групповых портре­тов. Обычно эти групповые снимки с расположением людей в один или несколько рядов освещаются равномерным, рассеянным све­том. Стремиться к какому-либо характерному освещению каждого

участника большой группы нецелесообразно, да и невозможно. Поэтому при съемке больших групп следят лишь за тем, чтобы все участники были высвечены одинаково и равномерно. Такое осве­щение может быть достигнуто только при нескольких освети­тельных приборах: Легче снять большую группу при есте­ственном освещении, но только не на прямом солнечном свету, так как в этом случае на фотографии будут резкие тени. Наиболее приемлемое положение солнца—сбоку и сзади съемочного аппа­рата. Еще лучше, если солнце при этом положении будет закрыто светлыми облаками. Хороший результат дает и съемка в тени.;

Снимая большую группу, необходимо так разместить фотогра­фируемых, чтобы люди в светлых платьях не оказались в одной воловине.снимка, а в темных — в другой. Такой снимок окажется неуравновешенным и будет плохо смотреться. Людей в светлых и темных платьях следует по возможности разместить по всему кадру равномерно.

При съемке групп в несколько рядов объектив необходимо диа­фрагмировать. Величина диафрагмы зависит от глубины объекта, т. е. количества рядов, и лучше всего определяется по таблицам или по шкале, нанесенной на оправе, объектива. Наводка.на фокусов этом случае производится по тому' ряду, который находится несколько ближе середины всей группы по отношению к точке.установки аппарата.

Группу следует располагать не слишком близко к фону с целью получить этот фон на снимке с некоторой степенью не резкости. Фон и объект в портрете. Фон при портретной съемке должен способствовать лучшему выделению в кадре фигуры и лица фото­графируемого. Фон никогда не должен отвлекать внимание зрителя от основного объекта изображения, и поэтому очень часто наи­лучшим фоном для портрета оказывается.какая-нибудь нейтраль­ная по тону поверхность. Так, в качестве фона можно исполь­зовать щиты с натянутой на них серой тканью или бумагой, сво­бодно повешенные на стену серые одеяла, холсты и т. п.

Не следует помещать портретируемого близко к фону; расстоя­ние до фона должно быть не менее одного метра, иначе фон получается на снимке излишне резким. Если же фон не нейтрален, а представляет собой пейзаж или интерьер, находящийся в глу­бине кадра, то портретируемый отодвигается на 3-5 м.от ближай­ших предметов обстановки в комнате или деталей пейзажа. Спад резкости в глубину в известной степени нивелирует пестроту фона.

Освещая фон, следует внимательно следить за тем, чтобы световые пятна и тени на нем не приобретали в кадре самодовлеющего значения, не отвлекали внимания зрителя от главного изображения. Освещение фона.должно быть хорошо увязано с освещением фото­графируемого человека.

В некоторых портретах фон тематически связывается с фотогра­фируемым, показывает, где именно происходит действие. Но при всем значении фона в такого рода снимках он все же продолжает оставаться лишь фоном и ни в коем случае не должен приобретать доминирующего значения в кадре.

Необходимо следить за тем, чтобы детали фона находились в гармоническом сочетании с главным объектом изображения, чтобы они не оказались расположенными непосредственно за фигурой, не сливались с ней и не искажали этим ее формы. Горизонтальные линии, образуемые предметами фона, не должны членить фигуру, как это случится, например, если линия горизонта проходит на уровне шеи человека.

Для создания пространственности в портрете тона фона следует согласовать с тональностью фотографируемого объекта. В тональ­ном отношении объекта и фона можно наметить следующие типо­вые случаи:

а) фотографируемый объект и фон имеют одинаковую тональность;

б) объект темнее фона;

в) объект светлее фона;

г) фон темнее светлых участков объекта и светлее его темных участков.

При первой схеме она осуществляется тогда, когда объект и фон при их одинаковой тональности получают одинаковые освещенности, т. е. освещены одинаковыми по силе источниками света. При таком освещении объекта и фона портрет получается решенным в мягкой тональности.

Для создания второй схемы одна лампа устанавливается позади съемочной камеры, на значительно большем расстоянии, чем лампа, освещающая фон. В этом случае рисунок фотографии приобретает определенную рельефность.

По третьей схеме освещения объект светлее фона. Такая зако­номерность образуется тогда, когда лампа, освещающая объект, находится на меньшем от него расстоянии, чем лампа, освещающая фон, от самого фона. Эта схема освещения позволяет добиться очень эффектных портретов.

Для осуществления четвертой схемы освещения лампы следует установить таким образом, чтобы фон оказался темнее освещенных участков объекта, но светлее его теневых участков. Такого осве­щения достигают следующим образом: первоначально лампы уста­навливаются так, как это.предусмотрено в первой схеме, затем переднюю лампу отодвигают влево до тех пор, пока фон не приобре­тает нужной яркости. Создание этой схемы требует некоторого навыка, но зато обеспечивает получение выразительных по осве­щению и тональности портретов.

При съемках в помещении днем или с источниками искусствен­ного освещения для максимального «использования их световой энергии можно использовать фанерные или бумажные отражатели, с помощью которых делается подсветка теневых частей объекта и фона.

При установке света лампы следует располагать с учетом того, чтобы их прямой свет не попадал в объектив съемочной камеры.

При освещении портретов особое внимание следует уделять световой отработке глаз. Если один из приборов, освещающих лицо, поместить таким образом, чтобы он отражался в глазах фото­графируемого, то при этом образуются блики, которые оживляют портрет, увеличивают его сходство с оригиналом.

Если фотографируемый человек носит очки, при освещении следует обратить внимание на то, чтобы осветительные приборы не отражались в стеклах, иначе блик, образующийся при этом, делает плохо различимыми глаза. Изменяя поворот головы и поло­жение источников света, можно добиться такого освещения, при котором хорошо получатся и глаза и стекла очков.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.