Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Образование политических партий и Кабинета Министров






После реформы 1832 г. начался процесс образования (понимаемых в современном смысле этого слова) политических партий. Старые методы прямого подкупа уже не могли принести непосредственного результата, как ранее. Теперь успех дела стала решать работа среди населения, умение заставить избирателей голосовать в желаемом для партии смысле, мастерство в борьбе с соперниками за голоса избирателей. Тори и виги быстро это поняли, и переименовали свои партии: тори — «консерваторы» («Мы не зарекаемся против реформ, но в принципе за то, чтобы все оставалось как прежде»), виги — «либералы» (поощряли прогресс).

Ещё в 1831 г. консерваторы учредили специальный Карлтон-клуб, который затем стал играть роль координатора деятельности этой партии в

национальном масштабе. В 1836 г. подобный орган появился и у либералов.

Большой вклад в разработку методов идеологического воздействия внесли Дж. Чемберлен, Ф. Шендхерст. Они первыми создали так называемый «кокус» — постоянную избирательную организацию, ставившую своей задачей победу на выборах.

Это заставило консерваторов образовать Национальный союз консервативных и конституционных ассоциаций. В 1877 г. их конкуренты учредили Национальную либеральную ассоциацию.

Главной опорой либеральной партии были предприниматели текстильной,

судостроительной и других отраслей промышленности, заинтересованные в «свободной торговле». За ними шла часть промышленного пролетариата, мелкой буржуазии, большинство английской интеллигенции, некоторые священнослужители. Либералов поддерживали также представители банковского капитала.

Вокруг консервативной партии объединилась и часть рабочих, особенно мелких предприятий.

В 1881 г. группа радикальных интеллигентов создала Демократическую федерацию. Ее программа предусматривала демократизацию политического строя Великобритании. Спустя три года организация была преобразована в Социал-демократическую федерацию (СДФ). Однако её деятельность носила сектантский характер.

В 1893 г. учреждается базировавшаяся на более широкой социальной основе Независимая рабочая партия. В 1900 г. был образован специальный Комитет рабочего представительства (КРП).

Лидер победившей партии становился премьер-министром. Наличие в палате общин подчиненного строгой партийной дисциплине организованного большинства сторонников позволяло премьер-министру и его Кабинету уйти из-под контроля парламента.

Формально Кабинет не был известен английскому конституционному праву. Сам этот термин впервые появился на страницах парламентских отчетов только в 1900 г. Юридически этот орган являлся сугубо неофициальным учреждением. Его деятельность строилась на прецедентах, она не облекалась в правовые формы: заседания проходили негласно, протоколы не велись.

Кабинет Министров определял направление национальной политики, осуществлял исполнительную власть, руководил законодательной деятельностью парламента. Под непосредственным наблюдением премьер-министра протекала вся работа Кабинета. Через премьера осуществлялась связь с монархом. Он же руководил центральными органами своей партии и распоряжался ее средствами.

Установление правительственного контроля над палатой общин ознаменовалось решительным вторжением кабинета в законодательную сферу,

бывшую до этого исключительной компетенцией парламента. Подавляющее большинство наиболее важных законопроектов зарождалось в министерствах. Законодательная инициатива, проявляемая рядовыми депутатами, практически потеряла всякое значение. Билли, не поддерживаемые кабинетом, не имели никакого шанса получить одобрение парламента. Многие законопроекты мог предлагать только кабинет. К ним прежде всего относились финансовые билли, а также вопросы королевской прерогативы.

В 1881 г. принимается так называемая «резолюция о спешности», согласно которой премьер-министр получил право предлагать палате общин признать тот или иной вопрос нетерпящим отлагательства. Такое предложение ставилось на голосование без какого-либо обсуждения. Эта новелла была закреплена в 1882 г. Как постоянное правило парламентского регламента.

Беспомощность парламента и всевластие Кабинета Министров особенно наглядно проявлялись при обсуждении бюджета и других финансовых законопроектов. Такого рода билли вносились только от имени короны, т. е. фактически кабинета. Палата общин не имела права ни увеличивать сумму, ни изменять цель ее назначения. Имеющиеся в бюджете так называемые «постоянные расходы», не подлежащие обсуждению, ни в коем случае не могли быть уменьшены палатой общин (цивильный лист, расходы на содержание судей, секретный фонд и т.д.).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.