Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Апробация работы






Основные положения нашли отражение в семнадцати научных публикациях в научных рецензируемых журналах, в том числе, в трех публикациях в журналах, определенных ВАК, в двух коллективных монографиях — каталогах выставок, сборниках научных трудов, Трудах Государственного Эрмитажа, статьях в каталогах временных выставок, в докладах на конференциях Всероссийской Ассоциации антиковедов (Москва, 1990), Вестник Древней истории (Москва, 1997), на заседании круглого стола «Александр Великий. Жизнь образа в мировой культуре» (Санкт-Петербург, 2007), в концепции и статьях научных каталогов выставок «Александр Великий. Путь на Восток» (Санкт-Петербург, 2007), “Греки на берегах Черного моря. Античное искусство из Эрмитажа” (Лос Анжелес, 2007), рецензии опубликованы Bryn Mawr Classical Review (Р. Шредер, Р. Голдман, 2008).

Материалы работы обсуждались на заседании отдела Античного мира Государственного Эрмитажа. Положения и выводы работы использованы в процессе преподавания на кафедре истории искусства исторического факультета СПбГУ и в Государственном Эрмитаже, в практических занятиях на экспозиции со студентами исторического и филологического факультетов МГУ.


^ Структура работы

Диссертация состоит из введения, где обосновывается выбор темы, формулируются цели и задачи исследования, характеризуется метод работы, определяются хронологические рамки и изучаемый материал, главы, посвященной историографии портретов Александра Македонского и «проблеме имитаций», главы, рассматривающей портреты Александра в культурно-историческом и художественном контекстах эпохи эллинизма, главы, исследующей образы основных мифологическим персонажей эллинистического искусства, испытавших воздействие иконографии Александра (Ахилл, Геракл, Дионис, Гелиос и другие божества небесной сферы, водные божества, гиганты), заключения, списка сокращений, списка источников, библиографического списка использованной литературы, списка иллюстраций, отдельно переплетенного альбома иллюстраций.


^ Основное содержание работы

Глава I. История исследований портретов Александра Македонского и «проблема имитаций»

В первой главе диссертации рассматриваются историография вопроса, очерчиваются основные этапы изучения, обозначаются ключевые задачи исследований портретов Александра. К числу наиболее актуальных проблем относится необходимость разработки метода исследования, адекватного предмету. Непосредственным материалом является не оригинал, но его многократное отражение в копиях, описаниях произведений искусства в литературных и исторических пассажах, изображениях на монетах, данных археологических раскопок. Проблемы трансляции информации, заложенной в художественном памятнике, и, наоборот, восхождения к оригиналу — наиболее актуальны. До нас дошел богатый, но плохо документированный материал, только три портрета восходят к прижизненным произведениям, оставшаяся часть — римские копии эллинистических оригиналов. Критерии «портретности» субъективны, так как основаны на письменных свидетельствах — упоминаниях о внешности Александра и впечатлении от его изображений. Вторым существенным фактором в изучении портретов Александра является сложность их исторического и стилистического контекста. В сравнении с любым другим этапом античной истории — классической Грецией, республиканским и императорским Римом — здесь значительно меньше ясности в оценке исторических процессов. Ведущие специалисты в этой области и сейчас обсуждают ряд «сущностных» вопросов, в частности, определение того, что находится в основе периодизации искусства эллинизма, вопрос о применимости понятия «стилистической эволюции», о том, каковы различия региональных художественных школ, как соотносится развитие искусства с политической историей, каковы соотношения эллинского и восточного элементов. Наряду со спецификой эллинизма как особого этапа истории античного мира в исследованиях портретов Александра сказалась специфика изучения античного портрета как жанра. Основной его дефиницией является понятие сходства, которое, в свою очередь, связано с категориями индивидуального и типического. При этом сходство не является целью греческих портретистов; иконография Александра — контаминация мифа и традиции, и такая ситуация четко сказывается в дискуссионности многих идентификаций (Б.С. Риджвэй, 1990, А. Нильсен, 1992).

В последние десятилетия появились работы, в которых фокус исследования смещен от категории сходства к функции памятника и его контексту, а также к мифологической составляющей портретного образа

(Т. Хельшер, 1971; Дж. Поллитт, 1986; Р.Р.Р. Смит, 1988; Э. Стюарт, 1993). Согласно Т. Хельшеру «черты Александра» не являлись его персональными особенностями, а возникли из иконографии идеальных персонажей эпохи классики, а как образ царя был создан на основе представлений о греческих богах и героях. Дж. Поллитт пришел к выводу о том, что портреты Александра «представляют не столько человека, сколько идею». Лисипп создает художественный образ «вдохновенного героя», который становится расхожим стереотипом в изобразительном искусстве эллинизма. Р.Р.Р. Смит ввел термин «role portrait», рассматривая этот жанр с точки зрения публичной функции портрета в обществе эллинистической эпохи. Наконец, Э. Стюарт сформулировал мысль о том, что «фигура Александра в античности… — скорее, парадигма, чем личность».

В отличие от предшествующих исследователей, впервые показано, насколько важным обстоятельством, повлиявшим на историографию портретов, была выдающаяся роль Александра в европейском сознании Нового времени. Первая волна увлечения Александром приходится на конец XIX – начало XX века. Одновременно с историческими исследованиями появились монографии, посвященные портретам македонского царя (Т. Рейнак, 1906; Кв. Висконти, 1811; Ф. Кепп, 1892; К. де Уфальви, 1902; Т. Шрайбер, 1903; Дж. Бернулли, 1905; К Гебауер, 1938-1939). В работах первого, иконографического этапа, были установлены характерные особенности внешности и портретов Александра, исходя из данных письменной традиции и сохранившихся памятников; высказывания древних авторов сопоставлены с произведениями античного искусства.

Второй этап историографии — период исторического подхода к портретам, рассмотрение портретов в развитии, в их связи с историей, политикой, идеологией или религиозными воззрениями древних. Исторические труды 1920-1950-гг. (У. Вилькен, 1922; Г. Берве, 1926; Ф. Шахермайр, 1947; В. Тарн, 1950) оказали сильное воздействие на штудии, посвященные портретам Александра. В первую очередь, это сказалось в появлении устойчивых клише: Александр — страдающая мистическая душа, народный царь или герой-завоеватель, а также в стремлении увидеть в его портретах явления более общего порядка, чем достоверный облик. Работа

М. Бибер (1949, 1961) написана в социологическом ключе, Х.П. Л’Оранж (1947) трактовал портреты Александра как памятники истории духа.

Г. Кляйнер (1951) впервые сопоставил портреты с изображениями юношей на аттических надгробиях, что показало их «идеальную» природу, а также их промежуточное положение между «реальностью» и «мифом». Поскольку множество памятников все же не укладывались в предложенные определения, вопрос о критериях идентификации, о том, как отделить портреты от памятников, выполненных под их влиянием, оставался актуальным. Последующие полвека изучения материала не дали необходимых результатов, и в антиковедении тема исследования портретов Александра по-прежнему считалась одной из самых трудных.

В прошлом столетии поворотным пунктом в историографии портретов стали 70–е годы. Фокус исторических исследований, посвященных Александру, сместился от обсуждения характера и личности царя к критике источников и изучению реалий эллинизма (Дж. Хамильтон, 1973; П. Грин, 1974, Е.А. Бэдиан, 1978). Поисками нового метода занялись искусствоведы — Э. Шварценберг (1967, 1969, 1976) и Т. Хельшер (1977). Э. Шварценберг показал, что известные памятники ошибочно признаны изображениями Александра благодаря смешению реальности и мифа, и вследствие того, что мифологические образы в античном искусстве создавались под влиянием типа Александра. Т. Хельшер перенес акцент в философскую область, исследуя понятие «идеала» и «индивидуума» в греческой культуре V – IV вв. до н.э. Положения, разработанные упомянутыми специалистами, заложили теоретическую базу для этапа 1980-90-х годов, по количеству и качеству работ ставшего наиболее продуктивным. Такой ситуации способствовало резкое увеличение материала — сенсационные находки в Македонии, нумизматические открытия, новые портреты, найденные в Бактрии, Греции, Турции, Египте.

Последняя и самая значительная работа — монография Э. Стюарта (1993), где автор рассмотрел все известные на тот момент группы портретов, расположив их хронологически и по месту производства. Его основная цель заключалась в интерпретации портрета на основе анализа контекста — исторических обстоятельств, письменных источников, сопоставления известных материальных свидетельств. Он показал, что миф и образ Александра стал «социально формативным».

Пока проблема воздействия образа Александра на иконографию богов и героев систематически не была разработана, несмотря на то, что ее актуальность признана всеми ведущими специалистами по искусству эллинизма. Отдельные ее аспекты рассмотрены в нескольких статьях (О. Палагиа (1986); В. Амелинг (1976), Х. Лаубшер (1985), А.А. Трофимова (1998, 2004, 2009), Г. Шорнер (2001). Т.В. Васильева (2004), А.Г. Сечин (2007). С методической точки зрения важно, что эта проблема изучена в ракурсе царского эллинистического портрета, в монографии Р.Р.Р.Смита (1988), и в отдельных публикациях, посвященных портретам Митридата VI Евпатора (О.Я. Неверов, 1971, 1973; Е.А.Савостинa, 2004) или династии Птолемеев (Х. Киреляйс, 1988). Существенно и то, что феномен Imitatio Alexandri детально рассматривался в работах по политической истории эллинизма и Рима (А. Хойсс, 1964; Д. Михель, 1967; Д. Киенаст, 1976).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.