Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дирижерское воплощение






Наибольшую сложность в партитуре «Завещание поэта» представляет гибкая, подвижная динамика и агогика.

Увеличение или уменьшение силы звука должно моментально отражаться в жесте дирижёра увеличением или уменьшением его объёма и массы соответственно. Ускорение или замедление темпа – увеличением/уменьшением скорости движения. Допустимо также распрямление корпуса с небольшим отклонением назад для показа нарастания динамики. Но злоупотреблять движениями корпуса не рекомендуется. Чем быстрее скорость, тем меньше следует делать жест. В те моменты, когда подвижный темп сопровождается усилением динамики, плоскость тактирования необходимо перенести выше и образно изобразить силу. Такой приём будет уместен, например, в такте 17, risoluto. При передаче того или иного динамического оттенка не стоит забывать и об изменении плоскостей дирижирования. Громкость можно показать увеличением или уменьшением вертикали тактирования.

Другая трудность, которая возникает у исполнителя – это ферматы. В 6-м и 29-м такте ферматы завершают построение, после них нет движения, либо стоит пауза, поэтому их снятие не представляет особой сложности. Так же как и обычное снятие звука, оно выполняется с помощью предшествующего ауфтакта. Иначе дело обстоит с неснимаемыми ферматами в такте 18 и 21(см. примеры 3, 6, стр. 14, 17). В этих случаях дирижёрский жест снятия должен одновременно указать на продолжение исполнения.

Для того чтобы передать музыке более плавный характер и избежать пени дирижер может перейти на укрупненную единицу отсчета: с 12/8 на «четыре». С 14-го по 18-й такты из-за подвижности темпа дирижирование в обычной, соответствующей метру схеме может произвести впечатление суеты.

Желаемого прикрытого звука, особенно в местах высокой тесситурой, которая может спровоцировать крикливое, грубое пение, можно добиться объемной, круглой кистью с закругленными пальцами, передавая форму купола, свода.

Legato должно выполняться плавными движениями с мягкими «точками». Руки должны двигаться ровно, без толчков.

Важнейшее место среди выразительных средств дирижерского аппарата занимает мимика и взгляд дирижера. Волевой, прямой взгля поможет собрать внимание певцов перед началом исполнения, а также перед сменой темпа. Выразительным взглядом следует передать хору характер и своё отношение к исполняемому произведению, чтобы «заразившись» энергетикой, исходящей от дирижера, певцы захотели донести её до слушателей.

 

Список литературы

 

1. Гульзарова И. С. История музыки народов мира. Русская музыка второй половины ХХ века. Выпуск IV: Учебное пособие дя студентов бакалавриата высших музыкальных образовательных учреждений) – Ташкент, 2008. [Электронный ресурс] // URL: https://www.superinf.ru/view_helpstud.php? id=223

2. Дмитревский Г.А. Хороведение и управление хором. Элементарный курс: Учебное пособие. – 4-е изд., стер. – СПб.: Издательство «Лань»; Издательство «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2013. – 112 с.: нот.

3. Живов В. Исполнительский анализ хорового произведения. – М., Музыка, 1987.

4. Рогачева Ю.М. Аннотация как научная и творческая работа: Методическая разработка. – М., 2011. – 44 с.

5. Романовский Н.В. Хоровой словарь. – М.: Музыка, 2010. – 230 с.

6. Сысоева Е.В. История русской музыки. Краткий курс: Учебное пособие. 2-е изд., испр. и доп. – М.: Российский университет театрального искусства – ГИТИС, 2013. – 133 с.

7. Чуков С.А. Работа над курсовой аннотацией: Методическая разработка / РАМ им. Гнесиных. – М., 2011. – 32 с.

 

 


[1] Романовский Н.В. Хоровой словарь. – М.: Музыка, 2010. С. 116.

[2] Новая венская школа – название композиторской школы, эстетические принципы которой исторически сложились в первой трети ХХ века в Вене, явившись результатом активной творческой, педагогической и организационной деятельности Арнольда Шёнберга и его учеников.

[3] Алеаторика – техника сочинения музыки, основанная на принципе случайности; свободная импровизация исполнителей в эпизодах, указанных композитором.

[4] Додекафония – система композиции, созданная в начале 20-х годов ХХ века А. Шёнбергом. Эта техника использует способ сочинять музыку, пользуясь системой двенадцати лишь между собой соотнесенных тонов.

[5] Сонористика – техника сочинения, основанная на использовании различных красочных звучаний, часто без определенной высоты звука и без ярко выраженных тяготений.

[6] Сохор А. Об идейно-эстетических принципах советской музыки// «Музыка и современность». Вып. 8. –М., 1974. –С. 13.

[7] История музыки народов мира. Русская музыка второй половины ХХ века. Выпуск IV: Учебное пособие дя студентов бакалавриата высших музыкальных образовательных учреждений) / Авт.-сост. И.С. Гульзарова – Ташкент, 2008.

[8] История современной отечественной музыки. Вып.3. –М., 2001. –С. 11-12.

[9] Романовский Н.В. Хоровой словарь. – М.: Музыка, 2010. С. 166.

[10] Рассматривается метрическая организация только тех разделов, где есть слово.

 

[11] Романовский Н.В. Хоровой словарь. – М.: Музыка, 2010. С. 178.

[12] Также в творческом наследии композитора есть еще 2 сюиты: «Наш Артек» (сл. Л. Кондрашенко, 1960), «Есть на свете страна» (сл. Б. Дубровина, 1978)

[13] В данной аннотации мы рассматриваем редакцию партитуры 1968 года, а не ранее созданную 1964-го.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.