Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Анализ произведения «О поэте».






(Произведение посвящено памяти Важа-Пшавелы).

Важа-Пшавела (1861—1915) — псевдоним Луки Разикашвили, одного из самых даровитых грузинских писателей XIX в.

Он воспитывался среди горцев: пшавов и хевсуров (пшавы - грузины-горцы; живут в центральной части Закавказья, занимая среднее течение Арагвы и оба берега Иоры, притока Алазани. Они большей частью высокого роста, с карими глазами и черными волосами. Известны в грузинской летописи буйным характером, непокорным духом и неустрашимой храбростью; Хевсуры — этнографическая группа грузин, коренное население горной области Хевсурети — на южных склонах Большого Кавказа в бассейне реки Хевсурской Арагви и в верховьях реки Аргун на северных склонах).

Среднее образование получил в учительской семинарии г.Гори, но учителем был недолго; занимался главным образом земледелием и пас овец в горах. Начало литературной деятельности относится к 1881. Основной мотив его творчества — социально-этнографический: живя обыденной жизнью и традициями горцев, в своих поэмах колоритно воспроизвел характерные черты быта, идейные устремления этих племен. При этом, наиболее рельефно отразил назревающую коллизию между новым и старым укладом, между добивающейся самостоятельности отдельной личностью и общинной «правдой». Характерным моментом в творчестве Важа-Пшавелы является резко выраженный антропоморфизм, одухотворение природы. Антропоморфические образы поэта даны в тонах самобытной реалистической символики, далекой от всяких абстрактно-метафизических построений. Он жил в эпоху ускоренного развития в Грузии товарного хозяйства, — в «непривлекательное» время, неподходящее для «горного орла» (прозвище). Не видя ничего утешительного впереди, разочарованный поэт только в мираже исторического прошлого искал утешения. Но вернуть прошлое было невозможно, и творчество поэта, сознающего свое бессилие, проникнуто романтической меланхолией. Кроме того, Важа-Пшавела, затронул проблему зависимости личных дарований от общественно-практической жизни и совершенно правильно указал, что индивидуальные способности, противоречащие практическим запросам общественной жизни, обречены на гибель.

В поэзии В.-П. сохранен местный диалект и свойственный народной поэзии пшавов и хевсуров возвышенный лирический тон.

Например, отрывок из поэмы «Гость и хозяин»:

 

«Как старый тигр в дремучих скалах,
Старик поднялся, хмур и строг,
Увидев путников усталых,
Переступивших за порог.
Обычай горцев соблюдая
И песни обрывая нить,
Обязан, на ноги вставая.
Чужого гостя он почтить.
Но, увидав Звиадаури,
Который многих здесь убил,
Какой порыв душевной бури
Он, изумленный, ощутил!
Трепещет яростное сердце,
Пылают очи старика,
Почуяв в доме иноверца,
К кинжалу тянется рука,
Но можно ль битве разгореться,
Коль враг в гостях у земляка?
И вышел старый незаметно,
И палец в злобе укусил,
И в грудь, взволнованный и бледный,
Себя ударил что есть сил.
Ушел. И вот от дома к дому
Бежит неслыханная весть:
«Кистины, кровник ваш знакомый
Ночует у Джохолы здесь!
Его, разбойника ущелий
И кровопийцу мирных скал,
Джохола, видимо, доселе
Еще ни разу не видал.
Теперь насильник в нашей власти,
Мы не простим ему обид.»

Поэзия В.-П. воспринимается названными племенами как продукт коллективного творчества. Но эти же ее черты и затрудняют понимание произведений Важа-Пшавелы широкими массами грузинского населения. Беллетристические произведения Важа-Пшавелы написаны на прекрасном грузинском литературном языке.

 

 

Музыкально-теоретический анализ:

Произведение представляет собой плач. Плач — один из древних литературных жанров, характеризующийся лирико-драматической импровизацией на темы несчастий, смерти и т. п. Может оформляться как в стихах, так и в прозе. Плач получил широкое распространение в традиционной русской обрядовой и бытовой народной поэзии.

 

Произведение написано в простой трех частной форме с варьированной репризой. Третья часть представляет собой период, состоящий из двух равных предложений. Варьирование происходит в конце второго предложения и представляет собой классическую каденцию: D-D7-T.

Пример №1

 

 

Первая часть состоит из периода с дополнением в виде возгласа «Важа»…в данном случае можно рассматривать данные вставные конструкции как всхлипы, встречающиеся в причитаниях и плачах.

Пример №2

Начинается произведение с нисходящего хода женской группы хора, сначала партии С, затем А. Следует заметить, что женское пение не типично для грузинского народного многоголосия, но возможно характерно для грузинского плача.

Пример №3

Общий диапазон данного хода ч8, но постоянное возвращение на предыдущий звук с последущим поступенным движением вниз передают интонации плача.

Вторая часть состоит из 6 предложений с такими же вставными конструкциями. Они отличаются друг от друга гармонически и динамически.

В первом случае – это минорная D. Во втором – это as-moll VI 7, в третьем – отклонение в F-dur.

Примеры №4-6

 

 

Мелодическая линия, чаще всего, статичная, с небольшими волнообразными поступенными движениями в пределах терции, чаще нисходящими, кроме двух скачков на ч4, напоминающих всхлипы:

№7

(и пример №2)

 

Также, следует отметить, что композитор использовал только четвертные длительности, украшая их ферматами и применяя другие ритмические построения, только во вставных конструкциях, напоминающих возгласы горя (восьмых длительностей и шестнадцатых с четвертью с двумя точками).

 

Темп произведения довольно быстрый, что говорит о быстроте мысли передаваемой автором. Мысли скорби, воспоминания, параллелизма потери и пейзажа. Также этой цели служат rit. и poco rit., используемые композитором в конце первой и третьей частей. В первом случае автор нас сразу же возвращает в первоначальный темп. (пример №7 и №11).

 

Основная тональность произведения f-moll. Третье предложение второй части звучит в des-moll, и далее до 3 части. Композитор не зря выбрал такие, довольно таки редкие монорные тональности, они помогают передать смысл, основную идею всего произведения, скорбь, боль от потери.

Гармонический язык разнообразен из-за альтерированных знаков и отклонений в другую тональность. Необычное созвучие в первой части: D/Dмин. (пример №2)

Также композитор использует хоровые возможности в плане использования хоровых тембров. Начинается хор с неполного хорового состава: перекличка хоровых женских высоких голосов – партии С – и низких хоровых женских голосов – партии А. Затем вступает полно-объемный хор, основная интервалика которого ч5-ч4, исключение – октавный унисон всего хора в середине второй части,

Пример №8

который тут же обрывается очередным возгласом «Важа!», олицетворяющим оплакивание поэта.

Фактура полифоническая, присущая грузинской народной музыке. Произведение написано автором в жанре плача, жанра народной музыки, поэтому он активно использует приемы, присущие народной музыке: полифонический склад многоголосия, интервалику, метр, отталкивающийся от слова и др.

Динамика произведения меняется в зависимости от текста, например: «струны звучные обрываются. Важа!» - f, «ветер рыдает в ущельях» - p. Также, композитор использует короткие cresc. и dim. (например: сразу в одном такте). В каждом такте произведения автор указал cresc. и dim. от первой доли и от третьей соответственно. Таким образом он также передает характер всхлипа, причитания, плача.

Метр четвертной, размер меняется в зависимости от ударений в тексте.

«Солн-це жар-ко-е, не – у-ём-ное, (5, 5)

Пог-реб-ла те-бя ту-ча тём-на-я, (5, 5)

Ве-тер ры-да-ет в у-щель-ях (4+4=8) – и т.д.

Т.о. становится оправданным смена размера в каждой вставной конструкции «Ва-жа!»(2).

 

Вокально-хоровой анализ:

Произведение написано для 4хголосного смешанного хора. Присутствует деление в партиях С и Т – только во вставных конструкциях.

Общий диапазон хора:

 

 

Диапазон С Диапазон А

 

 

Диапазон Т Диапазон Б

 

Таким образом тесситура использована удобная. Все партии чувствуют себя комфортно, баланс голосов соблюден.

Проблемы интонирования могут возникнуть во время отклонений в другие тональности. Исполнителям в этот момент важно слышать себя, остальные голоса и оркестр, помогающий вовремя ориентироваться в тональном плане. Также проблемными, можно назвать, скачки на ум5 и ув4.

По степени сложности все партии находятся в равных условиях.

К таким сложностям можно отнести в первую очередь повторение одного и того же звука, иногда на протяжении нескольких тактов.

Голосоведение в партиях в основном поступенное за исключением немногочисленных скачков:

Пример №9

 

С целью обеспечить непрерывное движение мелодии, музыкальной мысли, чтобы согласные не размыкали звук, следует соблюдать следующие правила:

- согласные, стоящие в конце слова или слога присоединяются к последующему слову или слогу, тем самым обеспечивая максимальные условия для распевания гласных

- звук «й» относится к согласным и подчиняется всем правилам произношения в хоре.

- Согласные в конце слова произносятся быстро, легко, четко и одновременно, в соответствии с дирижерским жестом.

В произведении используются несколько видов фермат:

- разделительная. Ее функция отделить контрастный музыкальный материал и подчеркнуть границы построений:

Пример №10

 

- психологическая фермата – обращает внимание слушателей значимую смысловую вершину.

- заключительная фермата – ставит финальную вопросительную точку:

Пример №11

Вопросительность появляется из-за того, что фермата сравнительно короткая (всего половинная нота).

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.