Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Причины инфляции






С точки зрения определяющих факторов инфляции выделяют два ее типа. К первой группе относятся факторы, вызывающие превышение спроса (денежной массы) над предложением (товарной массой), вследствие чего происходит нарушение требований законов денежного обращения. В результате формируется инфляция спроса.

Логическая схема здесь следующая. Превышение спроса над предложением вызывает рост цен. Повышение цен при неизменных издержках обеспечивает рост прибыли и денежных доходов работников. Этот рост обусловливает следующий виток повышения спроса, что на новом уровне поднимает цены. Как правило, данный тип инфляции чаще всего наблюдается при полной занятости.

Вторая группа объединяет факторы, которые ведут к первоначальному росту издержек (затраты на зарплату; затраты на материалы, энергию и т.д.) и цен товаров, поддерживаемому последующим подтягиванием денежной массы к их возросшему уровню. Возникает инфляция издержек.

Логическая схема: рост цен на факторы производства (издержек производства) определяет сокращение товарного предложения и, соответственно, рост товарных цен. Повышение номинальной заработной платы, однако, не означает увеличения реальной заработной платы, поскольку цены растут быстрее[6]. Увеличение заработной платы, наращивание затрат на сырье, комплектующие изделия, топливо, энергию и т.д. дают новый «толчок» росту издержек производства, который приводит к новому повышению цен. Если денежная масса быстро не увеличится, не адаптируется к возросшему уровню цен, то возникнут проблемы денежного оборота. Имеется опасность остановки производства, сокращения товарной массы.[7]

Инфляцию издержек может провоцировать так называемая инфляционная спираль цен и заработной платы. Рост заработной платы в результате пересмотра тарифного соглашения между наемными работниками и работодателями при определенных условиях выступает источником обострения инфляции издержек. Первоначально устанавливается новый уровень заработной платы на соответствующем сегменте рынка труда, затем происходит изменение общего уровня заработной платы в масштабе страны. Если этот процесс не уравновешивается противодействующими факторами (например, ростом производительности труда), то увеличение издержек на единицу продукции приводит к сокращению производства. При увеличивающемся спросе уменьшение предложения приводит к росту цен. Рост цен, в свою очередь, дает импульс к началу очередных переговоров работников с работодателями об изменениях в оплате труда. Таким образом, ситуация повторяется на новом уровне, на следующем витке спирали «заработная плата – цена».[8]

Разновидностью инфляции издержек выступает инфляция предложения. Этот тип инфляции связан с недоиспользованием производственных мощностей предприятий - например, в связи с проведением технической реконструкции и модернизации основного капитала. Недоиспользование имеющегося основного капитала приводит к сокращению выпуска продукции, а значит, к уменьшению так называемого «эффекта масштаба». Последнее выражается в росте издержек на единицу продукции. Повышение издержек на единицу продукции сокращает прибыль и объем продукции, который фирма готова предложить при существующем уровне цен. Если степень эластичности спроса по цене позволяет переложить повышенные издержки на потребителя, то одновременно может уменьшиться предложение товаров и увеличатся цены.

Инфляция спроса и инфляция издержек взаимосвязаны. Избыточная денежная масса в экономике порождает повышенный спрос, реакцией на который выступает рост цен. Являясь продуктом разбалансированного денежного обращения, инфляция спроса распространяется дальше, усиливая неравномерность и непропорциональность развития различных сфер хозяйствования, приводя в конечном счет, к инфляции издержек.[9]

Таким образом, инфляция издержек проявляется в росте цен на ресурсы (факторы производства), вследствие чего растут издержки производства и обращения, а также цены на выпускаемую продукцию. Причинами роста цен на ресурсы являются, как правило, изменение мировых цен на ресурсы и снижение курса отечественной валюты. В свою очередь, рост издержек на конкретный товар влияет на изменение цен на другие товары, так как, чтобы приобрести подорожавшие товары, необходимо поднять цену и на свой товар.

Причины возникновения данных видов инфляции в разных странах зависят в первую очередь от фазы экономического развития, места, занимаемого страной на мировом рынке, и условий производства в конкретной стране. В странах с высоким уровнем конкурентоспособности гиперинфляция вследствие инфляции издержек, как правило, не проявляется, так как естественным ограничением для роста цен служит конкуренция, причем чем конкуренция выше, тем меньше вероятность возникновения гиперинфляции.

Инфляция издержек характеризуется воздействием следующих неденежных факторов на процесс ценообразования:

1. лидерство в ценах, когда крупные предприятия отрасли при формировании цен на свою продукцию ориентируются на цены, установленные компаниями-лидерами;

2. снижение роста производительности труда и падение производства;

3. возрастание значения сферы услуг;

4. ускорение прироста издержек и особенно заработной платы на единицу продукции;

5. энергетический кризис.

Инфляция спроса проявляется в экономической ситуации, когда совокупные денежные доходы населения и предприятий увеличиваются быстрее, чем рост реального объема товаров и услуг. При этом не имеет значения, за счет чего увеличивается спрос - за счет увеличения расходов государства или за счет повышения спроса на товары и услуги со стороны предпринимателей.

Инфляция спроса вызывается рядом денежных факторов:

· милитаризацией экономики и ростом военных расходов;

· дефицитом государственного бюджета и ростом внутреннего долга;

· кредитной экспансией банков;

· чрезмерными инвестициями в тяжелую промышленность;

· импортируемой инфляцией.

Инфляция предложения означает рост цен, который был спровоцирован значительным увеличением издержек производства в условиях, когда производственные ресурсы были недоиспользованы - например, в ситуации, когда предприятия осуществляют крупную модернизацию своих основных фондов. Такой вид инфляции, при котором цены растут при снижении совокупного спроса, достаточно часто встречается в мировой практике, хотя на этот вид инфляции могут влиять и другие факторы. Согласно теории инфляции, такой рост цен объясняется в основном факторами, которые приводят к увеличению издержек производства на единицу продукции, т.е. в этом случае не спрос, а издержки поднимают цены. Следовательно, при таком виде инфляции основными ее источниками являются рост издержек вследствие роста заработной платы, а также рост цен на сырье и энергию. На практике зачастую возникает ситуация, когда одновременно имеют место как инфляция спроса, так и инфляция предложения. Основными причинами увеличения как доходов, так и издержек являются, как правило, монополии - государство, профсоюзы, фирмы.[10]

На рост инфляции влияет и увеличение дефицита государственного бюджета, хотя государство иногда использует и так называемый безэмиссионный источник финансирования дефицита бюджета. Однако практика показывает, что в данном случае просто имеет место отложенная эмиссия, поскольку накопленный государственный долг вес равно придется погашать.

Безусловно, инфляция оказывает резко отрицательное воздействие на экономическое и социальное развитие страны. Поэтому для борьбы с инфляционными факторами государство осуществляет комплекс мер по государственному регулированию экономики, т.е. реализует свою антиинфляционную политику.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.