Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Уголовное право. Традиционное право Китая развивалось в основном как уголовное право, нормы которого носили как бы надотраслевой характер




Традиционное право Китая развивалось в основном как уголовное
право, нормы которого носили как бы надотраслевой характер. Они
пронизывали сферу и брачно-семейных, и гражданских отношений и пр.
Это обстоятельство и определяет необходимость изначального
рассмотрения, вопреки установившейся в учебной литературе ирактике,
институтов и норм уголовного права, являющихся самостоятельной, особо
значимой частью не только правовой системы Китая, но и всей
традиционной конфуцианской культуры. Именно в этой сфере с
наибольшей отчетливостью проявлялся многовековый спор между
конфуцианством и легизмом: что является лучшим средством управления
— моральная норма (ли) или наказание (син).
Понятие преступления в Древнем Китае связывалось с проявлением
преступной воли человека. Правонарушитель рассматривался как " низкий
человек", его " низость" определялась тем, что он выступал носителем этой
пагубной, преступной воли, которая в зависимости от характера
преступления могла разрушить или весь мир, или порядок, гармонию в
той социальной группе, к которой преступник принадлежал.
Из признания примата моральных норм вытекало, что мера
виновности и суровость наказания должны были соответствовать не
столько характеру самого поступка, сколько характеру духовного
состояния преступника, не столько тяжести преступного действия,
сколько интенсивности преступной воли.
В ханьском Китае, согласно конфуцианскому принципу " если воля
добрая, человек не нарушает закон", стали складываться специфическое
учение о форме вины, учитываться преступная воля при определении
меры наказания. Требование учета воли преступника было закреплено и
законом в 120 году до н.э. В соответствии с этим требованием в китайском
праве стали выделять предумышленные и преднамеренные преступления,
преступления, совершенные с умыслом и без такового, а также по ошибке.
Одно наказание следовало за умышленную клевету, другое, более легкое,
— за неподтвердившийся донос. Тяжесть наказания за телесное
повреждение зависела от того, было оно нанесено со " злодейским
умыслом" или в драке.

В древнем праве проводились различия и между оконченным
преступлением и покушением как проявлением преступной воли,
наказываемым в принципе более мягко. Но нечеткость действия многих
общих принципов уголовного права, которые деформировались под
прессом конфуцианских догматов, приводила к тому что часто покушение
наказывалось как законченное преступление например, в случае
намерения убить кровного родственника.
Концепция " преступной воли" определяла и содержание таких
институтов как соучастие и групповое преступление. Еще на Рубеже
новой эры сложилась особая норма, согласно которой главарем в
преступной группе считалось лицо, непосредственно замыслившее
преступление, планировавшее его. Преступление признавалось
групповым, если оно было совершено по предварительному сговору, в
противном случае участники преступной группы отвечали каждый за
отдельное преступление. Выделение главаря, идейного вдохновителя
преступления, вина которого считалась особо тяжкой по сравнению с
другими участниками преступной группы, было победой конфуцианцев
над универсальной идеей наказания легистов, закрепленной еще
вышеупомянутом законе в 120 году до н.э.
Содержание правых положений о смягчающих вину обстоятельствах и
отягчающих их (понятия невменяемости китайское традиционное право не
знало) определялось также наставлением Конфуция: " Любить родителей и
родственников преимущественно перед другими, всячески оказывать
почтение престарелым, проявлять сострадание к калечным и милосердие к
детям". В свете этой заповеди освобождались от телесных наказаний
дети младше 8 лет и старики старше 70 лет.

Включение тех или иных противоправных действий в список
преступлений, определение тяжести наказаний за них зависели от ряда
причин: от субъективной воли императора, от доминирующего влияния
тех или иных правовых концепций: конфуцианских или легистских. Этот
список носил крайне дробный и неопределенный характер. Уголовному
преследованию, например, подвергались невыплатившие долг должники.
Уже чжоусскому законодательству, как сообщают источники были
известны 500 видов преступлений. Неизменно в этом списке особое место
стали занимать государственные преступления _ измена императору, бунт
и др. В царстве Цинь одним из тяжких государственных преступлений
считалось хранение запрещенной литературы конфуцианского толка.
В IV—III вв. до н.э. в пособиях для чиновников содержались такие
примеры рассмотрения уголовных дел, как кража из храма кража
предметов культа, нанесение ранений, клевета, дезертирство из армии.
Рано выделились в соответствии с канонами конфуцианской морали и
такие преступления, как непочтение к отцу к старшим в семье. Еще в
древности была введена ставшая традиционной ответственность
вышестоящих и нижестоящих сослуживцев чиновника, совершившего
ошибку или проступок по службе. В III в. до н.э. была введена и
ответственность чиновников, знавших о вине своего коллеги и не
донесших на него.
Наказания. Термин " бао" использовался в Древнем Китае в значении
воздаяния за совершенное преступление. Живучесть представления о
наказании как о воздаянии по принципу талиона берущего свое начало с
первобытнообщинного строя, определила длительное существование в
Китае обычая кровной мести, с которым оезуспешно боролись китайские
правители.

Окончательное утверждение традиционной системы наказании в V—
IV вв. до н.э. было связано с ее философским осмыслением на основе
использования сакральной у древних китайцев цифры пять. Шкала
наказаний включала в себя: клеймение, отрезание носа, отрубание ног,
кастрацию и смертную казнь. Она дополнялась другими наказаниями —
битьем толстыми или тонкими палками от 100 ударов до 500 ударов (500
ударов толстыми палками было равносильно смертной казни),
обращением в рабство, штрафом. Крайняя жестокость наказаний,
особенно при господстве легистов в царстве Цинь, где преступников
варили в котле, вырывали у них ребра, сверлили головы,
уравновешивалась в определенной мере возможностью применения
символических уголовных санкций. Еще шаньско-иньскому Китаю,
например, была известна особая система символических наказаний
(" сян"), когда отрезание ноги заменялось покраской тушью колена,
смертная казнь — ношением холщовой рубахи и пр. Общество тем самым
пыталось перевоспитать преступника, выставляя его на всеобщее
осуждение и презрение.
Пережитки символических наказаний встречались и в период Чжоу.
Определенные попытки возродить эту систему предпринимались и в
ханьском Китае, когда в 167. году до н.э. Сяо Вэнь специальным указом
отменил телесные наказания и заменил их символическими. Эта попытка
оказалась безуспешной, так как она противоречила воззрениям
конфуцианцев, что тяжесть наказания должна соответствовать силе
нарушения " ли", ибо всякое несоответствие нарушает гармонию,
порождает ненависть. На тех же основаниях конфуцианцами велась
борьба с легистами и против тяжких наказаний за легкие преступления.
Традиционным институтом китайского права, против которого
конфуцианцы вели безуспешную борьбу с легистами, был институт
коллективной ответственности родственников преступника. В глубокой
древности истреблялся весь род преступника. В цинь-ском. Китае за
государственные преступления казнили не только преступника, но.и три
поколения его родственников по линии отца, матери и жены. Казни таких
преступников предшествовали все другие наказания, сначала татуировка, а
затем забивание палками. У тех преступников, кто клеветал, злословил,
оскорблял, проклинал императора, предварительно отрезали языки.
Наказание, таким образом, преследовало сугубо устрашающие цели.


Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.