Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Как запомнить изученное;






Многие студенты обращаются и спрашивают: как улучшить свою память? При этом оказывается, что память у них хорошая, но пользоваться ею они не умеют. Это относится прежде всего к тем учащимся, которые считают, что главное - это как можно лучше понять материал. И только. Такие студенты, как правило, добросовестно читают учебник, уясняют себе содержание знаний, которые они должны приобрести из этих учебников, но совершенно не уделяют внимания и времени работе по заучиванию приобретенных знаний.

Как же запомнить изученное? Какие приёмы и методы оказываются здесь наиболее рациональными? И научная педагогика и практический опыт позволяют в данном случае рекомендовать следующее:

1. Работу по запоминанию учебного материала не следует приурочивать к какому-то краткому времени перед экзаменом. Заучивание должно проводиться систематически с первого до последнего дня учёбы, параллельно работе над изучением материала.

Понятный материал должен быть тут же прочно закреплен в памяти. Это очень важно также и потому, что изучение /понимание/ новых материалов в дальнейших главах учебника может быть успешным лишь тогда, когда оно опирается на уже приобретенные знания. Необходимо постоянно тренировать свою память, приучив себя выделять специально хотя бы полчаса в день на повторение изученного материала.

2. Работа по запоминанию учебного материала должна следовать непосредственно за его изучением, следует повторно воспроизводить в памяти этот материал до тех пор, пока учащийся не убедится, что воспроизводит его достаточно полно и правильно. Однако эти повторные воспроизведения должны быть не механическим заучиванием, а сознательной работой по доведению своих знаний до необходимой полноты и точности. Другими словами, надо применять для заучивания смысловую, а не механическую память. При механической памяти запоминание достигается в результате огромного количества неосознаваемых повторений. Можно, например, повторять учебный материал и в то же время думать о чем-нибудь другом.

При смысловой памяти материал воспроизводится осознанно. Учащийся знает, что и как он должен воспроизвести, отмечает ошибки и затруднения в этом воспроизведении, сознательно ищет пути к их исправлению; контролирует каждое воспроизведение. В итоге при смысловой памяти число необходимых для запоминания повторений значительно ограничивается.

3. Прежде чем приступить к повторному воспроизведению в памяти учебного материала, необходимо этот материал специально «препарировать», подготовить. Бессмысленно повторять заучиваемый текст так, как он написан в учебнике. Надо воспроизводить его своими словами, пользуясь для этого предварительно составленным планом всего материала, схемами отдельных важных узловых вопросов. Воспроизведение материала точно словами учебника - это и есть то, что называют «зубрежкой». Лишь тогда, когда материал воспроизводится собственными словами, и притом воспроизводится правильно и полно, можно быть вполне уверенным, что он действительно усвоен.

4. Работа по запоминанию не должна ограничиваться повторным воспроизведением материала только данного дня или задания. Каждый раз в эту работу необходимо /в определенной последовательности/ включать воспроизведение в памяти и ранее / месяц-два назад/ изученного материала. Это необходимо для органической связи нового материала со старым, без чего приобретенные знания теряют свою ценность и стройность, приобретают характер как бы разорванных на отдельные, не связанные друг с другом куски. Вместе с тем постоянное возвращение к ранее пройденному укрепляет память, делает её более прочной. Благодаря такому повторению приобретаемые знания не остаются раз и навсегда стандартно-стабильными: они постоянно уточняются, становятся более яркими и жизненными, связываются с задачами практики, «обрастают» новыми примерами и мыслями.

5. Знания лишь тогда становятся полноценными, когда они перестают быть знаниями только ради экзамена и включаются в какую-либо практически важную деятельность. Такой полезной деятельностью для студентов может быть помощь другим товарищам в усвоении учебного материала; проверка их знаний; объяснение им трудных мест. Когда мы не просто стремимся запомнить материал для себя, а помогаем другим, разъясняя им этот материал, мы убеждаемся, что запоминаем этот материал очень легко и быстро.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.