Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 17. Тенденции развития государства и права Франции в период с 1920 по 1980 г. Судебная система Франции в Новейшее время






Изучение указанной темы студентам необходимо в том плане, что при полном ее усвоении представляется возможным проследить историю буржуазного государства и права, а именно;

1) увидеть, как происходит противоборство между силами реакции и демократии за реальную власть;

2) как в результате этой борьбы изменялась форма государственного устройства, форма правления, политический режим и т.д.

На примере Четвертой Республики во Франции студенты убедятся в том, что и коалиционные правительства в состоянии добиться значительных успехов демократизации государственной и общественной жизни. Вместе с тем резкое наступление внутренней и внешней реакции и одновременно слабое и нерешительное ведение политики руководства других прогрессивных партий приводят к ликвидации или к существенному ограничению демократических завоеваний.

При подготовке к первому вопросу студенты должны понимать, что политическая история Франции в период между двумя мировыми войнами наглядно демонстрирует борьбу сил реакции и демократии.

Необходимо знать, что в социальной структуре Франции наибольший удельный вес имела мелкая буржуазия города и деревни, вследствие чего в политической системе было велико влияние мелко-буржуазных партий. Многочисленные средние городские слои и крестьянство составляли массовую базу буржуазных партий и значительную часть избирателей. Монополистическая буржуазия, используя свое влияние на эти слои, возглавляла прямо или косвенно все буржуазные партии.

Особое внимание необходимо сосредоточить на изменениях политической обстановки - за 2, 5 года (с 1929 по 1932 гг.) правительство Франции менялось 9 раз, а за период с 1920 по 1940 гг. сменилось 42 кабинета министров.

Государственное развитие Франции в начале XX в. происходило в условиях поляризации и открытого противоборства правых и левых сил, партий и группировок, что приводило не только к частым изменениям в политическом режиме, но и к глубоким реформам государственного строя, периодической трансформации провозглашаемых конституционных принципов.

Готовясь ко второму вопросу семинарского занятия, студенты прежде всего должны вспомнить конституционные законы Франции 1875 г., которые оформили Третью Республику и установили республиканскую форму правления с сильнейшей президентской властью, приведшей летом 1940 г. Третью Республику к краху.

Студенты должны хорошо разбираться в причинах падения Третьей Республики - это стало закономерным результатом поражения Франции в войне с гитлеровской Германией летом 1940 г.

После капитуляции в 1940 г. большая часть Франции управлялась немецкими оккупационными органами. В южной неоккупационной зоне власть формально находилась в руках прогерманского правительства маршала Петэна. Оно получило название «правительство Виши» - по названию курортного городка, его резиденции. Конституция 1875 г. формально не была отменена, однако фактически республика перестала существовать. Рядом декретов Петэн отменил должность президента республики и возложил на себя функции главы государства, обладающего всей полнотой государственной власти. «Режим Виши» являлся военно-авторитарным режимом, хотя самостоятельная роль этого правительства была весьма относительной. Его функции были еще более ограничены с осени 1942 г., когда немцы ввели в южную зону свои войска.

Борьбу против нацистов на территории Франции возглавили коммунисты, по инициативе которых многочисленные антифашистские организации объединились в национальный совет сопротивления. Другой центр движения Сопротивления был создан генералом де Голлем в эмиграции («Сражающаяся Франция»). В 1943-1944 гг. после объединения французского и лондонского центров в Алжире был учрежден единый французский Комитет национального освобождения как Временное правительство Французской Республики. Временное правительство во главе с де Голлем, куда были включены и два коммуниста, осуществляло управление страной в первый период после освобождения в 1944-1946 гг.

Готовясь к третьему вопросу темы, студенты должны понять основные принципы и условия образования Четвертой Республики во Франции. К ним необходимо отнести следующее:

а) разгром немецкой коалиции Советским Союзом и странами антигитлеровской коалиции;

б) резкое ослабление позиций реакции;

в) небывало сильное демократическое движение во Франции.

В годы Второй мировой войны во Франции было создано Временное правительство, которое совместно с движением Сопротивления приняло демократическую программу действий. Программа включала следующие ключевые вопросы: а) чистку государственного аппарата от изменников и предателей Франции, их наказания; б) национализацию основных отраслей промышленности; в) участие членов движения Сопротивления в управлении страной.

В октябре 1945 г. референдум определил форму государственного устройства.

При рассмотрении данного вопроса необходимо особое внимание сосредоточить на выборах в Учредительное национальное собрание и проследить процесс расстановки сил внутри страны.

Изучая вопрос о разработке проекта конституции 1946 г., нужно помнить, что его вырабатывали все партии и не обошлось без разногласий. Особенно существенные разногласия в проектах конституции произошли в вопросах о структуре парламента и полномочий президентской власти. Окончательный проект Конституции явился результатом компромисса противоборствующих сторон в стране. Необходимо знать процесс ее принятия и вступления в силу.

Только хорошо изучив текст Конституции Франции 1946 г., можно будет перейти к изучению вопроса о государственном устройстве французской республики. А начать его изучение надо с системы высших орунов государственной власти, с порядка их образования и полномочий, вспомнив важнейшие буржуазные принципы «разделение властей» и «систему сдержек и противовесов», направленных на невозможность узурпации всей власти в какой-нибудь одной из ее ветвей.

Студенты должны изучить главу VIII Конституции, которая посвящена «Французскому Союзу», обратив пристальное внимание на так называемую «реорганизацию» империи. Данная «реорганизация «империи не привела к какому-либо изменению положения во французских колониях. Здесь по-прежнему, как и во время Третьей Республики, вся фактическая власть принадлежала колониальным чиновникам, ответственным перед французским правительством и назначаемым президентом.

Далее необходимо понять, что Конституция законодательно закрепила равноправие женщин с мужчинами, право на забастовки, право на труд, отдых и государственную помощь в случае нетрудоспособности, право защищать свои интересы с помощью профсоюзной организации, свободу слова, собраний, печати и манифестаций.

При подготовке к четвертому вопросу необходимо рассмотреть постепенный отход от основных положений Конституции 1946 г., обусловленный, в свою очередь, социально-политическими факторами, кризис и падение парламентского режима IV республики. Необходимо рассмотреть также идейно - политическую платформу голлистского движения, определившего дальнейшее конституционное развитие французского государства.

Что же касается законодательного материала, то студенты должны знать основные конституционные изменения, связанные с постепенным пересмотром положений Конституции 1946 г. в начале-середине 50-х годов ХХ века.

Тщательно ознакомившись со структурой и содержанием основного закона 1958 г., можно сделать вывод о существенных, принципиальных различиях двух конституций, позволяющих государствоведам противопоставлять их друг другу. Эти главные различия студенты должны отметить. Следует подробно рассмотреть и систематизировать полномочия президента, разделив их на постоянные и чрезвычайные, а также по сферам деятельности (законодательной, исполнительной, судебной).

Очень показательным является также раздел конституции, посвященный взаимоотношениям между правительством и парламентом. С учетом уже имеющегося у студентов опыта анализа формы правления в буржуазных странах следует попытаться определить ее по Конституции 1958 г.

Необходимо отметить и роль конституционной практики в дальнейшем развитии государственного строя Пятой республики.

Что касается последнего вопроса темы семинара, то при подготовке к нему обучающиеся должны изучить закон от 5 октября 1946 г. и определенные статьи Конституции 1946 г. в части системы пропорционального представительства, которая была введена законом 1946 г. и обеспечила представителям демократических сил большинство в парламенте. Реакционные круги повели решительную борьбу за ее пересмотр. Законом от 9 мая 1951 г. на выборах в Национальное собрание была введена мажоритарная система, дополняемая системой блокирования (объединения) списков кандидатов различных партий и избирательных группировок при подсчете голосов визбирательном округе.

Заслуживают определенного внимания и изменения в порядке избрания верхней палаты парламента - Совета Республики. Порядок предусматривал, что Совет Республики избирается коммунами и департаментами на основе всеобщего и косвенного избирательного права. А по закону от 23 сентября 1949 г. установлена сложнейшая система избрания членов Совета Республики избирательной коллегией.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.