Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Роль университетов в развитии средневекового европейского права.






Основные черты средневекового права в Западной Европе. Средние века - это эпоха, когда в рамках складывающихся национальных государств постепенно формируются основы будущих национальных правовых систем. Этот длительный процесс завершается в большинстве стран уже в следующую историческую эпоху - в Новое время. Но именно в средние века определяются контуры и будущих крупных мировых правовых систем (семей права) - континентальной и англосаксонской, складывают ся их специфические и несхожие правовые институты. Исходный " строительный материал" средневековое право черпало в правовых обычаях, которые долгое время оставались важнейшим источником права. За несколько веков в странах Западной Европы происходит сравнительно плавный и безболезненный переход от варварских (племенных) правовых обычаев к правовым обычаям феодальным, имеющим уже не персональный, а территориальный принцип действия. Расцвет феодализма в Европе в XI- XII вв. означал и повсеместное преобладание обычного права. К этому времени в западноевропейском обществе были утрачены многие элементы правовой культуры и даже письменности, получившие когда-то широкое развитие в античном мире, а поэтому и сама устная форма, в которой длительное время выражались обычаи, была практически единственно возможной. Правовые обычаи достаточно органично интегрировались в феодальные отношения, закрепляли все их основные виды. Прежде всего обычай (часто обычай-договор) регулировал личностные и поземельные связи между самими феодалами-сеньорами и вассалами (ленное право). В равной мере правовые обычаи охватывали отношения между феодалами (собственниками земли) и крестьянами, ее держателями. Эта часть правовых обычаев (манориальное право) в наибольшей степени отражала зависимое положение крестьян, привязанных к земле и вынужденных работать на собственника (манора). в XI веке появляются первые сборники (обычно в городах) с изложением основных принципов феодального права. Примером могут служить " Обычаи Барселоны" (1068 год), а также работа миланского ученого Умберто де Орто под названием " Обычаи феодов", в которой автор по существу впервые сделал попытку систематического изложения обычного феодального права. В более поздний период появляются другие частные записи правовых обычаев с попыткой их теоретического осмысления (" Саксонское зерцало" в Германии, " Кутюмы Бовези" во Франции и т.д Реально действовавшие вплоть до буржуазных революций правовые обычаи, получившие основательную доктринальную обработку, стали одним из элементов национальной правовой культуры в общеевропейском масштабе. Особую роль в становлении общеевропейской правовой культуры сыграло городское право. В основном это было писаное право. Его положения фиксировались городскими статутами, королевскими или иными сеньориальными хартиями, пожалованными городу. Особое место в процессе формирования общеевропейской правовой культуры в средние века занимали каноническое право Роль университетов. Возникает сомнение: разве в английских университетах, созданных в XIII веке, не преподавали, как и в континентальных университетах, римское право и каноническое право? Только в 1758 году был введен курс английского права в Оксфордском университете; еще позднее, в 1800 году, этот курс был введен в Кембридже. Все это верно. Но если юристы континентальной Европы получали образование в университетах, то в Англии дело обстояло иначе. Английский процесс препятствовал не только рецепции римского права. Его сложность не вызывала у юристов желания изучать в университетах принципы, которые им совершенно не понадобятся для практической работы. Английские юристы никогда не получали образования в университетах; и в наши дни в Англии нет необходимости кончать университет, чтобы стать адвокатом, поверенным или судьей. Юристы традиционно формировались практикой, которая не могла знакомить с римским правом; их внимание было постоянно сосредоточено на вопросах процедуры и доказательств, от которых зависел успех и даже сам прием иска судом. Естественно, в этих условиях категории английского права были построены на основе процесса и различных типов исков, которые можно было вчинить королевским судам. Только когда данные формы исков были ликвидированы (1852 год), появилась тенденция к более рациональной систематизации. Развитие это шло медленно, что бывает всегда, когда затронуты основы правовой системы, и не выходило за традиционные рамки английского права. Не было и речи о том, чтобы воспринять категории и концепции романских правовых систем. Мы не можем в данной работе более подробно познакомить читателя с различными категориями и понятиями английского права: эта задача потребовала бы изучения, по существу, всего английского права'. Будет, однако, полезным дать здесь некоторые характерные примеры, затрагивающие ряд основных понятий английского права. Мы выбрали два вопроса: различие между общим правом и правом справедливости и понятие доверительной собственности. В заключение мы покажем, какое важное значение в глазах английского юриста имеют нормы, регулирующие отправление правосудия (процессуальное право и доказательства adjective low), в отличие от материально-правовых норм (материальное право-- substantive low).

49. Установление абсолютной монархии во Франции

Глубинные изменения произошедшие в сословно-правовой структуре Франции привели к возникновению новой формы монархии - абсолютизма. Эти изменения были вызваны прежде всего зарождением капиталистических отношений. Становление капитализма шло быстрее в промышленности и в торговле, а в сельском хозяйстве тормозом для прогресса служила феодальная собственность на землю. К XVI в. французская монархия утратила существовавшие ранее представительные учреждения, но сохранила свою сословную природу.

Первым сословием в государстве было духовенство, которое держало в своих руках 1/5 всех земель. Духовенство, полностью сохраняя свою традиционную иерархию, отличалось большой неоднородностью. Между верхушкой церкви и приходскими священниками усилились противоречия. Духовенство проявляло единство только в своем стремлении удержать сословные, феодальные привилегии (взимание десятины и др.).

Более тесной связь стала между духовенством и королевской власть с дворянством. Согласно конкордату, заключенному в 1516 году Франциском I и римским папой, король получил право назначения на церковные должности. Все высшие церковные посты, связанные с почестями и большим богатством, предоставлялись дворянской знати. В свою очередь представители духовенства занимали важные, а иногда и ключевые посты в государственном управлении(Ришелье, Мазарини).

Господствующее место в общественной и государственной жизни французского общества занимало сословие дворян, насчитывавшее примерно 400 тыс. дворян. Только дворяне могли владеть феодальными поместьями, а поэтому в их руках находилась большая часть (3/5) земли в государстве. Дворянство окончательно превратилось в чисто личный статус, приобретаемый главным образом по рождению. Дворянство предоставлялось также в результате пожалования специальным королевским актом. Это было связанно как правило с покупкой богатыми буржуа должностей в государственном аппарате, в чем была заинтересована королевская власть. Такие лица обычно назывались дворянами мантий, в отличии от дворян шпаги (потомственных дворян).

Подавляющую массу населения во Франции в XVI - XVII вв. Составляло третье сословие, которое все более становилось неоднородным. В нем усиливалась социальная и имущественная дифференциация. В самом низу третьего сословия находились крестьяне, ремесленники, чернорабочие, безработные. На верхних ступенях стояли лица, из которых формировался класс буржуазии: финансисты, торговцы, цеховые мастера, нотариусы, адвокаты.

С проникновением товарно-денежных отношений в деревню из крестьян выделяются зажиточные фермеры, капиталистические арендаторы, сельскохозяйственные рабочие.

Исключительно тяжелой и разорительной для крестьянства была система многочисленных прямых и косвенных налогов. Королевские сборщики взимали их, нередко прибегая к прямому насилию. Часто королевская власть отдавала сбор налогов на откуп банкирам и ростовщикам. Откупщики проявляли такое рвение при взимании законных и незаконных сборов, что многие крестьяне были вынуждены продавать свои постройки и инвентарь и уходить в город, пополняя ряды рабочих, безработных и нищих.

В переходе к абсолютизму, хотя он сопровождался дальнейшим усилением самовлластия короля, были заинтересованы самые широкие слои общества XVI - XVII вв. Абсолютизм был необходим духовенству и дворянству, поскольку для них в связи с ростом экономических трудностей и политического давления со стороны третьего сословия укрепления и централизация государственной власти стали единственной возможностью сохранить на какое-то время свои обширные сословные привилегии.

В абсолютизме была заинтересована и буржуазия которая не могла претендовать на политическую власть, но нуждалась в королевской защите от феодальной вольницы, вновь появившейся в связи с Реформацией и религиозными войнами в XVI веке. Установление мира, справедливости и общественного порядка было заветной мечтой основной массы французского крестьянства, связывающего свои надежды с сильной и милосердной королевской властью.

Получившая широкую общественную поддержку и опирающаяся на возросшую государственную мощь королевская власть приобрела в условиях перехода к абсолютизму большой политический вес и даже относительную самостоятельность по отношению к породившему ее обществу.

Становление абсолютизма в XVI в. имело прогрессивный характер, поскольку королевская власть способствовала завершению территориального объединения Франции, формированию единой французской нации, более быстрому развитию промышленности и торговли, рационализации системы административного управления. Однако по мере усиливающегося упадка феодального строя в VII - VIII вв. Абсолютная монархия все более возвышалась над обществом, отрывается от него, вступает с ним в неразрешимые противоречия. Таким образом, в политике абсолютизма с неизбежно проявляются и приобретают первенствующее значение реакционные и авторитарные черты, в том числе открытое пренебрежение к достоинству и правам личности, к интересу и благу французской нации в целом. Абсолютизм ни когда не ставил своей целью защиту интересов буржуазии, а старался спасти обреченный историей феодальный строй вместе с классовыми и сословными привилегиями дворянства и духовенства.

Верховная политическая власть при абсолютной монархии переходит к королю и не делится им с какими-то государственными органами. Для этого королям необходимо было преодолеть политическую оппозицию феодальной олигархии и католической церкви, ликвидировать сословно-представительные учреждения, создать централизованный бюрократический аппарат, постоянную армию, полицию.

В качестве своеобразной оппозиции королевской власти в XVI - XVII вв. Выступил Парижский парламент, который к этому времени превратился в оплот феодальной знати и неоднократно использовал свое право ремонстрации и отклонял королевские акты. В 1673 году Людовиком XIV было решено, что парламент не имеет права отказывать в регистрации королевских актов, а ремонстрация может быть заявлена лишь отдельно. Практически это лишило парламент его важнейшей прерогативы - опротестовывать и отклонять королевское законодательство.

Изменилось и общее представление о власти короля и о характере его конкретных полномочий. Окончательно утверждаются представления о суверенитете и неограниченной власти короля. Чаще всего государство отождествляется с личностью короля.

Представление о том, что абсолютизм зиждется на божественном праве, не означало восприятия идеи личной власти короля, тем более отождествления ее с деспотизмом. Королевские прерогативы не выходили за рамки законного порядка, и считалось, что «король трудится для Государства».

Вообще французский абсолютизм основывался на концепции неразрывной связи короля и государства, поглощения первого вторым. Юридически король признавался источником любой власти, которая не подлежала какому-либо контролю. Это, в частности привело к закреплению полной свободы короля в сфере законодательства. Король являлся окончательной инстанцией во всех вопросах государственного управления. Он принимал важнейшие внешнеполитические решения, определял экономическую политику государства, устанавливал налоги, выступал высшим распорядителем государственных средств. От его имени осуществлялась судебная власть.
При абсолютизме центральные органы разрослись и усложнились. Однако сами методы управления препятствовали созданию стабильной и четкой государственной администрации.

Старые государственные должности ликвидируются или теряют всякое значение и превращаются в простые синекуры. Сохраняет былой вес лишь канцлер, который становится после короля вторым лицом в государственном управлении.

Потребность в специализированной центральной администрации привела в конце XVI в. к возрастанию роли государственных секретарей, которым поручаются определенные сферы управления (иностранные дела, военные дела, морские дела и колонии, внутренние дела).Расширение круга функций государственных секретарей ведет к быстрому росту центрального аппарата, к его бюрократизации.
Большую роль в центральном управлении играл сначала суперинтендант финансов, а затем Генеральный контролер финансов. Этот пост приобрел огромное значение начиная с Кольбера (1665 год), который не только составлял государственный бюджет и непосредственно руководил всей экономической политикой Франции, но практически контролировал деятельность администрации, организовывал работы по составлению королевских законов. При Генеральном контролере финансов со временем также возник большой аппарат, состоявший из 29 различных служб и многочисленных бюро.

Для укрепления своих позиций в провинциях короли начиная с 1535 года посылают туда комиссаров с разными временными поручениями, но вскоре последние становятся постоянными должностными лицами, инспектирующими суд, администрацию городов, финансы.
Централизация коснулась и городского управления. Муниципальные советники и мэры перестали избираться, а назначались королевской администрацией.

Главным источником поступления денежных средств в казну были налоги. Несмотря на огромные доходы, государственный бюджет сводился с огромным дефицитом, что было вызвано не только большими затратами на армию и раббухший бюрократический аппарат. Огромные средства шли на содержание самого короля и его семьи.

Военные силы, которые абсолютистское государство могло противопоставлять натиску антифеодальных движений, складывались из двух элементов: вооруженной буржуазии в городах и регулярной армии.

Все военные силы на территории провинции находились под командованием губернатора. Губернаторы как представители прежде всего военной власти на местах служили важным звеном централизованной военной машины. Города окончательно утратили при Людовике XIV свое самоуправление. Особенно наглядно принцип нейтрализации выражался во вторжении в провинциальную администрацию присылаемых из столицы интендантов.

Самый принцип «личного» управления короля на практике приводил к неизбежным задержкам в решении дел, к мелочности и фактической бесконтрольности, к различным махинациям придворных за спиной короля и т.п.

50. Особенности абсолютизма в Германии. Государственный строй Баварии и Пруссии

Посмотреть ответы на другие вопросы к экзамену или зачету по дисциплине История государства и права зарубежных стран (ИГПЗС)"

Формирование абсолютизма в Германии
В рассматриваемое время феодальная государственно-политическая система претерпевает значительные изменения. Государственная власть приобретает всё более и более централизованный и абсолютный (свободный) характер.
В Германских землях формируется так называемый региональный абсолютизм. Невозможность создания единого централизованного германского государства была определена рядом факторов: деформирующей процесс создания немецкого национального государства ролью Священной римской империи германской нации под имперством Габсбургов, расколом на протестантские и католические земли в результате Реформации и Контрреформации, образованием вне системы «Священной империи» Бранденбургско-прусского курфюршества, а с 1701 г. - королевства Пруссии, особенностями Крестьянской войны 1524-1525 гг., которые укрепили власть земельных суверенов.

Абсолютистское государство развивалось, преодолевая несколько основных узлов противоречий. Во-первых: так как центр тяжести продолжал покоиться на сельском хозяйстве, основным выразителем классового отрицания феодализма оставалось крестьянство (наиболее показательной, с этой точки зрения, является Крестьянская война 1524 - 25 гг.). Во-вторых: налоговая политика абсолютизма приводила к недовольству горожан, буржуазии, которые хотели оказывать влияние на политический режим, соответственно своему вкладу в его финансирование - «Нет налогов, без представительства!». В третьих: в ряде случаев возрастали сепаратистские устремления аристократии (например, в Германии).

Начинается время «просвещённого абсолютизма» («просвещённого деспотизма»). Не меняя по существу государственных форм абсолютной монархии, в рамках этих форм, сверху проводились реформы в экономической, политической, культурных областях, направленные на модернизацию, устранение наиболее устаревших, явственно всего мешавших устойчивому функционированию государства проявлений феодального порядка. Однако в силу непоследовательности реформ, их случайного (эмпирического) характера, обратимостью, связанностью с личностью чиновника-реформатора или «просвещённого государя», «Просвещённый абсолютизм» в целом характеризуется безрезультатностью и ещё больше обостряет социально-политическую ситуацию

Герцогство Пруссия — немецкое герцогство, созданное в 1525 году вместо Немецкого (Тевтонского) ордена.
Последний, 37-й великий магистр Тевтонского ордена Альбрехт Бранденбургский (1490—1568), который заступил на эту должность в 1511 году, решил под влиянием идей Реформации Мартина Лютера стать светским правителем и превратил Тевтонский Орден в 1525 году в герцогство Пруссия. Альбрехт подписал 8 апреля 1525 года в Кракове мирный договор с Польским королевством и 10 апреля 1525 года принес вассальную присягу королю Польши как герцог Пруссии (1525—1568). После этого он выехал в прусскую столицу Кенигсберг и там 6 июля 1525 года одним из первых немецких князей объявил себя сторонником Реформации Лютера. Герцогство Пруссия стало лютеранским по вероисповеданию.

В герцогстве Пруссия установилась династия Гогенцоллернов, к которой принадлежал Альбрехт I. Его преемник Альбрехт II Фридрих (1568—1618) страдал слабоумием и поэтому Польша в 1577 году назначила собственных администраторов герцогства, которыми с 1603 года были курфюрсты Бранденбурга. После смерти Альбрехта II Фридриха в 1618 году курфюрсты Бранденбурга, которые тоже принадлежали к династии Гогенцоллернов, унаследовали титул прусских герцогов, однако Пруссия по-прежнему считалась вассалом Речи Посполитой. Лишь в 1657 году, воспользовавшись тяжелым положением Польши в войнах со Швецией, Россией и украинскими казаками, Бранденбург добился подписания Велявско-Быдгощского трактата с Польшей, по которому герцогство Пруссия становилось независимым и примыкало к Бранденбургу. В 1701 году с провозглашением Королевства Пруссия состоялось окончательное объединение Пруссии и Бранденбурга.

Бавария. К 1505 году Бавария оказалась объединена герцогом Альбрехтом IV Мудрым из Мюнхенской линии. Сознавая весь вред существовавшего до сих пор дробления на уделы, добился от них признания единства и нераздельности государства и порядка престолонаследия по праву первородства. Согласно с этим, из трех его сыновей, Вильгельма IV, Людвига X и Эрнста, ему должен был наследовать один только Вильгельм.

Но после смерти Альбрехта в 1508 году начались новые распри, приведшие к совместному правлению Вильгельма (ум. 1550) и Людвига (ум. 1545). Они оба оказали реформации, нашедшей многочисленных приверженцев и в Баварии, самое решительное противодействие и в 1541 году призвали в страну иезуитов. После смерти Людвига Бавария вновь оказалась объединена в руках Вильгельма. Его сын, Альбрехт V Великодушный тоже был другом иезуитов, но вместе с тем покровительствовал наукам и искусствам. Из трех его сыновей ему наследовал в 1579 году Вильгельм V Благочестивый, которого в 1597 году сейм вынудил передать правление своему старшему сыну Максимилиану I и удалиться в монастырь.

Максимилиан I, одаренный многими способностями, был лидером лиги, образовавшейся против протестантской Унии. Во время Тридцатилетней войны император Фердинанд II пожаловал ему в 1623 году Пфальцское курфюршество и в виде залога на военные издержки передал ему Верхний Пфальц. Вестфальский мир упрочил за Максимилианом I титул курфюрста и владение Верхним Пфальцем, вместе с тем учреждено было восьмое курфюршество для Пфальцской линии и за нею утверждено право наследства на Баварию в случае прекращения потомства Вильгельма. Таким образом Баварское герцогство было преобразовано в курфюршество.
В XIV ст. положено было начало постепенному развитию сословного государственного устройства Б., так как, пользуясь затруднениями и раздорами своих князей, дворянство и города вымогали от них разные права и льготы, встречая поддержку со стороны владетелей духовных княжеств и имуществ. Сословия (прелаты, рыцари и города) собирались, когда им заблагорассудится, и притом либо в виде " сейма" (соединенные сословия), либо в виде отдельных сословий, из которых каждое образовало свой особый союз. Общие государственные законы предварительно обсуждались постоянной сословной комиссией, совместно с советниками герцога, а затем поступали на окончательное утверждение сейма. Разверстка утвержденных налогов производилась опять-таки сословиями, которые взимали и расходовали их через своих людей, а не через герцогских чиновников.

Первоначально во главе «племенных герцогств» стояли, видимо, вожди соответствующих германских племён, окруженные военной знатью. В период империи Каролингов эти вожди приняли титул герцога как элемент культуры Каролингского возрождения и новой системы феодализма. Герцоги присвоили себе право назначения епископов, аббатов и, зачастую, графов на территории своих княжеств, формируя таким образом региональную властную элиту, независимую от императоров. После смерти последнего германского короля из династии Каролингов, герцоги взяли на себя функцию избрания нового короля. В дальнейшем эта традиция трансформировалась в институт курфюрство-выборщиков Священной Римской империи.

В то же время, образование «племенных герцогств» — региональных центров власти в Германии, способствовало усилению антагонизма между различными династиями и аристократическими группами в империи, что вело к непрекращающимся войнам, борьбе за имперский престол и мятежам. Это значительно ослабляло Германское королевство и стало одной из причин его фактического распада.

«Племенную» составляющую в системе власти в герцогствах для периода после Каролингов следует понимать не в смысле этнического единства и обособленности, а скорее как указание на наличие достаточно закрытого слоя местной правящей элиты. Эта элита первоначально возглавлялась франкскими аристократами, но с течением времени всё большее значение приобретала местная немецкая региональная знать, чьи традиции если и восходили к временам германских племён, то в существенной степени уже потеряли родовую окраску.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.